Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ВИТАМИНЫ"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержании их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ. Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Оборудование: таблица «Суточные нормы витаминов».
Иконка файла материала Урок 50. Витамины.rtf
У р о к   50 ВИТАМИНЫ Ц е л и :   углубить   и   обобщить   знания   о   значении   витаминов; содержании их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема   витаминных   препаратов;   роли   витаминов   в   обмене   веществ. Показать   приоритет   отечественной   науки   в   открытии   витаминов. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.  О б о р у д о в а н и е : таблица «Суточные нормы витаминов». Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. П р о в е р к а   з а д а н и й   в   р у б р и к е  «Проверьте свои знания» на с. 193 учебника.  2.  И с п о л ь з у я   р и с у н о к   «Обмен   веществ»,   выполненный   в тетради, р а с с к а ж и т е  об обмене веществ в организме человека. III. Изучение нового материала.  1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я .   Отважные   путешественники   и   мореплаватели   прошлых   столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. У мореплавателей развивалась цинга, или   скорбут.   Десны   распухали   и   кровоточили,   лицо   отекало, чувствовалась   общая   слабость,   ощущались   невыносимые   боли   в мышцах,   суставах,   под   кожей   лопались   сосуды,   тело   покрывалось кровоподтеками.  От   цинги   погибало   моряков   больше,   чем   от   морских   сражений   и кораблекрушений. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.  В   народе   цингу   умели   лечить   с   давних   пор   плодами   шиповника, «сосновым   пивом»   –   настоем   хвои   и   молодых   побегов   сосны.   Изпрактического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину.  Долгое   время   оставалось   неизвестным,   что   содержится   в   этих продуктах и предотвращает цингу.  2. С о о б щ е н и е   у ч а щ е г о с я  «Забытое открытие Н. И. Лунина».  Причины   заболеваний,   связанных   с   неполноценным   питанием, первым   открыл   русский   ученый­врач   Николай   Иванович   Лунин. Молодой   ученый   Дерптского   университета   исследовал   роль минеральных   веществ   в   питании.   Искусственными   смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ, Н. И. Лунин кормил мышей. В диету включались минеральные соли. Мыши без минеральных солей гибли на одиннадцатый день, так же как и те, которым к искусственной еде добавляли соль и соду. Тогда Н. И. Лунин решил   проверить,   как   себя   будут   чувствовать   мыши,   если   в   их искусственные «обеды» включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время мыши тоже все погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова.  У ученого возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего­то не   хватает,   и   сделал   предположение,   что   это   какие­то   неизвестные вещества,   которые   в   ничтожно   малых   количествах   обязательно присутствуют в таких естественных продуктах, как молоко.  Так   впервые   научно   было   доказано,   что   в   состав   пищи   входят неизвестные вещества, позже названные витаминами. Исследования Н. И. Лунина долгое время были малоизвестны, и их забыли.  Опыты Н. И. Лунина были повторены позже в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердились. В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й : 1) Кто впервые доказал наличие в пище веществ, названных позже витаминами?  2) Какие опыты проводил Н. И. Лунин?  3)   К   каким   выводам   пришел   Н.   И.   Лунин   в   результате   своих экспериментов?3. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я  с текстом учебника на с. 194–197.  4. О б с у ж д е н и е   п р о ч и т а н н о г о   и   с о с т а в л е н и е   т а б л и ц ы «Витамины».  № п/п Название витамина Где содержится Значение для организма 2 1 1 Витамин А  Рыбий жир; 3  яичный желток. 