Конспект урока это мысленное путешествие в эпоху Петра Великого, чтобы еще раз убедиться в его стремлении сделать Россию великой и процветающей страной. Этот урок посвящен войне, которая длилась 21 год и вошла в историю под именем Великой Северной. В ходе Северной войны 1700- 1721гг Петром -1 были проведены реформы: военная, управления(Сенат,Сенод, коллегии) итд. Петр-1 стал императором, Россия - Российской империей,прорубил окно в Европу.
20.12.2014г.
Тема урока: Северная война . Первые реформы Петра 1
учитель истории Петрова М.А. 10 класс
Цель урока: охарактеризовать международную обстановку, сложившуюся в Европе к
началу 18 века; рассказать о начале Северной войны и формировании новой армии в
России; ознакомить учащихся с реформами , рекрутчина с созданием регулярной армии;
способствовать формированию у учащихся национального самосознания.
Задачи урока:
Обучающая:
Познакомить учащихся с внешней политикой Петра –I.
Развивающая:
Развивать у учащихся навыки работы с картой.
Воспитывающая:
Способствовать формированию у учащихся уважения к историческому наследию
России, к личности Петра –I.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения:
Объяснительноиллюстративный, хронологический и картографический.
Оборудование урока:
Карта «Россия в 18 веке. Северная война».
Доска, мел. Презентация, таблицы для учащихся
Презентация : «Северная война» .
Основные даты: 17001721гг Северная война, 1703г Основание Санкт Петербурга
Основные понятия: регулярная армия, рекруты
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания . Вопросы. Устный опрос.
Вопросы:
1.Назовите даты правление Петра 1; ____16821725гг.
2.В каком году были Азовские походы? ________1695, 1696гг
3. В каком году был Стрелецкий бунт в Москве? ________1698г
4.С какой целью и в каком году было совершено Великое посольство? найти союзников в
борьбе с Крымским Ханом и Турецким султаном.16971698гг
1. Детство Петра;
2.Азовские походы 16951696 (1696г Указ о создании флота в России)20.12.2014г.
Тема урока: Северная война . Первые реформы Петра 1
учитель истории Петрова М.А. 10 класс
Цель урока: охарактеризовать международную обстановку, сложившуюся в Европе к
началу 18 века; рассказать о начале Северной войны и формировании новой армии в
России; ознакомить учащихся с реформами , рекрутчина с созданием регулярной армии;
способствовать формированию у учащихся национального самосознания.
Задачи урока:
Обучающая:
Познакомить учащихся с внешней политикой Петра –I.
Развивающая:
Развивать у учащихся навыки работы с картой.
Воспитывающая:
Способствовать формированию у учащихся уважения к историческому наследию
России, к личности Петра –I.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения:
Объяснительноиллюстративный, хронологический и картографический.
Оборудование урока:
Карта «Россия в 18 веке. Северная война».
Доска, мел. Презентация, таблицы для учащихся
Презентация : «Северная война» .
Основные даты: 17001721гг Северная война, 1703г Основание Санкт Петербурга
Основные понятия: регулярная армия, рекруты
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания . Вопросы. Устный опрос.
Вопросы:
1.Назовите даты правление Петра 1; ____16821725гг.
2.В каком году были Азовские походы? ________1695, 1696гг
3. В каком году был Стрелецкий бунт в Москве? ________1698г
4.С какой целью и в каком году было совершено Великое посольство? найти союзников в
борьбе с Крымским Ханом и Турецким султаном.16971698гг
1. Детство Петра;
2.Азовские походы 16951696 (1696г Указ о создании флота в России) Союзники по антитурецкой коалиции ( Австрия, Польша, Венеция) требуют от России
активных действий.
Цель уничтожить Крымского хана, овладеть Азовским и Чёрным морем
Весна – 1695 год две русские армии.
а) 1 русская армия командующий Ф.Лефорт двинулись к низовьям Днепра
б) 2 русская армия – командующий Б.Шереметьев двинулись на Азов.
Азов хорошо укреплён с суши, но плохо с моря. Россия в этот момент не имела
флота и за зиму 1695 1696 года в г. Воронеже были построены 22 галеры и более 1000
мелких судов. В апреле 1696 года корабли были спущены по Дону, блокировали крепость
Азов с моря ( крепость сдалась).
Строительство крепости Таганрог.
3.Великое посольство16971698гг.
Цель найти союзников в борьбе с Крымским Ханом и Турецким султаном.
Весной 1697 года в составе 250 человек Пётр – I, под именем урядника Преображенского
полка Петра Михайлова в составе посольства отправляется в Европу. Путь лежал через:
Рига – Кёнигсберг – Голландия – Вена.
Союзников для борьбы с Крымским Ханом и Турецким султаном в Европе он не
находит, но нашёл союзников для борьбы со Швецией, господствующей в это время на
Балтике.
4. Стрелецкое восстание в Москве 1698г
Софья подстрижена в монахини под именем Сусанны и помещена в Новодевичий
монастырь до 1704 года.
Стрелецкое войско расформировано
Сила боярской оппозиции подорваны
3.Изучение нового материала.
План урока:
1.Северная война.
2.Начало преобразований. Военная реформа.
Перед классом ставятся задачи:
1. Выделить периоды Северной войны.
2. Определить их хронологические рамки.
3. В ходе урока заполнить таблицу «Северная война»
Хронологические рамки
периода войны.
1
Основные события
2
Значение событий для хода
войны
3
Северная война – 1700 – 1721 год. ( работа с картой).
Работа по презентации
«Северная война». Союзники по антитурецкой коалиции ( Австрия, Польша, Венеция) требуют от России
активных действий.
Цель уничтожить Крымского хана, овладеть Азовским и Чёрным морем
Весна – 1695 год две русские армии.
а) 1 русская армия командующий Ф.Лефорт двинулись к низовьям Днепра
б) 2 русская армия – командующий Б.Шереметьев двинулись на Азов.
Азов хорошо укреплён с суши, но плохо с моря. Россия в этот момент не имела
флота и за зиму 1695 1696 года в г. Воронеже были построены 22 галеры и более 1000
мелких судов. В апреле 1696 года корабли были спущены по Дону, блокировали крепость
Азов с моря ( крепость сдалась).
Строительство крепости Таганрог.
3.Великое посольство16971698гг.
Цель найти союзников в борьбе с Крымским Ханом и Турецким султаном.
Весной 1697 года в составе 250 человек Пётр – I, под именем урядника Преображенского
полка Петра Михайлова в составе посольства отправляется в Европу. Путь лежал через:
Рига – Кёнигсберг – Голландия – Вена.
Союзников для борьбы с Крымским Ханом и Турецким султаном в Европе он не
находит, но нашёл союзников для борьбы со Швецией, господствующей в это время на
Балтике.
4. Стрелецкое восстание в Москве 1698г
Софья подстрижена в монахини под именем Сусанны и помещена в Новодевичий
монастырь до 1704 года.
Стрелецкое войско расформировано
Сила боярской оппозиции подорваны
3.Изучение нового материала.
План урока:
1.Северная война.
2.Начало преобразований. Военная реформа.
Перед классом ставятся задачи:
1. Выделить периоды Северной войны.
2. Определить их хронологические рамки.
3. В ходе урока заполнить таблицу «Северная война»
Хронологические рамки
периода войны.
1
Основные события
2
Значение событий для хода
войны
3
Северная война – 1700 – 1721 год. ( работа с картой).
Работа по презентации
«Северная война».Образуется Северный союз ( Дания, Польша, Саксония, Россия)
В Швеции в это время правит КарлXII ( его характеристика) Лучшая армия и флот в
Европе.
Цель КарлаXII – разбить союзников поодиночке. (Начинает с Дании).
Август – 1700 года – Осада Русскими крепости Нарва( её гарнизон – 3000 человек)
Русские – 35 000 человек ( поражение под Нарвой ).
Армия Шведов начинает активные действия против Польши.
1702 год – Русская армия овладела крепостью Шлиссельбург.
16.05.1703 год – В устье Невы заложили крепость Петра и Павла ( дата
основания Петербурга).Закладывается крепость Кронштадт –( ставшая базой
Балтийского флота).
1704 год взятие Русской армией крепости Нарва.
Таким образом в руках Русской армии оказалось всё течение реки Невы, Карелия,
большая часть Прибалтики.
1707 год – Карл XII подписывает мир с Польшей. АвгустII ( Правитель Польши и
Саксонии) отказывается от Польши, оставляя Саксонию, разрывает отношения с
Россией. Польским королём становится – Станислав Лещинский.
Шведы двинулись на Москву, заняв города Минск, Могилёв. Шведская армия отходит
на Украину, дожидаясь корпуса Левингаупта, который был разбит 28.09.1708 год у
деревни Лесной русским отрядом под командованием ПетраI. (Пётр
эту
победу
В апреле 1709 года Карл –XII осадил Полтаву.( 3 месяца длилась осада), Армия шведов
насчитывала 30 000 человек при 39 орудиях командующий фельдмаршал Реншильд.; в
русской армии было 42 тыс. человек и 102 орудия.Командовал русской армией
фельдмаршал Б.П. Шереметьев, а кавалерией командовал фельдмаршал А.Д.
Меньшиков. 27 июня 1709 г. произошла Полтавская битва, закончившаяся полной
победой русской армии.
