Конспект урока по географии на тему "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
5 кл
13.11.2018
Данный урок предназначен для учащихся 5 классов. Цели стоящие на уроке: раскрытие особенностей происхождения горных пород,сформировать представление о минералах и горных породах, начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам, приводить примеры горных пород разного происхождения, , а также сформировать понятие "полезные ископаемые"конспект урока по географии 5 класс, учебник линии Полярная звезда
конспект урока по географии 5 класс.docx
Тема: Горные породы, минералы и полезные ископаемые
МБОУ СОШ № 3
Учитель: Потягайло Т.А.
Цели урока:
— сформировать представление о минералах и горных породах;
— раскрыть особенности происхождения горных пород;
— начать формировать умение различать горные породы и минералы по
внешним признакам;
— сформировать понятие «полезные ископаемые».
Оборудование: образцы горных пород, физическая карта полушарий.
Планируемые результаты:
Предметные: должны знать происхождение магматических, осадочных и
метаморфических горных пород.
Метапредметные: 1) должны уметь определять по их признакам наиболее
распространенные горные породы, сравнивать; 2) приводить примеры горных
пород разного происхождения; 3) объяснять взаимосвязь между условиями
образования горных пород и их свойствами.
Личностные: проявляют потребность в самовыражении и самореализации.
Работа с учебником: работа со схемой «Виды горных пород» (рис. 45),
работа с коллекцией горных пород и минералов.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
1. Выберите верные утверждения:
1. Материковая земная кора тоньше океанической.
2. Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало,
плащ».
3. Температура ядра Земли такая же, как и температура поверхности
Солнца.
4. Строение литосферы везде одинаково.
2. Как происходит движение литосферных плит?
3. Назовите особенности строения земной коры под материками и
океанами.
4. Раскройте взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.
Изучение нового материала
На земном шаре насчитывается свыше 2000 видов горных пород и минералов.
Они различаются по составу, свойствам, происхождению и хозяйственному
использованию. Минералы и горные породы используются человеком как
топливо, строительный материал, сырьё для промышленности, драгоценные и
поделочные камни, украшающие нашу жизнь.
Демонстрация учащимся горных из школьной коллекции. Обратите внимание на то, что они состоят из минералов. Рассказ о том, что
уголь, стержень простого карандаша и алмаз состоят из углерода.
Найдите определение понятий «минерал» и «горные породы» в тексте
учебника. Где вы встречали горные породы?
По своему происхождению различают горные породы магматические,
осадочные, метаморфические. Давайте рассмотрим рис. 44 учебника. По
происхождению горные породы можно разделить на магматические,
осадочные и метаморфические (показ образцов магматических,
метаморфических и осадочных пород из коллекции).
Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в
земную кору. Оно находится в расплавленном состоянии и называется
магмой. Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее
остывании, называют магматическими. Часто связано с горными породами
магматического происхождения большинство месторождений руд металлов.
На глубине магма остывает медленнее – глубинные магматические горные
породы (гранит), на поверхности быстрее – излившиеся магматические горные
породы (базальт), если в магме содержится много газов – горная порода имеет
пористое строение (пемза).
Осадочные горные породы образуются только на поверхности земли и
на дне водоемов. В их образовании огромную роль играют внешние силы
(ветер, ледник, водный поток). При солнечном прогревании летом и днем
горные породы – расширяются, а зимой и ночью – охлаждаются, сжимаются.
Происходит разрушение магматических горных пород. Образуются:
обломочные (песок, галька и др);
химические (поваренные и калийные соли, гипс) – образуются из водных
растворов минеральных веществ;
органические (уголь, нефть, природный газ, торф и др) – образуются за
миллионы лет на дне водоемов, состоят они из останков растений и животных.
Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую
глубину, где высокая температура и очень большое давление, то с ними
происходят превращения – «метаморфозы». Горные породы изменяются,
приобретают новые свойства. Так образуются метаморфические горные
породы.
Начертить схему:
Полезные ископаемые
топливные
рудные
нерудные
Практическая работа «Определение горных пород по образцам». На партах у школьников разложены образцы двухтрёх горных пород.
Учащиеся изучают свойства горных пород, записывают результаты в таблицу
и обсуждают полученные результаты.
е
и
н
а
в
з
а
Н
е
и
н
е
д
ж
о
х
с
и
о
р
П
а
в
т
с
й
о
в
С
т
е
в
Ц
к
с
е
л
Б
ь
т
с
о
д
р
ё
в
Т
е
ы
б
о
с
О
а
в
т
с
й
о
в
с
е
и
н
е
н
е
м
и
р
П
Домашнее задание
1. Изучить § 21.
2. Ответить на вопросы 1—7.
3. Выполнить задание 8. Задания 9, 10 выполняются по желанию
дополнительно.
Конспект урока по географии на тему "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
Конспект урока по географии на тему "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
Конспект урока по географии на тему "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.