Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Оценка 4.6

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Цели: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; гигиенических требованиях к воздушной среде; правилах дыхания. Формировать умения: разъяснять необходимость проветривания в жилых помещениях; оказывать первую помощь при нарушении дыхания и сердечной деятельности; обосновывать вредное воздействие курения. Оборудование: таблицы «Органы дыхания», «Кровеносная система», «Гигиена дыхания»; куклы (муляжи); марлевые салфетки.
Урок 43. Заболевания органов дыхания.rtf
У р о к   43 ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ Ц е л и :   расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; гигиенических   требованиях   к   воздушной   среде;   правилах   дыхания. Формировать   умения:   разъяснять   необходимость   проветривания   в жилых помещениях; оказывать первую помощь при нарушении дыхания и сердечной деятельности; обосновывать вредное воздействие курения. О б о р у д о в а н и е :   таблицы   «Органы   дыхания»,   «Кровеносная система», «Гигиена дыхания»; куклы (муляжи); марлевые салфетки. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я   1 4 4   в   р а б о ч е й   т е т р а д и .  Дорисуйте рисунок, подпишите его, опишите процесс газообмена в легких.  При ответе на вопрос следует обратиться к с. 163.  2. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я   146 в рабочей тетради.  – Почему принятие большого количества пищи затрудняет дыхание?  О т в е т . В том случае, когда желудок содержит большое количестве пищи, движение диафрагмы и мышц живота становится затрудненным, а так   как   они   принимают   участие   в   дыхательных   движениях,   то   и   в дыхании тоже наблюдаются затруднения.  3. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я   148 в рабочей тетради.  – Как осуществляется регуляция дыхательных движений?  О т в е т .   Деятельностью   дыхательной   системы   управляет дыхательный центр. Идущие отсюда импульсы координируют мышечные сокращения при вдохе и выдохе. От этого центра по нервным волокнам через   спинной   мозг   поступают   импульсы,   которые   вызывают   в определенном   порядке   сокращение   мышц,   ответственных   за   вдох   и выдох. Возбуждение   самого   центра   зависит   от   возбуждений,   идущих   от различных рецепторов, и от химического состава крови. Так, прыжок в холодную   воду   или   резкое   обливание   холодной   водой   вызывает глубокий   вдох   и   задержку   дыхания.   Резко   пахучие   вещества   также могут вызвать задержку дыхания.  В ы в о д .   Регуляция   дыхания   происходит   рефлекторно,   но   под контролем коры полушарий большого мозга.  III. Изучение нового материала. 1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я .  В   дыхательном   центре   находятся   клетки,   чувствительные   к малейшему  изменению  содержания  углекислого   газа  в  межклеточном веществе.   Избыток   углекислого   газа   возбуждает   дыхательный   центр, это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.  Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению   химического   состава   и   физических   свойств   воздуха.   В выдыхаемом   человеком   воздухе   всего   16,4   %   кислорода,   до   4   % углекислого газа и много водяных паров. В   плохо   проветриваемом   помещении   накапливаются   летучие продукты жизнедеятельности. Пребывание в таком помещении снижает работоспособность   человека,   вызывает   головную   боль   и   другие нарушения.  Воздушная   среда   жилых   помещений   загрязняется   и   другими веществами. В первую очередь следует назвать табачный дым. 2. В связи с этим познакомимся с письмом Федора Углова курящей девушке.  «Сотни твоих ровесниц я встречаю на улицах. Сотни людей я уже прооперировал по поводу рака легких. И сотням, я не оговорился – сотням, я вынужден был отказать, поскольку ничего уже нельзя было сделать…   Нет   для   хирурга   ничего   более   тяжелого,   нежели   отказ больному ввиду собственного бессилия. А мне приходилось признавать свою беспомощность, отступая перед многолетними курильщиками.  Ныне настало такое время, что на операционные столы поступает очень   много   женщин­курильщиц.   Я   тебя   не   пугаю.   