Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Оценка 4.9
Игры +1
doc
чтение
3 кл
19.02.2019
Конспект по литературному чтению на тему: "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, , о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди" 3 класс. Конспект составлен по учебнику УМК Школа России по литературному чтению Климановой Л.Ф.
!Конспект урока чтение.doc
Конспект урока.
Учитель: Бельтюкова Марина Сергеевна
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тема: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, , о сыне его славном и
могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, рисунки учащихся к
любимым героям сказок А.С. Пушкина.
Цель: познакомить обучающихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане,
, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне
Лебеди».
Планируемые результаты:
Предметные: Развивают умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся.
Учатся наблюдать, думать, выразительно и осмысленно читать, передавать мысль словом.
Метапредметные:
Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу планируют свои действия по
решению учебной задачи выстраивают последовательность необходимых операций,
оценивают результаты деятельности.
Познавательные: Умеют составлять несложные монологические высказывания о героях.
Коммуникативные: Взаимодействуют с окружающими, оформляют диалогические
высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные: Проявляют интерес к культуре и истории своего народа, выражают
положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление,
желание больше узнать.
1. Мотивационноцелевой этап(35 мин.)
Ход урока.
Ребята! Встали красиво, выровнялись. Тихо садитесь. Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения
друг с другом.
Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять
мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне
такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз
тренируются)
2.Ориентировочный этап(35 мин.)
Игра «Собери сказку»
Задание по группам: Из отдельных слов сложить полное название сказки(слова
написаны на отдельных карточках) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с
каждого ряда).
Докажите, что прочитанное произведение – сказка.
Назовите (прочитайте) повторы.
***
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. ***
А самато величава,
Выступает, будто пава,
А как речь то говорит,
Словно реченька журчи
***
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
3. Поисковоисследовательский этап(15 мин.)
Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?
Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С.
Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется “Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне
Лебеди”.
Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и что я ещё
могу рассказать и показать вам.
В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.) Какую литературу любил Сергей Львович – отец Саши?
(Сергей Львович любил французскую литературу.)
Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?
(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)
Кем был дядя А.С. Пушкина – Василий Львович?
(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)
Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы – гувернёры.)
Что вы знаете о маленьком Саше?
(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое
стихотворение сочинил он на французском языке.)
Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского
народа?
(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)
Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
(В Царскосельский лицей.)
Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под
Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.
Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать порусски. Крестьяне семьи
Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые
остались на всю жизнь в его памяти.
Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.
4.Физкультминутка.
Тихо играет музыка. Под музыку спокойным голосом учитель говорит:
Корабли по морю плыли,
К чудо острову спешили.
Ждали там давно гостей
Распрекрасных малышей. Морской ветер гладит вам щеки и волосы. Ласковое солнышко улыбается и посылает
свои яркие лучи. Галдят летящие над кормой чайки, указывают путь к острову. Им
тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогла нам восстановить силы. Мы
подплыли к острову сказок.
5. Практический этап(20 мин.)
В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
Как они называются? (Устаревшие)
На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)
В чём их различие? Приведите примеры слов.
Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут
разобраться словари.
(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на
доске карточки со словами.)
Слова из первого отрывка сказки.
*Молвить (говорить)
*Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
*Позадь забора (за забором)
*К исходу сентября (к концу сентября)
*Светлица (см. словарь Ожегова)
*Сени (см. словарь Ожегова)
*Красная девица (красивая)
Почему слово “красный” обозначало “красивый”? На этот вопрос нам поможет ответить
этимологический словарь.
Слова из второго отрывка сказки.
*Аршин (см. учебник)
*Гонец (см. словарь Ожегова)
Слова из третьего отрывка.
*Сума (см. словарь устаревших слов) *Бояре (см. учебник)
Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к
сказкам?
(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои
Пушкина).
Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать
иллюстрации.
Беседа по содержанию сказки
Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?
Что заставило Гвидона превратиться в комары?
Как наказал свою тетку Гвидон?
Осуждает ли автор своего героя?
Почему так захотелось Гвидону иметь чудобелочку?
В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
О каком чуде рассказала повариха?
О каком чуде рассказала ткачиха?
Разгадывание кроссворда.(смотреть в приложении)
Игра «Сказки перепутались»
Задание: Найти строчки к подходящей сказке.
А. Князь Гвидон ей отвечает:
1) «Грустьтоска меня съедает…»
2) «Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою»
3) Князю Лебедь отвечает:«Не печалься, ступай себе с богом…» Б. В ноги он к старухе поклонился, молвил:..
1) «Государыня родная!Выбрал я жену себе»
2) Старуха сидит под окошком ,
На чем свет стоит мужа ругает:
3) «Распроклятая ты, мошка!»
В. Видит: весь сияя в злате,
1) Царь Салтан сидит в палате
2) В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки,
3)На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
Г. Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»
6. Рефлексивнооценочный этап(35 мин.)
1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?
2. Есть ли у вас любимый герой?
3. Кто он? Почему он понравился?
Вспомни сказку А.С. Пушкина: Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?
Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?
Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?
Чему учит сказка?
Какие чувства остались у вас после чтения сказки?
За работу на уроке оценки получают:
Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
– Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.
Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста
устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари
ПРИЛОЖЕНИЕ
Кроссворд по сказке А.С.Пушкина
12
16
10
8
15
1
«Сказка о царе Салтане»
6
3
4
7
14
9
2
5
13 11
По горизонтали:
1. Сколько девиц пряли под окном поздно вечерком?
3. Название острова, на котором правил князь Гвидон.
4. Она песенки поёт,
Да орешки всё грызёт.
6. Насекомое, в которое превратила Лебедь князя Гвидона в первый раз.
8. Будь одна из вас ткачиха,
А другая ….
11. Насекомое, в которое превратила Лебедь князя Гвидона во второй раз.
13. Насекомое, в которое превратила Лебедь князя Гвидона в третий раз.
14. Которая из тёток князя Гвидона окривела на левый глаз.
16. Продолжи: Царевна …
По вертикали:
2. Продолжи: Сватья баба …
5. Имя царя, отца князя Гвидода.
7. Вставь слово: Туча по небу идёт,
… по морю плывет.
9. Продолжи: Сына Бог им дал в …
10. Кто напал на лебедя?
12. Имя, которым нарекли молодого князя.
15. Кто привёз грамоту царю Салтану?
Ответы:
7
б
15
12 г в и д о н 5
с
6 к о м а р
о
н
16 л е б е д ь а
ц
а
ч
14 т к а ч и х а
2
а
3 б у я н
9
4 б е л к а
л и
р
а
10
к
8 п о в а р и х а
11 м у х а
1 т р и 13 ш м е л ь
а
и
н
р
ш
н
Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Конспект урока по чтению на тему "Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане"(3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.