Конспект урока по химии на тему "Металлы"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемая методическая разработка урока по дисциплине «Химия» составлена на основе требований государственных образовательных стандартов (или ФГОС СПО) для студентов специальностей естественнонаучного и технического профилей. В данной методической разработке приводится план и содержание учебного занятия. В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, чередуются виды деятельности студентов.
Иконка файла материала РАЗРАБОТКА УРОКА.doc

 


Рассмотрено на заседании

предметной цикловой комиссии

«Естественонаучные дисциплины»

протокол №   от 

Председатель_________

 

 

 

 

 

 

 

 

         Автор:                                    Муратова Ч.З.- преподаватель 

                                                         ГБПОУ Нефтекамский машиностроительный

                                                         колледж

 

 

 

 

 


Содержание

 

Пояснительная записка

4

1 Основные сведения о мероприятии

5

2 Хронологическая карта занятия   

     8

3 Структура занятия

9

4 Сценарий занятия

10

5 Список используемой литературы

6 Приложения

17

18

 

 


Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка урока по дисциплине «Химия» составлена на основе требований государственных образовательных стандартов (или ФГОС СПО) для студентов специальностей естественнонаучного и технического профилей.

В данной методической разработке приводится план и содержание учебного занятия. В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, чередуются виды деятельности студентов.

Занятие ориентировано на активизацию мыслительного процесса и вовлечение каждого студента в учебно-познавательный процесс. При изучении нового материала преподаватель опирается на ранее полученные знания и опыт студентов, устанавливаются внутри предметные и межпредметные связи, прослеживается тесная связь материала с жизнью.

Разработка урока нацелена на то, чтобы показать студентам общие свойства металлов. Данный урок дает четкое представление о физических и химических свойствах металлов, области применения и нахождении их в природе. Также разработка будет полезна в развитии информационной и учебно — познавательной компетентности студентов и   в воспитании бережного отношения к своему здоровью. В результате студенты получают эмоциональное удовлетворение, повышается их самооценка, уверенность в своих силах, возрастает познавательная активность.

Цель урока – опираясь на ранее полученные знания обучающихся, подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах как химических элементах и металлах как простых веществах.

 

Содержание урока позволяет осуществить основные цели образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские и реализовать весь комплекс педагогических целей современного занятия.

На уроке  используются и сочетаются традиционные и инновационные педагогические технологии: интерактивная доска, слайды, самостоятельная работа студентов, элементы соревнования и игровой формы обучения.

Материал излагается на основе логически взаимосвязанных вопросов преподавателя и ответов студентов. С целью закрепления знаний, базовых понятий проводится кроссенс – опрос, тестирование и  решение  задач.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями колледжей, профессиональных лицеев.

       1.Основные сведения о мероприятии   

Дисциплина:  Химия

Тема занятия: Металлы

Тип занятия:  учебное занятие по изучению и закреплению нового материала.

Форма организации: комбинированный урок

Цели занятия

Дидактические:

 - расширить представления  о физических и химических свойствах металлов их области применения и роли в жизни человека ;

 - показать  связь, зависимость свойств металлов от строения кристаллической решетки;

 - активизировать познавательную деятельность; продолжать формировать интерес к сплавам металлов;

 -выявить какова практическая значимость знаний о металлах в жизни человека;         - сформировать и углубить химические понятия и  термины;

 - применять накопленные в процессе обучения знания, умения, навыки в практической деятельности;

Развивающие:

- развивать логико-аналитическое мышление;

- развивать творческое воображение, культуру общения, развивать умение находить оптимальные решения, быстроту реакции;

- развивать мотивацию познавательной деятельности

- развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, подчеркнуть причины и последствия жесткой воды;

- развивать эмоции студентов и познавательный интерес к изучению химии как науки в целом.

-формирование  таких практических навыков как  прогнозирование изменений не только в окружающей среде, но и состояния своего здоровья

Воспитательные:

- воспитание умения работать в команде, аргументировать свою точку зре­ния;

- развивать умение выражать свои мысли в форме, доступной окружающим;

- воспитывать общительность, коммуникабельность;

- прививать чувство сопереживания и формировать «здоровое» соперничество, гибкость мышления и терпимость к различным взглядам;

- формировать интерес к науке через связь с жизнью;

- формирование чувства ответственности за выполненную работу и принятое решение;

- воспитание ответственности и грамотности в отношении к своему здоровью и здоровью будущего.