Курение   –   дело добровольное.   Только   раз   уж   мы   начали   этот   разговор,   позволь высказать свое мнение, чтобы потом твое отчаяние не разрывало мне сердце.   Мнение   не   только   хирурга   (к   сожалению,   не   способного показать на этих страницах раковую опухоль, задушившую твои легкие), но и человека, знающего цену страданиям.  Через   мои   руки   и   мое   сердце   прошли   сотни   людей,   страдающих именно оттого, что они не смогли проститься с пагубной привычкой… Жалобы одинаковы. Начинаются с невинной просьбы: «Что­то у меня с легкими…». Так и у тебя после 10–15 лет курения возникнет бронхит курильщика, и ты начнешь кашлять. Будешь просыпаться ночью, чтобы выкурить сигарету.  Недавно один мой знакомый обратился ко мне с такой же просьбой; договорились о встрече, но пришел он через несколько месяцев. Когда на операционном столе мы вскрыли ему грудную клетку, оказалось, что все   проросло   метастазами   и   ничем   уже   нельзя   ему   помочь.   Тяжело узнать,   что   умирает   больной.   Еще   тяжелее,   если   это   твой   близкий товарищ.  В   этих   строках,   обращенных   к   тебе,   будут   факты   и   цифры, найденные   моими   единомышленниками,   но   я,   хирург,   представляю   с особой ясностью, что стоит за этими цифрами и процентами.  Нет, я не буду повторять ставшие уже банальными примеры о том, что   капля   никотина   убивает   лошадь,   –   ведь   ты   человек.   Не   буду говорить, что 20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8–12 лет, – ты молода, и твоя жизнь кажется тебе нескончаемой. По данным   английских   врачей,   каждая   выкуренная   сигарета   стоит курящему 15 минут жизни; пустяк, если тебе только двадцать. Что тебе оттого,  что  злостные  курильщики   заболевают   раком  легких  в 30 раз чаще, чем некурящие, а рак на 65–98 процентов зависит от курения. Американские   кардиологи   приводят   такие   цифры:   средний   возраст умерших от сердечных приступов – 67 лет, а у курильщиков – 47. Тебе только 20 лет, а до сорока семи еще… Конечно, тебя это не испугает. И все­таки… С   огромным   огорчением   я   вижу,   как   покуривают   возле   школы девочки, зажав сигарету в кулак, чтобы не видели из окон… Боль   охватывает   мою   душу,   когда   я   узнаю,   что   в   студенческом общежитии   девушки   собираются   покурить   и   поболтать   о   будущем замужестве. Я могу допустить, что в твоих планах замужество еще не просматривается. И потому расскажу тебе о другом.  Социологи провели анонимную анкету, в которой спросили, почему вы курите. 60 процентов девушек ответили: это красиво и модно. А 40 процентов курят потому, что хотят нравиться мальчикам. Допустим. И даже в чем­то их оправдаем. Потому что нравиться – это заложено в тебе   природой.   Но   оправдаем   временно,   нелишне   знать   и   мнения мальчиков.  Были   опрошены   256   юношей.   Им   предложили   три   вопроса   и соответственно   три   варианта   ответа:   положительно,   безразлично, отрицательно.  Вопрос первый. В твоей компании девушки курят. Как ты к этому относишься? 4 процента ответили – положительно, 54 – безразлично, 42 – отрицательно.  Вопрос второй. Девушка, с которой ты дружишь, курит. Как ты к этому относишься? 1 процент – положительно, 84 – отрицательно, 15 – безразлично.  Вопрос третий. Хотел бы чтобы твоя жена курила? Буря протестов! Из 256 только двое сказали: нам все равно. Остальные категорически возразили. А   теперь   давай   подумаем   вместе.   До   операции   на   легких   тебе далеко. Замуж не собираешься. Все прекрасно, и ты куришь. Откуда же это пришло? На мой взгляд, курят в тех компаниях, где собираются для веселого   времяпрепровождения,   и   сигарета   в   твоих   руках   как   бы сигнал: ты современна. А значит, и к любви и дружбе относишься с немалой долей легкомыслия. Юноши с курящими девушками ведут себя более   раскованно,   а   девушки   по   своей   наивности   полагают,   что пользуются   успехом,   вряд   ли   думая,   что   представляют   собой временную забаву. Да, да, ты, курящая девушка, – временная забава. Мне   кажется,   что,   закурив,   ты   удешевляешь   себя,   унижаешь   свое достоинство, делаясь не современной в истинном смысле этого слова, а скорее   легкомысленной   и   более   доступной.   