Рассмотрено на заседании
предметной цикловой комиссии
«Естественонаучные дисциплины»
протокол № от
Председатель_________
Автор: Муратова Ч.З.- преподаватель
ГБПОУ Нефтекамский машиностроительный
колледж
Содержание
Пояснительная записка |
4 |
1 Основные сведения о мероприятии |
5 |
2 Хронологическая карта занятия |
8 |
3 Структура занятия |
9 |
4 Сценарий занятия |
10 |
5 Список используемой литературы 6 Приложения |
17 18 |
Предлагаемая методическая разработка урока по дисциплине «Химия» составлена на основе требований государственных образовательных стандартов (или ФГОС СПО) для студентов специальностей естественнонаучного и технического профилей.
В данной методической разработке приводится план и содержание учебного занятия. В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, чередуются виды деятельности студентов.
Занятие ориентировано на активизацию мыслительного процесса и вовлечение каждого студента в учебно-познавательный процесс. При изучении нового материала преподаватель опирается на ранее полученные знания и опыт студентов, устанавливаются внутри предметные и межпредметные связи, прослеживается тесная связь материала с жизнью.
Разработка урока нацелена на то, чтобы показать студентам общие свойства металлов. Данный урок дает четкое представление о физических и химических свойствах металлов, области применения и нахождении их в природе. Также разработка будет полезна в развитии информационной и учебно — познавательной компетентности студентов и в воспитании бережного отношения к своему здоровью. В результате студенты получают эмоциональное удовлетворение, повышается их самооценка, уверенность в своих силах, возрастает познавательная активность.
Цель урока – опираясь на ранее полученные знания обучающихся, подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах как химических элементах и металлах как простых веществах.
Содержание урока позволяет осуществить основные цели образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские и реализовать весь комплекс педагогических целей современного занятия.
На уроке используются и сочетаются традиционные и инновационные педагогические технологии: интерактивная доска, слайды, самостоятельная работа студентов, элементы соревнования и игровой формы обучения.
Материал излагается на основе логически взаимосвязанных вопросов преподавателя и ответов студентов. С целью закрепления знаний, базовых понятий проводится кроссенс – опрос, тестирование и решение задач.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями колледжей, профессиональных лицеев.
Дисциплина: Химия
Тема занятия: Металлы
Тип занятия: учебное занятие по изучению и закреплению нового материала.
Форма организации: комбинированный урок
Цели занятия
Дидактические:
- расширить представления о физических и химических свойствах металлов их области применения и роли в жизни человека ;
- показать связь, зависимость свойств металлов от строения кристаллической решетки;
- активизировать познавательную деятельность; продолжать формировать интерес к сплавам металлов;
-выявить какова практическая значимость знаний о металлах в жизни человека; - сформировать и углубить химические понятия и термины;
- применять накопленные в процессе обучения знания, умения, навыки в практической деятельности;
Развивающие:
- развивать логико-аналитическое мышление;
- развивать творческое воображение, культуру общения, развивать умение находить оптимальные решения, быстроту реакции;
- развивать мотивацию познавательной деятельности
- развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, подчеркнуть причины и последствия жесткой воды;
- развивать эмоции студентов и познавательный интерес к изучению химии как науки в целом.
-формирование таких практических навыков как прогнозирование изменений не только в окружающей среде, но и состояния своего здоровья
Воспитательные:
- воспитание умения работать в команде, аргументировать свою точку зрения;
- развивать умение выражать свои мысли в форме, доступной окружающим;
- воспитывать общительность, коммуникабельность;
- прививать чувство сопереживания и формировать «здоровое» соперничество, гибкость мышления и терпимость к различным взглядам;
- формировать интерес к науке через связь с жизнью;
- формирование чувства ответственности за выполненную работу и принятое решение;
- воспитание ответственности и грамотности в отношении к своему здоровью и здоровью будущего.
Проблемное поле занятия включает в себя:
1. Выяснить зависимость свойств металлов от строения кристаллической решетки;
2. Доказать, опытным путем, химические свойства металлов;
3. Сформировать и углубить химические понятия и термины;
4. Научиться применять знания о металлах в практической деятельности.
