Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)
Оценка 4.9

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
биология
10 кл
26.03.2017
Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)
Конспект урока по биологии в 10 классе, базовый уровень, по программе Н.И. Сонина на тему "Пластический обмен. Фотосинтез." Цель: углубить знания учащихся о метаболизме на основе изучения способов питания организмов; закрепить понятие о фотосинтезе как одном из процессов метаболизма; охарактеризовать две фазы фотосинтеза. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: таблицы "Фотосинтез и его фазы", "Этапы энергетического обмена", рис.50 (хлоропласт), рис.51 (фотосинтез у высших растений)
Пластический обмен. Фотосинтез..docx
Биология 10 класс Урок 19 Тема урока: Пластический обмен. Фотосинтез. Цель урока: углубить знания учащихся о метаболизме на основе изучения способов питания  организмов; закрепить понятие о фотосинтезе как одном из процессов метаболизма;  охарактеризовать две фазы фотосинтеза. Оборудование: презентация к уроку. I.Организационный момент II.Актуализация знаний.  Ход урока. 1. Проверка выполнения домашнего задания в рабочей тетради по теме Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен. 1.. Дайте определения понятий. Метаболизм – набор химических реакций, которые возникают в живом организме для  поддержания жизни.     Энергетический обмен – процесс метаболического распада, разложения на более простые  вещества или окисления какого­либо вещества, обычно протекающий с высвобождением  энергии в виде тепла и в виде АТФ. Пластический обмен – совокупность всех процессов биосинтеза, протекающих в живых  организмах. 2. Заполните таблицу. 3. Изобразите схематично молекулу АТФ. Обозначьте ее части. Укажите расположение  макроэргических связей. Напишите полное название этой молекулы. АТФ – аденозинтрифосфорная кислота  2. 4. К какому классу органических веществ относится АТФ? Почему вы сделали такой  вывод? Нуклеотид, так как состоит из аденина, рибозы и трех остатков фосфорной кислоты.  5. Пользуясь материалом § 3.2, заполните таблицу. 6. Какова биологическая роль ступенчатого характера энергетического обмена? Постепенное выделение энергии, идущее в ходе энергетического обмена, позволяет более  рационально использовать и запасать энергию. При разовом выделении такого числа  энергии большая ее часть просто не успела бы соединиться с АДФ и выделилась бы как  тепло, что означает большие потери для организма. 7. Объясните, почему кислород необходим большинству современных организмов. В  результате какого процесса в клетках образуется углекислый газ? Кислород необходим для дыхания. При наличии кислорода органические вещества при  дыхании полностью окисляются до углекислого газа и воды. 8. Как повлияло накопление в атмосфере Земли кислорода на степень интенсивности  процессов жизнедеятельности обитателей нашей планеты? Кислород оказывает глубокое влияние на организм в целом, повышая общую энергию  жизнедеятельности обитателей нашей планеты. Возникли и эволюционировали новые  организмы. 9. Вставьте пропущенные слова. Реакции пластического обмена идут с поглощением энергии. Реакции энергетического обмена идут с выделением энергии. Подготовительный этап энергетического обмена осуществляется в ЖКТ и лизосомах  клетки. Гликолиз протекает в цитоплазме. Во время подготовительного этапа белки под действием пищеварительных ферментов  превращаются в аминокислоты. 10. Выберите правильный ответ.  Тест 1. Какая из аббревиатур обозначает носителя энергии в живой клетке?  1) АВС        2) АЗС               3) АТФ;              4) ДТП Тест 2. На подготовительном этапе энергетического обмена белки распадаются до: 1) моносахаридов              3) глицерина и жирных кислот 2) аминокислот;                 4) нуклеотидов Тест 3. В результате бескислородного окисления в клетках животных при недостатке кислорода  образуется: 1) ПВК                                                     3) молочная кислота; 2) этиловый спирт                                  4) масляная кислота Тест 4. Энергия, которая выделяется в реакциях подготовительного этапа энергетического  обмена: 1) запасается в виде АТФ 2)    рассеивается в виде тепла; 3) большая часть рассеивается в виде тепла, меньшая – запасается в виде АТФ 4) меньшая часть рассеивается в виде тепла, большая – запасается в виде АТФ Тест 5. Гликолиз обеспечивают ферменты: 1) пищеварительного тракта                         3) цитоплазмы; 2) лизосом                                                       4) митохондрий Тест 6. При полном окислении четырех молекул глюкозы образуется: 1) 18 молекул АТФ            3) 144 молекул АТФ 2) 48 молекул АТФ            4) 152 молекулы АТФ. Тест 7. Для наиболее быстрого восстановления работоспособности при усталости в период  подготовки к экзамену лучше всего съесть: 1) бутерброд                                            3) кусок сахара; 2) кусок мяса                                           4) яблоко 12. Скорость обмена веществ непостоянна. Укажите некоторые внешние и внутренние  причины, которые, по вашему мнению, способны изменять скорость обмена веществ. Внешние – температура окружающей среды, физические нагрузки, масса тела.  Внутренние – уровень гормонов в крови, состояние нервной системы (угнетение или  возбуждение). 13. Вы знаете, что существуют аэробные и анаэробные организмы. А кто такие  факультативные анаэробы? Это организмы, энергетические циклы которых проходят по анаэробному пути, но  способные существовать при доступе кислорода, в отличие от облигатных анаэробов, для  которых кислород губителен. . 16. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.2.  