Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
история
10 кл
19.01.2017
Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"
Конспект урока истории на тему.docx
МОУ « Сонковская средняя общеобразовательная школа Сонковского района Тверской области» Тема урока « Суд современности над ПетромI» Номинация:  гуманитарная Педагогические технологии:  диалоговая технология; проблемное обучение; использованием  ИКТ; модульное обучение.                                 Класс: 10 ( 15­16 лет)                                                      Учитель: Тихомирова Наталья Борисовна,  учитель истории Сонково 2016  Слайд  1                          Конспект урока истории на тему: «Суд современности над Петром I». Цели урока: Формирование  системы знаний по теме «Реформы Петра I», обеспечение адаптации к  индивидуальным особенностям учащихся,  при использовании разнообразных приемов актуализации знаний и умений . Задачи урока:1. Образовательная:   познакомить   учащихся   с   изменениями,   произошедшими   в   начале  XVIII  века   в   положении   дворян   в   результате принятия указа о единонаследии, и Табели о рангах, охарактеризовать значение реформ Петра I для представителей разных сословий; 2. Развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников навыков анализа, , обобщения исторических источников, выявление причинно­следственных связей. 3.Воспитывающая содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории страны. Оборудование:   ­ компьютер, проектор. Ход урока. Орг. Момент Основная часть Слайд  3     Учитель:  Много книг написано о преобразованиях, которые проводились в России в первой 1. 2. 3. четверти XVIII века. Они связаны с именем царя Петра1  Историки и писатели по­разному, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Слайд     4       Так,   еще   в   XVIII   веке   великий   русский   ученый   М.В.   Ломоносов   славил   Петра,   восторгался   его деятельностью.  Слайд  5     В XIX веке историк Н.М. Карамзин, обвинял Петра I в измене «истинно русским» началам жизни, его же реформы назвал «блестящей ошибкой».  Слайд  6 А.С. Пушкин характеризовал императора иначе: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник». Спор продолжался и продолжается в наши дни. Слайд    7 Наша   задача   на   уроке   –   проанализировать   и   решить   чего  же  было   больше   в   реформах   ПетраI: позитивного или негативного.   Историческая справка   Слайд   8         Император Петр I, он же Петр Великий. Родился в 1672 году. Отец­ царь Алексей   Михайлович,   мать   ­   Нарышкина   Наталья   Кирилловна.   На   русский   престол   вступил   в   1682   году.   Петр Алексеевич  отличился необычайной физической силой,  руками ломал подковы, сгибал серебряные монеты, тарелки. В обращении с другими людьми прост, но суров, порой до жестокости. В повседневной жизни был неприхотлив, не любил роскоши. Азартно участвовал в пирах, маскарадах и других увеселениях по случаю побед. Увлекался морским делом,   любил   токарное   дело.   Был   отважен,   но   осторожен   и   предусмотрителен   в   нужный   и   решающий   момент. Проявил себя выдающимся дипломатом. Поразительна его тяга к знаниям и обучению других. Владел 14 ремеслами.  Слайд  9     Но, несмотря на это, Петр I уличен во множестве грехов:   в жестоком обращении с подданными, в насаждении западной культуры,  в игнорировании интересов русского народа,  Если   доказательства   этим   обвинениям?    Давайте   рассмотрим   проблему   с   4   сторон:     культурной, экономической, социальной  и политической Слайд  10 I аспект – политический 1. Существует   утверждение   ,   что   в     результате   административного,   государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру 2. государственного управления. ЗАЩИТНИКИ :     На смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату.  Вместо Боярской   Думы,     Сенат,   обладающий   законодательной, административной   и   судебной   властью.     Боярская   Дума   была   многочисленной,   практически   не   созывалась   и   не   играющей   существенной   роли   был   создан   считается историками малоэффективным учреждением. УЧИТЕЛЬ:  Дискуссионным остаётся вопрос реформирования церкви.