Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА СЕРДЦА"
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА СЕРДЦА"

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РАБОТА СЕРДЦА"
Цели: углубить и обобщить знания учащихся о причине неутомимости сердца и его влияние на организм; стадиях сердечного цикла и их характеристиках; особенности регуляции работы сердца: автоматизме, нервной и гуморальной регуляции. Оборудование: таблицы: «Схема кровообращения», «Сердце», «Фазы работы сердца»; муляж сердца разборный.
Урок 36. Работа сердца.rtf

Урок 36
работа сердца

Цели: углубить и обобщить знания учащихся о причине неутомимости сердца; стадиях сердечного цикла и их характеристиках; особенности регуляции работы сердца: автоматизме, нервной и гуморальной регуляции.

Оборудование: таблицы: «Схема кровообращения», «Сердце», «Фазы работы сердца»; муляж сердца.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение задания 123 в рабочей тетради.

Подпишите названия сосудов, изображенных на рисунке:

1 – артерия;

2 – капилляры;

3 – вена.

2. Выполнение задания 124 в рабочей тетради.

Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей сердца:

1 – левый желудочек;

2 – правый желудочек;

3 – межжелудочковая перегородка;

4 – створчатые клапаны;

5 – полулунные клапаны;

6 – левое предсердие;

7 – правое предсердие;

8 – аорта.

3. Выполнение задания 125 в рабочей тетради.

Рассмотрите схему кровообращения. Подпишите ее части:

1 – левый желудочек;

2 – аорта;

3 – сосуды к голове и верхним конечностям;

4 – сосуды к внутренним органам и нижним конечностям;

5 – нижняя полая вена;

6 – верхняя полая вена;

7 – правое предсердие;

8 – правый желудочек;

9 – легочный ствол;

10 – легочные артерии;

11 – легочные вены;

12 – левое предсердие.

4. Биологический диктант.

Дать определение следующим терминам:

I вариант                           II вариант

Артерии;                            Вены;

капилляры;                        предсердие;

желудочек;                        створчатые клапаны;

полулунные клапаны.        большой круг кровообращения.

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся вслух читают первый абзац, с. 149–150 учебника.

Наше сердце постоянно в работе. Ученые подсчитали, что за сутки оно расходует количество энергии, достаточное для поднятия груза в 900 кг на высоту 14 м. А ведь оно работает непрерывно 70–80 лет и более.

2. Учитель задает учащимся вопрос.

– В чем секрет неутомимости сердца?

3. Учащиеся самостоятельно читают текст учебника на с. 150 и находят ответ на поставленный учителем вопрос.

Причины неутомимости сердца:

1) особенности работы сердца: она состоит в последовательном сокращении и расслаблении с короткими промежутками для отдыха;

2) обильное кровоснабжение сердца: в состоянии покоя в него подается 250–300 см3 крови в минуту, а при тяжелой физической работе – до 2000 см3.

4. Учитель предлагает более детально рассмотреть первую причину и результаты отразить в таблице «Сердечный цикл».

Названия фазы
сердечного цикла

Продолжительность
фазы

Состояние
предсердий

Состояния желудочков

Состояние створчатых клапанов

Состояние полулунных клапанов

Первая фаза

0,1 с

сокращаются

расслабляются

открыты

закрыты

Вторая фаза

0,3 с

расслабляются

сокращаются

закрыты

открыты

Третья фаза – пауза

0,4 с

расслабляются

расслабляются

открыты

закрыты

Вывод. В течение одного сердечного цикла предсердия тратят на работу примерно 12,5 % времени сердечного цикла, а желудочки – 37,5 %. Остальное время, а это 50 %, сердце отдыхает. В этом секрет долголетия сердца, удивительной его работоспособности.

5. Объяснение учителем материала о регуляции работы сердца.

Автоматизм сердца – способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

В сердце человека источником автоматизма служат особые мышечные клетки. Они располагаются в различных его отделах. В здоровом сердце человека главным центром зарождения автоматических импульсов являются мышечные клетки, расположенные в правом предсердии.

Автоматически работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся по всему телу. Эти регистрируемые от кожи рук и ног и от поверхности грудной клетки сигналы называются электрокардиограммой.