Кто   же   внушил   тебе «модность» этой ужасной привычки? Кто «запрограммировал» тебя на занятие, в котором только твоя молодость не дает увидеть катастрофу, тебя ожидающую? Не   сердись,   но   я   попробую   нарисовать   твое   будущее,   каким   оно представляется мне. А если ты в этом усомнишься, оглянись, посмотри на курящих женщин старше тебя.  От   курения   станет   хриплым   твой   голос,   постепенно   почернеют, испортятся зубы. Кожа лица постепенно приобретет землистый оттенок. Резко   пострадает   твое   обоняние,   и   ухудшатся   вкусовые   ощущения. Наверное,   ты   уже   обратила   внимание,   как   часто   сплевывают курильщики. Не знаю, успела ли ты заметить, что изо рта курящей запах настолько неприятен, что не удивляйся, если кто­то из твоих знакомых парней будет тебя избегать. Ты будешь просыпаться с горечью во рту и головными болями оттого, что всю ночь кашляла. Очень рано кожа лица станет морщинистой и сухой. Женщины­курильщицы в 25 лет выглядят намного старше своих ровесниц. Вот какая настоящая оценка твоего курения!   Ты   не  привлечешь   к   себе,   а,  наоборот,  оттолкнешь   любого серьезного парня.  Попробуй представить себя рядом с некурящей ровесницей. И если тебя это не испугает и ты уверена, что вы равны, позволь заметить тебе, что твой внешний вид – это еще не главный показатель.  Чем раньше начнешь курить, тем опаснее для тебя воздействие ядов табачного дыма. И если ты пристрастишься к курению задолго до того, как   в   тебе   начнутся   изменения,   медленнее   будет   идти   развитие организма.   Под   влиянием   никотина   происходит   стойкое   сужение кровеносных   сосудов,   а   содержание   кислорода   понижается   за   счет соединения гемоглобина крови с угарным газом – одним из компонентов табачного дыма. При курении под влиянием высокой температуры из табака выделяется 30 вредных веществ: никотин, сероводород, аммиак, азот, окись углерода и различные эфирные масла. Среди них особенно опасен бензопирен – стопроцентный канцероген («канцер» – по­латыни «рак»).  Никотин  –  это  наркотик. Только  так  его  именует  высший  орган мировой медицины – Всемирная организация здравоохранения. А это означает, что с каждым годом тебе будет все труднее… Табак суживает сосуды, вызывая не только усиленную работу сердца, но и ухудшая и разрушая деятельность многих систем организма. Ты закурила… Далее все идет по давно известной формуле. Никотин в короткое время вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливая кровоснабжение клеток мозга. За этим наступает резкий спазм сосудов, в результате чего появляются различные мозговые расстройства. Далее никотин   нарушает   деятельность   нервной   системы,   легких,   печени, органов пищеварения, половых желез.  Неопровержимо доказано: ты будешь болеть в три­четыре раза чаще в   сравнении   с   некурящими   подругами.   Неотвратимо   придет   время, когда   ты   будешь   плохо   себя   чувствовать:   постоянное   недомогание превратит твою жизнь в тягостное существование.  Но давай поговорим о другом. Может,   тебе   будет   интересно,   что   женщины   тяжело   страдают   от курения и из­за более нежной структуры организма, который природой предназначен для продолжения рода. Давно известны факты, говорящие о   том,   что   злостные   курильщицы   не   могут   родить   детей,   поскольку произошли   глубокие   изменения   в   организме.   Самым   частым осложнением   курения   являются   выкидыши   при   беременности   до   36 недель   –   в   два   раза   чаще   некурящих.   Тебе   не   мешает   знать,   что   у курящих   женщин   намного   чаще   рождаются   недоношенные   дети.   У курящих выше процент мертворожденных детей и патология при родах. И несомненный факт – курение крайне отрицательно влияет на развитие уже рожденного ребенка. Зная это, есть смысл задуматься о замужестве, о муже, который будет ждать сына, а сына не будет… И может прийти день, когда врачи скажут тебе: «К сожалению, вы уже никогда не родите ребенка».  Сейчас   все   это   трудно   понять.   