Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"
Цели: рассмотрение преимущества полового размножения перед бесполым; строение и функции половой системы; определить роль половых желез в жизнедеятельности организма; сущность процесса оплодотворения и его значение; проследить развитие зародыша и плода в матке; познакомить с гигиеническими требованиями к режиму будущей матери. Формировать умения: использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих животных и плода человека. Оборудование: модели зародышей позвоночных; объемная таблица «Зародыши позвоночных животных».
Урок 56. Половая система человека.rtf
У р о к   56 ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА Ц е л и:  рассмотрение   преимущества   полового   размножения   перед бесполым;   строение   и   функции   половой   системы;   определить   роль половых   желез   в   жизнедеятельности   организма;   сущность   процесса оплодотворения и его значение; проследить развитие зародыша и плода в   матке;   познакомить   с   гигиеническими   требованиями   к   режиму будущей матери. Формировать умения: использовать эмбриологические данные   для   доказательства   эволюции   человека;   находить   черты сходства   и   отличия   в   размножении   и   развитии   зародыша млекопитающих животных и плода человека. О б о р у д о в а н и е :   модели   зародышей   позвоночных;   объемная таблица «Зародыши позвоночных животных».  Ход урока I. Организационный момент. II.   Актуализация   знаний,   необходимых   для   изучения   нового материала. 1) Что следует понимать под размножением?  (Размножение  –   это   способность   организмов   воспроизводить себе подобных.)  2)   Какие   два   основных   типа   размножения   различают   в   живой природе?  (Обычно различают бесполое и половое размножение).  3) Как осуществляется бесполое размножение?  (При   бесполом   размножении   потомки   развиваются   из   одной материнской   клетки   или   группы   клеток   (части   материнского организма).   По   наследуемым   свойствам   образующиеся   потомки идентичны материнскому организму и называются клонами.)  4) Чем характеризуется половое размножение?  (Половое размножение отличается наличием полового процесса, который   обеспечивает   обмен   наследственной   информацией   и создает условия для возникновения наследственной изменчивости. В нем,   как   правило,   участвуют   две   особи   –   женская   и   мужская, которые образуют гаплоидные женские и мужские половые клетки – гаметы. В результате оплодотворения, т. е. слияния женской и мужской гамет, образуется диплоидная зигота с новой комбинацией наследственных признаков, которая и становится родоначальницей нового организма.  Половое   размножение   по   сравнению   с   бесполым   обеспечивает появление наследственно более разнообразного потомства.) III. Изучение нового материала.  1. П о и с к о в а я   р а б о т а   с   т е к с т о м  учебника с. 212–219. З а д а н и е . Дать определение следующим биологическим терминам, опираясь на текст учебника на с. 212–219.  Половая клетка женская – яйцеклетка – довольно крупная (до 150 мкм) клетка округлой формы; несет половинный набор хромосом; в цитоплазме содержит большое количество питательных веществ. Половая клетка мужская – сперматозоид  – клетка, имеющая головку с крупным ядром, шейку и длинный хвостик. Несет половинный набор хромосом.  Половое размножение  – тип размножения, в котором принимают участие два организма – мужской и женский, отличающиеся друг от друга   внешними   признаками,   строением   половых   органов,   разными половыми клетками: женские – яйцеклетки; мужские – сперматозоиды.  Оплодотворение внешнее  – слияние яйцеклетки и сперматозоида вне тела самки.  Оплодотворение   внутреннее  –   слияние   яйцеклетки   и сперматозоида в теле самки. Внутриутробное   развитие  –   развитие   зародыша   (плода)   от момента оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка.  Плацента  –   структура,   образовавшаяся   из   оболочек   зародыша, через которую осуществляется его питание.  Матка – женский внутренний половой орган, в котором развивается зародыш.  Роды – процесс выхода ребенка из тела матери. Беременность  – состояние женщины от момента оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка.  2. З а п о л н е н и е   т а б л и ц ы  «Половое и бесполое размножение».  