Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"
Цели: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержании их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ. Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Оборудование: таблица «Суточные нормы витаминов».
Урок 50. Витамины.rtf
У р о к   50 ВИТАМИНЫ Ц е л и :   углубить   и   обобщить   знания   о   значении   витаминов; содержании их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема   витаминных   препаратов;   роли   витаминов   в   обмене   веществ. Показать   приоритет   отечественной   науки   в   открытии   витаминов. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.  О б о р у д о в а н и е : таблица «Суточные нормы витаминов». Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. П р о в е р к а   з а д а н и й   в   р у б р и к е  «Проверьте свои знания» на с. 193 учебника.  2.  И с п о л ь з у я   р и с у н о к   «Обмен   веществ»,   выполненный   в тетради, р а с с к а ж и т е  об обмене веществ в организме человека. III. Изучение нового материала.  1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я .   Отважные   путешественники   и   мореплаватели   прошлых   столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. У мореплавателей развивалась цинга, или   скорбут.   Десны   распухали   и   кровоточили,   лицо   отекало, чувствовалась   общая   слабость,   ощущались   невыносимые   боли   в мышцах,   суставах,   под   кожей   лопались   сосуды,   тело   покрывалось кровоподтеками.  От   цинги   погибало   моряков   больше,   чем   от   морских   сражений   и кораблекрушений. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.  В   народе   цингу   умели   лечить   с   давних   пор   плодами   шиповника, «сосновым   пивом»   –   настоем   хвои   и   молодых   побегов   сосны.   Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину.  Долгое   время   оставалось   неизвестным,   что   содержится   в   этих продуктах и предотвращает цингу.  2. С о о б щ е н и е   у ч а щ е г о с я  «Забытое открытие Н. И. Лунина».  Причины   заболеваний,   связанных   с   неполноценным   питанием, первым   открыл   русский   ученый­врач   Николай   Иванович   Лунин. Молодой   ученый   Дерптского   университета   исследовал   роль минеральных   веществ   в   питании.   Искусственными   смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ, Н. И. Лунин кормил мышей. В диету включались минеральные соли. Мыши без минеральных солей гибли на одиннадцатый день, так же как и те, которым к искусственной еде добавляли соль и соду. Тогда Н. И. Лунин решил   проверить,   как   себя   будут   чувствовать   мыши,   если   в   их искусственные «обеды» включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время мыши тоже все погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова.  У ученого возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего­то не   хватает,   и   сделал   предположение,   что   это   какие­то   неизвестные вещества,   которые   в   ничтожно   малых   количествах   обязательно присутствуют в таких естественных продуктах, как молоко.  Так   впервые   научно   было   доказано,   что   в   состав   пищи   входят неизвестные вещества, позже названные витаминами. Исследования Н. И. Лунина долгое время были малоизвестны, и их забыли.  Опыты Н. И. Лунина были повторены позже в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердились. В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й : 1) Кто впервые доказал наличие в пище веществ, названных позже витаминами?  2) Какие опыты проводил Н. И. Лунин?  3)   К   каким   выводам   пришел   Н.   И.   Лунин   в   результате   своих экспериментов? 3. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я  с текстом учебника на с. 194–197.  4. О б с у ж д е н и е   п р о ч и т а н н о г о   и   с о с т а в л е н и е   т а б л и ц ы «Витамины».  № п/п Название витамина Где содержится Значение для организма 2 1 1 Витамин А  Рыбий жир; 3  яичный желток. 