Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"
Оценка 5
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Цели: определить роль кожи в терморегуляции; условия сохранения постоянной температуры тела человека. Рассмотреть физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях; причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи. Формировать умения: разъяснять механизм терморегуляции; оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции; самостоятельно работать с учебником и научно-популярной литературой; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Оборудование: таблица «Кожа».
Урок 54. Роль кожи в терморегуляции организма.rtf
РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
У р о к 54
Ц е л и : определить роль кожи в терморегуляции; условия
сохранения постоянной температуры тела человека. Рассмотреть
физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях;
причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой
помощи. Формировать умения: разъяснять механизм терморегуляции;
оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции;
самостоятельно работать с учебником и научнопопулярной
литературой;
логически мыслить и оформлять результаты
мыслительных операций в устной и письменной форме.
О б о р у д о в а н и е : таблица «Кожа».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
А н а л и з р и с у н к а и т а б л и ц ы «Кожа. Ее строение и функции».
Слои,
образующие кожу
1
Верхний наружный
(эпителиальный)
Внутренний
(собственно кожа)
Особенности строения
2
Поверхностный (роговой)
слой из плотно
прилегающих друг к другу
погибших клеток. Клетки
постоянно слущиваются и
заменяются новыми. Более
глубокие слои образованы
живыми клетками.
В них находится пигмент
Образован соединительной
тканью, много
эластических волокон
Рецепторы
Функции
3
Защитная от внешних
воздействий, от
проникновения инфекции.
Защитная от
ультрафиолетовых лучей
Придает коже упругость,
она легко растягивается
при движении
Воспринимают холод, тепло, прикосновение,
боль 1
2
Кровеносные сосуды
Потовые железы
Сальные железы
Волосы на теле развиты
слабо, обильнее на голове
Окончание табл.
3
Питают клетки кожи,
участвуют в
терморегуляции
Выделительная функция и
терморегуляция
Предохраняют кожу от
высыхания
Защита от воздействий
лучей солнца
III. Изучение нового материала.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я .
Три четверти тепла, вырабатываемого телом, теряется через кожу.
Задержка всего тепла хотя бы на один день вызвала бы смерть.
Образование тепла зависит от обмена веществ. Как у человека, так и
у большинства теплокровных животных зимой и летом количество тепла
в организме одинаково. Меняются внешние условия, а температура тела
остается постоянной. Значит, в разное время идет разная теплоотдача.
Она зависит от температуры воздуха, его влажности и движения.
Человек легко может переносить жару и холод, хотя температура –
30 С или +43 С губительна для изолированных из организма органов.
Постоянство температуры нашего организма обеспечивается за счет
регуляции теплоотдачи.
Человек все время выделят тепло, и даже во сне он в среднем
расходует за час 4,2 кДж на 1 кг массы тела. За сутки человек выделяет
столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения 33 л ледяной
воды.
Установлено, что температура воздуха над головой человека выше на
1–1,5 С окружающего воздуха. Высота своеобразного теплового
факела достигает 30–40 см от темени. Теплый воздух изпод одежды
выходит наружу у воротника. Над головой создается тепловой конус,
точно воздушный капюшон.
2. У ч а щ и е с я с а м о с т о я т е л ь н о з н а к о м я т с я с текстом учебника на с. 209–210.
3. О б с у ж д е н и е п р о ч и т а н н о г о (под руководством учителя с
использованием вопросов рубрики «Проверьте свои знания» на с. 211
учебника).
– Что такое терморегуляция?
(Терморегуляция – это способность организма поддерживать
постоянную температуру тела в условиях изменяющейся внешней
среды.
Или:
Терморегуляция – это уравновешивание процессов образования и
отдачи тепла в организме.)
– Почему терморегуляция необходима организму?
(Терморегуляция обеспечивает постоянную температуру тела в
рамках от 36,5 до 36,9 С, что очень важно для функционирования
белков и других органических веществ. Человек может переносить
лишь незначительные колебания температуры тела. Ее повышение
выше 43 С и падение ниже 25 С, как правило, смертельны.)
– Каковы механизмы терморегуляции?
(Терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета
сосудов и потоотделению.)
– Какова температура тела человека?
(Температура на поверхности кожи здорового человека
составляет 36,6 С.)
– Как изменяется просвет кровеносных сосудов при изменении
температуры воздуха?
(Когда температура окружающей среды становится высокой,
кровеносные сосуды кожи расширяются, через них протекает
больше крови, кожа нагревается, отдача тепла в окружающую
среду увеличивается. Если же температура окружающего воздуха
падает, организм стремится сохранить тепло. Просветы
кровеносных сосудов суживаются, отдача тепла уменьшается.)
– Какую роль играет кожа в процессе терморегуляции?
