Конспект урока по химии на тему "Металлы"
Оценка 4.7

Конспект урока по химии на тему "Металлы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
химия
Взрослым
28.10.2018
Конспект урока по химии на тему "Металлы"
Предлагаемая методическая разработка урока по дисциплине «Химия» составлена на основе требований государственных образовательных стандартов (или ФГОС СПО) для студентов специальностей естественнонаучного и технического профилей. В данной методической разработке приводится план и содержание учебного занятия. В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, чередуются виды деятельности студентов.
РАЗРАБОТКА УРОКА.doc

 


Рассмотрено на заседании

предметной цикловой комиссии

«Естественонаучные дисциплины»

протокол №   от 

Председатель_________

 

 

 

 

 

 

 

 

         Автор:                                    Муратова Ч.З.- преподаватель 

                                                         ГБПОУ Нефтекамский машиностроительный

                                                         колледж

 

 

 

 

 


Содержание

 

Пояснительная записка

4

1 Основные сведения о мероприятии

5

2 Хронологическая карта занятия   

     8

3 Структура занятия

9

4 Сценарий занятия

10

5 Список используемой литературы

6 Приложения

17

18

 

 


Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка урока по дисциплине «Химия» составлена на основе требований государственных образовательных стандартов (или ФГОС СПО) для студентов специальностей естественнонаучного и технического профилей.

В данной методической разработке приводится план и содержание учебного занятия. В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, чередуются виды деятельности студентов.

Занятие ориентировано на активизацию мыслительного процесса и вовлечение каждого студента в учебно-познавательный процесс. При изучении нового материала преподаватель опирается на ранее полученные знания и опыт студентов, устанавливаются внутри предметные и межпредметные связи, прослеживается тесная связь материала с жизнью.

Разработка урока нацелена на то, чтобы показать студентам общие свойства металлов. Данный урок дает четкое представление о физических и химических свойствах металлов, области применения и нахождении их в природе. Также разработка будет полезна в развитии информационной и учебно — познавательной компетентности студентов и   в воспитании бережного отношения к своему здоровью. В результате студенты получают эмоциональное удовлетворение, повышается их самооценка, уверенность в своих силах, возрастает познавательная активность.

Цель урока – опираясь на ранее полученные знания обучающихся, подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах как химических элементах и металлах как простых веществах.

 

Содержание урока позволяет осуществить основные цели образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские и реализовать весь комплекс педагогических целей современного занятия.

На уроке  используются и сочетаются традиционные и инновационные педагогические технологии: интерактивная доска, слайды, самостоятельная работа студентов, элементы соревнования и игровой формы обучения.

Материал излагается на основе логически взаимосвязанных вопросов преподавателя и ответов студентов. С целью закрепления знаний, базовых понятий проводится кроссенс – опрос, тестирование и  решение  задач.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями колледжей, профессиональных лицеев.

       1.Основные сведения о мероприятии   

Дисциплина:  Химия

Тема занятия: Металлы

Тип занятия:  учебное занятие по изучению и закреплению нового материала.

Форма организации: комбинированный урок

Цели занятия

Дидактические:

 - расширить представления  о физических и химических свойствах металлов их области применения и роли в жизни человека ;

 - показать  связь, зависимость свойств металлов от строения кристаллической решетки;

 - активизировать познавательную деятельность; продолжать формировать интерес к сплавам металлов;

 -выявить какова практическая значимость знаний о металлах в жизни человека;         - сформировать и углубить химические понятия и  термины;

 - применять накопленные в процессе обучения знания, умения, навыки в практической деятельности;

Развивающие:

- развивать логико-аналитическое мышление;

- развивать творческое воображение, культуру общения, развивать умение находить оптимальные решения, быстроту реакции;

- развивать мотивацию познавательной деятельности

- развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, подчеркнуть причины и последствия жесткой воды;

- развивать эмоции студентов и познавательный интерес к изучению химии как науки в целом.

