Разработка урока по истории России 6 класс
Урок 3: Восточные славяне
Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о восточных славянах;
Задачи:
1. сформировать представление о занятиях, управлении, религиозных верованиях славян;
2. развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения;
3. формировать у учащихся научное мировоззрение о жизни славян в IV-VIII вв.; формировать навыки и умения работать в коллективе.
Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Моти-вационно-целевой |
Урок начинается с проверки домашнего задания. «Какие народы проживали на территории России? Посмотрите на карту (слайд 1), какой великий народ заселят территорию нашей страны? Таким образом, тема сегодняшнего урока посвящена славянам, а точнее «Восточным славянам». Проблемный вопрос: «Продвижение восточных славян носило мирный характер. Как вы думаете почему?» |
- Отвечают на вопросы домашнего задания. - «Тюркские и финно-угорские народы».
- «Славяне». |
Ориен-тировоч-ный |
«Что бы вы хотели узнать в рамках данной темы?» |
- «Происхождение и расселение восточных славян. Занятия, быт и нравы, верования, управление славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами». |
Поисково- иссле-дователь- ский |
Слайд 2. «Большую часть Европы заселяли индоевропейские племена. Около 4 тыс. лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племен. Эти племена разделились на балтов и славян». Потом нажимает на «славяне» и переходит на следующую страницу. Показывает, где проживали славяне. «Славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную». Далее учитель нажимает на фигурку рядом с восточными славянами и переходит на следующую страницу. Что такое письменные источники? Представьте себя на месте историка, изучающего письменные свидетельства по истории наших восточных славян. Какой письменный источник у вас будет основным? |
- «Это всевозможные сочинения, литературные произведения изучаемой эпохи, надписи самого разного содержания». - «Повесть временных лет». |
Практи-ческий |
Прочитайте отрывок из «ПВЛ» (приложение 2), в котором рассказывается о расселении славян, и распределите на карте расселение славян (слайд 4) . Напишите в тетрадях путь из варяг в греки и покажите на карте». Далее учитель делит класс на группы. Каждой группе подготовлено на интерактивной доске материал по их вопросам. Учитель после выступления дополняет ответы учеников. Он раздает источники (приложение 3,4; учебник на стр. 22): 1 группа – о внешнем облике славян и их нравах (слайд 6), 2 группа – о жилище славян (слайд 7), 3 группа – о занятиях славян (слайд 8- 11), 4 группа – о верованиях славян (слайд 12-15), 5 группа – о воинском искусстве славян (слайд 16), 6 группа – об управлении (слайд 17). Далее учитель переходит к изучению вопроса о взаимоотношениях с соседними народами и государствами. «Как вы думаете, почему продвижение славян носило мирный характер?» |
- Выполняют задание. Проверка на слайде 5.
- Работают в группах, после обсуждения, используя интерактивную доску, рассказывают о славянах. - После выступления 4 группы ученики выполняют задание на соответствие имен богов, нечистой силы.
- Потому что свободных земель было достаточно. Восточные племена испытывали влияние проживающих по соседству со славянами племен и народов. |
Рефлек-сивно-оценоч-ный |
Далее учитель подводит к выводу (слайд 18). На слайде 19 производится рефлексия. Ученики должны выбрать цвет, который символизирует отметку (красный-«3», желтый-«4», зеленый-«5»), и переместить в соответствующий пустой квадрат. |
- Ученики делают выводы.
- Ученики оценивают работу на уроке. |
Домашнее задание: § 2 учебника и вопросы к нему. Выполнить задания в рабочей тетради § 2 (слайд 20).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.