Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Цели: определить сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания; их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данным в учебнике; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; выполнять несложные практические задания.
Оборудование: таблицы: «Органы дыхания позвоночных животных», «Воздухоносные пути»; муляжи гортани; рельефная таблица «Органы дыхания».
Урок 39. Строение органов дыхания.rtf
У р о к 39
СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Ц е л и: определить сущность процесса дыхания; роль кислорода в
организме человека; особенности строения и функционирования
органов дыхания; их взаимосвязь; меры профилактики заболевания
голосовых связок. Формировать умения: самостоятельно работать с
текстом и рисунками, данным в учебнике; логически мыслить и
оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной
форме; выполнять несложные практические задания.
О б о р у д о в а н и е : таблицы: «Органы дыхания позвоночных
животных», «Воздухоносные пути»; муляжи гортани; рельефная
таблица «Органы дыхания».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового
материала.
Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с .
1) Что называется дыханием?
(Дыхание – это поступление в организм кислорода и выделение
углекислого газа. 6 кл.)
2) Для чего организму необходим кислород?
(Кислород участвует в химических процессах расщепления
сложных органических веществ, в результате которых выделяется
энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности
организма, его роста, движения, питания, размножения и многих
других процессов. 6 кл.)
3) Как соотносится обмен веществ и дыхания?
(Дыхание – это часть обмена веществ, при которой происходит
газообмен между организмом и внешней средой: кислород поступает
в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из
организма вовне.) 4) Где образуется и накапливается энергия в клетке, на клеточном
уровне?
(В клетке энергия образуется и накапливается в митохондриях. 6
кл.
соединений,
органических
Митохондрии – органоиды, основной функцией которых является
сопровождающееся
окисление
высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул
аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы
универсальным клеточным аккумулятором. Энергию, заключенную в
АТФ, клетки затем используют на различные процессы своей
жизнедеятельности: выработку тепла, передачу нервных импульсов,
мышечные сокращения и многое другое. 8 кл.)
5) Каково назначение органов дыхания?
(Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из
крови углекислый газ. 6 кл.)
6) Какие органы дыхания у животных вам известны?
(Жабры – у большинства водных обитателей (моллюски,
членистоногие, рыбы и т. д.); трахеи – у насекомых; легкие – у
наземных позвоночных. 6 кл.)
7) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система?
(Кровь циркулирует по кровеносной системе и разносит по
организму питательные вещества и кислород, выносит углекислый
газ и другие продукты распада. 6 кл.
Кровь выполняет транспортную функцию: обогатившись в легких
кислородом, она доставляет его ко всем органам. От органов же
кровь уносит углекислый газ к легким. 8 кл.
Стенки капилляров образованы всего лишь одним слоем клеток,
поэтому через них легко проникают газы. 8 кл.)
III. Изучение нового материала.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я .
Поговорка «Это нам нужно как воздух!» выражает особую
потребность организма в воздухе.
Еще древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием
животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни.
Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как единственной обособленной
причине всего существующего и наивны, но они отражают понимание
огромного значения воздуха для организма. Без воздуха человек гибнет
через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3–
4 минуты, а иногда до 6 минут. Более длительное кислородное
голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода
для дыхания, и поэтому он должен равномерно поступать через органы
дыхания.
Органы дыхания – это воздушные ворота в организме. Они всю
жизнь соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними
органами.
Как много в жизни и состоянии человека связано с дыханием – и
состав крови, и движение, и чувство, и ум! Дыхание – начало общения,
речи, мелодии. Изменение деятельности связано с переменой дыхания.
Просто вздох бессознательно выражает состояние человека.
Тем не менее люди долго не знали, что для дыхания одного человека
в герметически закрытых помещениях на час требуется не менее 2 м2.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а у ч а щ и х с я с текстом и рисунками,
данными в учебнике на с. 158–159.
3. О б с у ж д е н и е п р о ч и т а н н о г о .
– Дайте определение процесса дыхания.
(Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой:
извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю
среду выделяется углекислый газ.)