-формирование  таких практических навыков как  прогнозирование изменений не только в окружающей среде, но и состояния своего здоровья

Воспитательные:

- воспитание умения работать в команде, аргументировать свою точку зре­ния;

- развивать умение выражать свои мысли в форме, доступной окружающим;

- воспитывать общительность, коммуникабельность;

- прививать чувство сопереживания и формировать «здоровое» соперничество, гибкость мышления и терпимость к различным взглядам;

- формировать интерес к науке через связь с жизнью;

- формирование чувства ответственности за выполненную работу и принятое решение;

- воспитание ответственности и грамотности в отношении к своему здоровью и здоровью будущего.

Проблемное поле занятия включает в себя:

1.              Выяснить зависимость свойств металлов от строения кристаллической решетки;

2.              Доказать,  опытным путем, химические свойства металлов;

3.              Сформировать и углубить химические понятия и термины;

4.              Научиться применять знания о металлах в практической деятельности.

Требования к результатам усвоения учебного материала

Студенты должны:

знать:

-знать особенности строения атомов металлов;

-свойства металлов;

 -важнейшие сплавы металлов;

-практическое значение металлов в жизни человека.

  уметь:

-составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов;

-уметь применять знания в жизни.

Мотивация познавательной деятельности

-моделирование проблемной ситуации; объявление темы;

-определение проблемного поля занятия;

-формулировке целей и задач.

Интеграционные связи

На уроке реализуются следующие уровни интеграции:

1. Содержательная интеграция:

1.1 Внутридисциплинарные связи: строение атома, кристаллическая решетка, свойства веществ, смеси, скорость химической реакции, типы химических реакций, химическая связь.

1.2 Междисциплинарные связи: экология, химия, география, биология, физика.

Дидактическое пространство занятия: пробирки, цинк металлический, магний, натрий, железо, вода, сульфат меди, соляная кислота, серная кислота, интерактивная доска, диск со слайдами и презентациями, опорные конспекты, учебник «Химия» Ю.М.Ерохин, «Химия» О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, раздаточный материал.

Технические средства обучения: персональный компьютер, интерактивная доска.

Программное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint

Инновационные технологии обучения, элементы которых применя­ются на уроке

Диалоговая технология развития мыслительной деятельности студентов, инструментом которой выступает эвристическая беседа; конечная цель – решение целостной проблемы.

Информационно-коммуникационные технологии:

 Компьютерная техника  используется на всех этапах процесса обучения:

- при объяснении преподавателем нового материала (MS POWER POINT);

- при закреплении материала студентами (MS POWER POINT);

- при решении задач (MS POWER POINT);

Активные методы обучения (кроссенс технология) фрагмент урока, целью которого являются:

- побуждение интереса к изучаемому материалу;

оптимизация образовательного процесса, повышение активности студентов на уроке.

 

2. Хронологическая карта занятия

№п/п

Этапы занятия

Продолжительность (мин)

1.               

Организационная часть:

   Приветствие, позитивный настрой психологической установки

2

2.               

Мотивация учебной деятельности:

        Определение темы, проблемного поля занятия

        Формулировка целей и задач

5

3.               

Изучение нового материала:

                 Рассказ, беседа преподавателя со студентами

                 Сообщение студентов

                 Работа студентов по интерактивной доске

20

4.               

Обобщение, систематизация и закрепление материала

                    Кроссенс - опрос

                    Тестирование

                    Парная работа по карточкам

 

10

5.               

Заключительная часть:

        Подведение итогов урока

        Рефлексия

        Домашнее задание

3

 

Итого

40

 

 

 

 

3. Структура занятия

№ п/п

Время

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

2 мин

Организационная

часть

1.Приветствие. Организация групп

-воспитание организованности;

-психологическая подготовка преподавателя и студентов к занятию

2

5мин

Мотивация

1.Введение в ход урока, беседа. Кроссенс, определение темы урока

2.Объявление темы урока, учебных целей и плана занятия на классной доске и интерактивной.

-формирование положительных мотивов к учению;

- формирование интереса к изучаемой теме.

3

20 мин

Основная часть урока

1.Вводное слово. 2.Представляет проблему: «От чего зависят свойства металлов?»

3.Беседа;

4.Показ слайдов;

5.Демонстрационные опыты;

6.Показ видеоопытов;

1.Перечисляют область применения металлов.

2. Раскрывают проблему.

3.Активно участвуют в беседе, выдвигают свои предположения и доказывают их.

4. Составляют уравнения реакций характеризующие химические свойства металлов.