4  Участвует в  обмене белков,  углеводов,  минеральных солей; Какие болезни развиваются при недостатке витамина 5 При недостатке  витамина А  возникает  «куриная  слепота» – забо­ 1 2 2 Витамины  группы В 3 Морковь,  абрикосы,  помидоры  содержат  растительный  пигмент –  каротин, из  которого в  печени человека  образуется  витамин А  Хлеб грубого  помола;  дрожжи;  печень;  молоко;  шпинат 4  усиливает  сопротивляемость  организма к  инфекционным  заболеваниям Продолжение табл. 5 левание, при  котором человек  теряет  способность  видеть  в сумерках В2 активно  участвует в  клеточном  дыхании, регуляции деятельности  центральной  нервной системы.  В6 участвует в  белковом обмене,  уменьшает  отложения на  стенках  кровеносных  сосудов особого  вещества  холестерина,  ведущего к  развитию  атеросклероза,  ожирению печени,  появлению камней  При недостатке  витамина В1  развивается  заболевания под  названием бери­ бери, при котором появляется  быстрая  утомляемость,  потеря аппетита,  резкое исхудание.  Недостаток  витамина В2  приводит к  нарушению  зрения,  заболеваниям  кожи, слизистых  оболочек,  выпадению волос.  Недостаток витамина В12  приводит к  развитию  малокровия  в желчном пузыре.  В12 регулирует  образование клеток крови –  эритроцитов и  тромбоцитов,  участвует в обмене  белков 2 1 3 Витамин С Свежие овощи и  3 фрукты:   шиповник;  лимон;  черная  смородина;  капуста Участвует в обмене кальция и фосфора 4 Витамин D  Рыбий жир;   ультрафиолетовы е лучи  способствуют  выработке в коже этого витамина 5 Витамин РР Дрожжи;  неочищенный  Обеспечивает  нормальное  Окончание табл. 4 5 Регулирует обмен  белков и углеводов При недостатке  витамина С у  людей  повышается  утомляемость,  появляется  слабость,  уменьшается  сопротивляемость к инфекциям.  Полное от­ сутствие витамина С в пище  приводит  тяжелому  заболеванию –  цинге, при  котором на фоне  общей слабости  развивается  одышка,  кровотечение из  десен,  кровоизлияния в  коже и мышцах,  выпадают  зубы Недостаток  витамина D  приводит к  размягчению  костей, их  деформации –  рахиту Недостаток  витамина РР рис;  печень;  яичный желток;  молоко протекание в  организме  окислительно­ восстановительных  процессов.  Участвует в  образовании  гормонов  надпочечников приводит к  нарушению  деятельности  пищеварительной  системы. Кожа  такого человека  темнеет,  покрывается  язвочками IV. Закрепление знаний. Р а б о т а   в   г р у п п а х .  I   г р у п п а   выполняет   задания   1  и   2  в   рубрике   «Проверьте   свои знания» на с. 198 учебника.  1) Что такое витамины? Что между ними общего?  О т в е т .  Витамины  –   это   различные   органические   вещества. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому недостаток витаминов вызывает нарушение обмена веществ. Большинство витаминов образуется в растениях, и только очень немногие   имеют   животное   происхождение.   Обычно   человек получает витамины с пищей. 2) Что такое авитаминоз? О т в е т .  Различные нарушения в работе организма, связанные с недостатком витаминов, называются авитаминозом.  II  г р у п п а   выполняет   задания   3,   4   в   рубрике   «Проверьте   свои знания» на с. 198 учебника.  III  г р у п п а   выполняет задание в рубрике «Подумайте» на с. 198 учебника. – Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?  О т в е т .  Потому   что   питательные   вещества   и   витамины выполняют   в   организме   разные   функции:   питательные   вещества являются   строительным   материалом   и   источником   энергии,   а витамины   входят   в   состав   биологических   катализаторов   – ферментов,   или  сами   являются   ферментами,   которые   ускоряют химические процессы в организме.  IV   г р у п п а   выполняет   задание   в   тетради,   с   использованием рисунков в учебнике на с. 196–197.  –   Назовите   продукты   питания;   укажите,   какими   витаминами   они богаты.  О т в е т :  1) Помидор, лук, шпинат, фасоль, горох содержат каротин, из которого в печени человека образуется витамин А.  2)   Картофель,   капуста,   лимон,   черная   смородина,   шиповник   – источник витамина С.  3) Молоко, рожь, овес, рис – источник витаминов группы В.  4) Рыба, рыбий жир, печень, сливочное масло, яйца – источник витамина D.  Задание на дом:  изучить текст учебника на с. 194–197; желающий готовит   сообщение   «Как   осуществляется   выделение   продуктов жизнедеятельности у одно­ и многоклеточных организмов». Выполнить тренировочные   задания,   задания   уровня   А   и   В   на   с.   113   в   рабочей тетради.

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018