Конспект урока по физике .Давление твердых тел, жидкостей и газов.7 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок - это урок-исследование, обеспечивает понимание физического смысла давления всеми учениками, выясняет особенности передачи давления в разных средах. На уроке формируются навыки практической деятельности учащихся, умения применять знания для решения качественных задач в знакомой и незнакомой ситуации.Тема «Давление в твердых телах, жидкостях и газах» (урок-исследование) Цели урока: - обучающая: обеспечить понимание физического смысла давления всеми учениками; выяснить особенности передачи давления в разных средах; продолжить формирование навыков практической деятельности учащихся, умений применять знания для решения качественных задач в знакомой и незнакомой ситуации; - развивающая: научить обобщать и систематизировать учебный материал; содействовать развитию мыслительных операций, речи, коммуникативной культуры учащихся;
Иконка файла материала конспект.docx
Тема «Давление в твердых телах, жидкостях и газах» (урок­исследование) Цели урока:  обучающая:   обеспечить   понимание   физического   смысла   давления   всеми ­ учениками; выяснить особенности передачи давления в разных средах; продолжить формирование   навыков   практической   деятельности   учащихся,   умений   применять знания для решения качественных задач в знакомой и незнакомой ситуации; ­  развивающая:   научить   обобщать   и   систематизировать   учебный   материал; содействовать развитию мыслительных операций, речи, коммуникативной культуры учащихся; ­   воспитательная: прививать умение работать в парах, самостоятельно добывать знания; формировать навыки взаимоконтроля, положительное отношение к учению; ­  коммуникативная:   обучение   детей   работать   во   взаимодействии   с   другими учащимися и учителем. Задачи урока:  Закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества;  Формирование умений давать ответы на качественные вопросы   по тепловым явлениям;  Приучать   учащихся   к   аккуратности   при   записи   в   тетрадях,   к доброжелательному общению и взаимопомощи при работе в группах. Форма урока: урок­исследование. Оборудование для эксперимента: 1. Для исследования давления в твердых телах: пластилин  и гвоздь, столик и песок, гирька. 2. Для   исследования   давления   в   жидкости:   воздушный   шарик   с   водой,   тюбик зубной пасты. 3. Для исследования давления в газах: воздушный шар, мыльные пузыри. Опорный лист (раздать каждому учащемуся); на столах учащихся рабочий лист для конспекта с пропусками, которые должны быть заполнены по ходу урока. Агрегатное состояние Подвижность молекул Передача давления РисунокТвёрдое Жидкое Газообразное Использование элементов педагогических технологий:  исследовательская деятельность;  проблемное обучение;  игровое обучение;  деятельностный подход. Незнающие пусть научатся, а знающие пусть вспомнят еще раз. Античный афоризм Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. Вас я приветствую, друзья! Сегодня в мир науки с вами,  Постигнув мудрость бытия, Войдем мы твердыми шагами. Работа мысли и стремленье к знаньям Поможет вам понять всю сущность мирозданья.       Очень мудрый человек  Г. Лихтенберг сказал: «То, что вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникнет необходимость». 2. Организационный момент.            Ребята! Мы с вами каждый урок открываем для себя что­то новое, изучая физику. Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры!   А   сколько   еще   неопознанного   вокруг.   Интерес   к   учебе   возникает   тогда, когда человек трудится сам, т.е. происходит: 2И – индивидуальная Н – напряженная Т – творческая Е – ежедневная Р – работа Е – естественно  С – с юмором       Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.        На уроках физики мы говорим о познании мира. Как мы воспринимаем мир? Как мыслители или как художники? Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности как мыслителя и как художника, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем умения  и навыки при изучении темы: «Давление в твердых телах, жидкостях и газах». А девиз нашего урока – «Незнающие пусть научатся, а знающие пусть вспомнят еще раз». 3. Актуализация знаний.        Давайте вспомним основные физические понятия и явления, но вспоминать мы будем необычно для вас – наоборот, т.е. я вам буду предлагать варианты ответов, а вы сами будете формулировать к ним вопросы. Итак, приготовьтесь. Смотрим на слайд. Вопрос  1: работа, мощность, давление, энергия. Вопрос  2: молекула, атом, частица, электрон. Вопрос  3: паскаль, килограмм, ньютон, квадратный метр. Вопрос  4: жидкость, твердое тело, газ, вакуум. Вопрос  5: Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Аристотель, Блез Паскаль.        Мы с вами изучили тему «Изменение агрегатных состояний вещества». Что вы узнали? Учащиеся отвечают (примерно): 3 Вещество может находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Например: лед, вода и водяной пар.  Состояние   вещества   определяются   внутренним   состоянием   вещества, движением и взаимодействием частиц вещества.  