Сравниваемые  № п/п 1 1 Особи, участвующие  признаки 2 в размножении:  – количество; – характеристика особей по полу Размножение  бесполое половое 3 1 4 2 Женская Мужская и женская 2 1 2 Потомство, его  характеристики 3 Сходное между собой  и с материнской  особью  Окончание табл. 4 Наследственно более разнообразное  потомство, чем при  бесполом  размножении, имеет  черты сходства с от­ цовской и  материнской  особями 3. Р а с с к а з   у ч и т е л я . Пол данного организма, его отличительные признаки Мужской   и   женский   организм   различаются   внешне   и   внутренне. Мужчина чаще всего выше женщины, у него широкие плечи и узкий таз. У   женщины,   наоборот,   плечи   уже,   а   бедра   шире.   У   женщины   более округлые части тела, нежнее и мягче голос, чем у мужчины, кроме того, у женщины более, чем у мужчины, развиты молочные железы.  Другими словами, организм женщины прекрасно приспособлен для вынашивания плода и его вскармливания.  Не менее существенные различия имеют и половые органы мужчины и женщины.  4. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я  с текстом учебника на с. 212–219 («Половая система человека») и выполнение заданий 188 и 189 в рабочей тетради с последующей проверкой.  П р о в е р к а   з а д а н и й  188 и 189. 5. Р а с с к а з   у ч и т е л я   с   и с п о л ь з о в а н и е м   т а б л и ц .   Оплодотворение, его биологическая сущность и значение  для жизнедеятельности организма. Развитие зародыша и роды Оплодотворение  –   слияние   мужской   половой   клетки   с   женской, приводящее   к   образованию   зиготы,   которая   дает   начало   новому организму. Оплодотворение   у   человека   происходит   в   маточной   трубе.   В образовавшейся   зародышевой   клетке   (зиготе)   восстанавливается двойной набор хромосом, она несет половину хромосом отцовского и половину хромосом материнского организма. В   результате   объединения   при   оплодотворении   отцовских   и материнских хромосом возникают новые (в каждом случае уникальные) комбинации наследственных факторов. Таким образом, поддерживается генетическое   многообразие   организмов,   которое   служит   материалом для естественного отбора и эволюции вида.  Зародышевая клетка многократно делится, и образуется зародыш. Он имеет   вид   полого   многоклеточного   шарика   с   многочисленными ворсинками   на   поверхности.   Зародыш   перемещается   в   матку   и внедряется в ее слизистую оболочку.  Со   временем   из   окружающих   зародыша   оболочек   и   сосудов слизистой   оболочки   матки   образуется   плацента,   через   которую осуществляется   питание   зародыша.   Связь   плаценты   с   организмом зародыша происходит через пупочный канатик.  Зародыш   не   сразу   становится   похожим   на   человека.   В   процессе развития у него появляются многие признаки, характерные для наших очень далеких предков – к примеру, жаберные дуги и щели, типичные для рыб, хвост, напоминающий хвост рептилий. К моменту рождения эти органы исчезают.  Развитие зародыша (плода) продолжается 40 недель и происходит в теле матери. Перед родами у женщины начинаются родовые схватки – непроизвольные   сокращения   матки.   У   родившегося   ребенка расправляются   легкие,   и   с   первым   криком   он   начинает   дышать самостоятельно. Состояние   женщины   от   момента   оплодотворения   яйцеклетки   до   Это   очень рождения   ребенка   называется   перестройка ответственный   период, жизнедеятельности всего организма будущей матери, которая должна соблюдать   необходимые   гигиенические   требования,   следить   за состоянием   здоровья   и   находиться   под   тщательным   медицинским наблюдением.  беременностью.   происходит   когда Пища   беременной   женщины   должна   быть   полноценной,   но   не избыточной. Особенно важно, чтобы в пищевых продуктах содержались соли железа, кальция, а также витамины.  Беременной женщине абсолютно противопоказаны курение и прием алкоголя.  Назначение   и   прием   лекарств   также   должны   проводиться   под строгим контролем врача.  6. Сообщение учащегося «Курение и потомство». Доказано влияние никотина на половые железы. Если самцу кролика вводить   в   организм   никотин,   то   у   него   уменьшается   размер   яичек, происходят нарушения в половых клетках (сперматозоидах). Подобные же   явления   могут   наблюдаться   у   длительно   курящих   мужчин, ощущающих преждевременное угасание половой функции.  По   наблюдениям   специалистов,   не   менее   чем   в   10   %   случаев причиной   полового   бессилия   оказывается   курение.   Прекращение никотиновой интоксикации ведет к восстановлению новой функции. Курящие   женщины,   как   правило,   рано   стареют,   у   них преждевременно   наступает   половое   увядание.   Табак   влияет   и   на течение беременности.  