Но   мой   опыт   предлагает   сотни случаев,   когда   у   женщин   уходят   лучшие   годы   и   приближается критический возраст, после которого она уже не может родить. Она готова на все, на любые операции, на любые жертвы. И, поверь, ты не будешь исключением. Природа создала тебя, чтобы ты была матерью. И, как   бы   ты   ни   хорохорилась   сегодня,   природа   заставит   тебя   жить интересами детей. Поверь мне, сигарета может искалечить твою жизнь. Сначала твою. И когда тебе докажут, что во всем виновато курение, ты проклянешь и себя, и всю свою жизнь. Подумай о том, что у тебя не будет детей. И муж, возможно, тебя оставит. Он может уйти к менее достойной, только лишь   за   право   называться   отцом,   потому   что   настоящие   отцовские чувства не менее сильны, нежели материнские.  А   если   ты   куришь,   будучи   беременной,   то   знай:   в   эксперименте установлено – стоит беременной женщине закурить сигарету, как через несколько минут никотин (через плаценту) поступает в сердце и мозг еще не родившегося ребенка. И этот яд ты невольно передаешь своему ребенку. Ученые проследили особенности развития детей, родившихся от матерей, куривших во время беременности. Эти дети, наблюдавшиеся до   5–6­летнего   возраста,   в   значительной   мере   отставали   в   своем физическом   и   умственном   развитии.   Среди   детей,   отцы   которых являются интенсивными курильщиками, в два раза чаще наблюдаются пороки развития.  И все время твой ребенок будет болеть. Его ждет и пневмония, и бронхит. В отчаянии ты будешь искать причины, не зная, что они в тебе. Если ты курила в коридоре, на площадке, даже крошечной доли дыма, попавшей   в   комнату,   будет   достаточно   для   твоего   ребенка.   У   него может неожиданно повыситься температура.  У   курящей   матери   почти   всегда   дети   пробуют   курить.   И   твой ребенок,  почитающий  тебя за  самую умную, самую ласковую, самую добрую, видя тебя с сигаретой, тоже начнет курить. А это означает, что ты   заранее   запрограммировала   своего   ребенка   на   те   же   мучения, которые ожидают тебя.  И мой опыт подсказывает страшный случай, связанный с курением подростка.   В   одной   из   школ­интернатов   утром   не   смогли   разбудить мальчика. Он умер ночью. Вскрытие показало, что у него было больное сердце оттого, что он рано научился курить, курил помногу, а в канун смерти, как сказали ребята, накурился «досыта».  В   семье,   где   курили   родители,   начинают   курить   67   процентов мальчиков и 78 процентов девочек.  По данным Всемирной организации здравоохранения, 80 процентов курящих   детей   сохраняют   привычку,   став   взрослыми.   Установлено: если подросток выкурил хотя бы две сигареты, то в 70 случаях из 100 он будет курить всю жизнь. Подумай! А   теперь   мне   хотелось   бы   знать,   зачем   ты   куришь.   Наверное, думаешь,   что   ты   красивее?   Напрасно.   Это   минутное   удовольствие   – видеть себя со стороны с сигаретой, зажатой между пальцами. И ты одна из многих, которые не сознают, что страдают, а когда им говоришь, они безвольно отвечают: «Не могу бросить!». И твое увлечение я бы квалифицировал   не   как   юношескую   глупость,   а   преступление   перед собой.   Да,   да,   ты   можешь   написать   себе   три   слова:   «Курение   – медленное   самоубийство».   И   уже   в   недалеком   будущем   сможешь убедиться, что именно так. Жаль, что на твоем самом трудном этапе жизни к этому буду привлечен и я, хирург… А пока могу предупредить, что курение обречет тебя на более частые болезни. А это и стенокардия, и инфаркты в молодом возрасте, и язвы желудка. При исследовании 205 лиц, умерших от инфаркта в возрасте 44 лет, только двое не курили. 65 процентов больных раком желудка – это курящие. По   данным   Всемирной   организации   здравоохранения,   в   которой много и настойчиво изучают проблему курения, от причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый. Если это применить к нашим условиям, то мы ежегодно теряем 500 тысяч человек! В их числе могут оказаться ты, твой муж, твои дети, друзья и знакомые.  И последнее. Я понимаю, что в поисках причин, оправдывающих твое безволие, ты можешь сказать: «Если это так плохо, зачем же продают табачные изделия в изобилии?». Организации, стимулирующие табачную промышленность, считают, что получают большую выгоду. Однако это иллюзия.   Страна   и   народ   теряют   от   табака   много   больше,   чем приобретают.   