Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ"
Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Цели: рассмотреть особенности высшей нервной деятельности человека (познавательные процессы, сознание, мышление, наблюдение, сущность памяти и ее виды). Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями.
Оборудование: таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Восприятие предмета», «Строение головного мозга человека», портреты русских физиологов (на усмотрение учителя).
Урок 61. Познавательные процессы.rtf
У р о к 61
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Ц е л и : рассмотреть особенности высшей нервной деятельности
человека (познавательные процессы, сознание, мышление, наблюдение,
сущность памяти и ее виды). Формировать умения: самостоятельно
работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию;
слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить;
выступать с небольшими сообщениями.
О б о р у д о в а н и е : таблицы «Рефлекс. Рефлекторная дуга»,
«Восприятие предмета», «Строение головного мозга человека»,
портреты русских физиологов (на усмотрение учителя).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
– С какими явлениями мы познакомились на прошлом уроке?
– Как понимал явления сна И. П. Павлов?
– Какие этапы выделяют во время сна?
– Чем характеризуется «медленный» и «быстрый» сон?
– Что такое сновидения?
III. Изучение нового материала.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я .
– У человека существует ряд познавательных процессов, к которым
относят сознание, ощущения, восприятие, память, воображение и
мышление, а также представление памяти и воображения. Любая
познавательная и интеллектуальная деятельность человека начинается с
ощущения и восприятия. Ощущение дает представление об отдельных
качествах предмета или явления. Исследуя предмет, мы отмечаем, что
он темношоколадного цвета, поверхность гладкая, с характерным
запахом. Все это ощущения. Из ощущений складывается целостный
образ: «Это – конфета». «Конфета» – это восприятие. Предметы и
явления, которые становятся центром нашего внимания, называют объектами восприятия. Все прочее называется фоном. Существует еще
одно понятие – наблюдение.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие, где строго
определено,
что надо постараться увидеть и в какой
последовательности, какие измерения надо проводить и в какое время.
Ощущения и восприятия фиксируются памятью в виде
представлений. Встретив в тексте слово «конфета» или читая о ней, мы
представляем насыщенный темнокоричневый цвет, чувствуем аромат
шоколада. Представления могут дополняться новыми ощущениями.
Человек может представлять себе не только те объекты, предметы,
явления, которые ему знакомы, но и те, которых никогда не было, он
может фантазировать, воображать.
Данные процессы лежат в основе высшей нервной деятельности
человека.
Чем же еще отличается высшая нервная деятельность человека от
высшей нервной деятельности животных? (У людей, в отличие от
животных, есть сознание, оно отражается во взаимоотношении
человека с окружающей средой. Человек способен мыслить.)
В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа
поступающей информации, через органы чувств, от внутренних
рецепторов, реагирующих на малейшее изменение во внутренней среде
организма. Совокупность процессов происходящих в центральной
нервной системе, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а
также наиболее правильную ответную реакцию организма, называют
сигнальной системой.
У животных имеется первая сигнальная система, у человека
появляется вторая сигнальная система, она связана с появлением и
развитием речи.
У человека выделяют 3 уровня высшей нервной деятельности:
– уровень безусловных рефлексов и инстинктов;
– уровень условных рефлексов;
– уровень словесной сигнализации.
Все вместе взятые процессы формируют так называемый «ум»
человека. – Как вы думаете, что такое ум? (Ум человека – это его
интеллект.)
Английский ученый XIX в. Герберт Спенсер считал, что интеллект
является врожденным и наследственным свойством и представляет
собой способность животных и человека приспосабливаться к сложным
и постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
Интеллект характеризуется тремя основными чертами:
– способностью познавать, исследовать окружающий мир;
– всеобщностью, присутствием во всех видах умственной
деятельности;
– наследуемостью, интеллект достается нам от предков;
окружающая среда и личный опыт на степень интеллекта влияют в
меньшей степени.
Но интеллект невозможен без формирования условных рефлексов,
хранения информации и ее последующего использования, то есть без
памяти.
Память – это одно из основных свойств нервной системы,
заключающееся в способности долгое время сохранять информацию о
событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также
многократный перевод данной информации в область сознания. У
человека существует 2 вида памяти:
кратковременная и
долговременная. Кратковременная память, в ее основе лежит
циркуляция нервных импульсов по нейронным сетям. Долговременная
память сохраняет гигантский объем информации в течение всей жизни
человека
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а у ч а щ и х с я в рабочей тетради,
выполнение заданий 208 на с. 135 и 215 на с. 137 (с использованием
материала учебника, с. 238 и с. 246).
IV. Закрепление пройденного материала.
Выполнение заданий в рубрике «Проверьте свои знания» 3, 4 на с.
245 и 1, 2 на с. 249.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 238–249, выполнить в
рабочей тетради задания 214 и 217 на с. 136, 137.
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.