Внимание на экран    С   созданием   Синода   была   ликвидирована   относительная   независимость   церкви   и, Слайд11    Андриан   следовательно, возможность критики ею государственной власти, что усилило деспотизм русских царей.  ЗАЩИТНИКИ  :       Именно  церковь  выступала  против  полезных  для России контактов  с Западной   Европой,  с ненавистью  смотрела  на иноземных специалистов и подвергала гонениям старообрядцев. Петр   всегда   поддерживал   неконсервативных,   свободомыслящих   церковнослужителей   например   Феофана Прокоповича, который ратовал за светское просвещение, за определенную веротерпимость. Он был противником раскола, но считал, что староверов надо переубеждать, организовывая публичные диспуты. УЧИТЕЛЬ: Какую цель преследовал царь, проводя церковную реформу? ОБВИНЕНИЕ:   И опять всей полнотой власти в государстве обладал царь, ни о какой демократизации не шло и речи, а только укрепление абсолютизма. ЗАЩИТНИКИ :   И тем не менее в результате гос. реформ произошла модернизация гос. власти .   Слайд12 Учитель:  Историки утверждают, что  Пётр создал большой бюрократический аппарат, какова его роль? Слайд   13  ЗАЩИТНИКИ  :        Бюрократический   аппарат    становился   второй,   наряду   с   дворянством,   опорой петровского самодержавия. А в результате царь получал значительную свободу действий, благодаря которой он мог проводить собственную волю во время реформ. А бюрократический аппарат являлся исполнителем царской воли. Слайд14  Учитель:   Идеалом государственного устройства для Петра I было “регулярное государство”, модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскую державу. Слайд15                                            II аспект – экономический   У России в конце XVI века не было   предпосылок для новшеств,     поэтому на плечи Петра легло тяжёлое бремя реформ. ОБВИНИТЕЛИ:       Разве в России в конце XVI века не было  предпосылок для новшеств, которые продолжил Петр I.  Развивались ремесло и мелкотоварное производство. Была специализация производства отдельных видов товаров: мыла,   железа,   кожи,   соли.   Начал   формироваться   всероссийский   рынок.   Большое   значение   имело   появление мануфактур.   Организуются   полки   нового  строя,   при   Алексее   Михайловиче   осуществляются   попытки   соорудить военно­морские корабли. Государство развивается в сторону абсолютизма: падает роль Боярской думы, отмирают местничество, кормление. СЛАЙД16 В защиту Петра1,  говорит известный заводчик Демидов «Сам я тульский. Мой отец,  дед всю жизнь провели в кузнице. Сам я с детских  лет познал тяжелый труд кузнеца.   Так  бы  моя   жизнь   и  закончилась  в  кузнице,   если   бы  не   покровительство   батюшки  нашего,  Петра Алексеевича, который разрешил мне осваивать месторождения железных руд на «Каменном поясе», строить по берегом рек   металлургические мануфактуры.  Вот вы тут обвиняете Петра в жестокости, так ведь то голытьба, она бунтовала всегда, вон и при батюшке Петра 1 Алексее Михайловиче бунт подняли вместе с вором Стенькой Разиным.» ОБВИНЕНИЕ:   Да, но он использовал подневольный труд, труд крепостных.     Приписывал казенных крестьян к заводам. Разрешал также предпринимателям покупать к своим заводам крепостных крестьян, чтобы использовать их на заводских работах. Царь мог бы ЗАИМСТВОВАТЬ у Европы гражданские свободы ЗАЩИТНИКИ  :     В  России  уже существовало  крепостное   право,  его ввел  не  Пётр..  Его  оформило  Соборное Уложение 1649 года.  Нельзя забывать, что царь действовал во благо государства, для его процветания, развития и укрепления. Петр обратился не к  западной цивилизации в целом, а к ее технологическим плодам, чтобы, взяв их, их же  обернуть   против   Запада .  У  Петра   не  было   выбора..   А   иначе   не   стала   бы  Россия   великой   военно­морской державой! ЗАЩИТНИКИ  :       Петр Великий   превратил Россию в великую военно­морскую державу. Он создал регулярную русскую   армию   и   флот.   