Сегодня   Всемирная   организация   здравоохранения выступает с лозунгом: «Курение или здоровье? Выбирайте сами!».  Я – врач и обязан предложить то же.  3. У ч и т е л ь   п р е д л а г а е т   с л е д у ю щ у ю   р а б о т у.  1) Разделите страницу тетради на две части.  2) Озаглавьте левую колонку «Положительные качества женщин», а правую выполнить «Отрицательные качества женщин».  3)   Во   время   чтения   письма   Федора   Углова   курящей   девушке, запишите в левую колонку черты, поступки, характеризующие женщину как   прекрасное   создание   природы,   а   в   правую   –   то,   что   уродливо, противоестественно в ней.  Положительные качества женщины Отрицательные качества женщины  Материнство;  доброта;  одухотворенность и т. д.  Грубость;  нездоровый образ жизни: курение, употребление алкоголя;  позволение относиться к себе  неуважительно и т. д.  В качестве иллюстрации можно использовать репродукцию с картины Вячеслава Калинина «День и ночь, утро и вечер, юность и зрелость, ясность и марихуана». 4.   В   ходе   обсуждения   ученики   с   учителем   вместе   приходят   к в ы в о д у   о  том, что только доброта и другие прекрасные черты души человеческой спасут мир от всего пошлого, грубого… Только добрый человек может прийти в трудную минуту на помощь нуждающемуся.  Но часто доброта может оказаться «беспомощной» без достаточного количества знаний.  В  частности, чтобы  оказать  помощь  утопающему, следует  знать  и уметь применять на практике определенные знания. 5.  П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь   д е й с т в и й   при   оказании   первой помощи утопающему:  1) осмотреть полость рта и носа;  2) очистить их от песка и других инородных предметов;  3)   удалить   воду   из   дыхательных   путей,   для   чего   пострадавшего кладут вниз лицом на бедро согнутой в колене ноги спасающего так, чтобы голова касалась земли, а туловище свешивалось вниз;  4) сильно и ритмично надавливая на спину пострадавшего, удалить воду из его легких;  5) сделать искусственное дыхание.  Для этого:  1) пострадавшего кладут на спину;  2) под лопатки подкладывают валик из одежды;  3)   голову   откидывают   назад   так,   чтобы   шея   с   подбородком составляли одну линию;  4)   оказывающий   помощь   становится   на   колени   сбоку   от пострадавшего, поддерживая его голову за темя и под шею;  5) оказывающий помощь делает глубокий вдох;  6) затем свой воздух выдыхает, нагнетая его в рот пострадавшему. Эта процедура осуществляется 12–20 раз в минуту. Губы   спасателя   должны   плотно   охватывать   рот   пострадавшего, чтобы предотвратить утечку воздуха.  Выход   воздуха   через   нос   предотвращается   прижиманием   щеки спасателя к ноздрям пострадавшего.  Искусственное дыхание, не прерывая ни на минуту, производят 1–2 часа – до восстановления самостоятельного устойчивого дыхания.  Если   сердце   не   бьется,   надо   сочетать   искусственное   дыхание   с непрямым массажем сердца: после одного вдувания воздуха в легкие производить   4–5   быстрых   толчкообразных   надавливаний   на   нижнюю треть грудины в направлении, перпендикулярном позвоночнику. После 4–5   надавливаний   вновь   следует   вдувать   воздух   в   рот   или   нос пострадавшего.  Меры   по   оживлению   можно   считать   достигшими   цели,   если   у пострадавшего   сузились   зрачки,   порозовела   кожа,   появился   пульс. Оказание первой помощи нельзя прекращать до тех пор, пока тонувший не станет самостоятельно дышать и не придет в сознание. После этого его   следует   напоить   горячим   чаем,   укутать   одеялом   и   доставить   в больницу.  6.  О т р а б о т к а   н а в ы к о в   п о   о к а з а н и ю   п е р в о й   п о м о щ и (отрабатывается на куклах­муляжах).  7. С о о б щ е н и е   у ч а щ и х с я  о болезнях органов дыхания. С о о б щ е н и е  1 Грипп Грипп  –   это   острая   вирусная   инфекция,   характеризующаяся интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей.  Источником инфекции является больной человек. Особенно заразен он в первые дни болезни, когда при кашле и чихании с капельками слизи вирусы   интенсивно   выделяются   во   внешнюю   среду.   Путь   передачи инфекции воздушно­капельный. Вирусы гриппа постоянно циркулируют среди населения и вызывают подъем заболеваемости ежегодно в зимнее время.  