Конспект урока по истории России (6 класс): Древнейшие народы на территории России
Оценка 4.8

Конспект урока по истории России (6 класс): Древнейшие народы на территории России

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
6 кл
10.01.2017
Конспект урока по истории России (6 класс): Древнейшие народы на территории России
Данный урок - первый в изучении истории России в 6 классе. На нём происходит введение учащихся в курс истории России, ознакомление с появлением людей на территории современной России, началом распада первобытного общества, с греческими городами-государствами, тюркскими народами и их государствами на территории нашей страны.
Разработка урока по истории России 6 класс.docx

Разработка урока по истории России 6 класс

Урок 2. Древнейшие народы на территории России

Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о древнейших народах, которые жили на территории нашей страны с VI-IX вв.

Задачи:

1.                 сформировать у учащихся представление о появлении и расселении человека на территории России, о влиянии природных факторов на занятия и быт древних людей, о древних государствах Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

2.                 развивать умение работать с историческим источником, способствовать формированию собственной точки зрения;

3.                 способствовать формированию интереса к изучению материала о расселении человека на территории России, о появлении первых государств на территории нашей страны.

Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, рабочая тетрадь.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Моти-вацион-но-целевой

Проверка домашнего задания. Выполнение задания на соответствие исторических источников с соответствующими изображениями (слайд 1).

Проблемная ситуация: «Как вы думаете, как появились люди, и какие народы проживали на территории нашей страны?

Следовательно, о чем мы сегодня будем говорить?

Итак, тема сегодняшнего урока называется «Древнейшие народы на территории России» (слайд 2)».

Отвечают на вопросы по прочитанному материалу.

Выполнение задания на интерактивной доске.

 

 

 

 

 

- «О древнейших народах на территории России».

Ориен-тиро-вочный

 

«Для того чтобы достигнуть этой цели, что бы вы хотели узнать по данной теме?»

- «Откуда пришли древние люди, какие народы и на какой территории  проживали, чем они занимались, какие первые государства появились на территории нашей Родины».

Поиско-во-иссле-дователь-ский

 

Использование карты расселения народов (слайд 3). «Примерно 700 тыс. лет назад древние люди появились на Северном Кавказе и в районе реки Кубань. Как вы думаете почему? Вспомните курс Древней истории и скажите, пожалуйста, как жили древние люди? Чем они занимались?

Люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек (слайд 4). Как называлось это объединение? Почему они объединялись в такие группы?

Около 80 тыс. лет назад наступило похолодание. На смену теплолюбивым животным пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, лошади. В таких условиях, какое занятие стало главным (слайд 5)? Люди постепенно стали использовать огонь. Несмотря на суровые условия, они расселялись все дальше на север – на территорию нынешней Украины, в Северное и Нижнее Поволжье. На смену первобытному человеческому стаду родовая община (слайд 6). Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя.  Как вы думаете, чем отличается родовая община от первобытного человеческого стада?»

 

 

- «Здесь был мягкий и теплый климат, богатый растительный и животный мир; древние люди добывали и присваивали то, что давала природа. Они умели поддерживать огонь, но еще не научились добывать его».

- «Первобытное человеческое стадо».

- «Вместе легко добывать пропитание, защищаться от хищных животных, охранять огонь».

 

 

 

- «Облавная (загонная) охота».

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Родовая община – это объединение кровных родственников».

Практи-ческий

 

«12-14 тыс. лет назад в результате ледникового периода многие животные вымерли. Происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему. Как вы думаете почему? Как вы думаете, что такое производящее хозяйство? Какие занятия древних людей относятся к производящему типу хозяйства?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Люди так же научились обжигать глину и изготавливать керамическую посуду, прясть волокна, ткать, шить одежду из ткани (слайд 10). Использовали средства передвижения – лодки, сани, лыжи (слайд 11).

Большие перемены произошли, когда начали обрабатывать металлы. С помощью металлических орудий стало легче трудиться. Кто такие ремесленники? Каковы причины отделения ремесла от сельского хозяйства?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее учитель нажимает на вопрос, который исчезает, и производится проверка.

