Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)
Оценка 5

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
география
10 кл
14.11.2018
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)
На уроке необходимо дать понятие «численность населения», «перепись населения»; сформировать представление об основных закономерностях размещения населения мира; формировать умение определять по таблицам и картам численность стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом, статистическими данными.Урок изучения нового материала
конспект урока 10 класс.doc
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения». Пластинина Юлия Львовна, учитель географии МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенска», заместитель директора по воспитательной работе, г. Благовещенск, Амурская область.       Оборудование: карта мира, таблицы, атласы. Ход урока (40 мин.) 1. Оргмомент (1 мин.) 2. Проверка знаний и умений (4 мин.) фронтальный опрос по пройденной теме 3. Актуализация знаний и умений (2 мин.) В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности населения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока — Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в   Древней   Греции   и   Древнем   Риме.   Текущий   учет   постоянно   проводится практически во всех странах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце  XVIII  — начале  XIX  в., в США, Англии, Франции и странах Северной   Европы   были   проведены   всеобщие   переписи   населения.   Сейчас переписями охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве   стран   мира   каждые   10   лет   в   отличие   от   учета   численности населения,   которые   несут   функцию   лишь   узнать   численность   населения. Переписи   включают   много   вопросов   и   поэтому   дают   более   подробную демографическую картину. 4. Изучение нового материала (25 мин.) Население   вплоть   до  XVII­XVIII  веков   росло   медленно   и   к   тому   же неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике). В чем причины небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны,   нехватки   продовольствия,   низкий   уровень   жизни,   недостаточно развитая медицина.) О численности мирового населения и темпах его роста дает представление таблица: Период Примерная численность населения (млн чел.) Среднегодовые темпы прироста численности населения (%) 7 тыс. лет до н.э. 2 тыс. лет до н.э. Начало нашей эры 10 50 230 0, 01 0,03 0,1 Начало XI века Начало XVI века Середина XVII века Начало XIX века Начало XX века Середина XX века Конец XX века 300 440 550 950 1660 2530 6000 0,02 0,1 0,3 0,5 9,8 1,0 1,5 Как видно из таблицы, в начале  XX  века произошел «демографический взрыв». (Подумайте, в каких регионах мира произошел демографический взрыв?) В   различных   регионах   мира   население   увеличивалось   разными   темпами. Задание: Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах и средние показатели в мире в целом. Какие регионы имеют показатели темпа прироста выше, чем в среднем по миру? В 90 годах XX века темпы прироста стабилизировались, но остаются достаточно  высокими. В мире в целом они составили около 1,5 % в год, в Африке — 3%, в  Зарубежной Азии и Латинской Америке — 2%. Высокие темпы прироста  вызывают целый ряд проблем: 1) Продовольственную — нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн человек. 1) Истощение земель — из­за нерационального их использования. 3) Сведение лесов — вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых  земель под пашню. 4) Загрязнение окружающей среды — результат урбанизации, в виде  большого количества   свалок  вокруг   крупных   городов,  повышение   востребованности  в огромном материальном бытовом обеспечении. 5) Проблема нехватки чистой воды и т.д. Страны — рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населения (прирост населения в % на конец XX века).               1.Катар ­ 5,8.   2.ОАЭ ­ 5,8. 3.Либерия — 5.5. 4. Французская Гвиана ­ 5,4. 5. Джибути — 4,8. 6. Иордания ­ 4,7. 7. Сьерра­Леоне ­ 4,5. 8. Эритрея — 4,2. 9. Сомали ­ 4.2. 10. Йемен ­ 4,1. П. Афганистан ­ 3,7. Нигер ­ 3,6. 12. 13. Маршалловы острова — 3,5. Оман ­ 3.3. Соломоновы острова — 3,3. 14. 15. Страны с минимальными показателями темпа прироста: 1. Россия — 0,6 2. Латвия — 0,6 3. Украина — 0,9 4. Болгария — 1 5. Эстония — 1,1 Страны ­ рекордсмены по численности населения на конец 90­х годов (на долю десяти крупнейших стран мира приходится более половины всего мирового населения). 1.Китай ­ 1133682560. 2.Индия ­ 846302720. 3.США ­ 248709872. 4.Индонезия ­ 179378944. 5.Бразилия ­ 146825472. 6.Россия­ 145118904. 7.Япония­ 125570248. 8.Бангладеш ­ 111455184. 9.Нигерия ­ 88514504.   10. Пакистан­84253648. Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году. 1. Индия­ 1572055000. 2. Китай ­ 1462058000. 3. США ­ 397063000. 4. Пакистан ­ 344170000. 5  Индонезия ­ 311335000. 6.Нигерия ­ 278788000. 7.Бангладеш ­ 265432000. 8.Бразилия ­ 247244000. 9.Конго ­ 203527000. 