Тип урока "Ахейская Греция" - комбинированный, его цель - дать характеристику ахейской цивилизации. В ходе урока обучающиеся познакомятся с особенностями дворцовых государств - Микенами, Тиринфом и Пилосом. Работая с текстом учебника обучающиеся систематизируют полученные знания об особенностях общественного устройства, власти, достижениях культуры в таблице.Конспект урока "Ахейская Греция" разработан по учебнику "История. Древний мир". Уколова В.И.
Тема1. Древнейшая Греция. Урок 4. Ахейская Греция.
Конспект урока:
Цель: дать характеристику ахейской цивилизации.
Задачи: сформировать представления о характерных чертах ахейской (микенской) цивилизации,
сопоставить ее с цивилизацией Крита; познакомить обучающихся с известными сооружениями
ахейских городов, историей их открытия учеными; рассмотреть мифологические и научные
сведения о Троянской войне; описать дорийское нашествие и наступление темных веков в истории
Греции.
Предметные результаты: Характеризовать основные черты социальноэкономического и
политического устройства ахейских городов на основе различных источников (учебного текста,
исторических документов, мифов, иллюстраций и карты). Устанавливать длительность периода
существования ахейской (микенской) цивилизации. Проводить исследование: сопоставлять
описание известных сооружений ахейских городов, историю их открытии археологами.
Анализировать мифологические и научные сведения о Троянской войне. Характеризовать
последствия дорийского нашествия и наступления темных веков как нового периода в истории
Греции.
Метапредметные результаты: Познавательные: воспринимать, перерабатывать и представлять
информацию в словесной, письменной и образной формах.
Регулятивные:
умение осуществлять действия по заданному правилу; умение контролировать свою деятельность
по результату выполнения задания. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству со
сверстниками;
Личностные результаты: Быть способным к самоидентификации с культурной общностью;
проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Основные термины и понятия: ахейцы. Троянская война, дорийское нашествие, темные века.
План изучения:
1. Складывание ахейской цивилизации в Микенах.
2. Древние государства ахейской цивилизации: Тиринф, Пилос.
3. Мифологические и научные сведения о Троянской войне
4. Нашествие дорийских племен, гибель ахейской цивилизации.
Ресурсы урока: учебник, § 29, с.7879; электронное приложение к учебнику.
Ход урока:
Актуализация изученного:
1. Как называлось и где располагалось самое первое государство греческого
Средиземноморья?
2. Какой миф связан с историей минойской цивилизации? Что мы узнали о реальной истории
государства Миноса?
3. Охарактеризуйте достижения минойской цивилизации.
Открытие нового знания:
Слайд 1. Тема урока: Ахейская Греция. (учащиеся записывают тему в тетрадь). Вопрос учащимся:
Предположите, откуда произошло название ахейская Греция? (от названия одного из греческих
племен).
Слайд 2. Определение целей урока: На прошлом уроке мы изучали не просто первые государства
Крита, мы говорили о минойской цивилизации. Вспомните, что такое цивилизация?(мы впервые
столкнулись с этим понятием при изучении Древнего Востока). Выслушивает ответы учащихся,
подводит итоги.
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ№1 г.Вилючинск.Тема1. Древнейшая Греция. Урок 4. Ахейская Греция.
Цивилизация это более высокая ступень развития человеческого общества по сравнению с
первобытностью, для которой характерны появление
первых государств, развитие городов,
появление письменности, новых форм религиозной и культурной жизни.
В 16 в. до н.э. начинается расцвет ахейской цивилизации. Предположите, какова цель нашего
урока?
Слайд 3. Цель урока: дать характеристику ахейской цивилизации.
Слайд 4. План урока:
1. «Златообильные Микены».
2. Древние государства ахейской цивилизации: Тиринф, Пилос.
3. Мифологические и научные сведения о Троянской войне
4. Нашествие дорийских племен, гибель ахейской цивилизации.