Требования к результатам усвоения учебного материала
Студенты должны:
знать:
-знать особенности строения атомов металлов;
-свойства металлов;
-важнейшие сплавы металлов;
-практическое значение металлов в жизни человека.
уметь:
-составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов;
-уметь применять знания в жизни.
Мотивация познавательной деятельности
-моделирование проблемной ситуации; объявление темы;
-определение проблемного поля занятия;
-формулировке целей и задач.
Интеграционные связи
На уроке реализуются следующие уровни интеграции:
1. Содержательная интеграция:
1.1 Внутридисциплинарные связи: строение атома, кристаллическая решетка, свойства веществ, смеси, скорость химической реакции, типы химических реакций, химическая связь.
1.2 Междисциплинарные связи: экология, химия, география, биология, физика.
Дидактическое пространство занятия: пробирки, цинк металлический, магний, натрий, железо, вода, сульфат меди, соляная кислота, серная кислота, интерактивная доска, диск со слайдами и презентациями, опорные конспекты, учебник «Химия» Ю.М.Ерохин, «Химия» О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, раздаточный материал.
Технические средства обучения: персональный компьютер, интерактивная доска.
Программное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint
Диалоговая технология развития мыслительной деятельности студентов, инструментом которой выступает эвристическая беседа; конечная цель – решение целостной проблемы.
Информационно-коммуникационные технологии:
Компьютерная техника используется на всех этапах процесса обучения:
- при объяснении преподавателем нового материала (MS POWER POINT);
- при закреплении материала студентами (MS POWER POINT);
- при решении задач (MS POWER POINT);
Активные методы обучения (кроссенс технология) фрагмент урока, целью которого являются:
- побуждение интереса к изучаемому материалу;
оптимизация образовательного процесса, повышение активности студентов на уроке.
2. Хронологическая карта занятия
№п/п |
Этапы занятия |
Продолжительность (мин) |
1. |
Организационная часть: – Приветствие, позитивный настрой психологической установки |
2 |
2. |
Мотивация учебной деятельности: – Определение темы, проблемного поля занятия – Формулировка целей и задач |
5 |
3. |
Изучение нового материала: – Рассказ, беседа преподавателя со студентами – Сообщение студентов – Работа студентов по интерактивной доске |
20 |
4. |
Обобщение, систематизация и закрепление материала – Кроссенс - опрос – Тестирование – Парная работа по карточкам
|
10 |
5. |
Заключительная часть: – Подведение итогов урока – Рефлексия – Домашнее задание |
3 |
|
Итого |
40 |
3. Структура занятия
№ п/п |
Время |
Этап |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
1 |
2 мин |
Организационная часть |
1.Приветствие. Организация групп |
-воспитание организованности; -психологическая подготовка преподавателя и студентов к занятию |
2 |
5мин |
Мотивация |
1.Введение в ход урока, беседа. Кроссенс, определение темы урока 2.Объявление темы урока, учебных целей и плана занятия на классной доске и интерактивной. |
-формирование положительных мотивов к учению; - формирование интереса к изучаемой теме. |
3 |
20 мин |
Основная часть урока |
1.Вводное слово. 2.Представляет проблему: «От чего зависят свойства металлов?» 3.Беседа; 4.Показ слайдов; 5.Демонстрационные опыты; 6.Показ видеоопытов; |
1.Перечисляют область применения металлов. 2. Раскрывают проблему. 3.Активно участвуют в беседе, выдвигают свои предположения и доказывают их. 4. Составляют уравнения реакций характеризующие химические свойства металлов. 5. Связывают материал с профессиональной деятельностью.
|
4 |
10 мин |
Закрепление |
1. Кроссенс- опрос 2.Тестирование 3. Цепочка превращений |
1.Устно отвечают на вопросы 2.Выполняют письменно тест, решают задачи. Закрепляют изученный материал.
|
5 |
1 мин |
Вывод |
Подведение итогов урока |
|
6 |
1мин |
Домашнее задание |
§ 11.1стр.180-186, ответить на вопросы 1-5. Подготовить сообщения и презентацию «Роль металлов в жизни человека». |
Записывают в тетрадь. |
7 |
1мин |
Рефлексия |
Вопрос: Что нового узнали на уроке? Чему научились? Как тему можете связать с будущей профессией? |
Узнали свойства металлов (физические и химические), их зависимость от строения кристаллической решетки. Область применения металлов, нахождение в природе. Выяснили связь с будущей профессией. |
4. Сценарий занятия:
I этап урока: Организация урока, настрой на урок.