– Для чего живому организму необходим кислород?
(С помощью кислорода происходит окисление органических
веществ и выделение энергии, необходимой для процессов
жизнедеятельности.)
– Какова роль дыхательной системы?
(Дыхательная система обогащает кровь кислородом и забирает
из нее углекислый газ.)
– На какие две группы по функциональному признаку можно
разделить органы дыхания человека?
(На воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена.)
– Какие органы относятся к дыхательным путям? (Носовая полость носоглотка гортань трахея бронхи.)
– Что является органами газообмена?
(Легкие.)
– Как устроена гортань и какие функции она выполняет?
(Гортань состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами
и связками. Наиболее крупный из них – щитовидный, расположен в
передней части шеи.
В полости гортани имеются голосовые связки, между которыми
располагается голосовая щель. Если голосовые связки сомкнуты, то
воздух, с силой проходя через них, заставляет связки колебаться. Так
рождается звук.)
У ч и т е л ь . Высота голоса человека связана с длиной голосовых
связок. Чем короче голосовые связки, тем больше частота их колебаний
и тем выше голос. У женщин голосовые связки короче, чем у мужчин.
Вот почему женский голос всегда выше.
Голосовые связки могут свершать от 80 до 10 000 колебаний в 1 с.
Окончательное формирование звуков речи человека происходит в
полостях глотки, носоглотки, рта и носа, при изменении положения
языка, губ, нижней челюсти. Голосом человек может передать свои
чувства и настроение: радость и гнев, нежность и угрозу, насмешку и
ласку.
Крик вредит голосовым связкам: они сильно напрягаются и
сближаются, ударяются и трутся друг от друга, повреждаясь при этом.
У человека, который часто кричит, голос становится хриплым или
исчезает совсем. При шепоте голосовые связки сомкнуты не полностью.
Когда нужно щадить голосовой аппарат, рекомендуется говорить
шепотом.
Повреждают голосовые связки частые воспаления дыхательных
путей. Отрицательное влияние на голосообразующий аппарат оказывают
курение и употребление алкоголя.
Важную роль играет особый хрящ – надгортанник. Он закрывает вход
в гортань, когда мы едим, и напротив, открывает его, когда мы дышим.
– Как устроены легкие?
Основной орган дыхательной системы – легкие. Легкие расположены в грудной полости. Каждое легкое сверху покрыто плеврой, которая
состоит из двух листков: один покрывает легкое, другой выстилает
грудную полость.
Между этими листками находится щелевидная полость, которая
содержит немного жидкости.
Ткань легкого состоит из разветвленных бронхов и легочных
пузырьков – альвеол, которые густо оплетены капиллярами.
IV. Закрепление знаний.
Р а б о т а в г р у п п а х .
I г р у п п а . Работа с заданием 138 на с. 91 в рабочей тетради.
II г р у п п а . Работа с заданием «Каково значение дыхания?».
III г р у п п а . Работа с заданиями рубрики «Подумайте» на с. 162
учебника.
1) Почему нужно дышать через нос, а не через рот?
О т в е т . Рот – это орган пищеварительной системы и потому не
имеет тех приспособлений и не выполняет тех функций, которые
возложены на носовую полость.
Носовая полость – это часть дыхательной системы. Внутри она
выстлана слизистой оболочкой, пронизана множеством капилляров.
Кровь согревает воздух, который проходит через полость носа. Слизь,
выделяемая слизистыми железами, увлажняет вдыхаемый воздух и
задерживает пыль. Очищает от пыли воздух и мерцательный эпителий,
покрывающий слизистую оболочку. Его клетки имеют тончайшие
выросты – реснички, которые все время находятся в движении,
колеблются, «мерцают». Благодаря колебаниям ресничек из носовой
полости выводятся частицы слизи с прилипшей к ней пылью.
Из носовой полости согретый, увлажненный и очищенный воздух
поступает в ниже расположенные органы дыхания.
2) Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?
О т в е т . Ткань легких состоит из бронхов и легочных пузырьков,
которые заполнены воздухом. Воздух легче воды и потому
поддерживает кусочек легких на поверхности воды.