(Кожа – орган терморегуляции. Терморегуляция осуществляется
благодаря изменению просвета сосудов, расположенных в коже, и потоотделению с помощью потовых желез, сосредоточенных тоже
в коже.)
4.
Р а с с к а з у ч и т е л я о влиянии нервной системы на
теплорегуляцию.
Изменение просвета сосудов, а также увеличение и уменьшение
потоотделения происходит рефлекторно.
Если температура окружающей среды повышается, происходит
раздражение рецепторов кожи, чувствительных к теплу. Возникшее в
них возбуждение проводится центростремительными нервами в
центральную нервную систему. Здесь возбуждение переходит на
центробежные нервы сосудов и потовых желез кожи.
Сосуды под влиянием пришедшего к ним возбуждения расширяются,
а потовые железы усиливают свою работу. Следствием этого является
увеличение теплоотдачи.
При охлаждении организма раздражаются рецепторы,
воспринимающие холод. Возникшее в них возбуждение передается через
центральную нервную систему на сосуды, вызывая их сужение, и в
потовые железы, деятельность которых от этого понижается. В
результате происходит уменьшение теплоотдачи.
Рассмотренные рефлексы являются безусловными. В течение жизни
образуется целый ряд условных рефлексов на раздражители, которые
постоянно предшествуют действию на организм холода или тепла. Так,
например, приготовления к утренним обливаниям или обтираниям тела
являются условным раздражителем, вызывающим сужение кровеносных
сосудов кожи еще до соприкосновения тела с холодной водой. У людей,
работающих в горячих цехах, вид заводского двора служит условным
раздражителем, вызывающим расширение сосудов и усиление
потоотделения до начала работы.
Значение условных рефлексов совершенно очевидно: они
подготавливают организм к действию на него безусловного
раздражителя (холода или тепла). Способность организма образовывать
условные рефлексы сильно увеличивает возможность его
приспособления к постоянно меняющимся условиям среды.
5. С а м о с т о я т е л ь н о е и з у ч е н и е у ч а щ и м и с я в о п р о с а «Повышение температуры тела при заболеваниях» на с. 210 учебника и
последующая б е с е д а п о в о п р о с а м .
– Почему во время многих болезней температура тела повышается?
(При проникновении инфекции в организм наряду с защитными
веществами образуются особые пирогенные (теплорождающие)
вещества. Они действуют на нервные центры теплорегуляции.
Реакция нервной системы на пирогенные вещества приводит к
повышению температуры и является показателем благоприятного
течения болезни. Это отражение активной борьбы организма с
инфекцией, его естественная реакция.)
– Что дает повышенная температура больному организму?
(Повышенная температура ускоряет химические процессы,
увеличивает обмен веществ в тканях, повышает активность
лейкоцитов, печени, гипофиза – так мобилизуются защитные силы
организма.)
– Почему же в таком случае применяют жаропонижающие средства?
(Стойкая высокая температура создает большую нагрузку на
сердце, у больного учащается пульс, слабеет весь организм.
Переносить такое состояние долгое время больной обычно не
может. Но подавление высокой температуры осложняет
инфекционный процесс, поэтому нужно не просто снизить
температуру лекарством, а воздействовать на основную причину
болезни.)
6. Р а с с к а з у ч и т е л я об оказании первой помощи при тепловом и
солнечном ударе.
При перегревании на солнце в безветренную погоду, особенно в
атмосфере, насыщенной парами, при физической работе в душных,
плохо проветриваемых помещениях или в плохо пропускающей воздух
одежде отдача организмом тепла затрудняется.
Нарушение равновесия между образованием и отдачей тепла может
стать причиной теплового удара. Появляются головная боль, одышка,
головокружение, шум в ушах, слабость, учащается пульс, мелькают
«мушки» перед глазами. Человек бледнеет и может потерять сознание.
При тепловом ударе пострадавшего нужно перенести в прохладное место, раздеть его или расстегнуть одежду, на голову положить
смоченное холодной водой полотенце, а ноги приподнять с помощью
валика из одежды. Если больной не потерял сознание, ему дают выпить
прохладной воды. Для снижения температуры тела пострадавшего
оборачивают мокрой простыней или одеждой и обмахивают его, чтобы
создать движение воздуха и усилить испарение.
Если у пострадавшего остановилось дыхание и пульс не
прощупывается, необходимо сделать искусственное дыхание и
непрямой массаж сердца.
Для предупреждения солнечного удара надо летом прикрывать
голову. Признаки солнечного удара примерно такие же, как и
теплового. Одинаковы и меры первой помощи пострадавшему.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 209–211; выполнить в
рабочей тетради задания 185–186; желающие готовят сообщения на
темы «Гигиена кожи», «Закаливание организма».
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.