Петр   хотел,   чтобы   солдаты   и   офицеры   его   армии   были   дисциплинированными   и инициативными. Ставил цель воспитывать в нем послушного подданного, честного и доброго человека. Император заботился о соответствующем образовании офицеров и солдат. Результаты его деятельности на лицо­ это победы Орешек, Полтава, Гангут, Гренгам СЛАЙД17       Учитель: Обобщая ответы, хочу заметить, что  за первую четверть XVIII века было построено до 200 мануфактур в разных отраслях промышленности. Большие металлургические заводы возникли на Урале, в Карелии, Липецке, Туле и других городах. Страна обходилась железом собственного производства и даже стала продавать его за границу. Царь поощрял  бесплатный принудительный труд на мануфактурах приписных   и   посессионных   крестьянах.  Главной   особенностью   развития   мануфактур   было   выполнение государственных,   прежде   всего   военных,   заказов,   что   избавляло   их   от   конкуренции   и   лишало   свободной экономической инициативы. Не смотря на то,  что заводчик Демидов выступает в защиту Петра, я напомню ему о том, что промышленность в России тоже насаждалась,  правительство заставляло частных лиц заводить заводы. Но и  в  то  же  время, Пётр  защищал отечественного  производителя,   поэтому  проводил  политику протекционизма, меркантилизма.  За 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз.  Итак мы плавно переходим к 3 блок­ социальному СЛАЙД 18                                               III аспект – социальный Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему социальному кризису ОБВИНЕНИЕ:  Политика царя в социальной сфере в большей степени была губительна для крестьянства. Налоговое бремя душило их.  Во­   первых,   Пётр   разрешил   покупать   крестьян   и   целые   деревни   к   заводам,   следовательно,   их   приписывали   к определённому месту жительства без их воли и согласия.  Во­ вторых, была проведена перепись населения, следствием которой стала подушная подать.  В­   третьих,   рекрутчина,   тоже   не   благоприятно   повлияла   на   крестьянство,   т.к.   они   обязаны   служить   и   нести постойную подать. Чтобы контролировать  поступление  налогов,  в стране  был установлен  жесткий полицейский  контроль.  Человек, платящий тягло, оказывался, чуть ли не навечно прикрепленным к своему месту жительства и без особого разрешения не имел даже права перемещения.  ОБВИНЕНИЕ:   Доказательством угнетения крестьян является   Астраханское восстание, восстание К. Булавина, башкирские восстания. УЧИТЕЛЬ: Действительно, многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы   населения.   Прикрепление   каждого   россиянина   к   месту   жительства   и   месту   службы   сократили пространство свободы.  Россия находится в таких природно­климатических условиях, которые не позволяют получать   свободный   прибавочный   продукт   для   решения   значительных   государственных   задач,   для обеспечения   безопасности   внутри   страны,   для   обороны   огромных   границ.   Поэтому   в   свое   время   вполне закономерно возникла система принудительного изъятия прибавочного продукта у основного производителя материальных благ — у крестьянства. Эта система и была крепостным правом. Других систем обеспечения материального существования государства не существовало. Поэтому, естественно, что Петр использовал те возможности,   которые   были   у   него   в   распоряжении,   а   именно   —   усиление   крепостной   зависимости крестьянства. Учитель: Но ведь политика Петра коснулась не только крестьянства, служить верой и правдой должны были дворяне.  СЛАЙД 19  Поэтому у меня вопрос, назовите меры, которые затронули интересы дворянства. ОТВЕТЫ: 1. 2. Борьба с уклонением от службы дворян Табель о рангах ( суть документа. По «Табели о рангах» продвижение по службе осуществлялось за личные заслуги, а не по знатности., справедлив ли он, мог ли крестьянин подняться по служебной лестнице) Указ о единонаследии 3. Что могут сказать обвинители о проводимой политике  Петра 1? ОБВИНЕНИЕ:         Мне кажется, что вся политика Петра – это политика установления тоталитаризма,     которая основана на силе и подчинении, полностью уничтожения всех прав человека. ЗАЩИТНИКИ :   Петра обвиняют в жестоком обращении со своими подданными. В эпоху  17­18  веков,   то      Петр   продукт   своего   времени.   