Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Оценка 4.9
Игры +1
doc
чтение
3 кл
19.02.2019
Конспект урока по чтению на тему "Произведение  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Конспект по литературному чтению на тему: "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, , о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди" 3 класс. Конспект составлен по учебнику УМК Школа России по литературному чтению Климановой Л.Ф.
!Конспект урока чтение.doc
Конспект урока. Учитель: Бельтюкова Марина Сергеевна Предмет: литературное чтение Класс: 3 Тема: Произведение  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, , о сыне его славном и  могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В УМК: «Школа России» Тип урока: урок открытия новых знаний Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, рисунки учащихся к  любимым героям сказок А.С. Пушкина. Цель: познакомить обучающихся с  произведением  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, , о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне  Лебеди». Планируемые результаты: Предметные: Развивают умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся. Учатся наблюдать, думать, выразительно и осмысленно  читать,  передавать мысль словом. Метапредметные: Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу планируют свои действия по  решению учебной задачи выстраивают последовательность необходимых операций,  оценивают результаты деятельности. Познавательные: Умеют составлять несложные монологические высказывания о героях. Коммуникативные: Взаимодействуют с окружающими, оформляют диалогические  высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета. Личностные: Проявляют интерес к культуре и истории своего народа, выражают  положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление,  желание больше узнать. 1. Мотивационно­целевой этап(3­5 мин.) Ход урока. ­ Ребята! Встали красиво, выровнялись. Тихо садитесь. Прозвенел уже звонок.               Начинается урок.               В путешествие пойдём.               В страну сказок попадём.               Слушай, думай, наблюдай,               Сказку нашу отгадай.               Глазки дружно закрывайте.               Сказку в душу пропускайте. ­Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.       ­Человек,   который   хочет   научиться   выразительно   читать,   должен   уметь   управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение:  . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое:  . (Дети несколько раз тренируются) 2.Ориентировочный этап(3­5 мин.) Игра «Собери сказку»   Задание по группам: Из отдельных слов сложить полное название сказки(слова написаны на отдельных карточках) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». ­   Выразительное   чтение   отрывка   несколькими   учениками.   Оценивают   члены   жюри   (с каждого ряда). ­ Докажите, что прочитанное произведение – сказка. ­ Назовите (прочитайте) повторы. ***  Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет,  Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. *** А сама­то величава, Выступает, будто пава, А как речь­ то говорит, Словно реченька журчи *** Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна В царство славного Салтана… 3. Поисково­исследовательский этап(15 мин.) ­ Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки? ­ Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется “Сказка о царе Салтане, о сыне его   славном   и   могучем   богатыре   князе   Гвидоне   Салтановиче   и   о   прекрасной   Царевне Лебеди”. ­ Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и что я ещё могу рассказать и показать вам. ­ В каком городе родился А.С. Пушкин? (А.С. Пушкин родился в Москве.) ­ К какому роду принадлежала семья Пушкиных? (Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.) ­ Чем больше всего интересовались в этой семье? (В этой семье интересовались литературой и театром.) ­ На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе? (В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.) ­ Какую литературу любил Сергей Львович – отец Саши? (Сергей Львович любил французскую литературу.) ­ Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче? (Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.) ­ Кем был дядя А.С. Пушкина – Василий Львович? (Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.) ­ Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей? (Воспитанием и образованием занимались иностранцы – гувернёры.) ­ Что вы знаете о маленьком Саше? (Саша   рано   научился   читать   и   делал   это   с   большим   удовольствием.   Своё   первое стихотворение сочинил он на французском языке.) ­ Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа? (Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.) ­ Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет? (В Царскосельский лицей.) ­Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.   ­Именно   бабушка   Мария   Алексеевна   учила   внука   писать   по­русски.   Крестьяне   семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти. ­ Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина. 4.Физкультминутка. Тихо играет музыка. Под музыку спокойным голосом учитель говорит:                               Корабли по морю плыли,                               К чудо­ острову спешили.                               Ждали там давно гостей                               Распрекрасных малышей. Морской ветер гладит вам щеки и волосы. Ласковое солнышко улыбается и посылает свои яркие лучи. Галдят летящие над кормой чайки, указывают путь к острову. Им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогла нам восстановить силы. Мы подплыли к острову сказок. 