Урок открытия нового знания также можно использовать как занятие для повышения интереса учащихся 8-9 классов к изучению химии. Структура урока позволяет отработать региональный компонент: задания и фотографии местного региона с проверкой знаний о предметах изучения и их связи с областью применения.
урок вар2.docx
Тип урока: открытие нового знания
Урок по теме: «Сплавы»
Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими сплавами и их практической значимостью.
Задачи урока:
I. Образовательные
расширить представление о сплавах, их классификации и свойствах;
рассмотреть отличия между чистыми металлами и сплавами металлов, преимуществом сплавов
перед чистыми металлами;
II. Развивающие
стимулировать познавательную активность учащихся путем создания проблемной ситуации и
выполнения разного вида заданий;
продолжить развитие у учащихся умений самостоятельного поиска необходимой информации,
выделения главного в изучаемом материале; умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
способствовать развитию логического мышления и кругозора учащихся;
III. Воспитательные
формировать устойчивый и действенный интерес к предмету и учению в целом за счет
содержательного и организационного потенциала урока;
способствовать совершенствованию коммуникативных способностей учащихся при работе в группе;
Оборудование: интерактивная доска, коллекция «Металлы и сплавы»
Ход урока:
I. Орг. момент (приветствие учащихся, пожелание совместной плодотворной работы и успешного
выполнения заданий)
II. Актуализация знаний учащихся
Вопросы учителя:
Что изображено на слайде? (фото 1 слайд) (по нажатию) стадион «Фишт» построен в 2013 г.
Состав конструкции –
Al , Cu
, М
g , М
n .
Ответы учащихся: стадион «Фишт» города Сочи. Построен к XXII зимним Олимпийским играм в
Сочи в 2013 году. Расположен в курорте — Адлер, в Олимпийском парке
Вопрос учителя: Кто знает из чего выполнена данная конструкция? (ответы учащихся)
Обратите внимание на справку. Что входит в состав конструкции? (ответы
учащихся)
Вопрос учителя: Знакомо ли вам следующее изображение? (фото – 2 слайд)
По нажатию Памятник Петру I
Состав:
Cu
, Sn
.
Ответы учащихся: Памятник Петру 1.
Вопрос учителя: Предположите, из чего выполнен данный памятник? (ответы учащихся)
Обратите внимание на справку. Что входит в состав конструкции? (ответы учащихся)
Мы рассмотрели примеры достопримечательностей вашего города, а теперь давайте рассмотрим
достопримечательности моего города Белогорск, совершим виртуальную экскурсию. (карта – 3
слайд) Учитель: Памятник переселенцам в виде телеги ( фото – 4
слайд) в натуральную величину установлен на привокзальной площади г.Белогорск. Установлен к
150летию города.
Вы можете предположить из чего выполнен данный памятник? (ответы учащихся)
Учитель: обратите внимание на справку (по нажатию состав –
Fe
, С, добавки (М
n , Si , Р,
S ). амурскому ротану (фото – 5 слайд) рыбе, считающейся сорной, но обладающей удивительной
жизнестойкостью и жизнелюбием. Естественный ареал обитания рыбки Дальний Восток, она
неприхотлива и демонстрирует фантастическую живучесть.
Вы можете предположить из чего выполнен данный памятник? (ответы учащихся)
Памятник
Учитель: обратите внимание на справку (по нажатию состав –
Fe
, С.)
III. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
Вопрос учителя:
слайде)
Что объединяет все эти изображения?
( 6 слайд все изображения на одном
Ответы учащихся: Чемто знамениты
Изготовлены из металла (Из какого? Железо? Со временем ржавеет
Алюминий и медь – достаточно мягкие)
Изготовлены из сплавов.
Демонстрация чугунной и алюминиевой сковороды.
Что общего между данными изображениями и предметами, которые я держу в руках?
Ответы учащихся: изготовлены из металлов
из сплавов
Учитель: Из чего изготовлены данные сковороды? Учся: одна из алюминия, другая – из чугуна (из железа, другого металла)
Учитель: Алюминий – это что? (металл)
А чугун? (это сплав)
Сегодня мы поработаем по теме: «Сплавы». Ребята, скажите, что вы понимаете под термином
«сплавы» (варианты ответов).
А теперь ознакомьтесь с несколькими определениями этого понятия в справочном материале,
который находится у вас на столах в папке. (учся проговаривают каждое определение)
Какое определение вам ближе по смыслу? (ответы учащихся)
Вы можете привести примеры предметов, которые мы используем в быту и которые изготовлены из
сплавов?
Ответы учащихся: столовые приборы (вилки, ложки, ножи), посуда (кастрюли, сковороды),
водопроводный кран, бытовые приборы (мультиварка, фритюрница, электробритвы).
А можете привести примеры предметов, которые изготовлены из чистых металлов (сковорода,
кастрюли, проволока)
Учитель: А что чаще используют металлы или сплавы? (ответы учащихся)
Тема урока: Сплавы.