IV г р у п п а . Ответьте на вопрос: «Что происходит с воздухом в носовой полости?».
О т в е т : в носовой полости воздух согревается, очищается,
увлажняется.
V г р у п п а . Выполняет л а б о р а т о р н у ю р а б о т у «Сравнение
органов дыхания человека и крупного млекопитающего».
Ц е л ь р а б о т ы : сравнить строение органов дыхания человека и
млекопитающего.
О б о р у д о в а н и е : таблицы с изображением органов дыхания
человека и млекопитающего (собаки); муляжи органов дыхания
человека и собаки.
Ход работы
1. Рассмотреть таблицы, рисунки, муляжи, отражающие особенности
строения органов дыхания у человека и млекопитающего (собаки).
2. Прочитав материал учебника и предложенную учителем
дополнительную литературу о строении органов дыхания человека и
млекопитающего, з а п о л н и т ь т а б л и ц у :
Где
расположен
2
В лицевой
части черепа
Орган
1
Носовая
полость*
(см.
Примечани
е)
Особенности строения
Функции
3
4
Образована костями лицевой
части черепа и рядом
хрящей. Внутри носовая
полость разделена на две
половины. В каждую
половину вдаются три
выступа
(три носовые раковины),
значительно увеличиваю
Очищение
воздуха;
увлажнение
воздуха;
обеззараживание
воздуха;
согревание
воздуха 1
2
3
4
Продолжение табл.
щие поверхность слизистой
оболочки полости носа.
Слизистая оболочка,
выстилающая носовую
полость, обильно снабжена
ресничками, кровеносными
сосудами и железами,
выделяющими слизь
Состоит из нескольких
хрящей, соединенных
суставами и связками.
Наиболее крупный хрящ
гортани – щитовидный.
Хрящи окружают гортанную
щель; надгортанник
прикрывает ее сверху,
предохраняя от попадания
пищи. В основании гортани
лежит перстневидный хрящ.
Между щитовидным и
черпаловидными хрящами
натянуты голосовые связки.
Пространство между
голосовыми связками
называют голосовой щелью
Трубка длиной 8,5–15, чаще
10–11 см. Имеет твердый
скелет в виде хрящевых
полуколец. Мягкая задняя
часть трахеи примыкает к
Соединяет
носовую полость
и гортань
Гортань – часть
дыхательных
путей;
в гортани
имеется
голосовой
аппарат – орган, в
котором
образуются звуки
Часть
воздухоносных
путей;
очищает воздух;
увлажняет
Носоглотка
Гортань
В передней
части шеи на
уровне IV–VI
шейных
позвонков
Трахея пищеводу. Слизистая
оболочка содержит
многочисленные клетки
реснитчатого эпителия
воздух 1
Бронхи
Легкие
2
На уровне V
грудного
позвонка
трахея
разделяется
на два
главных
бронха
В грудной
полости
Окончание табл.
4
Часть
воздухоносных
путей;
очищают
и увлажняют
воздух
Орган
газообмена
3
В легких главные бронхи
ветвятся, образуя
бронхиальное дерево.
Бронхи выстланы
мерцательным эпителием
Каждое легкое снаружи
покрыто тонкой оболочкой –
плеврой, которая состоит из
двух листков. Один листок
покрывает легкое, другой
выстилает грудную полость,
образуя замкнутое
вместилище для этого
легкого. Между этими
листками находится
щелевидная полость, в
которой содержится
немного жидкости,
уменьшающей трение при
движении легких. Ткань
легких состоит из бронхов и
альвеол
В ы в о д . Органы дыхательной системы человека и крупных
млекопитающих имеют существенное сходство в строении и функциях,
что свидетельствует о принадлежности к одному классу – классу
млекопитающих. Отличия незначительны: они касаются размеров,
формы и некоторых других особенностей.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 158–161; в рабочей
тетради выполнить задания 138 и 142; желающим подготовить сообщения по темам «Как надо дышать?» или «Гигиена воздуха».
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.