Для любого организма характерен обмен веществ – набор хим. реакций для поддержания  жизни. Энергетический обмен – процесс разложения на более простые вещества,  протекающий с высвобождением энергии в виде тепла и в виде АТФ. Пластический обмен – совокупность всех процессов биосинтеза, протекающих в живых организмах.  Молекула АТФ – универсальный поставщик энергии в клетках.  Энергетический обмен протекает в 3 стадии: подготовительный этап (образуется глюкоза и тепло), гликолиз (образуется ПВК, 2 молекулы АТФ и тепло) и кислородный, или  клеточное дыхание, (образуется 36 молекул АТФ и углекислый газ). III.Сообщение темы и цели урока IV.Работа над новой темой.    Вступительная беседа.         Любой живой организм – это система, в которой постоянно осуществляются разные  процессы. В ходе жизнедеятельности клетки накапливаются питательные вещества, образуются новые органоиды, растут, делятся, выполняют свои специфические функции, осуществляя при  этом активный синтез органических веществ – пластический обмен и расходуя энергию,  запасенную в процессе энергетического обмена. Особенно активно ассимеляция ( пластический обмен)  происходит в период роста организма. Но для осуществления процессов биосинтеза  наличие одной энергии мало. Нужен еще материал, из которого организм сможет синтезировать свои органические соединения. Самым важным элементом, необходимым всем живым  организмам, является углерод.. В зависимости от способа получения  углерода, т.е. по типу  питания, все организмы делятся на две большие группы. Какие? 1. Работа с текстом учебника с.98­101. 1) Типы питания ­ Прочитайте текст параграфа на с. 98. «Типы питания» ­ На какие группы питания делятся все организмы? ( автотрофы, гетеротрофы). ­ Дайте характеристику автотрофным организмам. ­ геторотрофным. ­ Какие  еще существуют организмы по типу питания? (миксотрофные)       2) Фотосинтез.     Одним наиболее важных процессов пластического обмена является фотосинтез. Большой  вклад в изучение процесса фотосинтеза внес выдающийся русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев. Он впервые доказал, что растения, синтезируя сахара их неорганического вещества  – углекислого газа, преобпазуют энергию света в энергию химических связей.. Однако еще  раньше, в 1771 г., английский ученый Джозеф Пристли на основании своих наблюдений сделал  вывод, что растения улучшают воздух, делая его пригодным для дыхания. Так впервые было  определено уникальное значение зеленых растений.     Прочитайте текст параграфа на с. 99 «Фотосинтез» ­  Где осуществляются реакции фотосинтеза? ( в специальных органоидах: у высших растений – в хлоропластах, у водорослей – в хроматофорах, а у цианобактерий – на тилакоидах  ­  впячиваниях клеточной месмраны (рис.50)     Суммарное уравнение фотосинтеза можно записать в следующем виде: В процессе фотосинтеза при участии углекислого газа и воды образуется сахар – глюкоза.  Эта реакция протекает за счет энергии света, которая запасается в химических связях  молекулы глюкозы, т.е.  во время фотосинтеза происходит преобразование солнечной энергии в химическую ( рис.51). Весь процесс условно можно разделить на две фазы: световая фаза и  темновая фаза.    Работа с учебником с.100­101 Прочитайте в учебнике, что происходит во время световой и темновой фазы и  заполните таблицу в задании №3 1) Световая фаза 2) Темновая фаза V.Закрепление. Работа в Рабочей тетради на печатной основе. Тема 3.3. Пластический обмен. Фотосинтез. 1. Дайте определения понятий. Фотосинтез — процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету  при участии фотосинтетических пигментов.   Автотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Гетеротрофы — организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из  неорганических путем фотосинтеза или хемосинтеза. Миксотрофы — организмы, способные использовать различные источники углерода и энергии. 2. Заполните таблицу. 3. Заполните таблицу. 4. Объясните суть утверждения великого русского ученого К. А. Тимирязева: «Полено —  это консерв солнечной энергии». Полено – часть дерева, ткани его состоят из накопленных органических соединений  (целлюлоза, сахара и др.), которые образовались в процессе фотосинтеза. 5. Напишите суммарное уравнение фотосинтеза. Не забудьте указать обязательные  условия протекания реакций. 12. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует  первоначальному значению его корней. Выбранный термин – миксотрофы.  Соответствие. Термин уточнен, так называют организмы со смешанными типом питания,  которые способны использовать различные источники углерода и энергии.  VI.Итог урока. ­ Какие можно сделать выводы по уроку?  13. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.3. По типу питания все живые организмы делятся на: Автотрофы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Гетеротрофы, питающиеся готовыми органическими веществами. Миксотрофы со смешанным питанием. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету  при участии фотосинтетических пигментов фототрофами. Он делится на световую фазу (образуются молекулы воды и Н+, необходимые для темновой  фазы, а также выделяется кислород) и темновую (образуется глюкоза). Суммарное уравнение  фотосинтеза: 6СО2 + 6Н2О   С6Н12О6 + 6О2. Он протекает на свету в присутствии  → хлорофилла. Так энергия света превращается в   энергию химических связей, а растения  образуют для себя глюкозу и сахара. Рефлексия. Выставление оценок за работу на уроке Домашнее задание: параграф 3.3, вопросы 1­6 на с.102 (устно), выполнить оставшиеся  задания в РТ.

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)

Конспект урока по биологии "Пластический обмен. Фотосинтез." (10 класс, базовый уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017