5. Связывают материал с профессиональной деятельностью.

 

4

10 мин

Закрепление

1. Кроссенс- опрос

2.Тестирование

3. Цепочка превращений

1.Устно отвечают на вопросы

2.Выполняют письменно  тест, решают задачи.

Закрепляют изученный материал.

 

5

1 мин

Вывод

Подведение итогов

урока

 

6

1мин

Домашнее задание

§ 11.1стр.180-186, ответить на вопросы 1-5. Подготовить сообщения и презентацию «Роль металлов в жизни человека».

Записывают в тетрадь.

7

1мин

Рефлексия

Вопрос: Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Как тему можете связать с будущей профессией?

Узнали  свойства металлов (физические и химические), их зависимость от строения кристаллической решетки. Область применения металлов, нахождение в природе. Выяснили связь с будущей профессией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сценарий занятия:

I этап урока: Организация урока, настрой на урок.

Преподаватель: Всем прекрасного дня! Улыбнитесь, улыбка продлевает жизнь! Пусть каждый из нас сейчас зарядится позитивом улыбок друг друга! Я надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и в самом начале я хочу предложить вам разгадать этот кроссворд, вернее - кроссенс.

 II этап урока: Мотивация к уроку, побудить заинтересованность студентов в обучении данной темы.  

-В самом начале я хочу предложить вам разгадать этот кроссворд, вернее - кроссенс. Угадайте тему сегодняшнего урока.

 

Молодцы! Правильно, сегодня мы будем говорить о металлах. Записываем число и тему урока «Металлы».

Тема урока: Металлы (запись в тетради)

  Цель занятия:  сформировать знания студентов о свойствах металлов,  и их практическом значении, развивать информационную, учебно - познавательную, коммуникативную компетентность учащихся, связать знания о металлах с профессией сварщика.

Задачи занятия: развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;

развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока;

воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

III этап урока Изучение нового материала

 

План урока: (запись в тетради)

1.              Применение металлов;

2.              Физические свойства  металлов;

3.              Химические свойства металлов;

4.              Нахождение в природе.

-Вы знаете о том, что все элементы в ПС делятся на 2 группы, это? (Металлы и неметаллы)

-Молодцы! А каких элементов больше? Ме или не Ме?

-Правильно, металлов намного больше чем неметаллов.

-Скажите ребята, а какую роль играют металлы в нашей жизни? Для чего они нужны? Примерные ответы студентов:

1.Алюминий –посуда, самолетостроение.

2.Золото - ювелирные изделия, хим. промышленность.

3. Цинк - кровельный материал.

4.Медь - электропроводник.

5.Железо - строительство, машиностроение.

А кто знает, в нашем организме есть какие–то металлы? Fe-кровь-эритроциты-перенос кислорода.

-Молодцы, то что вы перечислили это только мизерная часть применения металлов.  Под цифрой 1 записываем:

1. Области применения металлов

-А как вы думаете, ребята металлы применяют в чистом виде?  Правильно, сплавы. Молодцы! А что такое сплавы?

-А какие вам сплавы известны? Давайте попробуем разобраться:

Название сплава

Состав

Свойства

Применение

Бронза

Медь и олово (20%)

Хорошо отливается

Машиностроение, художественное литье

Латунь

Медь и 10-50% цинка

Пластичность

Приборы, предметы быта

Дюралюминий

95% алюминия, магний, медь, марганец

Прочность, легкость

Самолето- и машиностроение

Чугун

Железо, углерод (1,7-4,3%), кремний, марганец

Мягкий, хрупкий, твердый

Машиностроение

Сталь

Железо, углерод (2%), марганец, сера

Прочность, коррозионная стойкость

Инструменты машиностроения

Мельхиор

Медь (80%) и никель (20%)

Пластичность

Столовые приборы, художественные изделия

-А как вы думаете, откуда такая обширная область применения металлов?

(свойства позволяют)

-А какие свойства у металлов? (Ковкие. пластичные, блестящие)

-Молодцы, итак записываем:

2. Физические свойства металлов (Студенты записывают в тетрадях)

Металлы классифицируют:

1) По плотности (тяжелые-Os и легкие -Li) (Примеры приводят студенты)

2) По температуре плавления (тугоплавкие -W и легкопл. –Hg, Ga)

3) По твердости (мягкие-Li, твердые-Cr)

 

-А от чего зависят свойства металлов? ( от строения кристаллической решетки).