Грипп   сопровождается   головокружением,   анорексией,   рвотой, носовым кровотечением.  Вирусы   гриппа   малоустойчивы   во   внешней   среде.   Они   лучше переносят   низкие  температуры   и  быстро   погибают  при   нагревании   и кипячении.   Отличается   высокая   чувствительность   вирусов   гриппа   к ультрафиолетовым   лучам   и   воздействию   обычных   дезинфицирующих средств. И поэтому для профилактики гриппа перед началом и во время эпидемии следует назначать стимуляторы интерферона. В   период   эпидемии   для   экстренной   профилактики   применяют оксолиновую мазь, лейкоцитарный интерферон.  В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й : 1) Назовите возбудителя гриппа.  2) Каким путем передается вирус гриппа?  3) Какие клетки поражают вирусы гриппа?  С о о б щ е н и е   2 Бронхит Бронхит  –   это   воспаление   бронхов   с   преимущественным поражением   их   слизистой   оболочки.   Бронхит   является   одним   из наиболее   частых   заболеваний   органов   дыхания.   Различают   острый   и хронический бронхит. Острый   бронхит  –   воспаление   слизистой   оболочки   бронхов, обычно   вызываемое   респираторными   вирусами,   к   которым   может вторично   присоединиться   микробная   флора.   Таким   образом,   острый бронхит, как правило, является проявлением респираторной вирусной инфекции.   Нередко   он   встречается   с   трахеитом,   ларингитом, ринофарингитом.   К   предрасполагающим   факторам   относятся: переохлаждение,   курение,   употребление   алкоголя.   Острый   бронхит может   возникать   также   при   воздействии   физических   и   химических факторов.  Хронический бронхит представляет собой диффузное, как правило, необратимое поражение бронхов, нередко ведущее к прогрессирующим нарушениям   функций   дыхания   и   кровообращения.   Частота хронического бронхита за последние десятилетия имеет тенденцию к увеличению, особенно среди населения промышленно развитых стран. Основной   причиной   хронического   бронхита   является   длительное воздействие   на   слизистую   оболочку   бронхов   вредных   примесей   в воздухе (табачный дым, выхлопные газы транспорта в крупных городах, производственные   загрязнения).   Хронический   бронхит   значительно чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Болезнь обычно начинается незаметно и в относительно молодом возрасте. Основным проявлением заболевания является небольшой кашель с мокротой. Бронхит у детей, как   правило,   носит   острый   характер   и   чаще   всего   бывает   одним   из проявлений   респираторных   заболеваний   вирусной   или   кокковой этиологии.   Нередко   бронхит   развивается   при   гриппе,   аденовирусных болезнях. В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й : 1) Назовите сопутствующие острому бронхиту заболевания.  2)   Какие   факторы   предрасполагают   к   заболеванию   острым бронхитом? 3) Какие формы бронхита вам известны? С о о б щ е н и е  3 Бронхиальная астма Бронхиальная   астма  (от   греч.   –  удушье)   –   хроническое заболевание,   основным   проявлением   которого   являются   приступы удушья.   Многостороннее   подтверждение   в   клинических, иммунологических   исследованиях   получила   аллергическая   теория происхождения бронхиальной астмы. Согласно этой теории, приступы удушья   при   бронхиальной   астме   связаны   со   спазмом   гладкой мускулатуры бронхов, отеком их слизистой оболочки, гиперсекрецией слизистых   желез,   в   результате   аллергической   реакции   на   вещества, поступающие из окружающей среды или образующиеся в организме. По механизму   развития   выделяют   две   основные   формы   бронхиальной астмы:   инфекционно­аллергическую   и   неинфекционно­аллергическую (атопическую).  Инфекционно­аллергическая   форма  бронхиальной астмы   возникает   чаще   после   острой   пневмонии,   острого   бронхита, гриппа   или   на   фоне   хронических   воспалительных   процессов   в бронхолегочной системе. Эта форма бронхиальной астмы развивается по типу аллергических реакций замедленного типа. Атопическая форма бронхиальной   астмы   обычно   у   лиц   с   наследственно   обусловленной повышенной   чувствительностью   к   неинфекционным   аллергенам.   