Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"
Оценка 5

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Оценка 5
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"
Цели: определить роль кожи в терморегуляции; условия сохранения постоянной температуры тела человека. Рассмотреть физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях; причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи. Формировать умения: разъяснять механизм терморегуляции; оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции; самостоятельно работать с учебником и научно-популярной литературой; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Оборудование: таблица «Кожа».
Урок 54. Роль кожи в терморегуляции организма.rtf
РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА У р о к   54 Ц е л и :   определить   роль   кожи   в   терморегуляции;   условия сохранения   постоянной   температуры   тела   человека.   Рассмотреть физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях; причины   нарушения   терморегуляции   и   правила   оказания   первой помощи.  Формировать  умения:  разъяснять   механизм  терморегуляции; оказывать   первую   помощь   при   нарушении   терморегуляции; самостоятельно   работать   с   учебником   и   научно­популярной литературой;   логически   мыслить   и   оформлять   результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. О б о р у д о в а н и е : таблица «Кожа». Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. А н а л и з   р и с у н к а   и   т а б л и ц ы  «Кожа. Ее строение и функции».  Слои, образующие кожу 1 Верхний наружный (эпителиальный)  Внутренний  (собственно кожа) Особенности строения 2 Поверхностный (роговой)  слой из плотно  прилегающих друг к другу  погибших клеток. Клетки  постоянно слущиваются и  заменяются новыми. Более  глубокие слои образованы  живыми клетками.  В них находится пигмент Образован соединительной  тканью, много  эластических волокон Рецепторы  Функции  3 Защитная от внешних  воздействий, от  проникновения инфекции. Защитная от  ультрафиолетовых лучей Придает коже упругость,  она легко растягивается  при движении Воспринимают холод, тепло, прикосновение,  боль 1 2 Кровеносные сосуды Потовые железы Сальные железы Волосы на теле развиты  слабо, обильнее на голове Окончание табл. 3 Питают клетки кожи,  участвуют в  терморегуляции Выделительная функция и терморегуляция  Предохраняют кожу от  высыхания Защита от воздействий  лучей солнца III. Изучение нового материала. 1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . Три четверти тепла, вырабатываемого телом, теряется через кожу. Задержка всего тепла хотя бы на один день вызвала бы смерть.  Образование тепла зависит от обмена веществ. Как у человека, так и у большинства теплокровных животных зимой и летом количество тепла в организме одинаково. Меняются внешние условия, а температура тела остается постоянной. Значит, в разное время идет разная теплоотдача. Она зависит от температуры воздуха, его влажности и движения.  Человек легко может переносить жару и холод, хотя температура – 30 С или +43 С губительна для изолированных из организма органов.  Постоянство температуры нашего организма обеспечивается за счет регуляции теплоотдачи.  Человек   все   время   выделят   тепло,   и   даже   во   сне   он   в   среднем расходует за час 4,2 кДж на 1 кг массы тела. За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения 33 л ледяной воды.  Установлено, что температура воздуха над головой человека выше на 1–1,5  С   окружающего   воздуха.   Высота   своеобразного   теплового факела достигает 30–40 см от темени. Теплый воздух из­под одежды выходит наружу у воротника. Над головой создается тепловой конус, точно воздушный капюшон. 2.  У ч а щ и е с я   с а м о с т о я т е л ь н о   з н а к о м я т с я   с   текстом учебника на с. 209–210. 3.  О б с у ж д е н и е   п р о ч и т а н н о г о   (под руководством учителя с использованием вопросов рубрики «Проверьте свои знания» на с. 211 учебника). – Что такое терморегуляция? (Терморегуляция  –   это   способность   организма   поддерживать постоянную температуру тела в условиях изменяющейся внешней среды. Или: Терморегуляция – это уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме.)  – Почему терморегуляция необходима организму? (Терморегуляция обеспечивает постоянную температуру тела в рамках от 36,5 до 36,9 С, что очень важно для функционирования белков и других органических веществ. Человек может переносить лишь незначительные колебания температуры тела. Ее повышение выше 43 С и падение ниже 25 С, как правило, смертельны.)  – Каковы механизмы терморегуляции?  (Терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета сосудов и потоотделению.) – Какова температура тела человека?  (Температура   на   поверхности   кожи   здорового   человека составляет 36,6 С.)  –   Как   изменяется   просвет   кровеносных   сосудов   при   изменении температуры воздуха?  (Когда   температура   окружающей   среды   становится   высокой, кровеносные   сосуды   кожи   расширяются,   через   них   протекает больше   крови,   кожа   нагревается,   отдача   тепла   в   окружающую среду увеличивается. Если же температура окружающего воздуха падает,   организм   стремится   сохранить   тепло.   Просветы кровеносных сосудов суживаются, отдача тепла уменьшается.)  – Какую роль играет кожа в процессе терморегуляции?  (Кожа – орган терморегуляции. Терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета сосудов, расположенных в коже, и потоотделению с помощью потовых желез, сосредоточенных тоже в коже.)  4.  Р а с с к а з   у ч и т е л я   о   влиянии   нервной   системы   на теплорегуляцию.  Изменение   просвета   сосудов,   а   также   увеличение   и   уменьшение потоотделения происходит рефлекторно.  Если   температура   окружающей   среды   повышается,   происходит раздражение рецепторов кожи, чувствительных к теплу. Возникшее в них   возбуждение   проводится   центростремительными   нервами   в центральную   нервную   систему.   Здесь   возбуждение   переходит   на центробежные нервы сосудов и потовых желез кожи.  Сосуды под влиянием пришедшего к ним возбуждения расширяются, а потовые железы усиливают свою работу. Следствием этого является увеличение теплоотдачи.  При   охлаждении   организма   раздражаются   рецепторы, воспринимающие холод. Возникшее в них возбуждение передается через центральную   нервную   систему   на   сосуды,   вызывая   их   сужение,   и   в потовые   железы,   деятельность   которых   от   этого   понижается.   В результате происходит уменьшение теплоотдачи.  Рассмотренные рефлексы являются безусловными. В течение жизни образуется целый ряд условных рефлексов на раздражители, которые постоянно предшествуют действию на организм холода или тепла. Так, например, приготовления к утренним обливаниям или обтираниям тела являются условным раздражителем, вызывающим сужение кровеносных сосудов кожи еще до соприкосновения тела с холодной водой. У людей, работающих в горячих цехах, вид заводского двора служит условным раздражителем,   вызывающим   расширение   сосудов   и   усиление потоотделения до начала работы. Значение   условных   рефлексов   совершенно   очевидно:   они подготавливают   организм   к   действию   на   него   безусловного раздражителя (холода или тепла). Способность организма образовывать условные   рефлексы   сильно   увеличивает   возможность   его приспособления к постоянно меняющимся условиям среды. 5.  С а м о с т о я т е л ь н о е   и з у ч е н и е   у ч а щ и м и с я   в о п р о с а «Повышение температуры тела при заболеваниях» на с. 210 учебника и последующая б е с е д а   п о   в о п р о с а м .  – Почему во время многих болезней температура тела повышается? (При   проникновении   инфекции   в   организм   наряду   с   защитными веществами   образуются   особые   пирогенные   (теплорождающие) вещества.   Они   действуют   на   нервные   центры   теплорегуляции. Реакция   нервной   системы   на   пирогенные   вещества   приводит   к повышению температуры и является показателем благоприятного течения   болезни.   Это   отражение   активной   борьбы   организма   с инфекцией, его естественная реакция.)  – Что дает повышенная температура больному организму?  (Повышенная   температура   ускоряет   химические   процессы, увеличивает   обмен   веществ   в   тканях,   повышает   активность лейкоцитов, печени, гипофиза – так мобилизуются защитные силы организма.)  – Почему же в таком случае применяют жаропонижающие средства?  (Стойкая   высокая   температура   создает   большую   нагрузку   на сердце,   у   больного   учащается   пульс,   слабеет   весь   организм. Переносить   такое   состояние   долгое   время   больной   обычно   не может.   Но   подавление   высокой   температуры   осложняет инфекционный   процесс,   поэтому   нужно   не   просто   снизить температуру   лекарством,   а   воздействовать   на   основную   причину болезни.) 6. Р а с с к а з   у ч и т е л я  об оказании первой помощи при тепловом и солнечном ударе.  При   перегревании   на   солнце   в   безветренную   погоду,   особенно   в атмосфере,   насыщенной   парами,   при   физической   работе   в   душных, плохо проветриваемых помещениях или в плохо пропускающей воздух одежде отдача организмом тепла затрудняется.  Нарушение равновесия между образованием и отдачей тепла может стать причиной теплового удара. Появляются головная боль, одышка, головокружение,   шум   в   ушах,   слабость,   учащается   пульс,   мелькают «мушки» перед глазами. Человек бледнеет и может потерять сознание.  При тепловом ударе пострадавшего нужно перенести в прохладное место,   раздеть   его   или   расстегнуть   одежду,   на   голову   положить смоченное холодной водой полотенце, а ноги приподнять с помощью валика из одежды. Если больной не потерял сознание, ему дают выпить прохладной   воды.   Для   снижения   температуры   тела   пострадавшего оборачивают мокрой простыней или одеждой и обмахивают его, чтобы создать движение воздуха и усилить испарение. Если   у   пострадавшего   остановилось   дыхание   и   пульс   не прощупывается,   необходимо   сделать   искусственное   дыхание   и непрямой массаж сердца.  Для   предупреждения   солнечного   удара   надо   летом   прикрывать голову.   Признаки   солнечного   удара   примерно   такие   же,   как   и теплового. Одинаковы и меры первой помощи пострадавшему.  Задание на дом: изучить текст учебника на с. 209–211; выполнить в рабочей   тетради   задания   185–186;   желающие   готовят   сообщения   на темы «Гигиена кожи», «Закаливание организма».

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018