Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"
Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Цели: познакомить учащихся с энергетическим и пластическим обменом; ролью органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ. Формировать умения: объяснять биологическую роль обмена веществ; самостоятельно работать с текстом, рисунками и схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Оборудование: таблицы «Схема строения живой клетки», «Схема кровообращения», «Схема строения органов пищеварения».
Урок 49. Обмен веществ.rtf
У р о к 49
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ
Ц е л и: познакомить учащихся с энергетическим и пластическим
обменом; ролью органов пищеварения, кровообращения, дыхания и
выделения в обмене веществ. Формировать умения: объяснять
биологическую роль обмена веществ; самостоятельно работать с
текстом, рисунками и схемами учебника, извлекая из них нужную
информацию;
логически мыслить и оформлять результаты
мыслительных операций в устной и письменной форме.
О б о р у д о в а н и е : таблицы «Схема строения живой клетки»,
«Схема кровообращения», «Схема строения органов пищеварения».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка и закрепление знаний.
1. П р о в е р к а з а д а н и й 1–5 в р у б р и к е «Проверьте свои
знания» на с. 186.
2. П р о в е р к а з а д а н и я в р у б р и к е «Подумайте» на с. 186
учебника.
В о п р о с . Известно, что в желудке перевариваются белки. Почему
же стенки самого желудка не повреждаются?
III. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового
материала.
1) Уже в 5 и 6 классах мы вели разговор о признаках живого.
Вспомните основные признаки живых организмов.
О т в е т . Для живых организмов характерен обмен веществ,
питание, дыхание, выделение продуктов жизнедеятельности, рост,
развитие, размножение, подвижность, раздражимость.
(Записываем на доске и в тетрадях основные признаки живого.)
2) Почему «питание»,
«выделение продуктов
«дыхание»,
жизнедеятельности» выделены среди других признаков живого?
О т в е т .
Питание,
дыхание,
выделение
продуктов жизнедеятельности являются компонентами (элементами,
составными частями) обмена веществ.
3) Вспомните определение понятия «обмен веществ», которое мы
давали в 6–7 классах.
О т в е т . Обмен веществ – это поступление из внешней среды в
организм одних веществ и выделение из организма во внешнюю среду
других.
4) Что такое питание?
О т в е т .
Питание – это процесс получения организмом из
внешней среды веществ и энергии.
Р е п л и к а у ч и т е л я . То есть питание – это часть обмена веществ.
5) Что такое дыхание?
О т в е т . Дыхание – это газообмен между организмом и внешней
средой: из внешней среды в организм поступает кислород, а из
организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.
Р е п л и к а у ч и т е л я . Дыхание – это тоже часть обмена веществ.
6) Что называется выделением у живых организмов?
О т в е т . Выделение – это процесс удаления из организма во
внешнюю среду ненужных, вредных и ядовитых веществ.
Р е п л и к а у ч и т е л я . И выделение есть часть обменных процессов.
7) А теперь задумаемся над вопросом: остаются ли неизменными
вещества и энергия, поступившие из внешней среды в организм?
О т в е т . Нет.
8) Что же с ними происходит в организме?
О т в е т . Вещества, поступившие из внешней среды в организм,
подвергаются различным превращениям.
9) Таким образом, обобщив и упорядочив все вышесказанное,
сформулируем определение понятия «обмен веществ».
IV. Изучение нового материала.
Обмен веществ – это совокупность процессов, обеспечивающих
поступление веществ и энергии из внешней среды в организм, их
преобразование
полезных
компонентов этого преобразования на нужды организма и выделение из
организма во внешнюю среду ненужных, вредных и ядовитых веществ.
внутри организма,
использование Определение учащиеся записывают в тетрадь и подчеркивают ключевые слова.
У ч и т е л ь . Проанализируем получившееся определение.
В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя п р и х о д я т
к с л е д у ю щ и м у м о з а к л ю ч е н и я м :
Обмен веществ складывается из следующих этапов:
1) поступление веществ и энергии в организм из внешней среды;
2) преобразование этих веществ и энергии внутри организма;
3) использование организмом положительных компонентов данных
преобразований;
4) выброс из организма ненужных компонентов преобразований во
внешнюю среду.
У ч и т е л ь . Каким преобразованиям подвергаются вещества и
энергия, поступившие из внешней среды в организм?
В ходе самостоятельной работы с текстом, схемами и рисунками,
данными в учебнике на с. 162–163, у ч е н и к и п р и х о д я т к м ы с л и
о том, что преобразования веществ внутри организма могут быть
представлены пластическим и энергетическим обменом.
Пластический обмен – это совокупность процессов синтеза,
создания сложных органических соединений из менее сложных, идущих
с поглощением и накоплением энергии.
Энергетический обмен – это совокупность процессов расщепления
сложных органических веществ до менее сложных, идущих с
выделением энергии.
Хотя пластический и энергетический обмен противоположные по
своей сути процессы, они могут существовать в неразрывной связи, так
как:
пластический обмен нуждается в энергии, которую поставляет
энергетический обмен;
энергетический обмен дает пластическому обмену материал, из
которого создаются сложные органические соединения.
Например, белки, поступившие в организм человека в составе пищи,
не могут быть им использованы в неизменном виде для «строительства»
клеток и тканей. В процессе энергетического обмена белки пищи
расщепляются до аминокислот, а из аминокислот в процессе пластического обмена создаются белки, которые по составу и свойствам
соответствуют данному организму.
Кроме того, энергия, высвободившаяся при энергетическом обмене,
будет использована на протекание процессов пластического обмена.
Обмен веществ в той его части, которая касается преобразования
– это совокупность процессов энергетического и
веществ,
пластического обмена.
Пока существуют пластический и энергетический обмен, организм
живет. Нарушение одного из них ведет к неминуемой гибели организма.
Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным
моментом которого является постоянно осуществляющийся обмен
веществ. Прекращение обмена веществ означает смерть организма.
V. Закрепление изученного материала.
У ч а щ и е с я в ы п о л н я ю т з а д а н и я в р у б р и к е «Проверьте
свои знания» на с. 193 учебника.
1) Какие процессы происходят в клетке?
2) Что является внешним проявлением жизненных процессов?
3) Что получает организм из внешней среды?
4) Какие вещества организм выделяет во внешнюю среду?
5) Что называется пластическим обменом?
(Совокупность процессов, приводящих к усвоению веществ и
накоплению энергии, называется пластическим обменом (от греч.
«пластика» – лепить). Это точное название: ведь из питательных
веществ, поступающих в клетки, строятся свойственные организму
белки, жиры, углеводы, которые, в свою очередь, идут на создание
новых клеток, их органоидов, межклеточного вещества.)
6) Что происходит в организме за счет пластического обмена?
(За счет пластического обмена происходит рост, развитие и
деление каждой клетки.)
7) В чем суть энергетического обмена?
(Процесс, в ходе которого происходит распад части поступающих
в клетки органических веществ с выделением энергии, называется
энергетическим обменом.)
8) Какова биологическая роль энергетического обмена? 9) Что называется обменом веществ и энергии?
После выполнения заданий в рубрике «Проверьте свои знания» ответы
обсуждаются и проверяются.
Задание на дом: изучить текст, схемы и рисунки на с. 187–191
учебника; выполнить задания 170–172 на с. 110 в рабочей тетради.
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ОБМЕН ВЕЩЕСТВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.