Влияние никотина на плод легко заметить, если проследить за его сердцебиением   после  курения  матери.  У  будущего  ребенка  сразу   же наступает   учащение   пульса.   Естественно,   что   подобная   же   реакция может быть и в случае, если курят в присутствии беременной женщины.  Вредное   воздействие   никотина   на   плод   обусловлено   тем,   что   он уменьшает плацентарный кровоток и снижает поступление кислорода к тканям   растущего   организма.   У   курящих   женщин   выкидыши   и мертворождения детей встречаются в 2–3 раза чаще, чем у некурящих.  Способность   никотина   проникать   через   плаценту   и   переходить   из крови матери в кровь плода дает право утверждать, что курящая мать еще   до   рождения   своего   ребенка   отравляет   его   никотином.   Отсюда самопроизвольные   аборты,   рождение   мертвых   детей,   различные аномалии развития.  В   результате   специального   обследования   населения   японским обществом   санитарии   и   гигиены   установлено,   что   дети   отцов, выкуривающих пачку сигарет в день, в среднем весят на 125 г меньше, чем дети, отцы которых не курят. У курящих материей новорожденные весят на 230 г меньше, чем у рожениц, не знакомых с сигаретой.  Девушки, рано начавшие курить, хуже развиваются физически, чаще болеют бронхитом, чем их некурящие сверстницы.  Употребление   табака   женщинами   всегда   считалось   признаком дурного тона и осуждалось. Так, у А. С. Пушкина есть обращение к красавице, которая нюхала табак:  Ты любишь обонять не утренний цветок,  А вредную траву зелену,  Искусством превращенную  В пушистый порошок.  В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й : 1) Каким образом реагирует плод в утробе матери на никотин? 2) Чем обусловлено вредное воздействие никотина на плод? 7 . С о о б щ е н и е   у ч а щ е г о с я  на тему «Алкоголь и развивающийся организм». Немецкий врач Крепелин в начале ХХ века писал, что последствия алкоголизма не столь страшны, пока половина человечества – женщины почти   не   причастны   к   алкоголю.   Но   когда   пьянство   получило распространение и среди женщин, то «нашим потомкам будет грозить полная гибель». Есть данные, что продолжительность жизни женщин­алкоголиков на 10 %, а мужчин­алкоголиков на 15 % меньше, чем непьющих. Но не только в этом вред алкоголя. У женщин одним из характерных последствий алкоголизма является неспособность вскармливать детей грудью. У пьющих людей чаще бывают мертворожденные дети и выкидыши. Если же ребенок родился живым, то нередко он отстает в развитии и растет умственно неполноценным.  Каков механизм влияния алкоголя на развитие плода?  Здоровье новорожденных зависит от условий формирования половых клеток родителей, внутриутробного развития, течения родов и, наконец, условий послеродового периода. На всех этих этапах контакт плода и новорожденного с алкоголем опасен   своими   физическими   и   психическими   последствиями,   причем риск уродства и заболевания тем выше, чем больше степень воздействия алкоголя   на   живой   организм.   Конкретные   формы   поражения определяются   также   тем,   на   каком   этапе   развития   происходит алкогольная интоксикация.  Выяснено, что действие алкоголя на этапе внутриутробного развития приводит к недоразвитию плода или отдельных его органов (уродства), повышенной смертности новорожденных.  Алкоголь,   попадающий   в   детский   организм   с   молоком   матери, вызывает   нервные   расстройства   (в   том   числе   нарушения   психики, умственную   отсталость),   заболевания   органов   пищеварения   (главным образом печени), сердечно­сосудистой системы и т. д.).  Еще в конце XIX века французский врач Демме, изучая потомство семей   алкоголиков,   установил,   что   почти   50   %   их   детей   погибли   в раннем детстве, а из оставшихся 10 % страдали эпилепсией и водянкой головы, 12 % росли идиотами и только 10 % были здоровы. Женщина,   злоупотребляющая   спиртным…   Это   уже   само   по   себе бедствие. Недаром в народе говорят: «Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит. В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й : 1) Какую угрозу для потомства представляют пьющие родители? 2) От каких факторов зависит здоровье новорожденного?  3)   К   каким   последствиям   приводит   действие   алкоголя   на   этапе внутриутробного развития?  Задание на дом: изучить текст и рисунки в учебнике на с. 212–219; выполнить  задания 190, 191  на  с. 125  в рабочей  тетради;  желающие готовят   сообщения   на   тему   «Активный   образ   жизни   и   проблема старения».

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018