Дата: ____________
|
ПЛАН УРОКА.
I
· Какую роль играет химия в жизни современного человека?
· Что изучает химия?
· Каковы задачи химии?
· Дайте определение понятия «вещество».
· Приведите примеры физических тел и укажите, из каких веществ они состоят.
· Назовите правила поведения в кабинете химии.
II. Изучение нового материала.
1. Возникновение химии как науки и ее развитие (кратко).
Химия – очень древняя наука. Химическое производство существовало уже за 3 тыс. лет до нашей эры. В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы, получать их сплавы, производили стекло, керамику, красители (пигменты), духи.
Первыми учеными-химиками были египетские жрецы. Они владели приемами бальзамирования тел, способами получения некоторых красок.
Отдельная эпоха в развитии химии – алхимия. Целью алхимии было найти способ превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью философского камня. Демокрит, Аристотель, Парацельс и многие другие выдающиеся ученые внесли свой вклад в развитие химии в те далекие времена.
На Руси алхимия распространение не получила. В Киевской Руси осуществляли выплавку металлов, производство красок, тканей. При Иване Грозном в Москве была открыта первая аптека. При Петре Первом были построены купоросные заводы , первые химические мануфактуры, а в Москве насчитывалось уже 8 аптек. Дальнейшее развитие химии в России связано с именем М.В.Ломоносова. Выдающиеся ученые-химики, имена которых известны всему просвещенному миру, наши соотечественники: Менделеев Д.И., Бутлеров А.М., Зелинский, Зайцев, Марковников и др.
Точки зрения на происхождение термина «химия»:
- Хеме (Египет.) – «черная» (земля). Это древнее название Египта, где зародилась наука химия.
- Кеме (Египет.) – «черная» (наука). Алхимия как темная, дьявольская наука.
- Хюма (древнегреч) – «литье» металлов (глагол хео – «лью»)
- Ким (древнекитайск.) – «золото».
2. Роль химии в повседневной жизни человека.
На уроках биологии вы говорили о единстве живой и неживой природы. Горные породы, минералы и живые организмы, космическое вещество и атмосфера состоят из одних и тех же химических элементов, в различных соотношениях. Различие между живой и неживой природой в том, какие именно молекулы построены из данных химических элементов. Круговорот химических элементов – основа существования биосферы – живой оболочки Земли. В основе процессов жизнедеятельности любого живого организма – биохимические превращения веществ.
Лекарства, витамины, пищевые продукты, полимерные материалы (пластмассы, искусственная кожа и каучук, искусственные волокна, строительные материалы (бетон, цемент, стекло), лакокрасочная продукция, горюче-смазочные материалы, чистящие и моющие средства, гигиенические и косметические вещества, минеральные удобрения, средства борьбы с насекомыми-вредителями и сорняками – инсектециды и гербициды – все то, без чего невозможна жизнь современного человека – это продукция химической промышленности.
3. Предмет химии.
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Химия – одна из наук о природе, поэтому она относится к естественным наукам. Химия тесно связана с биологией, физикой и другими естественными науками. Химия имеет множество разделов. В школьном курсе рассматриваются основы химии, знание которых необходимо каждому культурному человеку. Моя цель – помочь вам понять огромное значение химической науки и дать вам знания, которые помогут вам грамотно использовать ее достижения.
Задачи химии:
1 Синтез химических веществ
2 Производство различных материалов
3 Производство лекарственных препаратов
4 использование химических веществ в сельском хозяйстве
II. Формирование новых знаний. Рассказ, демонстрация.
1. Основы техники безопасности при проведении лабораторных, практических работ и демонстрации химических экспериментов (Первичный инструктаж по ТБ)
2. Демонстрация лабораторного оборудования и правил безопасного обращения с ним: спиртовка и ее устройство, штатив, пробирки, держалка, колба, стакан, воронка, флаконы с реактивами; правила безопасного нагревания жидкостей; фильтрование, выпаривание.
III. Формирование практических навыков. Практическая работа.
1. Цель работы: отработка навыков безопасного обращения с лабораторным оборудованием, ознакомление со строением пламени.
2. Инструктаж.
3. Выполнение практической работы.
Изучение строения пламени.
Нагревание жидкости.
4.. Подведение итогов работы, оформление работы.
1. Познакомься с правилами техники безопасности в кабинете химии:
1. Во время работы в кабинете химии ты должен быть максимально внимательным, дисциплинированным, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
2. Опыты проводи только с разрешения учителя и в строгом соответствии с инструкциями, используя точно указанные количества веществ.
3. Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, внимательно изучи инструкцию.
4. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
5. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе, поэтому с предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла работай осторожно, чтобы не разбить их. Не используй посуду, имеющую трещины и отбитые края.
6. Запомни:
Запрещается: |
При выполнении опытов: |
Предупреждающие знаки: |
Вещества нельзя брать руками |
Кислота и щелочь – едкие вещества! Разрушают и раздражают кожу и слизистые оболочки. Наливай кислоту и щелочь так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху. |
Огнеопасное вещество |
Оставлять открытыми банки с реактивами |
|
Взрывоопасное вещество |
Пить, есть, и класть продукты на рабочие столы в кабинете химии и лаборантской. Пробовать на вкус любые вещества.
|
Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью. |
Ядовитое вещество |
Возвращать реактивы обратно в сосуд, из которого они были взяты |
При работе со щелочами и фосфорным ангидридом: |
Едкое вещество |
Выливать или высыпать реактивы в раковину
|
При приготовлении раствора серной кислоты |
Раздражающее вещество |
Менять пробки или пипетки на сосудах с разными реактивами |
Металлические натрий и калий хранят под слоем керосина |
Радиоактивное вещество |
Набирать одной и той же ложкой (пипеткой) разные вещества |
Щелочные металлы туши песком |
Электрическое напряжение |
Зажжённую спиртовку переносить с места на место. Зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйся спичками. Гаси спиртовку только одним способом – накрывай пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой. |
Пробирку закрепляй в пробиркодержателе у отверстия |
|
7. После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
8. Подведение итогов работы, оформление работы.
9. IY. Домашнее задание (инструктаж).
10. Стр.237 изучить правила ТБ, закончить оформление практической работы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.