4  Участвует в  обмене белков,  углеводов,  минеральных солей; Какие болезни развиваются при недостатке витамина 5 При недостатке  витамина А  возникает  «куриная  слепота» – забо­1 2 2 Витамины  группы В 3 Морковь,  абрикосы,  помидоры  содержат  растительный  пигмент –  каротин, из  которого в  печени человека  образуется  витамин А  Хлеб грубого  помола;  дрожжи;  печень;  молоко;  шпинат 4  усиливает  сопротивляемость  организма к  инфекционным  заболеваниям Продолжение табл. 5 левание, при  котором человек  теряет  способность  видеть  в сумерках В2 активно  участвует в  клеточном  дыхании, регуляции деятельности  центральной  нервной системы.  В6 участвует в  белковом обмене,  уменьшает  отложения на  стенках  кровеносных  сосудов особого  вещества  холестерина,  ведущего к  развитию  атеросклероза,  ожирению печени,  появлению камней  При недостатке  витамина В1  развивается  заболевания под  названием бери­ бери, при котором появляется  быстрая  утомляемость,  потеря аппетита,  резкое исхудание.  Недостаток  витамина В2  приводит к  нарушению  зрения,  заболеваниям  кожи, слизистых  оболочек,  выпадению волос.  Недостатоквитамина В12  приводит к  развитию  малокровия  в желчном пузыре.  В12 регулирует  образование клеток крови –  эритроцитов и  тромбоцитов,  участвует в обмене  белков2 1 3 Витамин С Свежие овощи и  3 фрукты:   шиповник;  лимон;  черная  смородина;  капуста Участвует в обмене кальция и фосфора 4 Витамин D  Рыбий жир;   ультрафиолетовы е лучи  способствуют  выработке в коже этого витамина 5 Витамин РР Дрожжи;  неочищенный  Обеспечивает  нормальное  Окончание табл. 4 5 Регулирует обмен  белков и углеводов При недостатке  витамина С у  людей  повышается  утомляемость,  появляется  слабость,  уменьшается  сопротивляемость к инфекциям.  Полное от­ сутствие витамина С в пище  приводит  тяжелому  заболеванию –  цинге, при  котором на фоне  общей слабости  развивается  одышка,  кровотечение из  десен,  кровоизлияния в  коже и мышцах,  выпадают  зубы Недостаток  витамина D  приводит к  размягчению  костей, их  деформации –  рахиту Недостаток  витамина РРрис;  печень;  яичный желток;  молоко протекание в  организме  окислительно­ восстановительных  процессов.  Участвует в  образовании  гормонов  надпочечников приводит к  нарушению  деятельности  пищеварительной  системы. Кожа  такого человека  темнеет,  покрывается  язвочками IV. Закрепление знаний. Р а б о т а   в   г р у п п а х .  I   г р у п п а   выполняет   задания   1  и   2  в   рубрике   «Проверьте   свои знания» на с. 198 учебника.  1) Что такое витамины? Что между ними общего?  О т в е т .  Витамины  –   это   различные   органические   вещества. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому недостаток витаминов вызывает нарушение обмена веществ. Большинство витаминов образуется в растениях, и только очень немногие   имеют   животное   происхождение.   Обычно   человек получает витамины с пищей. 2) Что такое авитаминоз? О т в е т .  Различные нарушения в работе организма, связанные с недостатком витаминов, называются авитаминозом.  II  г р у п п а   выполняет   задания   3,   4   в   рубрике   «Проверьте   свои знания» на с. 198 учебника.  III  г р у п п а   выполняет задание в рубрике «Подумайте» на с. 198 учебника. – Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?  О т в е т .  Потому   что   питательные   вещества   и   витамины выполняют   в   организме   разные   функции:   питательные   вещества являются   строительным   материалом   и   источником   энергии,   а витамины   входят   в   состав   биологических   катализаторов   – ферментов,   или  сами   являются   ферментами,   которые   ускоряютхимические процессы в организме.  IV   г р у п п а   выполняет   задание   в   тетради,   с   использованием рисунков в учебнике на с. 196–197.  –   Назовите   продукты   питания;   укажите,   какими   витаминами   они богаты.  О т в е т :  1) Помидор, лук, шпинат, фасоль, горох содержат каротин, из которого в печени человека образуется витамин А.  2)   Картофель,   капуста,   лимон,   черная   смородина,   шиповник   – источник витамина С.  3) Молоко, рожь, овес, рис – источник витаминов группы В.  4) Рыба, рыбий жир, печень, сливочное масло, яйца – источник витамина D.  Задание на дом:  изучить текст учебника на с. 194–197; желающий готовит   сообщение   «Как   осуществляется   выделение   продуктов жизнедеятельности у одно­ и многоклеточных организмов». Выполнить тренировочные   задания,   задания   уровня   А   и   В   на   с.   113   в   рабочей тетради.