Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока: «Угольная кислота и ее соли»
Оценка 5

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока: «Угольная кислота и ее соли»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
03.05.2019
Конспект урока по химии в 9  классе Джабраилова Х.Д.  Тема урока: «Угольная кислота и ее соли»
Цели урока: Образовательная: формирование представлений о строении, свойствах и применении угольной кислоты; ее солях, жесткости воды. Развивающая: создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать. Воспитательная: способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся. Тип урока: изучение нового материала Ход урока 1. Орг. момент 2. Изучение нового материала Учитель: В романе Г.Г. Хаггарда «Клеопатра» написано: «… она вынула из уха одну из 3-х огромных жемчужин и опустила жемчужину в уксусную кислоту? Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется, Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли». Объяснить растворение жемчужины мы сможем в ходе урока, изучив свойства солей самой распространённой в природе кислоты: угольной. Тема нашего урока: «Угольная кислота и её соли».
Угольная кислота и ее соли-9 кл.docx
Конспект урока по химии в 9  классе Джабраилова Х.Д. Тема урока: «Угольная кислота и ее соли»           Образовательная:   формирование   представлений   о   строении,   свойствах   и       Цели урока:   применении угольной кислоты; ее солях, жесткости воды.       Развивающая:  создать условия для  развития   умений  учащихся  анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.          Воспитательная: способствовать развитию навыков   коммуникативного общения учащихся. Тип урока: изучение нового материала  Ход урока 1.  Орг. момент 2. Изучение нового материала Учитель: В романе Г.Г. Хаггарда «Клеопатра» написано: «… она вынула из уха одну из 3­х   огромных   жемчужин   и   опустила   жемчужину   в   уксусную   кислоту?   Наступило молчание,   потрясённые   гости,   замерев,   наблюдали,   как   несравненная   жемчужина медленно растворяется, Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли».  Объяснить растворение жемчужины мы сможем в ходе урока, изучив свойства солей самой распространённой в природе кислоты: угольной.  Тема нашего урока: «Угольная кислота и её соли».                                                  +1    +4   ­2 а) Молекулярная формула:  H2CO3  Угольная кислота – двухосновная кислота, потому будет диссоциировать ступенчато              1 ст.      H2CO3   H+ + HCO3 ­                IIcт.     HCO3 ­    H+ + CO3 2­    диссоциация по второй ступени практически не идёт б) Физические свойства: Угольная кислота существует только в растворе т.к. она очень легко разлагается на углекислый газ и воду             H2CO3   CO2   + H2O    любая газированная вода представляет собой раствор угольной кислоты в воде. в) Химические свойства: Как   электролит   –   очень   слабая   кислота,   диссоциирует   на   ионы   в     малой   степени, поэтому изменяет окраску индикатора слабо. Например, лакмус в растворе угольной кислоты становится только розовым. 1 ст. H2CO3   H+ + HCO3 ­  Взаимодействует в растворе со щелочами. H2CO3+ 2NaOH При написании уравнения реакции нужно учитывать, что угольная кислота – слабый электролит, поэтому ее расписывать на ионы нельзя. учащиеся записывают уравнение реакции в молекулярной и ионной форме H2CO3+ 2NaOH  Na2CO3 + 2H2O H2CO3+2Na+ + 2OH­  2Na+ + CO3 H2CO3+2OH­  2Na+ +2H2O 2­ +2H2O Угольная   кислота   –   двухосновная   и   поэтому   может   образовывать   два   вида   солей: Соли угольной кислоты­ карбонаты. соли угольной кислоты карбонаты, средние соли гидрокарбонаты, кислые соли                              Na2CO3                                                                                                     NaHCO3                               