На   всем   протяжении  этого   периода   не   было  ни  одного милосердного монарха. Проводя преобразования, Петр заботился не о себе, а о государстве. Он смотрел в будущее, хотел , чтобы народ  более просвещённым, УЧИТЕЛЬ:   Единственным образованным сословием в то время было только дворянство, более того, именно дворянство составляло единственную опору государственной, в том числе и царской власти, основу армии. Но, он старался сделать доступ в дворянское сословие более открытым и законным. Почему и была принята Табель о рангах, которая определяла систему прохождения государственной службы: если выходец из низших сословий доставлял своей службой пользу государству, он мог повышаться в чинах и достигнуть сначала личного, а потом и потомственного дворянства.  Слайд  20                                     IV аспект – культурный 1. Стремление   Петра   I   превратить   в   одночасье   россиян   в   европейцев   проводилось насильственными методами.  Есть ли место быть данному утверждению? ОБВИНЕНЮ  : 1…В 1698 году после прибытия из­за границы царь в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно   лишил   бороды   нескольких   бояр   знатных   родов.   Бояре   были   шокированы   выходкой   царя.   Новшество не принимали. Были и такие, кто, расставшись с бородой, кончал жизнь самоубийством. По всей России роптали, ведь считалось, что бритье бороды – грех. В действиях Петра бояре усматривали покушение на сами устои   русской упорствовали бритье   в   бород.   жизни     и   В связи с этим 5 сентября 1698 года Пётр I установил налог на бороды и штраф . Для контроля был введен и специальный металлический жетон – бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. Налог   за   ношение   бороды   взимался   в     зависимости   от   сословной   принадлежности   С царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (огромные по тому времени деньги); с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно.Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». ФАКТ  2    Кроме   того   царь   заставил   носить  платье   немецкое   и   французское.   Сторонников   русской   старины жестоко наказывали. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга. ЗАЩИТНИКИ :     Пётр вступил на путь модернизации, начать легче всего было  со сферы культуры и быта. Русское общество (дворянство, горожане, армия) изменило внешний облик, переоделось в европейское платье, стала жить в домах европейского типа, познакомилась европейской кухней, досуг изменился, появились Ассамблей. Все это в совокупности меняло уклад жизни, а следовательно, и мышление людей, их менталитет, систему ценностей.  Возьмём   реформу   «Брадобрития»,   она   привела   к   элементарному   соблюдению   гигиены,   отказ   от   предрассудков значимости и роль бороды. В 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». ­ Давайте познакомимся с   мнением  иностранца о русской моде. Слайд 21Хорват Юрий Крижанич: «Русаки носят тесную и длинную ­ до пят, до каблуков ­ верхнюю одежду и имеют вид будто мешками обшитых». На этой одежде не было карманов, «всякие добрые вещи» закладывали за голенища сапог. Особенно неудобными были рукава. Длинные и узкие, они, по выражению Крижанича, «тако стаскают руки», что человек с трудом мог себя умыть и одеть. Полы платья до пят мешали «ногам течь» (ходить), а всадник в таком одеянии казался на лошади «пнем», привязанным к седлу. Вот почему Петр Великий ратует за короткое и удобное платье, не мешавшее работе, движениям. Учитель:   «По одежке встречают, по уму провожают» ­ гласит русская поговорка. ­ Чего хотел добиться царь, вводя эти новшества? Одной   из   важнейших   задач,   поставленных   царем,   было   воспитание   культурно   ­   образованных   людей, необходимых для построения нового государства. Но как оказывается всем в одночасье трудно угодить.  В связи с этим поступила жалоба от дворянина Репнина Слайд22  «Мои родители люди богатые и знатные. Жили мы спокойно и размеренно в своем имении. Да настало время  Петра.  Пришлось   мне   облачиться  в  офицерский   мундир  и  нести   службу  в  казарме.  Но  это  только половина беды. Вышел указ ­ обязан недоросль учиться. А кто не хочет учиться, нельзя было жениться!».  ­ Что вы можете сказать по поводу этой жалобы? ОБВИНЕНИЕ:      Царь,   начал   строить   систему   образования   с   вершины   –   со   специального   профессионального образования,   в   то   время   как   в   России   не   было   еще   системы   начального   образования. С   учениками   в   учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст: «а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был». ЗАЩИТНИКИ:     Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук.  С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости» Медицинская академия Школы математицких и навигацких наук,  развивалась архитектура, искусство итд Слайд 23    Свидетельские показания А.Яковлевой   Русская женщина до Петра жила нормам «Домостроя»! Т.е, полная власть мужчины в семье, имущественное и юридическое бесправие, многочисленные ограничения. С реформами императора женщина, наконец, вышла из терема. Вместе с мужчинами мы стали появляться на празднествах, ассамблеях, могли сопровождать мужей за границу. На смену устаревшим шушунам, телогреям пришли наряды по французской моде. Кроме того, император внес изменения и в старинный обычай заключения брака. Ведь раньше, до Петра, жених видел невесту впервые только за свадебным столом ­ их судьбу решали родители.   Теперь  наступили   новые   времена   ­   молодежь   встречалась   на  вечеринках,   ассамблеях,   а  невеста, которой не понравился жених, могла расторгнуть договор. За это мы благодарны нашему благодетелю, Петру Алексеевичу Учитель: Т.е. мы можем сделать вывод, о том, что реформы Петра сломали патриархальные устои, и дали женщинам право на самовыражение. Самодеятельность. Вернёмся к утверждению и заданному вопросу Слайд   насильственными методами.   Есть ли место быть данному утверждению?   24    Стремление   Петра   I   превратить   в   одночасье   россиян   в   европейцев   проводилось УЧИТЕЛЬ:  Мне бы  хотелось  услышать точку зрения защитников ЗАЩИТНИКИ:   Петр I спас русский народ от невежества, предрассудков, глупости, в котором до него пребывал. Петровская  идея. Идея  сильного государства, в укреплении которого, пусть и ценой жертв, виделся единственный путь  ко   «всеобщему   благу»  и   «всенародной   пользе».   Не   забывайте,   что  Россия   была  отсталой   страной,   и  была вероятность превращение её во второстепенную страну. Пётр этого не допустил ­ ВЫ, обвинители согласны с данным выводом? ОБВИНИТЕЛИ: Есть место такому утверждению, оно ненадуманное, а основывается на реальных фактах Слайд 25( аб)  УЧИТЕЛЬ:   Обобщая ответы, хотелось обратить ваше внимание на то, что  все  усилия Петра 1были направлены на  – разрушение старого, религиозного, уклада жизни и утверждение светской культуры. Таков был век ... Новое пробивало себе дорогу так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое. Петр I действовал в соответствии с суровыми феодальными порядками, жестокими, не знающими пощады. Слайд 26    Кто же Пётр 1 –«тиран» или Великий реформатор?  Слайд 27            Учитель:   «Полтаве» Александр Сергеевич говорит, что Петр «Россию поднял на дыбы», называет его «мощным властелином судьбы». Филолог И. А. Успенский: «…Петр I прорубил окно в Европу не для того, чтобы посмотреть на Европу, а для того, чтобы из Европы посмотреть на Россию».  В. Татищев. «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи,   человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»   Вопросы для беседы и ожидаемые ответы: Август Стриндберг (шведский писатель, драматург 19 века) «Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу — его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась. Слайд 28                            Какова цена петровских реформ?  (Петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый млн.).   Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяния?Народ не слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра I, так как преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом монархе многие 14­17 из       не   без   оснований   видели   виновника   своих   бед.   Нередко   дело   доходило   и   до   открытой   борьбы   против   царя­ реформатора. Чему петровской история эпохи? учит         Вывод:   Правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом, однако надо думать об интересах всего общества, лиц. ­ «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Как бы вы ответили на этот вопрос сегодня?  