Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"
Оценка 5

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
9 кл
04.03.2018
Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"
Конспект урока истории в 9 классе по теме "ХХ съезд КПСС и его последствия" предусматривает опрос домашнего задания в форме работы по карточкам с датами и абревиатурой, развернутых ответов обучающихся. Для закрепления используется работа с документами, тестирование. В ходе урока используется презентация, видеоматериал.конспект урока по истории в 9 классе "ХХ съезд КПСС и его последствия"
ХХ съезд партии и его последствия.doc
Предмет – история       Класс — 9              12.12.2017 г. Тема ­ «Первые попытки реформ и XX съезд КПСС» Цель урока: назвать и характеризовать альтернативы политического развития после смерти И.В. Сталина; устанавливать причины проведения реформ в СССР после смерти И.В. Сталина. Задачи: Предметные:  определить специфику исторического периода 1953 – 1964 гг. через изучение мероприятий,   проведенных   во   всех   сферах   общества;   отметить   историческую   роль   Н.С.Хрущева, успехи   и   просчеты   в   его   деятельности;   установить,   в   чем   проявилась   незавершенность   и непоследовательность мероприятий и в чем причины непоследовательной хрущевской политики. Метапредметные: продолжить вырабатывать навыки работы с документами; учить умению  анализировать и сопоставлять. Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны. Тип урока: комбинированный Основные понятия: реабилитация, освоение целинных земель, культ личности. Персоналии: Лаврентий Павлович Берия, Никита Сергеевич Хрущев. Основные даты: 1953 г., март – смерть И.В. Сталина 1956 г., февраль – XX съезд КПСС 1967 г. – запуск первого искусственного спутника Земли. Оборудование урока: мультимедиа, презентация на тему «Первые попытки реформ и XX съезд КПСС»; учебник: Н.В. Загладин «История России. 9 класс». – 2006, раздаточный материал Оформление доски: число, месяц, тема, домашнее здание, план урока. План изучения нового материала: 1. У истоков политики реформ. 2. XXсъезд КПСС. Организационный момент  Приветствие.  Проверка готовности к уроку. Ход урока Актуализация  пройденного материала Опрос:    1.Письменный опрос: (ученики работают у доски) 1.1.Объясните значение исторических терминов: Сверхдержава –  Доктрина –  «Холодная война» ­  «план Маршалла» ­ Военно – политический блок – 1.2.Расшифруйте аббревиатуру:СЭВ, НАТО, ГДР,ФРГ. 2. Устно :     По датам: Московская битва ­  Сталинградская битва ­  1 Курская битва ­  Снятие блокады Ленинграда ­  27 января 1944 г.(как сейчас называется город?) Когда проходила Постдамская конференция? Какие решения были приняты на ней? Как отреагировал СССР на план «Маршалла»? Какие события привели к обострению отношений СССР с бывшими союзниками в войне? Повторение парграфа д/з: 1. 2. Почему в 1945­1947 гг. между ними начали  углубляться разногласия? 3.  Как повлияли, по вашему мнению, условия «холодной войны» на внутренне развитие СССР? ___________________Изучение нового:_____________________________________ Слайд1. У истоков политики реформ. В последние годы И.В. Сталина необходимость перемен стали осознавать и понимать ближайшие соратники И.В. Сталина. 5 марта 1953 г. умер И. Сталин. Со смертью «вождя всех времен и народов» закончилась целая эпоха в жизни страны. Смерть вождя означала фактически неизбежность определенных политических изменений. Перед   ближайшими   соратниками   И.В.   Сталина,   занявшими   ведущие   позиции   в   руководстве страны, стояли задачи:       реформировать систему, созданную И.В. Сталиным; отказаться от массового террора; внести коррективы в социально­экономическую политику; сделать приоритетными экономические стимулы к труду; ослабление жесткого партийного контроля за духовной сферой; провести радикальные перемены во внешней политике. Слайд 2.  Ключевые фигуры советского руководства: Г.М. Маленков – ставший председателем Совета министров; Н.С. Хрущев – руководитель секретариата ЦК КПСС; Л.П. Берия – возглавлял репрессивные органы. Основные этапы борьбы за власть соратников И.В. Сталина (1953­1958). Этапы 1   этап   (март­ июнь 1953 г.) Участники Слайд 3­4 Г.М. Маленков – председатель Совета министров. Л.П. Берия – глава МВД. Н.С. Хрущев   –   секретарь   ЦК КПСС. 2 Основное содержание   Г.М.   Берия, Началась первая компания по осуждению культа личности И. Сталина. 1)   Л.   Маленков   высказывались   за перераспределение   властных   полномочий   от   ЦК   партии   к соответствующим структурам; 2) началась первая волна реабилитации; 3) по инициативе  Берии намечались  меры  по корректировке национальной политики; 4) началась реорганизация МВД; 5)  стал  подниматься  вопрос  о коренном  изменении  внешней политики; 6)   Л.  Берия   не   исключал   возможностей   отказа   от   прежнего курса в германском вопросе, прекращении поддержки ГДР и согласия СССР на воссоединение двух Германий;  7)   партийный   аппарат   стремился   сохранить   приоритетное положение в обществе; 8) Н. Хрущев возглавил заговор с целью отстранения Берии от власти; 9)   26   июня   на   заседании   Совета   министров   Л.   Берия   был 2   этап   (с   лета 1953   г.   по февраль 1955 г.) Видеоролик о смещении Г.М. Маленкова Г.М. Маленков Н.С.   Хрущев   –   избранный   в сентябре   1953   г.   Первым секретарем ЦК этап   3   (с февраля   1955   г. по март 1958 г.) арестован и вскоре расстрелян как «враг Коммунистической партии и советского народа» Усиление   позиций   Н.   Хрущева   и   ослабление   роли   Г.М. Маленкова. 1)   в   июле   1953   г.   Маленков   выступил   с   заявлением, осуждающим культ личности И. Сталина, в 1954 г. началось освоение целинных земель; 2) с лета 1953 г. инициатива продолжения реформ перешла к Г.М. Маленкову. Вдвое снижена сумма сельскохозяйственного налога   –   задолженность   колхозов   по   выплатам   прежних   лет ликвидирована, закупочные цены повысились; 3)   во   внешней   политике   Маленков   предложил   переход   к политике   разрядки,   то   есть   поиска   путей   улучшения отношений с США; 4)   в   декабре   1954   г.   состоялся   процесс   над   высшим руководством МГБ, виновным в фабрикации «ленинградского дела»,   в   ходе   которого   Маленков   как   один   из   его организаторов был назначен к смещению; 5)   в   феврале   1955   г.   Маленков   был   снят   с   поста   главы правительства и назначен министром электростанций;   Н.С.   Хрущеву   пришлось   вести   борьбу   за   власть   «с объединенной оппозицией»; 1)   Маленков,   Молотов,   Каганович   летом   1957   г.   приняли решение   об   упразднении   поста   Первого   секретаря   ЦК   и   о назначении   Н.С.   Хрущева   министром   сельского   хозяйства. Хрущев потребовал обсуждения этого вопроса на Пленуме ЦК, который,   согласно   Уставу   КПСС,   один   мог   решить   этот вопрос; 2)   на   пленуме   «оппозиционеры»   были   объявлены «антипартийной группой» и лишены своих постов. Маленков был назначен директором электростанции; Молотов – послом в Монголию;   Каганович   –   директором   горно­обогатительного комбината; 3) в октябре 1957 г. был лишен своих постов Президиума ЦК, министр обороны маршал Г.К. Жуков; 4)   в   марте   1958   г.   с   поста   главы   правительства   снят   Н. Булганин,   Председателем   Совета   Министров   был   избран Хрущев, который сохранил также пост Первого секретаря ЦК КПСС.   Это   означало   не   только   полную   победу   в   борьбе   за власть,   но   и   отказ   от   коллегиальности   в   руководстве, следовательно,  возврат к  сталинской практике единоличного управления. ________________________________________________________ Вопросы для беседы: 1) Какова расстановка политических сил в руководстве страны после смерти И.В. Сталина? 2) Каковы особенности внутриполитической ситуации в СССР после смерти И. Сталина? 3) Как проходила и чем закончилась борьба за власть после смерти И. Сталина? ________________________________________________________ 2. Видеоролик  XX съезд КПСС. Популярный  журнал  «Таймс»   по традиции   в  начале   января  объявляет  «человека   года»,  т.е. человека, чья деятельность в наибольшей  степени повлияла  на события в мире в истекшем году. «Человеком 1957 года» был объявлен Н.С. Хрущев. 1) Чем можно объяснить? 2) Какое событие 1957 г. дало основание для столь высокой оценки деятельности Н.С. Хрущева? 3 В 1954­1955 гг. продолжалась реабилитация жертв массовых репрессий. На XX съезде КПСС (февраль 1956 г.), на закрытом заседании, Хрущев выступил с докладом, в котором осудил как преступные многие деяния сталинского режима. На основе его доклада было принято постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Все негативные явления прошлого в документах ЦК КПСС связывались с деятельностью И.В. Сталина и руководителей служб госбезопасности (НКВД времен Ежова и МВД времен Берия).  Таким   образом,   начался   поиск   иных   подходов   к   управлению   экономикой   и   решению внешнеполитических задач, выхода советского общества на новые рубежи развития. Учащиеся записываю в тетрадь преобразования советского общества, вызванные решениями     XX съезда КПСС.  Осуждение «культа личности» Сталина с возложением вины за репрессии, кроме Сталина, на Берию и Ежова.  Начало реабилитации политических заключенных.  Изменение законодательной базы государства, отмена некоторых законов.  Реформа органов госбезопасности. Учащиеся   читают  «документальные   материалы»   на   стр.   241­242,  и   отвечают   на   вопрос данный после документа. ________________________________________________________ Вопросы для беседы: 1) Когда состоялся XX съезд КПСС и какие вопросы он рассматривал? 2) Какое значение имел доклад Н. Хрущева на XX съезде КПСС? 3) Какие демократические свободы получили граждане СССР в ходе преобразований, вызванных XX съездом? 4) Почему Н. Хрущев считал, что критика «культа личности» должна исходить от партийного руководства? ________________________________________________________ Закрепление изученного материала 1. Прочтите фрагмент из выступления Г.М.Маленкова на Пленуме ЦК КПСС. Когда происходили эти  события? «Когда мы в Президиуме ЦК все убедились, с кем имеем дело, мы созвали заседание Президиума ЦК  и в присутствии Берия предъявили ему обвинения. Он вел себя нечестно. Фактов отрицать не мог, но  стал трусливо, подло прятать концы, заявляя, что он исправится. Президиум ЦК единодушно признал  необходимым действовать быстро и решительно, учитывая, что имеем дело с авантюристом, в руках  которого большие возможности, с тем, чтобы раз и навсегда покончить с язвой и гнилью, отравляющей здоровую атмосферу сплоченного и монолитного ленинско­сталинского коллектива. (Бурные  аплодисменты). Президиум решил снять Берия с занимаемых им постов и исключить из партии.  Президиум пришел к выводу, что нельзя с таким авантюристом останавливаться на полпути и решил  арестовать Берия, как врага партии и народа. (Голоса. Правильно! Бурные аплодисменты)». 2. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР и напишите его фамилию. «В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности  Сталина… Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в  гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно.  Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии,—  речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на  4 определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных  принципов, партийной демократии, революционной законности. В связи с тем что не все еще  представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, какой огромный ущерб был при­ чинен нарушением принципа коллективного руководства в партии и сосредоточением необъятной,  неограниченной власти в руках одного лица, Центральный Комитет партии считает необходимым до­ ложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу». Домашнее задание: знать понятия, даты 1. § 31, ответить на вопросы в конце 2. 3. работа с документальным материалом 4. сообщение «Никита Сергеевич Хрущев» 5 1.В каком году проходил XX съезд КПСС? а). в 1953 г.; б). в 1954 г.; в). в 1955 г.; г). в 1956 г. 2.Кто был соперником Н.С.Хрущева в борьбе за власть в 1953-1957 гг.? а).Ю.В. Андропов; б).Г.М.Маленков; в).Л.И.Брежнев; г).А.А.Жданов. 3.Как назывался доклад Н.С.Хрущева, с которым он выступил на ХХ съезде КПСС? а). « Об ошибкам китайских коммунистах»; б). « Об отказе от гонки вооружений»; в). «О полной победе социализма»; г). « О культе личности и его последствиях» 4.Какое событие произошло в 1956 году? а). ХХ съезд КПСС; б). запуск первого искусственного спутника Земли; в). арест Л.П.Берии; г).создание совнархозов. 5.Какая международная организация была создана в 1955 г., укрепляющая отношения между соцстранами? а).Организация Объеденных Наций; б). Организация Варшавского договора; в).Североатлантический договор; г).Юнеско. Ответы: 1.г 2. б 3.г 4. а 5.б 6 2. Фронтальный опрос по теме: «СССР в 1953-1964 гг). Вопросы к классу /устно/: а).Назовите участников борьбы за власть и как она происходила? б).Почему соперники (Н.С.Хрущев и Г.М.Маленков). объединились в борьбе против Л.П.Берия? в).Какое влияние на общественное сознание оказало развенчание «культа личности» И.В.Сталина? г).Что такое движение диссидентов? Почему оно возникло в советском обществе? д).Почему отношения СССР со странами «социалистического лагеря» носили в период хрущевской «оттепели» двойственный характер? Какая тенденция в них преобладала? е).Назовите инициативы советского руководства , направленные на улучшение отношений с Западом. Какой отклик они вызывали? ж). Определите факторы, влиявшие на сохранение международной напряженности. /на данную работу отводится минут 10 / 7 1. Прочтите фрагмент из выступления Г.М.Маленкова на Пленуме ЦК КПСС. Когда происходили эти  события? «Когда мы в Президиуме ЦК все убедились, с кем имеем дело, мы созвали заседание Президиума ЦК  и в присутствии Берия предъявили ему обвинения. Он вел себя нечестно. Фактов отрицать не мог, но  стал трусливо, подло прятать концы, заявляя, что он исправится. Президиум ЦК единодушно признал  необходимым действовать быстро и решительно, учитывая, что имеем дело с авантюристом, в руках  которого большие возможности, с тем, чтобы раз и навсегда покончить с язвой и гнилью, отравляющей здоровую атмосферу сплоченного и монолитного ленинско­сталинского коллектива. (Бурные  аплодисменты). Президиум решил снять Берия с занимаемых им постов и исключить из партии.  Президиум пришел к выводу, что нельзя с таким авантюристом останавливаться на полпути и решил  арестовать Берия, как врага партии и народа. (Голоса. Правильно! Бурные аплодисменты)». 2. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР и напишите его фамилию. «В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности  Сталина… Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в  гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно.  Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии,—  речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на  определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных  принципов, партийной демократии, революционной законности. В связи с тем что не все еще  представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, какой огромный ущерб был при­ чинен нарушением принципа коллективного руководства в партии и сосредоточением необъятной,  неограниченной власти в руках одного лица, Центральный Комитет партии считает необходимым до­ ложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу». 1.В каком году проходил XX съезд КПСС? а). в 1953 г.; б). в 1954 г.; в). в 1955 г.; г). в 1956 г. Тест  2.Кто был соперником Н.С.Хрущева в борьбе за власть в 1953­1957 гг.? а).Ю.В. Андропов; б).Г.М.Маленков; в).Л.И.Брежнев; г).А.А.Жданов. 3.Как назывался доклад Н.С.Хрущева, с которым он выступил на ХХ съезде КПСС? а). « Об ошибкам китайских коммунистах»; б). « Об отказе от гонки вооружений»; в).  «О полной победе социализма»;   г). « О культе личности и его последствиях» 4.Какое событие произошло в 1956 году? а). ХХ съезд КПСС; б). запуск первого искусственного спутника Земли; в). арест Л.П.Берии; г).создание совнархозов. 8 5.Какая международная организация была создана в 1955 г., укрепляющая отношения между  соцстранами? а).Организация Объеденных Наций; б). Организация Варшавского договора; в).Североатлантический договор; г).Юнеско. 9

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"

Конспект урока по истории 9 класс по теме "ХХсъезд КПСС и его последствия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018