Вещества   могут   переходить   из   одного   агрегатного   состояния   в   другое   при изменении их температуры.  Свойства тел в различных агрегатных состояниях различны.             Ребята,   какую   цель     мы   поставим   на   сегодняшний   урок?   (выяснить,   как передается давление твердыми телами, жидкостями и газами). И чтобы ответить на эти   вопросы,   мы   проведем   несколько   исследований,   для   этого   я   вас   попросила разделиться   на   равносильные   группы.     Ребята   объясняют   смысл   названия   своей группы. «Снежинки» ­ мы представляем агрегатное состояние вещества – твердое. «Капельки» ­ мы представляем агрегатное состояние вещества – жидкое. «Невидимки» ­ мы представляем агрегатное состояние вещества – газообразное.       Каждая группа будет выполнять свои исследования. Итак, у вас на партах лежат заготовленные таблицы, которые вы буде заполнять. 4. Исследовательская работа в группах. 1 группа: Лист исследования Исследовать давление в твердых телах. 1. Возьмите   пластилиновый   кубик   и   гвозди,   проделайте   несколько   отверстий гвоздем в кубике. Пронаблюдайте за движением гвоздя. 2. Возьмите   воздушный   шарик,   поместите   в   него   тяжелые   твердые   предметы. Пронаблюдайте за давлением (куда направлена сила). 3. По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в твердых телах. 4. Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества. 5. Подготовьте отчет о проделанной работе. Агрегатное состояние Подвижность молекул Передача давления Рисунок 4Твёрдое 2 группа: Лист исследования Исследовать давление в жидкостях. 1. Возьмите   воздушный   шарик,   наполненный   водой.   Попробуйте   его   сжать   в нескольких местах. Пронаблюдайте за движением воды из отверстий в шарике. 2. Откройте   тюбик   с   зубной   пастой,   сделайте   сбоку   несколько   отверстие   и выдавите содержимое.  3. По   результатам   эксперимента   сделайте   вывод   о   передаче   давления   в жидкостях. 4. Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества. 5. Подготовьте отчет о проделанной работе. Агрегатное состояние Подвижность молекул Передача давления Рисунок Жидкое 53 группа: Лист исследования Исследовать давление в газах. 1. Возьмите   воздушный   шарик,   надуйте   его.   Какой   формы   получился   шарик? Попробуйте   его   сжать   в   нескольких   местах   и   отпустить.   Получается   ли изменить форму? 2. Возьмите мыльные пузыри, выдуйте несколько мыльных пузырей. Какой формы получился мыльный пузырь? 3. По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче  давления в газах. (Почему воздушный шарик и мыльный пузырь всегда принимают сферическую форму?) 4. Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества. 5. Подготовьте отчет о проделанной работе. Агрегатное состояние Подвижность молекул Передача давления Рисунок Газообразное       Сравним, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ.           В процессе беседы заполняется таблица (на доске), в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками.             Учитель.   Есть   ли   отличие   в   оказании   давления?   Что   необычного?   Ответы   учеников:   отличия   есть  ­   в   случае   давления   твердых   тел   мы   видим,  что давление передается по направлению действия силы, а в жидкостях и газах давления 6по   передается   Учитель.   Молодцы!   А   вы   знаете,   что   только   что   сами   сформулировали   закон Паскаля, который исследовал свойства жидкостей и газов.  направлениям всем   одинаково.   6. Подведение итогов:              Каждый из вас заполнил таблицу, в которой обобщил свои знания по теме «Давление   твердых,   газообразных   и   жидких   тел».   Учитель   показывает   на   доске аналогичную заполненную таблицу и предлагает учащимся провести самопроверку. Агрегатное состояние Подвижность молекул Передача давления Рисунок Твёрдое Атомы колеблются около положения равновесия Давление передается по направлению действия силы (перпендикулярно поверхности) Жидкое Газообразное Частицы не расходятся на большие расстояния, скачками меняют свое положение Давление передается по всем направлениям одинаково Частицы двигаются по всем направлениям почти не взаимодействуя друг с другом Давление передается по всем направлениям одинаково       Устали? Давайте немного отдохнем. 7. Физминутка   7Каждая   из   групп   показывает   (используя   воздушные   шарики)   характер расположения и движения частиц, соответствующего своему агрегатному состоянию вещества. 8. Рефлексия. Вот и подходит к концу наше занятие.  Как вам понравилось сегодня работать в группах?  Все ли чувствовали себя комфортно?  Мое настроение на уроке. Начало урока Середина урока Конец урока Плохое Хорошее Отличное 9. Заключительное слово учителя.       Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной   красотой   ему   открывается   еще   одна   красота   закономерностей   в бесконечном   разнообразии   вещей   и   событий.   Физику   доступна   редкая   радость   – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.  8