Слайд 5. «Златообильные Микены» . Задание для учащихся: внимательно послушайте мой рассказ и
постарайтесь объяснить название Микен, данное греческим поэтом Гомером.
Как и на Крите, в Греции сначала жило негреческое население. Не известно, на каком языке
говорили эти люди. В конце 3 тысячелетия до н. э. с севера сюда вторгаются грекиахейцы.
Ахейцы стояли на более низком уровне развития, чем завоеванное ими население Греции. Но
прошло время, и ахейцы тоже научились делать орудия труда и оружие из бронзы. С 16 века до н. э.
в Греции начинается подъем хозяйства и культуры. Самым сильным государством были Микены,
по имени которого ахейскую цивилизацию называют также микенской.
Показ на карте Микен. Определите местоположение Микен. ( северовосток Пелопонеса).
Слайд 6. На высоком холме находился дворец, окруженный мощными стенами с воротами. Греки
считали, что дворец построили циклопы – одноглазые великаны – людоеды.
Слайд 7. Археологи раскопали также захоронения, в которых обнаружили сказочное богатство.
Греки того времени, как и жители стран Древнего Востока, верили, что после смерти люди
продолжают жить в другом мире. Поэтому богатые и знатные люди заботились, чтобы их умершие
родственники были хорошо обеспечены. В могилах микенских царей лежало множество вещей из
золота, серебра, слоновой кости: украшения, посуда, оружие. Но самыми удивительными
находками оказались золотые маски. Они покрывали лица умерших и являлись, вероятно, их
портретами. Мы можем представить, как выглядели эти цари.
Слайд 8. Другими дворцовыми государствами были Тиринф и Пилос, кажное из них имело свои
особенности, но в целом отражали порядок жизни такой же как в Микенах.
Слайд 9. Задание: прочитайте § 29, пункты «Другие ахейские государства» и « «Воины и войско»,
стр. 7879. Заполните таблицу «Особенности государственной жизни и организации власти».
Особенности государственной
жизни
Достижения культуры
Власть
Слайд 10. Проверка задания.
Особенности государственной
жизни
Власть
Достижения культуры
государства – дворцы
царская власть:
крестьяне отдавали
знати большую часть
урожая
распоряжался землей и
продовольствием
назначал чиновников
строительство
укреплений
письменность
глиняные таблички –
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ№1 г.Вилючинск.Тема1. Древнейшая Греция. Урок 4. Ахейская Греция.
в дворцовом хозяйстве
работали рабы
постоянные войны
знать: воины, жрецы,
материал для письма
знать
вера в загробную жизнь
Почему Тиринф называли «твердокаменным или крепкостенным»?
Слайд 11. Мифологические и научные сведения о Троянской войне.
Мы выяснили, что ахейские государства постоянно вели войны, одной из крупнейших была
Троянская война. Троя (второе название – Илион) древний город на северозападе Малой Азии, у
побережья Эгейского моря. Была известна благодаря древнегреческим эпосам. Её обнаружил в
1870 г. Г.Шлиман при раскопках холма Гиссарлык.
Союзное войско ахейских государств переправилось на п. Малая Азия и осадило город Троя.
Война длилась 10 лет, и завершилась победой ахейцев( греков 13 12 века до н.э.).
Слайд 12. Троянская война породила немало мифов. Например, мифологическое объяснение
причин Троянской войны дано в мифе о бегстве самой красивой женщины Греции – Прекрасной
Елены, жены царя Менелая, с сыном царя Трои Парисом. События войны и приключения её героев
во время возвращения домой описаны поэтом Гомером в «Илиаде» и «Одиссее».
Слайд 13. Нашествие дорийских племен, гибель ахейской цивилизации.
Задание: Прочитайте пункт параграфа «Дорийское завоевание» стр. 79. Какова судьба ахейской
цивилизации? Почему период после завоевания дорийцев называется темными веками?
Слайд 14. Домашнее задание: §29, вопросы стр.79.
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ№1 г.Вилючинск.