Нервная регуляция сердца. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Внутри полостей самого сердца и в стенках крупных сосудов расположены нервные окончания – рецепторы, воспринимающие колебания давления в сердце и сосудах. Импульсы от рецепторов вызывают рефлексы, влияющие на работу сердца. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни – тормозящие, т. е. снижающие частоту сокращений сердца, другие – ускоряющие. Импульсы передаются к сердцу по нервным волокнам от нервных центров, расположенных в продолговатом и спинном мозге. Влияния, ослабляющие работу сердца, передаются по парасимпатическим нервам, а усиливающие его работу – по симпатическим.

Например, у человека учащаются сокращения сердца, когда он быстро встает из положения лежа. Дело в том, что переход в вертикальное положение приводит к накоплению крови в нижней части туловища и уменьшению кровенаполнения верхней части, особенно головного мозга. Чтобы восстановить кровоток в верхней части туловища, от рецепторов сосудов поступают импульсы в центральную нервную систему. Оттуда к сердцу по нервным волокнам передаются импульсы, ускоряющие сокращение сердца. Эти факты – наглядный пример саморегуляции деятельности сердца.

Болевые раздражения также изменяют ритм сердца. Болевые импульсы поступают в центральную нервную систему и вызывают замедление или ускорение сердцебиений.

Мышечная работа всегда сказывается на деятельности сердца. Включение в работу большой группы мышц по законам рефлекса возбуждает центр, ускоряющий деятельность сердца.

Большое влияние на сердце оказывают эмоции. Под воздействием положительных эмоций люди могут совершать колоссальную работу, поднимать тяжести, пробегать большие расстояния. Отрицательные эмоции, наоборот, снижают работоспособность сердца и могут приводить к нарушениям его деятельности.

Гуморальная регуляция работы сердца. Наряду с нервным контролем, деятельность сердца регулируется химическими веществами, постоянно поступающими в кровь. Такой способ регуляции через жидкие среды называется гуморальной регуляцией. Веществом, тормозящим работу сердца, является ацетилхолин. Чувствительность сердца к этому веществу так велика, что в дозе 0,000 000 1 мг ацетилхолин отчетливо замедляет его ритм. Противоположное действие оказывает другое химическое вещество – адреналин. Адреналин даже в очень малых дозах усиливает работу сердца. Например, боль вызывает выделение в кровь адреналина в количестве нескольких микрограммов, которые заметно изменяют деятельность сердца. В медицинской практике адреналин вводят иногда прямо в остановившееся сердце, чтобы заставить его вновь сокращаться.

Нормальная работа сердца зависит от количества в крови солей калия и кальция. Увеличение содержания солей калия в крови угнетает, а кальция усиливает работу сердца.

Таким образом, работа сердца изменяется с изменением условий внешней среды и состояния самого организма.

IV. Закрепление знаний.

1. Выполнение заданий 1–5 в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 132 учебника.

2. Выполнение задания в рубрике «Подумайте» на с. 152 учебника.

– Какое значение для работоспособности сердца имеет его обильное кровоснабжение?

(Обильное кровоснабжение сердца – это гарантия хорошего снабжения сердечной мышцы кислородом и питательными веществами и своеобразное удаление из нее продуктов жизнедеятельности, а это значит, интенсивный процесс окисления органических веществ и достаточно высокий уровень энергии, что и необходимо для нормальной работы сердца.)

3. Выполнение задания в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 152 учебника.

4. Выполнение тренировочных заданий (уровень А) на с. 87–88 рабочей тетради.

Задание на дом: изучить материал учебника на с. 149–152; записать в словарь определения терминов «сердечный цикл», «пауза», «автоматизм».

Урок 36 работа сердца Цели: углубить и обобщить знания учащихся о причине неутомимости сердца; стадиях сердечного цикла и их характеристиках; особенности регуляции работы сердца: автоматизме,…

Урок 36 работа сердца Цели: углубить и обобщить знания учащихся о причине неутомимости сердца; стадиях сердечного цикла и их характеристиках; особенности регуляции работы сердца: автоматизме,…

Биологический диктант. Дать определение следующим терминам:

Биологический диктант. Дать определение следующим терминам:

Вывод . В течение одного сердечного цикла предсердия тратят на работу примерно 12,5 % времени сердечного цикла, а желудочки – 37,5 %

Вывод . В течение одного сердечного цикла предсердия тратят на работу примерно 12,5 % времени сердечного цикла, а желудочки – 37,5 %

Мышечная работа всегда сказывается на деятельности сердца

Мышечная работа всегда сказывается на деятельности сердца

Выполнение задания в рубрике «Проверьте свои знания» на с

Выполнение задания в рубрике «Проверьте свои знания» на с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018