CaCO3                                                                                                       Ca(HCO3)2    почти  все карбонаты, кроме карбонатов               все гидрокарбонаты растворимы      щелочных металлов­ нерастворимы     Карбонаты легко превращаются в гидрокарбонаты и наоборот:                  СаСO3   + H2O + CO2    Ca(HCO3)2                                     t                 Ca(HCO3)2   Са СO3   + H2O + CO2              Качественная   реакция   на   соли   угольной   кислоты   (СО3 взаимодействие с разбавленной кислотой, например соляной:           Na2CO3 + HCl  2­  или   карбонат­ион)   – учащиеся записывают уравнение реакции в молекулярной и ионной форме      Na2CO3 + 2HCl  CO2  + 2NaCl + H2O  соли угольной кислотыкарбонаты, средние солигидрокарбонаты, кислые соли 2Na++ CO3 2­ + 2H+ + 2Cl­   CO2   + 2Na+ +2Cl­ + H2O      CO3 2­ + 2H+    CO2  + H2O  Жёсткость воды. Использование жёсткой воды приводит к образованию накипи. Анализ показывает, что жёсткая  вода  содержит  большое   количество  растворимых     солей  кальция   и  магния. Различают временную жёсткость воды и постоянную жёсткость воды.                                  Ca(HCO3)2   и  Mg(HCO3)2      или      СaCl2 и MgCl2                           временную жёсткость                      постоянную жёсткость Временная жёсткость воды или карбонатная,  обусловлена присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния. Она легко устраняется кипячением:                              t          Ca(HCO3)2   Са СO3   + H2O + CO2   или действием известкового молока или соды    Ca(HCO3)2 +Ca(OH)2    Ca(HCO3)2 + Na2CO3  учащиеся записывают уравнения в молекулярной и ионной форме     Ca(HCO3)2 +Ca(OH)2  CaCO3  +2H2O      Ca2+ +2(HCO3)­   + Ca2+ +2OH­   CaCO3  +2H2O      Ca(HCO3)2 + Na2CO3   CaCO3 + 2NaHCO3     Ca2+ +2(HCO3)­   + 2Na+  +CO3 2­    CaCO3 + 2Na+ + 2HCO3 ­     Ca2+ +CO3 2­   CaCO3  Постоянная   или   некарбонатная   жёсткость,  обусловлена   присутствием   в   воде других растворимых солеё кальция или магния. Она устраняется добавлением соды    CaCl2+ Na2CO3   учащиеся записывают уравнения в молекулярной и ионной форме       CaCl2+ NaCO3  CaCO3  + 2NaCl  2­   CaCO3  + 2Na+ + 2Cl­        Ca2+ + 2Cl­  + 2Na+ + CO3       Ca2+ +CO3 2­   CaCO3 3. Закрепление А сейчас посмотрите на свои записи и ответьте на вопросы. – Почему Н2СО3 образует 2 вида солей? – Как называются эти соли?  Предполагаемый ответ Угольная кислота – двухосновная кислота, поэтому образует два вида солей: средние, карбонаты и кислые, гидрокарбонаты. – Назовите формулу мела? Предполагаемый ответ   Мел – карбонат кальция – Мрамора? Предполагаемый ответ   Мрамор– карбонат кальция – Жемчуга? Предполагаемый ответ   Жемчуг – карбонат кальция – Питьевой соды? Предполагаемый ответ Питьевая сода – гидрокарбонат калия  – «Что же произошло, когда растворила жемчужину Клеопатра?», запишите уравнение реакции. Предполагаемый ответ  При растворении жемчуга в уксусной кислоте произошла химическая реакция СаСО3 +2 СН3СООН  (СН3СОО)2Ca + 2 CO2 +2 H2O         Д/з 1. п.32 2. Где в природе встречаются реакции, характеризующие жесткость воды .

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока: «Угольная кислота и ее соли»

Конспект урока по химии в 9  классе Джабраилова Х.Д.  Тема урока: «Угольная кислота и ее соли»

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока: «Угольная кислота и ее соли»

Конспект урока по химии в 9  классе Джабраилова Х.Д.  Тема урока: «Угольная кислота и ее соли»

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока: «Угольная кислота и ее соли»

Конспект урока по химии в 9  классе Джабраилова Х.Д.  Тема урока: «Угольная кислота и ее соли»

Конспект урока по химии в 9 классе Джабраилова Х.Д. Тема урока: «Угольная кислота и ее соли»

Конспект урока по химии в 9  классе Джабраилова Х.Д.  Тема урока: «Угольная кислота и ее соли»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2019