Разработка урока по истории России 6 класс
Урок 8: Культура Древней Руси
Цель урока: познакомить с культурой древней Руси.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся представления о самобытном характере древнерусской культуры, которая соединяет в себе восточнославянские, византийские признаки.
2. Развивать умение работать с текстом, выделяя главное, систематизировать материал при выполнении творческого задания.
3. Способствовать развитию уважения к культуре своего народа, желание познакомиться с ней.
Оборудование урока: учебник § 7, компьютер, интерактивная доска, видеоматериалы.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотива-ционно-целевой |
На прошлом уроке мы изучали тему «Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром». Для закрепления этой темы выполним следующие задания (слайд 1-5) (на листочках). После производится проверка: Проверка домашнего задания – факторы, влияющие на формирование народности (устно). Люди Древней Руси не только занимались земледелием, торговали, воевали, но и строили храмы, накапливали знания, т.е. создавали культурные ценности. А что такое культура?
Какую тему мы сегодня будем изучать? В ходе урока, мы должны ответить на следующий проблемный вопрос – Какие идеи несут в себе памятники культуры? |
Общность территории, культуры, единый язык, вера.
- Достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – наука, искусство, просвещение. Материальная культура – орудия труда, жилища, одежда. - Культура Древней Руси (слайд 6) |
Ориенти-ровочный |
Исходя из темы, сформулируйте задачи сегодняшнего занятия.
|
- Изучение духовной и материальной культуры Древней Руси. Для этого мы рассмотрим устное народное творчество, письменность, литературу, зодчество, изобразительное искусство, художественное ремесло этого периода (слайд 7) |
Поисково-исследо-вательский |
Культура Древней Руси включает в себя как древнерусскую, так и византийскую культуру. Докажите это, выполнив задание (слайд 8). После выполнения задания проверка (слайд 9). Влияние оказали и другие соседи - хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры. Далее учитель нажимает на ссылку, переходит к слайд 7. Для знакомства с устным народным творчеством, кликнуть по объекту. Что такое устное народное творчество?
Кого из былинных героев вы знаете? Далее учитель предлагает посмотреть видеофрагмент (нажать на картинку) и ответить на вопрос, какова основная идея русских былин? (слайд 10) Далее нажать на ссылку «Письменность и грамотность» (переход на слайд 11). (То же выполнить и с другими объектами). Сообщение учащегося по теме «Письменность и грамотность» (3 мин) |
- Выполняют задание.
- это поэтические сказания о прошлом, в которых прославляется подвиги русских богатырей (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины). - Илья Муромец, Алеша Попович и т.д. - Защита, освобождение русской земли.
- Ученики слушают, задают вопросы. |
Практи-ческий |
Литература. Обучающиеся должны заполнить таблицу на слайд 12. Учитель проверяет выполнение задания. Зодчество – слайд 13. Что такое зодчество? Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества. После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами (слайд 14). На Руси строятся крестово-купольные храмы. Большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый. Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры (слайд 15). Внутри собора стены были украшены фресками (слайд 16). А центральный купол переливался разноцветной мозаикой. Кроме этого в соборах имеются иконы. Что такое фреска, икона, мозаика? Нажав на «это…» появляется ответ. Что еще могли изображать на фресках и мозаиках помимо церковных сюжетов? Далее ученики читают пункт «Художественное ремесло» и отвечают на вопросы: Какие виды ремесла были распространены в Древней Руси?
Что изготавливали?
Что такое зернь, скань, эмаль?
Таким образом, Древняя Русь отличалась высоким уровнем для своего времени уровнем развития культуры. Русь творчески перерабатывала культурные достижения Византии и других соседних государств. Древнерусская культура стала большой частью мировой культуры. |
- Выполняют задание.
- Искусство строительства и украшения зданий, сооружений. - Из дерева
-Многоярусность строений, наличие разнообразных пристроек, увенчание построек теремами и башенками, художественная резьба по дереву.
- Для новгородской архитектуры характерно скупость украшений, строгость и величественность форм.
- Высказывают мнения, записывают в тетрадях. - Танцы, охота на медведя – сцены из повседневной жизни.
- Резное и плавильное искусство, строительство зданий, храмов, ткачество, железоделательное ремесло, кузнечное дело, оружейное дело, ювелирная работа. Были и каменотесы и резчики. - Кольчуги, мечи, навесные замки с ключами, серебряную и золотую посуду, украшения. Зернь – узор, который напаивался и состоял из множества мельчайших шариков- зернышек. Скань – рисунок, которую напаивали тонкой золотой или серебряной проволокой. Скань - тонкий слой стеклянного сплава более или менее легкоплавкого, различных цветов. |
Рефлек-сивно-оценоч-ный |
О каких сферах культуры мы сегодня говорили?
Чье влияние переживала древнерусская культура? Как звали летописца, автора «Повести временных лет»? Что относится к жанру героического эпоса? Как называлась славянская азбука? Задание на слайде 17: найти изображения украшений, выполненных при помощи скани, зерни, эмали. Какие идеи несут в себе памятники культуры? Оцените вашу работу на уроке. |
- Устное народное творчество, письменность, литературу, зодчество, изобразительное искусство, художественное ремесло. - Древнерусское, византийское, влияние соседних народов. - Нестор.
-Былины.
- Кириллица
- Выполнение задания, проверка при помощи «лупы».
- любовь к Родине, самопожертвование, чувство долга. Оценивают проделанную работу. |
Домашняя работа: § 7 учебника, рабочая тетрадь стр. 43-46 (слайд 18). сообщение о жилище (2 ученика).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.