Преподаватель: Всем прекрасного дня! Улыбнитесь, улыбка продлевает жизнь! Пусть каждый из нас сейчас зарядится позитивом улыбок друг друга! Я надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и в самом начале я хочу предложить вам разгадать этот кроссворд, вернее - кроссенс.
II этап урока: Мотивация к уроку, побудить заинтересованность студентов в обучении данной темы.
-В самом начале я хочу предложить вам разгадать этот кроссворд, вернее - кроссенс. Угадайте тему сегодняшнего урока.
Молодцы! Правильно, сегодня мы будем говорить о металлах. Записываем число и тему урока «Металлы».
Тема урока: Металлы (запись в тетради)
Цель занятия: сформировать знания студентов о свойствах металлов, и их практическом значении, развивать информационную, учебно - познавательную, коммуникативную компетентность учащихся, связать знания о металлах с профессией сварщика.
Задачи занятия: развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;
развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока;
воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
III этап урока Изучение нового материала
План урока: (запись в тетради)
1. Применение металлов;
2. Физические свойства металлов;
3. Химические свойства металлов;
4.
Нахождение в
природе.
-Вы знаете о том, что все элементы в ПС делятся на 2 группы, это? (Металлы и неметаллы)
-Молодцы! А каких элементов больше? Ме или не Ме?
-Правильно, металлов намного больше чем неметаллов.
-Скажите ребята, а какую роль играют металлы в нашей жизни? Для чего они нужны? Примерные ответы студентов:
1.Алюминий –посуда, самолетостроение.
2.Золото - ювелирные изделия, хим. промышленность.
3. Цинк - кровельный материал.
4.Медь - электропроводник.
5.Железо - строительство, машиностроение.
А кто знает, в нашем организме есть какие–то металлы? Fe-кровь-эритроциты-перенос кислорода.
-Молодцы, то что вы перечислили это только мизерная часть применения металлов. Под цифрой 1 записываем:
1. Области применения металлов:
-А как вы думаете, ребята металлы применяют в чистом виде? Правильно, сплавы. Молодцы! А что такое сплавы?
-А какие вам сплавы известны? Давайте попробуем разобраться:
Название сплава |
Состав |
Свойства |
Применение |
Бронза |
Медь и олово (20%) |
Хорошо отливается |
Машиностроение, художественное литье |
Латунь |
Медь и 10-50% цинка |
Пластичность |
Приборы, предметы быта |
Дюралюминий |
95% алюминия, магний, медь, марганец |
Прочность, легкость |
Самолето- и машиностроение |
Чугун |
Железо, углерод (1,7-4,3%), кремний, марганец |
Мягкий, хрупкий, твердый |
Машиностроение |
Сталь |
Железо, углерод (2%), марганец, сера |
Прочность, коррозионная стойкость |
Инструменты машиностроения |
Мельхиор |
Медь (80%) и никель (20%) |
Пластичность |
Столовые приборы, художественные изделия |
-А как вы думаете, откуда такая обширная область применения металлов?
(свойства позволяют)
-А какие свойства у металлов? (Ковкие. пластичные, блестящие)
-Молодцы, итак записываем:
2. Физические свойства металлов (Студенты записывают в тетрадях)
Металлы классифицируют:
1) По плотности (тяжелые-Os и легкие -Li) (Примеры приводят студенты)
2) По температуре плавления (тугоплавкие -W и легкопл. –Hg, Ga)
3) По твердости (мягкие-Li, твердые-Cr)
-А от чего зависят свойства металлов? ( от строения кристаллической решетки).
- Что находится в узлах металлической кристаллической решетки? (ионы металлов, между ними свободные электроны).
-Какая связь в металлах?
-Молодцы, как раз этим и объясняется высокая пластичность, тепло- и
электропроводность, блеск металлов.