Проблемное поле занятия включает в себя:

1.              Выяснить зависимость свойств металлов от строения кристаллической решетки;

2.              Доказать,  опытным путем, химические свойства металлов;

3.              Сформировать и углубить химические понятия и термины;

4.              Научиться применять знания о металлах в практической деятельности.

Требования к результатам усвоения учебного материала

Студенты должны:

знать:

-знать особенности строения атомов металлов;

-свойства металлов;

 -важнейшие сплавы металлов;

-практическое значение металлов в жизни человека.

  уметь:

-составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов;

-уметь применять знания в жизни.

Мотивация познавательной деятельности

-моделирование проблемной ситуации; объявление темы;

-определение проблемного поля занятия;

-формулировке целей и задач.

Интеграционные связи

На уроке реализуются следующие уровни интеграции:

1. Содержательная интеграция:

1.1 Внутридисциплинарные связи: строение атома, кристаллическая решетка, свойства веществ, смеси, скорость химической реакции, типы химических реакций, химическая связь.

1.2 Междисциплинарные связи: экология, химия, география, биология, физика.

Дидактическое пространство занятия: пробирки, цинк металлический, магний, натрий, железо, вода, сульфат меди, соляная кислота, серная кислота, интерактивная доска, диск со слайдами и презентациями, опорные конспекты, учебник «Химия» Ю.М.Ерохин, «Химия» О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, раздаточный материал.

Технические средства обучения: персональный компьютер, интерактивная доска.

Программное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint

Инновационные технологии обучения, элементы которых применя­ются на уроке

Диалоговая технология развития мыслительной деятельности студентов, инструментом которой выступает эвристическая беседа; конечная цель – решение целостной проблемы.

Информационно-коммуникационные технологии:

 Компьютерная техника  используется на всех этапах процесса обучения:

- при объяснении преподавателем нового материала (MS POWER POINT);

- при закреплении материала студентами (MS POWER POINT);

- при решении задач (MS POWER POINT);

Активные методы обучения (кроссенс технология) фрагмент урока, целью которого являются:

- побуждение интереса к изучаемому материалу;

оптимизация образовательного процесса, повышение активности студентов на уроке.

 

2. Хронологическая карта занятия

№п/п

Этапы занятия

Продолжительность (мин)

1.               

Организационная часть:

   Приветствие, позитивный настрой психологической установки

2

2.               

Мотивация учебной деятельности:

        Определение темы, проблемного поля занятия

        Формулировка целей и задач

5

3.               

Изучение нового материала:

                 Рассказ, беседа преподавателя со студентами

                 Сообщение студентов

                 Работа студентов по интерактивной доске

20

4.               

Обобщение, систематизация и закрепление материала

                    Кроссенс - опрос

                    Тестирование

                    Парная работа по карточкам

 

10

5.               

Заключительная часть:

        Подведение итогов урока

        Рефлексия

        Домашнее задание

3

 

Итого

40

 

 

 

 

3. Структура занятия

№ п/п

Время

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

2 мин

Организационная

часть

1.Приветствие. Организация групп

-воспитание организованности;

-психологическая подготовка преподавателя и студентов к занятию

2

5мин

Мотивация

1.Введение в ход урока, беседа. Кроссенс, определение темы урока

2.Объявление темы урока, учебных целей и плана занятия на классной доске и интерактивной.

-формирование положительных мотивов к учению;

- формирование интереса к изучаемой теме.

3

20 мин

Основная часть урока

1.Вводное слово. 2.Представляет проблему: «От чего зависят свойства металлов?»

3.Беседа;

4.Показ слайдов;

5.Демонстрационные опыты;

6.Показ видеоопытов;

1.Перечисляют область применения металлов.

2. Раскрывают проблему.

3.Активно участвуют в беседе, выдвигают свои предположения и доказывают их.

4. Составляют уравнения реакций характеризующие химические свойства металлов.

5. Связывают материал с профессиональной деятельностью.

 

4

10 мин

Закрепление

1. Кроссенс- опрос

2.Тестирование

3. Цепочка превращений

1.Устно отвечают на вопросы

2.Выполняют письменно  тест, решают задачи.

Закрепляют изученный материал.