какой­то группы не а           Вывод: ответить на этот вопрос невозможно, история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней. СЛОВО ЭКСПЕРТАМ ( предполагаемые ответы) ПОЗИТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1. Реформы на два столетия определили дальнейшее развитие России. 2. Реформы ускорили модернизацию российского общества, сократили отставание России от Запада, превратили Россию в европейское государство. 3. Реформы увеличили экономическую мощь России. 4. Реформы повысили обороноспособность России. 5. Реформы укрепили государственность. 6. Реформы ускорили развитие культуры. 7. Реформы превратили Россию в морскую державу, придали России статус империи и великой европейской державы. НЕГАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ( предполагаемые ответы) 1. Реформы привели к культурному расколу общества (европеизированная культура знати и традиционная культура народа). 2. Реформы привели к огосударствлению всех сторон жизни общества, бесправию личности перед государством, противостоянию государства и общества. 3. Реформы ликвидировали элементы капитализма и укрепили феодально­крепостнические отношения. 4. Реформы прервали естественное эволюционное развитие российского общества на основе национальных ценностей и привели к насильственному насаждению западных ценностей  5. Реформы сопровождались падением жизненного уровня населения и демографическими потерями. 6. Реформы привели к росту социальной напряжённости в обществе и массовым народным выступлениям. Слайд 29     ВЫВОД :   В свое время Петр I сделал очень много для своей страны. И не его вина, что не все шло гладко: он не получил даже более или менее приличного образования. Только личный энтузиазм, упорство и воля позволили совершить такой качественный скачок вперед. Точки зрения на этот вопрос разные, однако, я считаю, что, несмотря на ущемление прав человека, и интересов личности, Петр I вывел страну на новый путь и за это ему можно только сказать спасибо.  Я хочу задать вопрос и защитникам и обвинителям. Что бы было со страной, если бы не было Петра?  Ответ очевиден: положение страны ухудшилось бы настолько (причем во всех сферах, а не только в социальной, как после реформ Петра), что страна впала бы в анархию и была бы оккупирована одной из соседних стран.  Еще один вопрос – правильна ли была ориентация на запад – был решен чисто по­русски: зачем выдумывать что­то новое, когда можно взять пример соседа? Тем более, что времени на раздумья не оставалось, да и вероятность, что неграмотный Петр мог придумать что­то уж такое особенно самобытное, была неуклонно близка к нулю. Смекалка и талант императора, не получившего даже “начального” образования, вызывают  уважение и по сей день. Мне кажется, что   Петр   не   был   сам   западником   –   он   просто   “воспользовался   на   некотором   этапе”   достижениями   западной цивилизации, чтобы позже, в более благоприятной обстановке, страна уже пошла своим путем. Опять же, некоторые утверждают, что можно было перенимать западные обычаи частично, но откуда знаешь, что в чужой культуре важно, а что – нет? Особенно, когда от этого зависит судьба страны!  III.   Заключение.   Учитель: Что ж, я рада, что вы серьезно и с пониманием подошли к данной проблеме. Если среди вас есть те, кто не согласен с выводом, то могу вам сказать, что это ваше право. Я принимаю и уважаю любое ваше мнение и решение. Важно, что вы не остались в стороне, что вы думали, анализировали и приняли соответствующее  решение. Ведь на самом деле, в этом сложном вопросе и не может быть однозначного ответа. Каждый видит и воспринимает эпоху Петра Великого по­своему.  IV.   Домашнее задание.  Подготовится к тестовой работе Список использованной литературы 1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. ­ М., 1992, т.3 2. Мавродин В. Петр I. ­ М.,1948г. 3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. ­ М., 1990 г. 4. Павленко Н.И. Петр I. ЖЗЛ. ­ М., 1998 г.     5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. ­ М., 1993 г., книга 7,8,9 6. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. ­ М., 2009 г.

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"

Конспект урока по истории " Суд современности над Петром Великим"
скачать по прямой ссылке
сегодня на курсы переподготовки
для учителей