-Итак, мы рассмотрели с вами физические свойства металлов, а какие еще свойства присущи для веществ? Правильно, химические. Для этого вспомним, как расположены металлы в периодической системе.
-Теперь скажите, у металлов на внешнем энергетическом уровне по сколько электронов? Все элементы стремятся к «октеду», металлам легче забрать или отдать электроны? Значит какие свойства будут проявлять металлы? Восстановительные. Молодцы!
3.Химические свойства металлов
1.Взаимодействие с неметаллами:
а) 4Al+3O2→2Al2O3 образование оксидов
(горение бенгальской свечи) демонстр. Опыт
б) 2Fe+3Cl2→2FeCl3 образование солей
2. Взаимодействие с водой:
а) 2Na+2H2O→2NaOH+H2 демонстр. опыт
б) Mg+2H2O→Mg(OH)2+H2 демонстр. опыт
почему
скорость разная? (природа реагирующих веществ)
3. Взаимодействие с солями
Fe+CuSO4→Cu↓+FeSO4 демонстр. опыт
Какое правило учитываем? ( левый металл вытесняет правый)
4.Взаимодействие с кислотами:
a) Zn+HСL→ZnCL2+H2 б) Zn+H2SO4→ZnSO4+H2 демонстр. опыт
Правила:
1. Металл до Н2
2. Образуется растворимая соль
3. Щелочные металлы не рекомендуется брать (почему?)
с концентрированными кислотами по-особому:
в)Zn+H2SO4→ZnSO4+SO2+H2O
г)Cu0+4HN+5O3→Cu+2(NO3)2+2N+4O2+2H2O ( работа у доски)
Cu0→-2eCu+2 2 1в-ль, ок-ся
N+5→+1eN+4 1 2ок-ль, в-ся
Видеоопыт
4. Металлы в природе:
а) Самородки (Au, Pt, Pd, Os)
б) Руда (оксиды, соли) демонстрация коллекции
IV. Закрепление (задания на интерактивной доске)
Преподаватель: Чтобы ещё глубже понять и запомнить сегодняшний материал попробуем применить знания на практике.
1. Работа с кроссенсем
2. Цепочка превращений.
3.Тестирование (самопроверка)
3. Цепочка превращений.
V. Вывод
VI. Домашнее задание.
Изучить §11.1 Гл.11 стр.180-187, ответить на вопросы:
1. Перечислите области применения металлов.
2. Какие физические свойства характерны для металлов? Чем они объясняются?
3. Запишите уравнения реакций характеризующие химические свойства металлов. Какие свойства проявляют металлы? Почему?
4. В виде чего встречаются металлы в природе?
5. Составить презентации по темам «Сплавы», «Роль металлов в жизни человека»
VII. Рефлексия:
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились?
-Где можете применить?
-Какая связь между вашей профессией и сегодняшней темой?
VIII. Обобщение:
Заключительная часть
1. Подача домашнего задания (с кратким пояснением заданий):
2. Подведение итогов занятия.
Сегодняшний урок еще раз показал необходимость освоения темы «Металлы» для применения их в процессе дальнейшего обучения и практической профессиональной деятельности.
3. Выставление оценок.
4. Спасибо за урок, ребята!
Литература:
Основные источники
1. Ерохин Ю.М. Химия: учебник. – М.: «Академия», 2013.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.. Химия: учебник. – М.: «Академия», 2013.
3.Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии. М.: «Академия», 2009.
Дополнительные источники
1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10: учебник. – М.: ДРОФА, 2011.
2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11: учебник. – М.: ДРОФА, 2012.
3. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия 10: учебник. – М.: «Вентана – Граф», 2010.
4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник. – М.: АСТ, 2012.
5. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник. – М.: «Просвещение», 2011..
6. Цветков Л.А. Органическая химия: учебник 10–11 класс. – М.: Владос, 2012.
Интернет-ресурсы
1.Электронный ресурс «Всероссийский интернет-педсовет». Форма доступа: http://pedsovet.org
2.Электронный ресурс «Газета «Химия» Издательского дома Первое сентября». Форма доступа: http://www.mat.1september.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.