 

5

1 мин

Вывод

Подведение итогов

урока

 

6

1мин

Домашнее задание

§ 11.1стр.180-186, ответить на вопросы 1-5. Подготовить сообщения и презентацию «Роль металлов в жизни человека».

Записывают в тетрадь.

7

1мин

Рефлексия

Вопрос: Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Как тему можете связать с будущей профессией?

Узнали  свойства металлов (физические и химические), их зависимость от строения кристаллической решетки. Область применения металлов, нахождение в природе. Выяснили связь с будущей профессией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сценарий занятия:

I этап урока: Организация урока, настрой на урок.

Преподаватель: Всем прекрасного дня! Улыбнитесь, улыбка продлевает жизнь! Пусть каждый из нас сейчас зарядится позитивом улыбок друг друга! Я надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и в самом начале я хочу предложить вам разгадать этот кроссворд, вернее - кроссенс.

 II этап урока: Мотивация к уроку, побудить заинтересованность студентов в обучении данной темы.  

-В самом начале я хочу предложить вам разгадать этот кроссворд, вернее - кроссенс. Угадайте тему сегодняшнего урока.

 

Молодцы! Правильно, сегодня мы будем говорить о металлах. Записываем число и тему урока «Металлы».

Тема урока: Металлы (запись в тетради)

  Цель занятия:  сформировать знания студентов о свойствах металлов,  и их практическом значении, развивать информационную, учебно - познавательную, коммуникативную компетентность учащихся, связать знания о металлах с профессией сварщика.

Задачи занятия: развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;

развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока;

воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

III этап урока Изучение нового материала

 

План урока: (запись в тетради)

1.              Применение металлов;

2.              Физические свойства  металлов;

3.              Химические свойства металлов;

4.              Нахождение в природе.

-Вы знаете о том, что все элементы в ПС делятся на 2 группы, это? (Металлы и неметаллы)

-Молодцы! А каких элементов больше? Ме или не Ме?

-Правильно, металлов намного больше чем неметаллов.

-Скажите ребята, а какую роль играют металлы в нашей жизни? Для чего они нужны? Примерные ответы студентов:

1.Алюминий –посуда, самолетостроение.

2.Золото - ювелирные изделия, хим. промышленность.

3. Цинк - кровельный материал.

4.Медь - электропроводник.

5.Железо - строительство, машиностроение.

А кто знает, в нашем организме есть какие–то металлы? Fe-кровь-эритроциты-перенос кислорода.

-Молодцы, то что вы перечислили это только мизерная часть применения металлов.  Под цифрой 1 записываем:

1. Области применения металлов

-А как вы думаете, ребята металлы применяют в чистом виде?  Правильно, сплавы. Молодцы! А что такое сплавы?

-А какие вам сплавы известны? Давайте попробуем разобраться:

Название сплава

Состав

Свойства

Применение

Бронза

Медь и олово (20%)

Хорошо отливается

Машиностроение, художественное литье

Латунь

Медь и 10-50% цинка

Пластичность

Приборы, предметы быта

Дюралюминий

95% алюминия, магний, медь, марганец

Прочность, легкость

Самолето- и машиностроение

Чугун

Железо, углерод (1,7-4,3%), кремний, марганец

Мягкий, хрупкий, твердый

Машиностроение

Сталь

Железо, углерод (2%), марганец, сера

Прочность, коррозионная стойкость

Инструменты машиностроения

Мельхиор

Медь (80%) и никель (20%)

Пластичность

Столовые приборы, художественные изделия

-А как вы думаете, откуда такая обширная область применения металлов?

(свойства позволяют)

-А какие свойства у металлов? (Ковкие. пластичные, блестящие)

-Молодцы, итак записываем:

2. Физические свойства металлов (Студенты записывают в тетрадях)

Металлы классифицируют:

1) По плотности (тяжелые-Os и легкие -Li) (Примеры приводят студенты)

2) По температуре плавления (тугоплавкие -W и легкопл. –Hg, Ga)

3) По твердости (мягкие-Li, твердые-Cr)

 

-А от чего зависят свойства металлов? ( от строения кристаллической решетки).

- Что находится в узлах металлической кристаллической решетки?  (ионы металлов, между ними свободные электроны).

 

-Какая связь в металлах?