У детей   чаще   встречается   атопическая   форма   бронхиальной   астмы   с полиаллергией к домашней пыли, пыльце растений, шерсти животных, продуктам питания, лекарствам и др. Нередко к врожденной атопии у детей   дошкольного   и   школьного   возраста   присоединяется инфекционная аллергия и развивается смешанная форма бронхиальной астмы. Заболевание чаще встречается у детей, родившихся с большой массой тела, увеличенной вилочковой железой, нарушением клеточного иммунитета. Непосредственными   причинами   приступов   бронхиальной   астмы наиболее   часто   бывают   следующие:   контакт   с   аллергеном,   острые заболевания   органов   дыхания,   ангина,   физические   и   психические травмы, в отдельных случаях – профилактические прививки и введение глобулина. При развитии приступа бронхиальной астмы дети становятся беспокойными,   чешутся,   не   находят   удобного   положения,   дыхание учащается,   нередко   повышается   температура   тела.   Приступ   удушья продолжается   обычно   несколько   часов   или   дней,  во   время   приступа дети отказываются от еды и питья, потеют, сильно худеют, выглядят бледно, под глазами появляются темные круги. Постепенно состояние улучшается.   Предупреждению   бронхиальной   астмы   способствует здоровый   образ   жизни:   соблюдение   режима   труда   и   отдыха   с достаточным   пребыванием   на   воздухе,   рациональное   питание, закаливание, занятия физкультурой и спортом и т. д. Большое значение имеют   гамма­санация   очагов   хронической   инфекции,   своевременное выявление   и   адекватное   лечение   больных   с   предастмой,   правильный выбор   профессии.   Больные   бронхиальной   астмой   полежат диспансерному наблюдению. В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й : 1) Что в переводе с греческого языка означает слово «астма»? 2) Какое содержание вкладывает современная наука и медицина в понятие «бронхиальная астма»?  3) Какие две формы бронхиальной астмы различают по механизму развития?  С о о б щ е н и е  4 Рак органов дыхания Рак  –   опухоль,   развивающаяся   из   покровного   или   железистого эпителия.   Состоит   из   соединительнотканной   стромы   с   развитыми лимфатическими   и   кровеносными   сосудами   и   паренхимы   из эпителиальных   клеток,   расположенных   отдельными   ячейками. Развивается   рак   во   всех   органах   и   тканях,   в   которых   имеются эпителиальные   элементы,   но   чаще   всего   в   желудке,   толстой   кишке, матке, на коже, в молочной железе и легких.  Развитие   начинается   с   атипического   размножения   эпителиальных клеток   и   прорастания   в   соседние   ткани.   Образуются   отдельные скопления   раковых   клеток   и   разрастания   соединительнотканной стромы.   Вначале   раковая   опухоль   небольшого   размера,   подвижна   (I стадия). В дальнейшем опухоль начинает прорастать всю толщу ткани или органа, вызывая расстройства его функции, появляются отдельные метастазы в лимфатические узлы (II стадия). Опухоль начинает врастать в соседние ткани, становится малоподвижной, появляются метастазы в регионарных лимфатических узлах (III стадия). Бурный рост опухоли сопровождается некрозами и изъязвлениями, которые часто вызывают кровотечения.   Появляются   отдельные   метастазы.   Общее   состояние больного   резко   ухудшается,   развивается   упадок   питания   –   раковая кахексия (IV стадия).  Рак легких встречается в 10–15 % случаев всех раковых заболеваний. Вначале   больной   жалуется   на   сухой   кашель,   затем   появляется отдышка, боли, кровохарканье.  Радикальное лечение с успехом может быть применено в I и II стадии заболевания.   В   III   стадии   оперативное   лечение   сочетают   с   другими видами   терапии   (лучевое).   В   IV   стадии   радикальное   лечение невозможно.   Производят   паллиативные   операции   и   проводят симптоматическое лечение.  В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й :   1) Сколько процентов от всех раковых заболеваний составляет рак легких?  2) Назовите первые признаки рака легких. 3) Какие формы лечения применяют при раковых заболеваниях?  Задание на дом: изучить текст учебника на с. 163–170.

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018