Изучение вопроса о греческих городах-государствах Северного Причерноморья. «Первые государства на территории нашей страны возникли на берегах Черного моря в VII-VI в. (слайд 13). Как вы думаете почему (слайд 14)?» Далее учитель нажимает на квадрат (это ссылка на слайд 13). «Этот район осваивали греческие мореплаватели. Здесь они основали города-государства: Ольвию, Херсонес. В V в. до н.э. греческие города, расположенные на берегах Керченского пролива, объединились в Боспорское государство, ставшее самым богатым государством в Северном Причерноморье». Учитель показывает на карте Боспорское государство, а затем, нажав на нее, переходит на слайд 15. Далее нажимает на зеленый квадрат.

«Ближайшими соседями греков были  скифы. Скифские племена разделялись на скотоводческие и земледельческие. На Северном Причерноморье появилось еще одно государство – Скифское царство». Нажимает на эту территорию и переходит на слайд 16. Далее учитель может использовать отрывок из записок Геродота о скифах (слайд 17-19), или же раздать ученикам в распечатанном виде (приложение 1). После прочтения текста ученики отвечают на вопрос: какие можно сделать выводы о веровании скифов? Далее нажимает на квадрат.

 

 

 

«Посмотрите на карту и дайте ответ на вопрос, почему государства на северном Причерноморье пришли в упадок?»

- Ледниковый период закончился, многие животные вымерли. Занимаясь охотой и собирательством, человек не мог прокормить себя, начинает искать новые источники существования».

Для этого учитель просит выйти ученика к ИД, и распределить занятия людей по типам производства (слайд 7). Далее другой ученик выполняет следующее задание (слайд 8). Он должен выбрать то изображение, которое не относится к земледелию. Другой ученик на слайде 9 выполняет следующее задание: он должен выбрать орудия труда, которые не использовали люди в этот период.

 

 

 

 

 

 

- ремесленники – это люди, производившие различные изделия, орудия труда.

- люди начали производить намного больше продуктов, т.е. появляются излишки. Излишки меняют на ремесленные изделия. Ремесленник не мог заниматься одновременно земледелием, следовательно, он занимался только ремеслом.

Далее ученики самостоятельно, используя текст учебника на стр. 9 отвечают на вопрос о причинах распада первобытно-общинного строя (слайд 12).

- Ученики сверяют свои ответы с ответами, которые даны на ИД.

 

 

 

 

 

 

- Высказывают предположения,

- Записывают в тетрадях о причинах колонизации греками Северного Причерноморья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Поклонялись нескольким богам, приносили им жертвоприношения. Обряды жертвоприношений разные. Гадают с помощью ивовых прутьев. Договор о дружбе совершают с помощью кровью и заклинания».

- «Начиная с III в. до н.э. причерноморские государства подверглись постоянным вторжениям кочевых племен: сарматов, гуннов, готов. Нашествие гуннов во второй половине IV в. привело к уничтожению греческих и скифских государств, располагавшихся на черноморском побережье.

Рефлек-сивно-оценоч-ный

 

«Таким образом, что мы сегодня узнали? Как появились люди на территории России? Чем занимались? Какие народы проживали и какие государства существовали на территории нашей страны в древности? Достигли  ли  мы целей, выявленных в начале урока? Каковы были недочеты, успехи в проделанной работе? Как бы вы оценили свою работу на уроке?»

 

- «Древние люди появились на территории Кубани, Причерноморья, так как климат был теплым. Из южных территорий, они заселили северные территории. Занимались они загонной охотой, затем с концом ледникового периода начинается переход к производящему типу хозяйствования. Появляются ремесленники, развивается гончарство, ткачество, происходит распад первобытно-общинного строя. На нашей территории появились первые государства: Боспорское и Скифское.

Домашнее задание: учитель нажимает на зеленый квадрат, открывается ссылка на слайд 20 – § 1 учебника, стр. 14 термины, вопросы, рабочая тетрадь – стр.4, задание 2, используя учебник на стр. 10-13.


 

Разработка урока по истории России 6 класс

Разработка урока по истории России 6 класс

Вспомните курс Древней истории и скажите, пожалуйста, как жили древние люди?

Вспомните курс Древней истории и скажите, пожалуйста, как жили древние люди?

Кто такие ремесленники? Каковы причины отделения ремесла от сельского хозяйства?»

Кто такие ремесленники? Каковы причины отделения ремесла от сельского хозяйства?»

Практи-ческий «12-14 тыс

Практи-ческий «12-14 тыс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017