-Молодцы, как раз этим и объясняется высокая пластичность, тепло- и  

электропроводность, блеск металлов.

-Итак, мы рассмотрели с вами физические свойства металлов, а какие еще свойства присущи для веществ? Правильно, химические. Для этого вспомним, как расположены металлы в периодической системе.

 -Теперь скажите, у металлов на внешнем энергетическом уровне по сколько электронов? Все элементы стремятся к «октеду», металлам легче забрать или отдать электроны? Значит какие свойства будут проявлять металлы? Восстановительные. Молодцы!

 

3.Химические свойства металлов

1.Взаимодействие с неметаллами:

а) 4Al+3O2→2Al2O3  образование оксидов 

    (горение бенгальской свечи) демонстр. Опыт

 б) 2Fe+3Cl2→2FeCl3 образование солей

2. Взаимодействие с водой:

а) 2Na+2H2O→2NaOH+H2 демонстр. опыт
б) Mg+2H2OMg(OH)2+H2 демонстр. опыт
почему скорость разная? (природа реагирующих веществ)

 

3. Взаимодействие с солями

Fe+CuSO4Cu↓+FeSO4 демонстр. опыт

Какое правило учитываем? ( левый металл вытесняет правый)

4.Взаимодействие с кислотами:

a) Zn+HСLZnCL2+H    б) Zn+H2SO4ZnSO4+H2 демонстр. опыт

Правила:

1. Металл до Н2

2. Образуется растворимая соль

3. Щелочные металлы не рекомендуется брать (почему?)

   с концентрированными кислотами по-особому:

в)Zn+H2SO4→ZnSO4+SO2+H2O

г)Cu0+4HN+5O3Cu+2(NO3)2+2N+4O2+2H2O ( работа у доски)

Cu0-2eCu+2    2 1в-ль, ок-ся

N+5+1eN+4    1 2ок-ль, в-ся

                                                  Видеоопыт

 

4. Металлы в природе:

а) Самородки (Au, Pt, Pd, Os)                                               

 б) Руда (оксиды, соли) демонстрация коллекции

 

 

 

IV. Закрепление (задания на интерактивной доске)

Преподаватель: Чтобы ещё глубже понять и запомнить сегодняшний материал попробуем применить  знания  на практике.

1. Работа  с кроссенсем

2. Цепочка превращений.

 

3.Тестирование (самопроверка)

 

3. Цепочка превращений.

 

 

V. Вывод

 VI. Домашнее задание.

Изучить  §11.1 Гл.11 стр.180-187, ответить на вопросы:

1.              Перечислите  области применения металлов.

2.              Какие физические свойства характерны для металлов? Чем они объясняются?

3.              Запишите уравнения реакций характеризующие химические свойства металлов. Какие свойства проявляют металлы? Почему?

4.              В виде чего встречаются металлы в природе?

5.              Составить презентации по темам «Сплавы», «Роль металлов в жизни человека»

VII. Рефлексия:

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Где можете применить?

-Какая связь между вашей профессией и сегодняшней темой?

VIII. Обобщение:

Заключительная часть

1.       Подача домашнего задания (с кратким пояснением заданий):

2.       Подведение итогов занятия.

Сегодняшний урок еще раз показал необходимость освоения темы «Металлы» для применения их в процессе дальнейшего обучения и практической профессиональной деятельности.

3. Выставление оценок.

4. Спасибо за урок, ребята!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

Основные источники

 

1. Ерохин Ю.М. Химия: учебник. – М.: «Академия», 2013.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.. Химия: учебник. – М.: «Академия», 2013.

3.Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии. М.: «Академия», 2009.

 

        Дополнительные источники

 

1.     Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10: учебник. – М.: ДРОФА, 2011.

2.     Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11: учебник. – М.: ДРОФА, 2012.

3.     Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия 10: учебник. – М.: «Вентана – Граф», 2010.

4.     Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник. – М.: АСТ, 2012.

5.     Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник. – М.: «Просвещение», 2011..

6.     Цветков Л.А. Органическая химия: учебник 10–11 класс. – М.: Владос, 2012.

 

Интернет-ресурсы

1.Электронный ресурс «Всероссийский интернет-педсовет». Форма доступа: http://pedsovet.org

2.Электронный ресурс «Газета «Химия» Издательского дома Первое сентября». Форма доступа: http://www.mat.1september.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru