Конспект урока по истории России "Северная война"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока это мысленное путешествие в эпоху Петра Великого, чтобы еще раз убедиться в его стремлении сделать Россию великой и процветающей страной. Этот урок посвящен войне, которая длилась 21 год и вошла в историю под именем Великой Северной. В ходе Северной войны 1700- 1721гг Петром -1 были проведены реформы: военная, управления(Сенат,Сенод, коллегии) итд. Петр-1 стал императором, Россия - Российской империей,прорубил окно в Европу.
Иконка файла материала Северная война 10кл.doc
20.12.2014г.                     Тема урока: Северная война . Первые реформы Петра ­1 учитель истории Петрова М.А. 10 класс Цель урока: охарактеризовать международную обстановку, сложившуюся в Европе к  началу 18 века; рассказать о начале Северной войны и формировании новой армии в  России; ознакомить учащихся с реформами , рекрутчина с созданием регулярной армии; способствовать формированию у учащихся национального самосознания. Задачи урока: Обучающая: Познакомить учащихся с внешней политикой  Петра –I. Развивающая: ­Развивать у учащихся навыки работы с картой.       Воспитывающая: ­Способствовать формированию у учащихся  уважения к историческому наследию  России, к личности Петра –I. Тип урока:  изучение нового материала Методы обучения: Объяснительно­иллюстративный, хронологический и  картографический.             Оборудование урока:   ­Карта «Россия в 18 веке. Северная война». Доска, мел. Презентация, таблицы для учащихся                                              Презентация : «Северная война» .    Основные даты: 1700­1721гг Северная война, 1703г Основание  Санкт­ Петербурга  Основные понятия: регулярная армия, рекруты               Ход урока.                                                                                     1. Организационный момент.                                                                           2. Проверка домашнего задания . Вопросы. Устный опрос. Вопросы:                                                                                        1.Назовите даты правление Петра 1;  ____1682­1725гг. 2.В каком году были Азовские походы? ________1695, 1696гг 3. В каком году был Стрелецкий бунт в Москве? ________1698г 4.С какой целью  и в каком году было совершено Великое посольство? найти союзников в борьбе с Крымским Ханом и Турецким султаном.1697­1698гг 1.   Детство Петра; 2.Азовские походы 1695­1696 (1696г Указ о создании флота в России)20.12.2014г.                     Тема урока: Северная война . Первые реформы Петра ­1 учитель истории Петрова М.А. 10 класс Цель урока: охарактеризовать международную обстановку, сложившуюся в Европе к  началу 18 века; рассказать о начале Северной войны и формировании новой армии в  России; ознакомить учащихся с реформами , рекрутчина с созданием регулярной армии; способствовать формированию у учащихся национального самосознания. Задачи урока: Обучающая: Познакомить учащихся с внешней политикой  Петра –I. Развивающая: ­Развивать у учащихся навыки работы с картой.       Воспитывающая: ­Способствовать формированию у учащихся  уважения к историческому наследию  России, к личности Петра –I. Тип урока:  изучение нового материала Методы обучения: Объяснительно­иллюстративный, хронологический и  картографический.             Оборудование урока:   ­Карта «Россия в 18 веке. Северная война». Доска, мел. Презентация, таблицы для учащихся                                              Презентация : «Северная война» .    Основные даты: 1700­1721гг Северная война, 1703г Основание  Санкт­ Петербурга  Основные понятия: регулярная армия, рекруты               Ход урока.                                                                                     1. Организационный момент.                                                                           2. Проверка домашнего задания . Вопросы. Устный опрос. Вопросы:                                                                                        1.Назовите даты правление Петра 1;  ____1682­1725гг. 2.В каком году были Азовские походы? ________1695, 1696гг 3. В каком году был Стрелецкий бунт в Москве? ________1698г 4.С какой целью  и в каком году было совершено Великое посольство? найти союзников в борьбе с Крымским Ханом и Турецким султаном.1697­1698гг 1.   Детство Петра; 2.Азовские походы 1695­1696 (1696г Указ о создании флота в России)­ Союзники по антитурецкой коалиции ( Австрия, Польша, Венеция) требуют от России  активных действий. ­ Цель­ уничтожить Крымского хана, овладеть Азовским и Чёрным морем    Весна – 1695 год­ две русские армии.       а) 1 русская армия­ командующий Ф.Лефорт­ двинулись к низовьям Днепра       б) 2 русская армия – командующий Б.Шереметьев­ двинулись на Азов.           ­ Азов хорошо укреплён с суши, но плохо с моря. Россия в этот момент не имела  флота и за зиму 1695­ 1696 года в г. Воронеже были построены 22­ галеры и более 1000  мелких судов. В апреле 1696 года корабли были спущены по Дону, блокировали крепость Азов с моря ( крепость сдалась).          ­ Строительство крепости Таганрог. 3.Великое посольство­1697­1698гг.  Цель­ найти союзников в борьбе с Крымским Ханом и Турецким султаном. Весной 1697 года в составе 250 человек Пётр – I, под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова в составе посольства отправляется в Европу. Путь лежал через:  Рига – Кёнигсберг – Голландия – Вена.   Союзников для борьбы с  Крымским Ханом и Турецким султаном в Европе он не  находит, но нашёл союзников для  борьбы  со Швецией, господствующей в это время на  Балтике.   4.  Стрелецкое восстание в Москве ­1698г      ­ Софья подстрижена в монахини под именем Сусанны и помещена в Новодевичий  монастырь до 1704 года.  ­ Стрелецкое войско расформировано  ­ Сила боярской оппозиции подорваны   3.Изучение нового материала.  План урока:    1.Северная война. 2.Начало преобразований. Военная реформа.                                             Перед классом ставятся задачи:                                                                  1.     Выделить периоды Северной войны.                                                     2.     Определить их хронологические рамки. 3.     В ходе урока заполнить таблицу «Северная война»   Хронологические рамки  периода войны. 1   Основные события 2   Значение событий для хода  войны 3     Северная война – 1700 – 1721 год.      ( работа с картой).   Работа по презентации           «Северная война».­ Союзники по антитурецкой коалиции ( Австрия, Польша, Венеция) требуют от России  активных действий. ­ Цель­ уничтожить Крымского хана, овладеть Азовским и Чёрным морем    Весна – 1695 год­ две русские армии.       а) 1 русская армия­ командующий Ф.Лефорт­ двинулись к низовьям Днепра       б) 2 русская армия – командующий Б.Шереметьев­ двинулись на Азов.           ­ Азов хорошо укреплён с суши, но плохо с моря. Россия в этот момент не имела  флота и за зиму 1695­ 1696 года в г. Воронеже были построены 22­ галеры и более 1000  мелких судов. В апреле 1696 года корабли были спущены по Дону, блокировали крепость Азов с моря ( крепость сдалась).          ­ Строительство крепости Таганрог. 3.Великое посольство­1697­1698гг.  Цель­ найти союзников в борьбе с Крымским Ханом и Турецким султаном. Весной 1697 года в составе 250 человек Пётр – I, под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова в составе посольства отправляется в Европу. Путь лежал через:  Рига – Кёнигсберг – Голландия – Вена.   Союзников для борьбы с  Крымским Ханом и Турецким султаном в Европе он не  находит, но нашёл союзников для  борьбы  со Швецией, господствующей в это время на  Балтике.   4.  Стрелецкое восстание в Москве ­1698г      ­ Софья подстрижена в монахини под именем Сусанны и помещена в Новодевичий  монастырь до 1704 года.  ­ Стрелецкое войско расформировано  ­ Сила боярской оппозиции подорваны   3.Изучение нового материала.  План урока:    1.Северная война. 2.Начало преобразований. Военная реформа.                                             Перед классом ставятся задачи:                                                                  1.     Выделить периоды Северной войны.                                                     2.     Определить их хронологические рамки. 3.     В ходе урока заполнить таблицу «Северная война»   Хронологические рамки  периода войны. 1   Основные события 2   Значение событий для хода  войны 3     Северная война – 1700 – 1721 год.      ( работа с картой).   Работа по презентации           «Северная война».­Образуется Северный союз ( Дания, Польша, Саксония, Россия) ­ В Швеции в это время правит Карл­XII ( его характеристика) ­Лучшая армия и флот в  Европе. ­ Цель Карла­XII – разбить союзников поодиночке. (Начинает с Дании). ­ Август – 1700 года – Осада Русскими крепости Нарва( её гарнизон – 3000 человек)­  Русские – 35 000 человек ( поражение под Нарвой ). ­ Армия Шведов начинает активные действия против Польши. ­ 1702 год – Русская армия овладела крепостью Шлиссельбург. ­ 16.05.1703 год – В устье Невы заложили крепость Петра и Павла­ ( дата        основания Петербурга).Закладывается крепость Кронштадт –( ставшая базой      Балтийского флота). ­ 1704 год взятие Русской армией крепости Нарва. Таким образом в руках Русской армии оказалось всё течение реки Невы, Карелия,  большая часть Прибалтики. ­ 1707 год – Карл XII подписывает мир с Польшей. Август­II ­ ( Правитель Польши и  Саксонии)  отказывается от Польши, оставляя Саксонию, разрывает отношения с  Россией. Польским королём становится – Станислав Лещинский. ­ Шведы двинулись на Москву, заняв города Минск, Могилёв. Шведская армия отходит  на Украину, дожидаясь корпуса Левингаупта, который был разбит 28.09.1708 год  у  деревни Лесной русским отрядом под командованием Петра­I. (Пётр­        эту    победу В апреле 1709 года Карл –XII осадил Полтаву.( 3 месяца длилась осада), Армия шведов  насчитывала 30 000 человек при 39 орудиях­ командующий фельдмаршал Реншильд.; в  русской армии было 42 тыс. человек и 102 орудия.Командовал русской армией  фельдмаршал Б.П. Шереметьев, а кавалерией командовал фельдмаршал А.Д.  Меньшиков. 27 июня 1709 г. произошла Полтавская битва, закончившаяся полной  победой русской армии. Докладчик:                             Прутский поход: ­ 1714 год – 30 000 русская армия под командованием Б.П.Шереметьева была окружена  на реке Прут­ 120 000 турецкой армией. На военном совете было решено просить турок о мире, а в случае провала переговоров прорываться из окружения, но  благодаря  действиям  Екатерины –I  при ведении переговоров с Турцией удалось  сохранить  русскую армию и завоевания в Прибалтике. Турции  были возвращены  крепость Азов и разрушенный Таганрог. ­ За это был введён орден святой Екатерины « За любовь к Отечеству »                                                 Успехи на море: ­ 1714 год битва у мыса Гангут. ­ 1720 гол битва у острова Гренгам.     «Матерь Полтавской баталии».   ( о ходе Полтавской битвы).    I     – назвал­Образуется Северный союз ( Дания, Польша, Саксония, Россия) ­ В Швеции в это время правит Карл­XII ( его характеристика) ­Лучшая армия и флот в  Европе. ­ Цель Карла­XII – разбить союзников поодиночке. (Начинает с Дании). ­ Август – 1700 года – Осада Русскими крепости Нарва( её гарнизон – 3000 человек)­  Русские – 35 000 человек ( поражение под Нарвой ). ­ Армия Шведов начинает активные действия против Польши. ­ 1702 год – Русская армия овладела крепостью Шлиссельбург. ­ 16.05.1703 год – В устье Невы заложили крепость Петра и Павла­ ( дата        основания Петербурга).Закладывается крепость Кронштадт –( ставшая базой      Балтийского флота). ­ 1704 год взятие Русской армией крепости Нарва. Таким образом в руках Русской армии оказалось всё течение реки Невы, Карелия,  большая часть Прибалтики. ­ 1707 год – Карл XII подписывает мир с Польшей. Август­II ­ ( Правитель Польши и  Саксонии)  отказывается от Польши, оставляя Саксонию, разрывает отношения с  Россией. Польским королём становится – Станислав Лещинский. ­ Шведы двинулись на Москву, заняв города Минск, Могилёв. Шведская армия отходит  на Украину, дожидаясь корпуса Левингаупта, который был разбит 28.09.1708 год  у  деревни Лесной русским отрядом под командованием Петра­I. (Пётр­        эту    победу В апреле 1709 года Карл –XII осадил Полтаву.( 3 месяца длилась осада), Армия шведов  насчитывала 30 000 человек при 39 орудиях­ командующий фельдмаршал Реншильд.; в  русской армии было 42 тыс. человек и 102 орудия.Командовал русской армией  фельдмаршал Б.П. Шереметьев, а кавалерией командовал фельдмаршал А.Д.  Меньшиков. 27 июня 1709 г. произошла Полтавская битва, закончившаяся полной  победой русской армии. Докладчик:                             Прутский поход: ­ 1714 год – 30 000 русская армия под командованием Б.П.Шереметьева была окружена  на реке Прут­ 120 000 турецкой армией. На военном совете было решено просить турок о мире, а в случае провала переговоров прорываться из окружения, но  благодаря  действиям  Екатерины –I  при ведении переговоров с Турцией удалось  сохранить  русскую армию и завоевания в Прибалтике. Турции  были возвращены  крепость Азов и разрушенный Таганрог. ­ За это был введён орден святой Екатерины « За любовь к Отечеству »                                                 Успехи на море: ­ 1714 год битва у мыса Гангут. ­ 1720 гол битва у острова Гренгам.     «Матерь Полтавской баталии».   ( о ходе Полтавской битвы).    I     – назвалЭти битвы показали превосходство над шведским флотом.                           Итоги войны: ­ 1721 год подписание Ништадского мира, по которому Россия получила выход в  Балтийское море и стала крупнейшей морской державой ­ Россия вернула себе земли по берегу Балтийского моря, утерянные в Смутное время. ­ В октябре 1721 года Сенат объявил   Россию империей, а Петра­I императором.   4. Закрепление урока. Презентация                       Итог урока: ­ Проверка задач поставленных перед классом в начале урока. ­ Записать даты (запомнить). ­ По карте показать основные события северной войны. ­ В ходе урока было доказано, что цели поставленные Петром­I в области внешней  политике были достигнуты.  Оценка работы учащихся на уроке. 5.Домашнее задание – параграф № 41Эти битвы показали превосходство над шведским флотом.                           Итоги войны: ­ 1721 год подписание Ништадского мира, по которому Россия получила выход в  Балтийское море и стала крупнейшей морской державой ­ Россия вернула себе земли по берегу Балтийского моря, утерянные в Смутное время. ­ В октябре 1721 года Сенат объявил   Россию империей, а Петра­I императором.   4. Закрепление урока. Презентация                       Итог урока: ­ Проверка задач поставленных перед классом в начале урока. ­ Записать даты (запомнить). ­ По карте показать основные события северной войны. ­ В ходе урока было доказано, что цели поставленные Петром­I в области внешней  политике были достигнуты.  Оценка работы учащихся на уроке. 5.Домашнее задание – параграф № 41