Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: обобщить знания учащихся о роли закаливания организма; формах, условиях и физиологических механизмах закаливания; гигиенических требованиях к одежде и обуви. Убедить в необходимости применять знания о закаливании организма на практике. Оборудование: таблицы «Кожа», «Закаливание организма», рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.
Иконка файла материала Урок 55. Закаливание организма.rtf
У р о к   55 ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА Ц е л и :   обобщить знания учащихся о роли закаливания организма; формах,   условиях   и   физиологических   механизмах   закаливания; гигиенических требованиях к одежде и обуви. Убедить в необходимости применять знания о закаливании организма на практике. О б о р у д о в а н и е : таблицы «Кожа», «Закаливание организма». Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.  В ы п о л н е н и е   з а д а н и й  185–186 в рабочей тетради.  III. Изучение нового материала. 1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . Любые   средства   защиты   от  болезней,  дождя,  ветра,  холода,  жары были бы бесполезны, если бы человеческий организм сам не обладал защитными свойствами.  Представьте   себе,   группа   юных   туристов   на   переходе   попала   в полосу ливня. Все промокли до ниточки. Опасно простыть! Вода в 25 раз   лучше   проводит   тепло,   чем   воздух,   и   теплопроводность   мокрой одежды велика. Но заболел лишь один – незакаленный турист.  Человек   обычно   подвергается   влиянию   меняющихся   природных факторов. Важно приучить свой организм быстро приспосабливаться к смене   тепла,   давления,   влажности.   При   тренировке   организм   может легко и скоро привыкать к самым разнообразным условиям.  Сильным   фактором   закаливания   является   холод.   В   лютый   мороз, когда   одни,   одетые   в   шубы   и   валенки,   зябнут,   другие,   смельчаки, спокойно окунаются в прорубь. Многие великие люди приучили себя к воздействию холода.  И. П. Павлов любил всю жизнь купаться и до 80 лет купался в Неве не только летом, но и осенью. А писатель Л. Н. Толстой любил ходить босиком, по утрам обливался холодной водой. И. Е. Репин зимой спал вкомнате с открытым окном, а его усы и борода покрывались в морозную ночь инеем. А. В. Суворов выливал на себя каждое утро ушат холодной воды.  Что же происходит в организме при закаливании холодом? Холодная вода вызывает сужение и расширение сосудов, отлив и прилив крови к коже. Сосуды кожи «совершают гимнастику». Закаливание тренирует прежде   всего   нервную   систему.   Она   легко   и   быстро   обеспечивает «установку» организма на действие холода, ветра, жары и т. д.  Под действием холода организм больше выделяет тепла, изменяется деятельность желез внутренней секреции, повышается давление крови, скорость   кровотока.   Закаливание   усиливает   обмен   веществ.   Все   это тренирует защитные силы организма.  Закаленный человек хорошо себя чувствует в различных условиях климата и погоды и на севере, и на юге, и в морозы, и в жару, меньше подвержен   заболеваниям,   у   него   реже   наступает   физическое   и умственное переутомление.  Установлено,   что   спортивные   показатели   выше   у   закаленного спортсмена   в   сравнении   с   показателями   спортсмена,   который   не закаляется.  Закаливание   требует   повторности,   настойчивости   и   длительности тренировки.   Для   закаливания   нужно   пользоваться   различными воздействующими факторами круглый год: водой, солнцем, холодом.  Сила,   повторность,   продолжительность   воздействия   фактора закаливания   должны   применяться   в  системе   и   постоянно   возрастать. Контроль и наблюдение врача при этом необходимы.  2. З а с л у ш и в а н и е   с о о б щ е н и я  на тему «Гигиена кожи». Кожное   сало   и   органические   вещества   пота,   разлагаясь   на поверхности кожи, создают среду, очень благоприятную для развития бактерий,   среди   которых   могут   оказаться   и   болезнетворные. Количество   бактерий   на   теле   нечистоплотного   человека   исчисляется сотнями миллионов. Смешиваясь с пылью и слущивающимся эпителием, кожные выделения закупоривают выходы потовых и сальных желез. Это нарушает   потоотделение   и   теплоотдачу,   вызывает   сухость   кожи   и появление   на   ней   трещинок,   через   которые   в   организм   попадаютбактерии.  Для   того   чтобы   кожа   нормально   функционировала,   ее   нужно содержать в чистоте. Ежедневно следует мыть с мылом все открытые части   тела   (шею,   лицо,   руки).   Руки   должны   мыться   после   всякой работы, а также после посещения туалета, перед каждой едой.  Систематически   следует   мыться   горячей   водой   с   мылом,   чтобы освободить кожу от всех накопившихся на ней продуктов выделения. Не менее важно следить за чистотой одежды. Она служит не только для сохранения   тепла,  образующегося   в   организме,  но   и  для   впитывания продуктов,   выделяемых   потовыми   и   сальными   железами.   Если   не следить   за   чистотой   одежды,   то   накапливающиеся   на   ней   вещества будут разлагаться и создавать условия для размножения бактерий.  В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й : 1)   Что   может   послужить   причиной   нарушения   потоотделения   и теплоотдачи? 2) Что необходимо для нормального функционирования кожи? 3) Для чего необходимо содержать в чистоте одежду?  3.  З а с л у ш и в а н и е   с о о б щ е н и я   на   тему   «Закаливание организма». Очень   низкая   или,   напротив,   высокая   температура   среды   одними людьми   переносится   хорошо,   у   других   же   вызывает   различные заболевания.   Неблагоприятные   внешние   условия   лучше   выдерживает тот, кто с малых лет закаливает свой организм.  Закалка, т. е. выработка устойчивости против простуды и действия жары,  достигается   благодаря   правильному   использованию   природных факторов  –  солнца  (солнечные   ванны),  воздуха  (воздушные   ванны)   и воды (водные процедуры). Наиболее доступной формой использования воды как закаливающего фактора являются обтирания. Они производятся куском грубой ткани, смоченной  водой.  При первых обтираниях  температура  воды  должна быть   комнатной   (около   20  С),   при   последующих   –   она   постепенно снижается. Тело обтирается мокрой тканью по частям, которые сейчас же   растираются   сухим   полотенцем   до   покраснения   кожи.   Хорошо принимать контрастный душ – с чередованием холодной и горячей воды(4–6 раз). При этом длительность теплого душа должна составлять 20– 40 с, а холодного – 10–20 с. Разница температуры первоначально 5 С, а затем 20–25 С.  Сила   и   продолжительность   воздействия   фактора   закаливания должны постепенно возрастать. Контроль и наблюдение врача при этом необходимы.  Очень важным закаливающим фактором являются воздушные ванны. Воздушные ванны начинаются при температуре воздуха не ниже 18–20 С. Первоначальная продолжительность их в 15–20 минут постепенно доводится до 2–3 часов. Солнечные ванны следует принимать между 10 и 12 часами. Первая ванна может продолжаться не более 4–5 минут. Постепенно увеличивая это время, его доводят до 40–50 минут. Большую роль в закаливании организма играют ежедневные прогулки и   игры   на   свежем   воздухе.   Положительное   влияние   на   закалку организма оказывает сон при открытой форточке.  Под   действием   природных   факторов   тренируются   защитные   силы организма.  В о п р о с ы   д л я   с л у ш а т е л е й :   1) Какие природные факторы способствуют закаливанию организма? 2) Какие правила следует соблюдать при закаливании? 3) Что происходит под действием природных факторов? IV. Закрепление знаний. Р а б о т а   в   г р у п п а х   с   з а д а н и я м и   р у б р и к . I   г р у п п а   работает   над   заданием   8   рубрики   «Проверьте   свои знания» на с. 211 учебника. II  г р у п п а   работает   над   заданием   9   рубрики   «Проверьте   свои знания» на с. 211 учебника.  III  г р у п п а  работает над заданием рубрики «Подумайте» на с. 211. IV  г р у п п а   выполняет   тренировочные   задания   уровня   А   и   В   в рабочей тетради на с. 122–123.  Задание   на   дом:  повторить   материал   учебника   на   с.   209–211; желающим подготовить сообщения на темы «Курение и потомство» и«Алкоголь и развивающийся организм».