10. Россия будет по прогнозам занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам,  Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии. Страны с самой маленькой численностью населения в мире (тыс. чел на 2017 год): ЭФИОПИЯ ­ 186452.                1. 2. 3. 4. 5. Лихтенштейн ­ 31. 6. Монако ­ 32. Ватикан ­ 0,8. Антилья ­ 7. Тувалу ­ 10. Сан­Марино ­ 24. 7. Сент­Китс и Невис ­ 41. 8. Антигуа и Барбуда ­ 65. 9. Андорра ­ 66. Естественный прирост населения мира Естественный прирост вычисляется по формуле: ЕП = Рождаемость ­  Смертность. Учащимся предлагается по данным карт атласа заполнить таблицу «Естественный прирост населения»: Очень высокий Кения Зимбабве Нигерия Ливия Таджикистан Египет Высокий (20/1000) Монголия Филиппины Бангладеш Пакистан Эфиопия Мексика Средний (10/1000) Китай Индия Турция Куба Бразилия Аргентина Низкий (2­ 10/1000) Польша Швеция Франция Великобритани я США Очень низкий  (менее 2/1000) Россия Венгрия ФРГ Болгария Австрия Италия После проверки качества заполнения таблицы учащиеся делают анализ таблицы. Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низким уровнем экономики,   развивающимся   странам.   Для   стран   с   высоким   уровнем   развития экономики характерен средний и низкий уровень прироста населения. Естественный прирост зависит от типа воспроизводства населения. Он  различен в разных странах. Хотя рождаемость, смертность — процессы  биологические,  но влияют на них социально­экономические факторы. Почему? Смертность На   уровень   смертности   влияют   такие   процессы,   как   питание,   санитарно­ гигиенические   условия   труда   и   быта   людей,   уровень   развития   и   доступности здравоохранения. Учащиеся знакомятся с интересными фактами на с. 73 № 4, затем анализируют таблицу   «Показатели   смертности   по   странам   мира»,   если   в   атласах   есть   карта смертности   по   миру,   таблицу   можно   составить   самим  ученикам,   а   затем   ее проверить. Рождаемость Ежегодно   в   мире   рождается   около   140   млн   чел.   (Интересные   факты   №   3). Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту —  175, каждый час ­ 10,4 тыс., каждые сутки — 250 тыс. новых землян.  Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или  Гамбург, каждый месяц — население такой страны, как Австрия или Тунис. Рождаемость   также   зависит   от   уровня   социально­экономической  структуры общества и от условий жизни людей. Но неправильно было бы  определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в  стране.  Например,  в  США уровень   естественного   прироста   средний,   а   в  ФРГ   он   намного   ниже.   Россия переживает экономический кризис и, следовательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии   экономическая   жизнь  стабильная,   но   рождаемость   такая   же   низкая   и естественный прирост отрицательный. Как правило, по мере роста благосостояния и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на   производство,   увеличивается   срок   образования   детей,   увеличивается  возраст вступления в брак, общее возрастание затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости. Следовательно, в  развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышение уровня жизни вызывает, наоборот, рост рождаемости. Учащиеся записывают в тетрадь причины, повышающие рост рождаемости и  ведущие   к причины,   снижающие   ее.   (Вариант  I  рассматривает   причины, повышению уровня рождаемости, а вариант II — наоборот, к снижению ее.) Социально­экономические   причины,   вызывающие   низкие   показатели рождаемости: 1. Высокий уровень урбанизации (выше 75%). 2. Высокий уровень жизни. 3. Высокий уровень образования и возрастание лет затраченных на учебу. 4. Увеличение расходов на содержание ребенка. 5. Изменение   статуса   женщины,   эмансипация,   появление   у   женщин   новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т.д. 6. Увеличение доли пожилых людей и, следовательно, уменьшение доли  работоспособных людей. 7. Последствия войн, конфликтов, терроризма. 7. Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Дании доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз близка к 50%. Социально­экономические   причины, рождаемости:   вызывающие   высокие   показатели 1. Низкий уровень жизни. 2. Преобладание сельского образа жизни. 3. Религиозные обычаи, поощряющие многодетность. 4. Традиции многодетности. 5. Подневольное положение женщин, ранние браки. 6. Рост уровня медицины. 