- Что находится в узлах металлической кристаллической решетки?  (ионы металлов, между ними свободные электроны).

 

-Какая связь в металлах?

-Молодцы, как раз этим и объясняется высокая пластичность, тепло- и  

электропроводность, блеск металлов.

-Итак, мы рассмотрели с вами физические свойства металлов, а какие еще свойства присущи для веществ? Правильно, химические. Для этого вспомним, как расположены металлы в периодической системе.

 -Теперь скажите, у металлов на внешнем энергетическом уровне по сколько электронов? Все элементы стремятся к «октеду», металлам легче забрать или отдать электроны? Значит какие свойства будут проявлять металлы? Восстановительные. Молодцы!

 

3.Химические свойства металлов

1.Взаимодействие с неметаллами:

а) 4Al+3O2→2Al2O3  образование оксидов 

    (горение бенгальской свечи) демонстр. Опыт

 б) 2Fe+3Cl2→2FeCl3 образование солей

2. Взаимодействие с водой:

а) 2Na+2H2O→2NaOH+H2 демонстр. опыт
б) Mg+2H2OMg(OH)2+H2 демонстр. опыт
почему скорость разная? (природа реагирующих веществ)

 

3. Взаимодействие с солями

Fe+CuSO4Cu↓+FeSO4 демонстр. опыт

Какое правило учитываем? ( левый металл вытесняет правый)

4.Взаимодействие с кислотами:

a) Zn+HСLZnCL2+H    б) Zn+H2SO4ZnSO4+H2 демонстр. опыт

Правила:

1. Металл до Н2

2. Образуется растворимая соль

3. Щелочные металлы не рекомендуется брать (почему?)

   с концентрированными кислотами по-особому:

в)Zn+H2SO4→ZnSO4+SO2+H2O

г)Cu0+4HN+5O3Cu+2(NO3)2+2N+4O2+2H2O ( работа у доски)

Cu0-2eCu+2    2 1в-ль, ок-ся

N+5+1eN+4    1 2ок-ль, в-ся

                                                  Видеоопыт

 

4. Металлы в природе:

а) Самородки (Au, Pt, Pd, Os)                                               

 б) Руда (оксиды, соли) демонстрация коллекции

 

 

 

IV. Закрепление (задания на интерактивной доске)

Преподаватель: Чтобы ещё глубже понять и запомнить сегодняшний материал попробуем применить  знания  на практике.

1. Работа  с кроссенсем

2. Цепочка превращений.

 

3.Тестирование (самопроверка)

 

3. Цепочка превращений.

 

 

V. Вывод

 VI. Домашнее задание.

Изучить  §11.1 Гл.11 стр.180-187, ответить на вопросы:

1.              Перечислите  области применения металлов.

2.              Какие физические свойства характерны для металлов? Чем они объясняются?

3.              Запишите уравнения реакций характеризующие химические свойства металлов. Какие свойства проявляют металлы? Почему?

4.              В виде чего встречаются металлы в природе?

5.              Составить презентации по темам «Сплавы», «Роль металлов в жизни человека»

VII. Рефлексия:

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Где можете применить?

-Какая связь между вашей профессией и сегодняшней темой?

VIII. Обобщение:

Заключительная часть

1.       Подача домашнего задания (с кратким пояснением заданий):

2.       Подведение итогов занятия.

Сегодняшний урок еще раз показал необходимость освоения темы «Металлы» для применения их в процессе дальнейшего обучения и практической профессиональной деятельности.

3. Выставление оценок.

4. Спасибо за урок, ребята!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

Основные источники

 

1. Ерохин Ю.М. Химия: учебник. – М.: «Академия», 2013.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.. Химия: учебник. – М.: «Академия», 2013.

3.Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии. М.: «Академия», 2009.

 

        Дополнительные источники

 

1.     Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10: учебник. – М.: ДРОФА, 2011.

2.     Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11: учебник. – М.: ДРОФА, 2012.

3.     Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия 10: учебник. – М.: «Вентана – Граф», 2010.

