Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"
Оценка 5

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
25.02.2019
Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"
Вашему вниманию предлагается авторская разработка конспекта урока химии в 10 классе, учебник О. С. Габриелян (базовый уровень) по теме "Ферменты". В конспекте отражены элементы системно-деятельностного подхода, приемы и методы технологии проблемного обучения по данной теме. Структура урока соответствует заявленному его типу. Логика и структура изложения материала по данной проблеме соответствует авторской программе О. С. Габриеляна и методике изучения данной темы.
Ферменты план.docx
Тема урока по химии в 10 классе  «Ферменты». Учитель химии: Чесалин Вадим Александрович. Цель урока:  сформировать понятие о ферментах, их строении, свойствах и областях применения. Задачи: 1.   образовательные:  знать:  историю   открытия   ферментов,   их   строение,   номенклатуру,   действие   ферментов   в   сравнении неорганическими катализаторами, механизм действия ферментов, области применения ферментов на основании их свойств; 2. развивающие: развивать: познавательный интерес и интеллектуальные способности в процессе усвоения химических знаний; навык самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями; навык устанавливать межппредметные   связи   с   биологией;   умение   устанавливать   логическую   взаимосвязь   в   системе   «строение   –   свойства   –   применение ферментов». 3.   воспитательные:   воспитывать   необходимость  принятия   участия   в   обсуждении   темы,   работать   в   группе,  убежденность   в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры; Планируемые результаты:  ­ личностные: 1. проявление осознанного отношения к процессу обучения; 2. мотивация к необходимости дальнейшего обучения и развития ­ регулятивные (учебно­организационные):  1. ставить учебную задачу; 2. участвовать в совместной деятельности; 3. оценивать работу одноклассников (взаимоконтроль); ­ познавательные 1. выделять главное, существенные признаки; 2. высказывать суждения, подтверждать их фактами; 3. выявлять причинно­следственые связи; 4. решать проблемные задачи; 5. структурировать информацию; коммуникативные умения: ­ оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, согласованно работать в группе. Тип урока: комбинированный Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная. Необходимое техническое оборудование: Мультимедиа­проектор, персональный компьютер (ноутбук), презентация, видеофрагмент, Структура и ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время (в мин.) экран № 1 1. Этап урока 2 Организационный  момент.  2. Контроль  3. Актуализация знаний  обучающихся 3 4 Приветствие учителя. ­ С каким настроением вы пришли на урок? Я   надеюсь,   что  на   уроке  вам   будет   интересно   и   закончите   вы   также   с хорошим настроением  ­ Почему говорят, что повторенье – мать ученья? Работа с тестовой проверочной работой (см. карточки с тестами) Обмен   тетрадями   и   проверка   результатов   тестовой   работы   по   ключу (взаимоконтроль) Какие функции белков вы знаете? • • • • • • структурная (кератин, коллаген), транспортная (гемоглобин, цитохром С), защитная (антитела, вазопрессин, фибриноген),   запасающая (ферритин, альбумин), двигательная (актин, миозин), каталитическая (рибузозодифосфаткарбоксилаза, пепсин, липаза)   Проверяют   готовность   рабочего места, учебных принадлежностей.   Эмоционально настраиваются на урок наличие     Обучащиеся выполняют тесты: Задания   с   выбором   одного ответа,   кратким   ответом   и решение   расчетной   задачи   по теме «Аминокислоты и белки». Проверяют   тестовые   работы одноклассников   по   ключу, выставляют оценки. (Слайд №1) Актуализируют имеющиеся знания   по   биологии   и   химии   о функциях белков. Воспринимают   и   анализируют информацию,  приводят   примеры белков.   Выделяют   важную информацию.    5 1 10 2 1 4. Сообщение   темы   и Как   называются   белки,   выполняющие   каталитическую   функцию? Отвечая на вопрос обучающиеся целей урока (Ферменты). (Слайд №1). Что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? 5. Создание проблемной ситуации И. П. Павлов (1849–1936) – русский физиолог, создатель учения о ВНД, труды   по   физиологии   кровообращения   и   пищеварения.   Нобелевская премия 1904 г. М. В. Нестеров. «Портрет академика И.  П. Павлова». 1935 год. Третьяковская галерея. И. П. Павлов Высказывание И. П. Павлова «Ферменты – носители жизни». Как вы думаете, почему? (Слайд №2)  В течение этого урока мы постараемся найти ответ на этот вопрос. 6. Изучение нового  материала Ферменты   (энзимы)   –   каталитически   активные   белки.   (лат.   брожение, закваска) Как вы думаете, при каких обстоятельствах и когда человек познакомился с ферментами? 1. История открытия ферментов. Процессы,   протекающие   при   участии   ферментов,   известны   человеку   с древности, (приготовление хлеба, сыра, вина и уксуса). Но только в 1833 году   впервые   из   прорастающих   зерен   ячменя   было   выделено   активное вещество,   осуществляющее   превращение   крахмала   в   сахар   (амилаза).   В конце   19   в.   было   доказано,   что   сок,   получаемый   при   растирании дрожжевых   клеток,   содержит   ферменты,   обеспечивающие   спиртовое брожение.  Как   называют   вещества, (Катализаторы).   ускоряющие   химические   процессы?  Как   вы   думаете   почему   ферменты   называют самостоятельно   формулируют тему урока и его цель. Строение –   свойства   –   применение ферментов.   