5. Практический этап(20 мин.) ­ В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи. ­ Как они называются? (Устаревшие) ­ На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы) ­ В чём их различие? Приведите примеры слов. ­   Значения   некоторых   слов   нам   понятны,   а   с   другими   значениями   слов   нам   помогут разобраться словари. (Толковый   словарь   Ожегова,   этимологический   словарь   и   словарь   устаревших   слов,   на доске карточки со словами.)   ­ Слова из первого отрывка сказки. *Молвить ­ (говорить)  *Крещёный мир­ (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)  *Позадь забора ­ (за забором)  *К исходу сентября (к концу сентября)  *Светлица (см. словарь Ожегова)  *Сени (см. словарь Ожегова)  *Красная девица (красивая) ­ Почему слово “красный” обозначало “красивый”? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.   Слова из второго отрывка сказки.  *Аршин (см. учебник)  *Гонец (см. словарь Ожегова)   Слова из третьего отрывка.  *Сума (см. словарь устаревших слов) *Бояре (см. учебник) ­   Ребята,   как   вы   думаете,   зачем   художники   придумывают   различные   иллюстрации   к сказкам? (Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина). ­   Сейчас   мы   будем   отвечать   на   вопросы   по   содержанию   сказки   и   рассматривать иллюстрации.   Беседа по содержанию сказки  ­ Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?  ­  Что заставило Гвидона превратиться в комары?   ­ Как наказал свою тетку Гвидон?   ­ Осуждает ли автор своего героя?  ­ Почему так захотелось Гвидону иметь чудо­белочку?  ­ В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?  ­ О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?  ­ Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз? ­ О каком чуде рассказала повариха? ­ О каком чуде рассказала ткачиха? Разгадывание кроссворда.(смотреть в приложении) Игра «Сказки перепутались» Задание: Найти строчки к подходящей сказке.   А.  Князь Гвидон ей отвечает:  1) «Грусть­тоска меня съедает…»  2) «Пуще прежнего старуха вздурилась,      Не дает старику мне покою»  3) Князю Лебедь отвечает:«Не печалься, ступай себе с богом…» Б.  В ноги он к старухе поклонился, молвил:..  1) «Государыня родная!Выбрал я жену себе»  2) Старуха сидит под окошком ,   На чем свет стоит мужа ругает:  3) «Распроклятая ты, мошка!»     В.  Видит: весь сияя в злате,   1) Царь Салтан сидит в палате   2) В дорогой собольей душегрейке,   Жемчуги огрузили шею,  На руках золотне перстни,  На ногах красные сапожки,  3)На престоле и в венце, С грустной думой на лице.    Г.   Князь Гвидон тогда вскочил,      Громогласно возопил:   «Что ты, баба, белены объелась?    Ни ступить, ни молвить не умеешь,  Насмешишь ты целое царство» 6. Рефлексивно­оценочный этап(3­5 мин.) 1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился? 2. Есть ли у вас любимый герой? 3. Кто он? Почему он понравился?  Вспомни сказку А.С. Пушкина: ­ Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?  ­ Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?  ­ Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы? ­ Чему учит сказка? ­ Какие чувства остались у вас после чтения сказки? ­ За работу на уроке оценки получают: ­ Вы очень хорошо поработали, все молодцы! – Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах. Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари ПРИЛОЖЕНИЕ Кроссворд по сказке А.С.Пушкина                  12                       16                                                         10                  8                 15                           1                     «Сказка о царе Салтане»                  6               3         4                 7                                       14               9                         2                                                                                                 5                                     13 11                                                                                                                   По горизонтали:               1. Сколько девиц пряли под окном поздно вечерком?                 3. Название острова, на котором правил князь Гвидон.                 4. Она песенки поёт,                     Да орешки всё грызёт.                 6. Насекомое, в которое превратила Лебедь князя Гвидона в первый раз.                  8. Будь одна из вас ткачиха,                     А другая ….                 11. Насекомое, в которое превратила Лебедь князя Гвидона во второй раз.                 13. Насекомое, в которое превратила Лебедь князя Гвидона в третий  раз.                 14. Которая из тёток князя Гвидона окривела на левый глаз.                 16.  Продолжи: Царевна … По вертикали: 2. Продолжи: Сватья баба … 5. Имя царя, отца князя Гвидода. 7. Вставь слово: Туча по небу идёт,                             … по морю плывет. 9. Продолжи: Сына Бог им дал в … 10. Кто напал на лебедя? 12. Имя, которым нарекли молодого князя. 15. Кто привёз грамоту царю Салтану? Ответы:                           7     б         15             12 г в и д о н   5       с                 6 к о м а р       о     н             16 л е б е д ь   а               ц                     а                                                                     ч                 14 т к а ч и х а             2           а     3 б у я н       9       4 б е л к а     л и     р     а           10     к             8 п о в а р и х а                 11 м у х а                 1 т р и   13 ш м е л ь                   а                 и     н                             р     ш                                                           н

Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)

Конспект урока по чтению на тему "Произведение  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2019