Конспект урока по биологии "Уровни организации и методы познания живой природы" (10 класс, базовый уровень)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
10 кл
26.03.2017
Конспект урока биологии в 10 классе по учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой (базовый уровень), по теме "Уровни организации и методы познания живой природы". Цель урока: углубить понимание уровней организации живого; познакомить с особенностями и разнообразием методов познания живого в современной биологии.
Оборудование : таблица «Уровни организации живой материи»Конспект урока
Уровни организации и методы познания живой природы.docx
Биология 10 класс
Урок 3.
Тема урока: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЖИВОЙ
ПРИРОДЫ
Цель урока: углубить понимание уровней организации живого; познакомить с
особенностями и разнообразием методов познания живого в современной биологии.
Оборудование : таблица «Уровни организации живой материи»
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
1).Фронтальный опрос. ( вопр. см на с.15 учебника)
1.Что такое жизнь. Попытайтесь дать свое определение.
2.Перечислите основные свойства живой материи. ( Выделяют следующие свойства
живой материи:
единство элементного химического состава;
единство биохимического состава;
единство структурной организации;
дискретность и целостность
обмен веществ и энергии
способность к саморегуляции
открытость;
размножение;
наследственность и изменчивость;
рост и развитие;
раздражимость и движение;
ритмичность
3.Объясните, в чем, по вашему мнению, заключаются принципиальные различия обмена
веществами в неживой природе и у живых организмов.
4. Дайте определение понятия «развитие» Какие формы развития вы знаете?
5. Что такое раздражимость? Каково значение избирательной реакции организмов для их
приспособления к условиям существования?
6. В чем значение ритмичности процессов жизнедеятельности?
2) Индивидуальная работа по карточкам.
Задание 1. Установите соответствие между группами и их представителями
ОБЪЕКТЫ ГРУППЫ
1.Клетка А. Живая природа
2. Молекула белка Б. Неживая природа
3.Корневище ландыша
4.Дизентерийная амёба
5.Сосулька льда
6. Кристалл NaCl
1
2
3
4
5
6 Задание 2. Соедините стрелками соответствующие друг другу элементы левого и правого
столбика.
1.Дискретность и целостность
2.Открытость
3.Ритмичность
4.Раздражимость и движение
А. Приспособление организмов к
периодически меняющимся условиям
существования
Б. Способность организма избирательно
реагировать на внешние и внутренние
воздействия
В. Постоянный обмен веществами и
энергией с окружающей средой
Г. Отдельные взаимодействующие части
образуют единое целое
Задание 3.Выберите правильный ответ
1. Живыми являются:
1)кораллы в витрине зоологического музея;
2) вулканы, извергающие лаву;
3)дрожжи, добавленные в опару теста;
4) гейзеры на Камчатке.
2. Название какого термина написано без орфографической ошибки?
1)дескретность; 2)ассимиляция 3)филогенез 4) гомеастаз
Ответы:
Задание 1. 1А, 2Б, 3А, 4А, 5Б, 6Б
Задание 2. 1Г, 2В, 3А, 4Б
Задание3. 13, 23
Ключ: 1211 правильных ответов –«5»
108 правильных ответов – «4»
7 – 5 правильных ответов – «3»
4 и менее – «2»
III. Сообщение темы и цели урока
IV.Изучение нового материала
1. Методы познания живой природы
А) Слово учителя.
Достижения современной биологии связаны с углублением в понимании уровней
организации живого. Этому способствовало развитие сравнительных биологических
методов исследования живых систем, а также использование других методов и подходов
( физикохимических и математических).
Б) Методы познания живой природы. Работа с учебником с.1920
Рассматривание методов познания живого и их значения, а также приборов, используемых
в биологических исследованиях.
Метод наблюдения (описательный метод) Сравнительный метод
Исторический метод
Экспериментальный метод
Метод моделирования.
Данные методы позволяют сказать, что в процессе эволюции происходило постепенное
усложнение организации живой природы.
По современным представлениям, жизнь как особая форма существования материи
представлена несколькими уровнями организации ( рис.2 на с.17)
В) Самостоятельная работа по заполнению таблицы с последующим обсуждением.
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ
Уровень
организации
1.Молекулярно
генетический
Биологичес
кая
система
Ген
(макромолек
ула)
Элементы,
образующие
систему
Макромолекулы
нуклеиновых кислот,
белков, АТФ
2.Клеточный
Клетка
3.Тканевый
Ткань
Структурные части
клетки и
биологические
молекулы
Совокупность клеток
и межклеточного
вещества
4.Органный
Орган
Клетки, ткани
5.Организменный
Организм
(особь)
Клетки, ткани. Органы
и системы органов с
их уникальными
жизненными
функциями
6.Популяционно
видовой
Популяция
Совокупность особей
одного вида
Значение уровня в
органическом мире
Кодирование и передача
наследственной информации,
обмен веществ, превращение
энергии
Существование клетки
лежит в основе размножения,
роста и развития живых
организмов, биосинтеза
белка.
Разные виды тканей у
животных и растений
отличаются строением и
выполняют различные
функции. Изучение этого
уровня позволяет проследить
эволюцию и индивидуальное
развитие тканей
Позволяет изучить строение,
функции, механизм
действия, происхождение,
эволюцию и индивидуальное
развитие органов растений и
животных
Обеспечивает
функционирование органов в
жизнедеятельности
организма,
приспособительные
изменения и поведение
организмов в различных
экологических условиях
Осуществляет процесс
видообразования 7.Биогеоценотичес
кий
8.Биосферный
Биогеоценоз Исторически
сложившаяся
совокупность
организмов разного
ранга в сочетании с
факторами
окружающей среды
Все биогеоценозы
биосфера
Круговорот веществ и
энергии
Здесь происходят все
круговороты веществ и
энергии, связанные с
жизнедеятельностью всех
живых организмов,
обитающих на Земле.
IV.Итог урока.
Домашнее задание:
1) Изучить параграф 1.3, вопросы на с.20,; с.21 – вопросы для обсуждения.
2) Подготовить сообщение «История изучения клетки с XVI по XX век”, « Создание
клеточной теории и её положения»
Конспект урока по биологии "Уровни организации и методы познания живой природы" (10 класс, базовый уровень)
Конспект урока по биологии "Уровни организации и методы познания живой природы" (10 класс, базовый уровень)
Конспект урока по биологии "Уровни организации и методы познания живой природы" (10 класс, базовый уровень)
Конспект урока по биологии "Уровни организации и методы познания живой природы" (10 класс, базовый уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.