4.     Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник. – М.: АСТ, 2012.

5.     Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник. – М.: «Просвещение», 2011..

6.     Цветков Л.А. Органическая химия: учебник 10–11 класс. – М.: Владос, 2012.

 

Интернет-ресурсы

1.Электронный ресурс «Всероссийский интернет-педсовет». Форма доступа: http://pedsovet.org

2.Электронный ресурс «Газета «Химия» Издательского дома Первое сентября». Форма доступа: http://www.mat.1september.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по химии на тему "Металлы"

Конспект урока по химии на тему "Металлы"

Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии «Естественонаучные дисциплины» протокол № от

Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии «Естественонаучные дисциплины» протокол № от

Содержание Пояснительная записка 4 1

Содержание Пояснительная записка 4 1

Пояснительная записка Предлагаемая методическая разработка урока по дисциплине «Химия» составлена на основе требований государственных образовательных стандартов (или

Пояснительная записка Предлагаемая методическая разработка урока по дисциплине «Химия» составлена на основе требований государственных образовательных стандартов (или

На уроке используются и сочетаются традиционные и инновационные педагогические технологии: интерактивная доска, слайды, самостоятельная работа студентов, элементы соревнования и игровой формы обучения

На уроке используются и сочетаются традиционные и инновационные педагогические технологии: интерактивная доска, слайды, самостоятельная работа студентов, элементы соревнования и игровой формы обучения

Воспитательные: - воспитание умения работать в команде, аргументировать свою точку зре­ния; - развивать умение выражать свои мысли в форме, доступной окружающим; - воспитывать общительность, коммуникабельность;…

Воспитательные: - воспитание умения работать в команде, аргументировать свою точку зре­ния; - развивать умение выражать свои мысли в форме, доступной окружающим; - воспитывать общительность, коммуникабельность;…

Мотивация познавательной деятельности -моделирование проблемной ситуации; объявление темы; -определение проблемного поля занятия; -формулировке целей и задач

Мотивация познавательной деятельности -моделирование проблемной ситуации; объявление темы; -определение проблемного поля занятия; -формулировке целей и задач

Компьютерная техника используется на всех этапах процесса обучения: - при объяснении преподавателем нового материала (

Компьютерная техника используется на всех этапах процесса обучения: - при объяснении преподавателем нового материала (

Структура занятия № п/п

Структура занятия № п/п

Домашнее задание § 11.1стр

Домашнее задание § 11.1стр

Сценарий занятия: I этап урока:

Сценарий занятия: I этап урока:

Задачи занятия : развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого; развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока; воспитательная: воспитывать…

Задачи занятия : развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого; развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока; воспитательная: воспитывать…

Области применения металлов : -А как вы думаете, ребята металлы применяют в чистом виде?

Области применения металлов : -А как вы думаете, ребята металлы применяют в чистом виде?

А как вы думаете, откуда такая обширная область применения металлов? (свойства позволяют) -А какие свойства у металлов? (Ковкие

А как вы думаете, откуда такая обширная область применения металлов? (свойства позволяют) -А какие свойства у металлов? (Ковкие

По температуре плавления (тугоплавкие -

По температуре плавления (тугоплавкие -

Какая связь в металлах? -Молодцы, как раз этим и объясняется высокая пластичность, тепло- и электропроводность, блеск металлов

Какая связь в металлах? -Молодцы, как раз этим и объясняется высокая пластичность, тепло- и электропроводность, блеск металлов

Взаимодействие с кислотами: a )

Взаимодействие с кислотами: a )

IV . Закрепление (задания на интерактивной доске)

IV . Закрепление (задания на интерактивной доске)

Цепочка превращений. V

Цепочка превращений. V

Перечислите области применения металлов

Перечислите области применения металлов

Сегодняшний урок еще раз показал необходимость освоения темы «Металлы» для применения их в процессе дальнейшего обучения и практической профессиональной деятельности

Сегодняшний урок еще раз показал необходимость освоения темы «Металлы» для применения их в процессе дальнейшего обучения и практической профессиональной деятельности

Литература: Основные источники 1

Литература: Основные источники 1

Конспект урока по химии на тему "Металлы"

Конспект урока по химии на тему "Металлы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018