Докладчик:
Прутский поход:
1714 год – 30 000 русская армия под командованием Б.П.Шереметьева была окружена
на реке Прут 120 000 турецкой армией. На военном совете было решено просить турок о
мире, а в случае провала переговоров прорываться из окружения, но благодаря
действиям Екатерины –I при ведении переговоров с Турцией удалось
сохранить русскую армию и завоевания в Прибалтике. Турции были возвращены
крепость Азов и разрушенный Таганрог.
За это был введён орден святой Екатерины « За любовь к Отечеству »
Успехи на море:
1714 год битва у мыса Гангут.
1720 гол битва у острова Гренгам.
«Матерь Полтавской баталии».
( о ходе Полтавской битвы).
I – назвалОбразуется Северный союз ( Дания, Польша, Саксония, Россия)
В Швеции в это время правит КарлXII ( его характеристика) Лучшая армия и флот в
Европе.
Цель КарлаXII – разбить союзников поодиночке. (Начинает с Дании).
Август – 1700 года – Осада Русскими крепости Нарва( её гарнизон – 3000 человек)
Русские – 35 000 человек ( поражение под Нарвой ).
Армия Шведов начинает активные действия против Польши.
1702 год – Русская армия овладела крепостью Шлиссельбург.
16.05.1703 год – В устье Невы заложили крепость Петра и Павла ( дата
основания Петербурга).Закладывается крепость Кронштадт –( ставшая базой
Балтийского флота).
1704 год взятие Русской армией крепости Нарва.
Таким образом в руках Русской армии оказалось всё течение реки Невы, Карелия,
большая часть Прибалтики.
1707 год – Карл XII подписывает мир с Польшей. АвгустII ( Правитель Польши и
Саксонии) отказывается от Польши, оставляя Саксонию, разрывает отношения с
Россией. Польским королём становится – Станислав Лещинский.
Шведы двинулись на Москву, заняв города Минск, Могилёв. Шведская армия отходит
на Украину, дожидаясь корпуса Левингаупта, который был разбит 28.09.1708 год у
деревни Лесной русским отрядом под командованием ПетраI. (Пётр
эту
победу
В апреле 1709 года Карл –XII осадил Полтаву.( 3 месяца длилась осада), Армия шведов
насчитывала 30 000 человек при 39 орудиях командующий фельдмаршал Реншильд.; в
русской армии было 42 тыс. человек и 102 орудия.Командовал русской армией
фельдмаршал Б.П. Шереметьев, а кавалерией командовал фельдмаршал А.Д.
Меньшиков. 27 июня 1709 г. произошла Полтавская битва, закончившаяся полной
победой русской армии.
Докладчик:
Прутский поход:
1714 год – 30 000 русская армия под командованием Б.П.Шереметьева была окружена
на реке Прут 120 000 турецкой армией. На военном совете было решено просить турок о
мире, а в случае провала переговоров прорываться из окружения, но благодаря
действиям Екатерины –I при ведении переговоров с Турцией удалось
сохранить русскую армию и завоевания в Прибалтике. Турции были возвращены
крепость Азов и разрушенный Таганрог.
За это был введён орден святой Екатерины « За любовь к Отечеству »
Успехи на море:
1714 год битва у мыса Гангут.
1720 гол битва у острова Гренгам.
«Матерь Полтавской баталии».
( о ходе Полтавской битвы).
I – назвалЭти битвы показали превосходство над шведским флотом.
Итоги войны:
1721 год подписание Ништадского мира, по которому Россия получила выход в
Балтийское море и стала крупнейшей морской державой
Россия вернула себе земли по берегу Балтийского моря, утерянные в Смутное время.
В октябре 1721 года Сенат объявил Россию империей, а ПетраI императором.
4. Закрепление урока. Презентация
Итог урока:
Проверка задач поставленных перед классом в начале урока.
Записать даты (запомнить).
По карте показать основные события северной войны.
В ходе урока было доказано, что цели поставленные ПетромI в области внешней
политике были достигнуты.
Оценка работы учащихся на уроке.
5.Домашнее задание – параграф № 41Эти битвы показали превосходство над шведским флотом.
Итоги войны:
1721 год подписание Ништадского мира, по которому Россия получила выход в
Балтийское море и стала крупнейшей морской державой
Россия вернула себе земли по берегу Балтийского моря, утерянные в Смутное время.
В октябре 1721 года Сенат объявил Россию империей, а ПетраI императором.
4. Закрепление урока. Презентация
Итог урока:
Проверка задач поставленных перед классом в начале урока.
Записать даты (запомнить).
По карте показать основные события северной войны.
В ходе урока было доказано, что цели поставленные ПетромI в области внешней
политике были достигнуты.
Оценка работы учащихся на уроке.
5.Домашнее задание – параграф № 41