Записывают   тему урока в тетрадь Воспринимают   и   анализируют информацию   о   И.   П.   Павлове, формирующие   чуство   гордости за   наших   соотечественников. Наблюдают   портрет   великого ученого. Формулируют ответ на вопрос на основе   уже   имеющихся   знаний, выдвигают   предположения   и обосновывают   их.   Обучающиеся затрудняются правильно ответить на вопрос учителя. Структурируют   информацию   о ферментах.  Актуализируют имеющиеся знания   по   истории,   биологии   о ферментах. Мини­сообщение   обучающегося. Слушают   и   анализируют   его. (Слайд №3)     Актуализируют знания о     имеющиеся катализаторах.   2 10 Добавоч ная  группа  (небелко вой  природы биологическими катализаторами? 2. Строение ферментов. 1. Однокомпонентные (белки). 2. Двухкомпонентный  Белк овая  част 3. Номенклатура ферментов Тривиальная номенклатура ) ь КОФЕР МЕНТ пищеварительные ферменты — пепсин, химотрипсин и трипсин. Рациональная номенклатура При   наименовании   фермента   за   основу   берут   название   субстрата   и добавляют суффикс «аза».  протеиназы — ферменты, расщепляющие белки (протеины), липазы (расщепляют липиды, или жиры) и т. д.    с анологию   Проводят биокатализаторами. Составляют схему   устанавливают   межпредмет­ные связи   с   биологией,   химией. Систематизируют   знания   о строении   ферментов.  (Слайд №4).   Актуализируют имеющиеся знания   о   видах   номенклатур. Систематизирую   знания   о номенклатуре ферментов, в т. ч. лсовременной (Слайд №5). Все ферменты в зависимости от типа катализируемых ими реакций поделены   на   шесть   основных   классов.   Каждый   фермент   получил четырехзначный   кодовый   номер   (шифр)   и   название,   указывающее   на реакцию, которую этот фермент катализирует. Ферменты, катализирующие одну   и   ту   же   реакцию   у   организмов   разных   видов,   могут   существенно различаться между собой по своей белковой структуре, но в номенклатуре имеют общее название и один кодовый номер. (Слайд №5) 4. Сравнение неорганических и биокатализаторов. Давайте сравним ферменты и неорганические катализаторы? Критерии сравнения Ферменты  Неорганические катализаторы    Сравнивают катализаторы биологические   (ферменты)   и неорганические.   Заполняют таблицу   добавляют   сведения   о ферментах (Слайд №6)   Молекулярная масса  до 102  Участвуют   в   совместной • • Влияние   на   скорость химических реакций  Строение  Условия  Ускоряют 102  Неорганические вещества  Различные  Нет  Специфичность действия  Эксперимент: Разложение   пероксида   водорода   неорганическим   и   биологическим катализатором. 1 группа в пробирку с пероксидом водорода добавляет неорганический катализатор.  2   группа   в   пробирку   с   пероксидом   водорода   добавляет   биологический катализатор (фермент). Читают графики зависимости активности ферментов от температуры и рН среды Какой   вывод   можно   сделать   об   особенностях   биологических катализаторов? Физкультминутка   деятельности, заполняют таблицу,   оформляют   опорный конспект. Устанавливают причинно­следственные   связи строение ­ свойства     Проводят наблюдают, Обсуждают результаты между группами. эксперимент,   делают   выводы. полученные   «Читают» графики. Устанавлива­ ют   межпредметную   связи   с математикой.   Отмечают   точки экстремума. Выявляют «мягкие» условия при которых действуют ферменты. Анализируют таблицу в   учебнике   по   кислотности основных   физиологических жидкостей. Аализируют делают выводы. (Слайд №6) Обучающиеся движения. информацию, повторяют     Продолжение работы 5. Механизм действия ферментов 1890 г. Э. Фишер Изучают   механизм   действия ферментов,   в   т.   ч.   современную 6. 7. 1 10 ­ гипотеза «ключ (субстрат) – замок (фермент)» 1959 г. Д. Кошланд ­ гипотеза руки – перчатки (индуцированного соответствия) ­ типохимическое соответствие (слайд №7) 6. Где наш организм берет ферменты? 7. Применение ферментов (изучается на следующем уроке). 1. Хлебная промышленность. 2. Пивоварение и спиртовая промышленность. 3. Кожевенное и меховое производство. 4. Текстильная промышленность. 5. Кулинария. 6. Молочная промышленность. 7. Бытовая химия. 8. Медицина   →   → → Скорость строение Кроссенс. белка номенклатура ферментов механизм   действия   ферментов   («ключ­замок»,   «рука­ перчатка») условия   деяствия   ферментов   (графики) локализация   в клетке классификация применения ферментов глобальное значение ферментов для жизни. Дифференцированные тестовые задания (часть А. В, С)  ферментов области →   → →   → → 8. 9. Закрепление изученного материала Применение умений в новой учебной ситуации   10. Подведение итогов Рефлексия. Задаёт вопросы. Оценивает работу обучающихся на уроке гипотезу. Развивают абстрактное мышление «ключ – замок», «рука – перчатка». Мини­сообщение   обучающегося. Дискуссия   о   здоровой   пище. Высказывают   свое   мнение. Делают выводы. Получают   домашнее   задание   по выолнению мини­сообщения.       логическое и Развивают   мышление. ассоциативное   Актуализируют имеющиеся знания,   межпредметные   связи   с биологией. Переносят   имеющиеся   знания   и навыки   для   применения   их   в новой   ситуации.   Выполняют тесты   с   одним   ответом,   на соотнесение.   Решают   расчетную задачу. Обучающиеся   чего достигли на уроке.  Подводят итог урока.   обсуждают   то, 2 4 2 Высказывают   свои   впечатления от урока.

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"

Конспект урока по химии в 10 класса по теме "Ферменты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019