7. Улучшение санитарной культуры. Затем   учитель   предлагает   учащимся   проанализировать   таблицу,   или  просто ознакомиться с ней. Если учащиеся работают с атласом, где есть карта рождаемости по миру, можно таблицу составить самим. В упрощенном виде все страны можно разделить на страны двух типов  воспроизводства населения. По данным текста, таблиц, графиков в учебнике  учащимся предлагается заполнить таблицу Сравниваемые черты Первый тип воспроизводства Второй тип воспроизводства 1. Уровень  рождаемости 2. Уровень  смертности 3. Уровень  естественного  прироста 4. В каких странах  распространены 5. Доля детей 6. Доля пожилых  людей 7. На что направлена демографическая политика. Низкий Высокий В странах, в которых  проявляется «старение  нации» смертность высокая Низкий Смертность высокая, но не  во всех странах, в основном  смертность относительно  низкая из­за высокой доли  детей Высокий, вплоть до демографического взрыва В развивающихся  странах Высокая Низкая В основном в развитых  странах Низкая Высокая На повышение рождаем ости На понижение  рождаемости Сравнить две половозрастные пирамиды в  учебнике. В чем разница двух пирамид, почему они имеют именно такой вид? По каким параметрам пирамиды можно судить о ее принадлежности к тому или иному типу воспроизводства населения? Работа   с   терминами:   депопуляция,   старение   нации,   демографический   взрыв, демографический кризис. В странах какого типа встречаются данные явления? В чем причина появления данных процессов? Возрастной состав Выделяются страны: а) детей (какой тип воспроизводства?); б) в) со стационарным типом — равновесная по возрастам; с регрессивным типом — большая доля пожилых и малая доля детей. с прогрессивным типом возрастной структуры населения ­ с большой долей Информация к размышлению. Самая большая доля пожилых в Швеции ­ 25%, детей ­ в Йемене ­ 52%. Меньше всего пожилых людей в ОАЭ и Кувейте ­ 2%. Какие проблемы испытывает страна с большой долей детей или пожилых людей? Демографическая политика Демографическая   государственная   политика   в   зависимости   от   своей направленности   дает   определенные   результаты.   В   основном   ее   действенность проявляется   в   изменении   рождаемости   в   стране.   В   странах   первого  типа воспроизводства   демографическая   политика   направлена   на   повышение рождаемости, а второго типа — наоборот, на уменьшение. Теория демографического перехода Задание № 4. Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографического перехода. Приведите примеры регионов и   стран   мира,   которые   в   конце  XX  века  находятся   на   разных   этапах   этого перехода.   Где   может   встречаться   первый   этап   демографического   перехода   в настоящее   время?   В   каких   европейских   странах   не   было   второго   этапа демографического  перехода и почему?  (В странах участницах второй мировой войны демографического взрыва почти не наблюдалось, или он был небольшим, особенно в России.) Задание: Пользуясь текстом учебника и опираясь на знания полученные на  уроке, заполните таблицу. Демографическая политика в Демографическая политика в странах странах первого типа Единовременные ссуды  1. молодоженам 2. каждого ребенка 3. детей второго типа воспроизводства Принята национальная программа 1. планирования семьи 2. 3. Производится добровольная стерилизация населения 4. двоих Пособия при рождении  Повышен возраст вступления в брак Ежемесячные пособия для  Политический девиз: нас двое ­ нам Продолжительность жизни Изучая   надгробные   камни   древних   римлян,   английский   ученый   Магдонелл пришел к выводу, что они жили в среднем 22 года. Точно такое  число получили исследователи египетских мумий. Фараон Рамсес  II  прожил около  70 лет, в  его царстве в то время не было людей, живших во  времена правления предыдущего фараона, и египтяне считали, что фараон бессмертен. О жизни в средние века папа Иннокентий III писал, что в ХII­ХIII веке мало кто достигал 46 лет, 60­летние люди ­ большое исключение. В XVIII веке был достигнут 30­летний рубеж. В XIX веке бельгийцы   жили   в   среднем   32   года,   голландцы   ­   34;   англичане   ­   33.  Разная смертность была и среди разных слоев населения: среди зажиточных 12, 6 промилле, среди рабочих ­ 27,2. В 70­х годах 20 века продолжительность жизни в Швеции 71­75 лет, Пакистане ­ 35 лет. Для   характеристики   продолжительности   жизни   используют   показатель продолжительности   предстоящей   жизни,   который   говорит   о   том,  сколько   лет проживет   человек,   родившийся   в   соответствующем   году,   если  условия   для сохранения его здоровья останутся неизменными на протяжении всей его жизни. «Как вы объясните?» № 1. «Как вы думаете?» №1,4. «Знаете ли вы?» № 1. «Можете ли вы?» № 2, 5, 6 а). IV. Закрепление изученного материала (6 мин.) Дети отвечают на вопросы учебника. 1. 2. 3. 4. 1. Почему   в   развивающихся   странах   так   упорно   сохраняется   высокая рождаемость? 2. Какую демографическую политику вы порекомендовали бы вы среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительными резервами пригодных для обработки земель? 3. Какую   демографическую   политику   вы   бы   порекомендовали   правительству страны с низким уровнем развития, высокой плотностью населения, ограниченными землями под пашню? V. Домашнее задание (2 мин.) 1. Для тех учащихся, которые испытывали трудности при изучении новой темы ­ прочитать текст учебника. 2. Дополнительно,   по   желанию:   приготовить   сообщения   на   темы   «Трудовые миграции в мире», «Мигранты­беженцы» и т.д., вспомнить из курса 9 класса виды миграций.

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» (10 кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018