Проблемный вопрос: Почему сплавы используют чаще, чем чистые металлы? ( 7 слайд – тема
урока + проблемный вопрос) (ответы учащихся)
На этот вопрос мы должны ответить к концу урока.
Посмотрите, пожалуйста, на ваше рабочее место. Здесь находится комплект заданий, справочный
материал, коллекция металлов и сплавов и маршрутный лист.
Работать вы будете в форме квеста.
На выполнение каждого задания вам отводится 5 минут. Задания соответствуют цвету маршрутного
листа, согласно которому вы будете передвигаться от стола к столу.
За 1 минуту до окончания работы на экране появится циферблат. По окончании времени вы
переходите за другой стол для выполнения следующего задания. Работаете по сигналу!
Вопросы есть? Приступаем к выполнению первого задания.
8 слайд – проблемный вопрос: Почему сплавы используют чаще, чем чистые металлы? +
переворачивающиеся песочные часы (на 4 мин.)
9 слайд – циферблат с двигающейся секундной стрелкой (как раз на 1 мин.)
Повторить 4 раза.
IV. Решение проблемы (работа в группах) Задание 1. Вам предложены несколько вариантов классификации. Пользуясь справочной таблицей,
закончите схемы, для каждой классификации приведите примеры сплавов.
По характеру металла (основы)
По числу компонентов
По основному компонент
Задание 2. Заполните таблицу, пользуясь справочным материалом «Физические свойства некоторых
металлов и сплавов».
Сравните предложенные свойства сплава со свойствами металлов (металла), входящих в состав.
Укажите знаками >, < или =.
Название
сплава
Металлы,
входящие в
состав
Чугун
Свойства сплава в сравнении с металлами, входящими в
состав
tплавления
в оС
(> , < или = )
твердость
(по Моосу)
Плотность,
г/см3
Теплопроводно
сть,
Вт/м∙К
Задание 3. Пользуясь атласом на с.13, распределите центры черной и цветной металлургии и укажите
основные металлургические базы.
Города: Отрасли металлургии:
1) Череповец А) Черная
2) Челябинск
3) Липецк Б) Цветная
4) Норильск
5) Братск 6) Орск
7) Таганрог
8) Екатеринбург
9) Шелехов
Основные металлургические базы
Задание 4. Вам предложены несколько изображений объектов. Пользуясь коллекцией сплавов,
справочной информацией, предположите, из каких сплавов изготовлены данные объекты.
Название объекта
Название сплава
стадион «Фишт»
памятник Минину и Пожарскому (г.Н.Новгород)
Ограда Шереметьевского дворца
Столовые приборы
«Телега переселенцев»
памятник Амурскому ротану
Царьколокол
Тульский самовар V. Представление результатов, применение полученных знаний.
Вам необходимо в течение 2 мин. проанализировать полученную информацию и представить
результаты своей работы.
Памятка. Вам нужно охарактеризовать сплав:
его свойства в сравнении с металлами, входящими в состав;
примеры центров производства;
несколько примеров применения данного сплава.
Сделать вывод. В выводе ответьте на проблемный вопрос: «Почему сплавы используют чаще, чем
чистые металлы?», используйте собранную информацию и характеристики сплавов из справочного
материала.
Каждая группа поочередно представляет результаты своей работы. Остальные внимательно
слушают, анализируют и задают вопросы.
Слайд – таблица, заполняемая учся.
Название
сплава
Металлы,
входящие
в состав
Характеристика сплавов
Свойства сплавов в сравнении с металлами, входящими в состав
( > , < или = )
Плотность,
твердость
tплавления
в оС
(по
Моосу)
>
>
>
>
г/см3
Теплопроводность,
Вт/м∙К
>Zn и < Cu
>
>Мn и < Fe
<
<
<
>Мn и < Fe
<
Латунь
Бронза
Сталь
Чугун
Cu, Zn
Cu, Sn
Fe, Мn
Fe
> Zn и < Cu
>
> Mn и < Fe
<
VI. Домашнее задание
В IIIв. до нашей эры на острове Родос был построен маяк в виде огромной статуи Гелиоса. (Слайд
Колосс Родосский. (Бронзовая оболочка смонтирована на железном каркасе).
У Колосса Родосского бронзовая оболочка была смонтирована на железном каркасе. Колосс
Родосский считался одним из семи чудес света, однако просуществовал всего 66 лет и рухнул во
время землетрясения. С чем связана столь скоротечная жизнь этого чуда света? При обдумывании
ответа на этот вопрос воспользуйтесь электрохимическим рядом напряжений металлов. Рефлексивный тест: (слайд)
1. Мне это пригодится в жизни.
2. На уроке было над чем подумать.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
4. На уроке я поработал(а) добросовестно.
Урок химии по теме "Сплавы"
Урок химии по теме "Сплавы"
Урок химии по теме "Сплавы"
Урок химии по теме "Сплавы"
Урок химии по теме "Сплавы"
Урок химии по теме "Сплавы"
Урок химии по теме "Сплавы"
Урок химии по теме "Сплавы"
Урок химии по теме "Сплавы"
Урок химии по теме "Сплавы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.