Конспект урока по истории с использованием ИКТ
Оценка 4.7

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
8 кл
19.03.2018
Конспект урока по истории с использованием ИКТ
Тема: Выступление декабристов 1825г. Учитель: Порозова Наталья Алексеевна МАОУ "Керчевская средняя общеобразовательная школа" 2016 г. место создания - МАОУ "Керчевская средняя общеобразовательная школа" Учебное оборудование: Доска, учебники, АРМ учителя, проектор, экран. Цель урока: на примере восстания декабристов показать наличие в российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально-крепостнической системой; отметить мысль о том, что разрешение этих противоречий было возможно лишь на пути реформ; оценить историческое значение восстания декабристов. Задачи урока: 1. Развивать навыки логического мышления и визуальную память через получение аудивизуальной информации. 2. Развивать навыки работы в группе, учиться выделять главное, отстаивать свое мнение. 3. Развивать навыки работы с документами, анализировать и сравнивать исторические факты, делать выводы. 4. Актуализировать интерес к данной теме через усиление мотивации к процессу обучения при использовании ИКТ. Основные понятия: династический кризис; присяга; диктатор восстания; временное правительство; картечь. Основные даты: 14 декабря 1825 г. — восстание на Сенатской площади. Персоналии: великий князь Константин Павлович; великий князь Николай Павлович; Н. С. Мордвинов; М. А. Милорадович; С. П. Трубецкой; П. Г. Каховский. Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997. Литература для учителя: 1. Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992. 2. М.В. Нечкина «Декабристы» «Наука» 1982г. 3. Б. Йосифова Декабристы» «Прогресс» М. 1983г. 4. В.Г. Петрович, Н.М. Петрович «Уроки истории» 8 класс (Поурочные разработки) «Сфера» 2004г. 5. Е.В.Колганова, Н.В. Сумакова «Поурочные разработки по истории России ХIХ век» М. «Вако» 2004. 6. Н.В. Кузьмина «Внеклассные мероприятия по истории» «Учитель» 2005г. 7.Российские самодержцы (1801—1917). — М. 1994; 8. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.
file157.doc.doc
Конспект урока по истории с использованием ИКТ Класс: 8 Тема: Выступление декабристов 1825г. Учитель: Порозова Наталья Алексеевна МАОУ "Керчевская средняя общеобразовательная школа" 2016 г.  место создания ­ МАОУ "Керчевская средняя общеобразовательная школа" Учебное оборудование: Доска, учебники, АРМ учителя, проектор, экран. Цель   урока:  на примере   восстания   декабристов   показать   наличие в российском   обществе   глубоких   противоречий,   порожденных   отжившей феодально­крепостнической системой; отметить мысль о том, что разрешение этих   противоречий   было   возможно   лишь   на пути   реформ;   оценить историческое значение восстания декабристов.  Задачи урока:  1. Развивать   навыки   логического   мышления   и   визуальную   память   через получение аудивизуальной информации. 2. Развивать навыки работы в группе, учиться выделять главное,  отстаивать свое мнение. 3. Развивать навыки работы с документами, анализировать и сравнивать  исторические факты, делать выводы.  4. Актуализировать интерес к данной теме через усиление мотивации к процессу обучения при использовании ИКТ. Основные   понятия:  династический   кризис;   присяга;   диктатор   восстания; временное правительство; картечь. Основные даты: 14 декабря 1825 г. — восстание на Сенатской площади.  Персоналии:  великий князь Константин Павлович; великий князь Николай Павлович;   С. П. Трубецкой;   М. А. Милорадович;   Н. С. Мордвинов; П. Г. Каховский.  Оборудование   урока:  учебник:  Данилов А. А.,   Косулина Л. Г.  История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику   «История   России.   XIX   век»;  Градскова Е. П.,   Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.  Литература для учителя:  1. Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.  2. М.В. Нечкина «Декабристы» «Наука» 1982г. 3. Б. Йосифова Декабристы» «Прогресс» М. 1983г.  4. В.Г. Петрович, Н.М. Петрович «Уроки истории» 8 класс (Поурочные  разработки) «Сфера» 2004г. 5. Е.В.Колганова, Н.В. Сумакова «Поурочные разработки по истории России  ХIХ век» М. «Вако» 2004. 6. Н.В. Кузьмина «Внеклассные мероприятия по истории» «Учитель» 2005г. 7.Российские самодержцы (1801—1917). — М. 1994; 8.  Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. — М., 1989. План урока: 1. Организационный момент 2. Постановка целей и задач на урок 3. Объяснение нового материала 3.1истоки возникновения общественных организаций 3.2Династический кризис. 3.3Восстание 14 декабря 1825 г.  3.4Следствие и суд над декабристами. 3.5Историческое значение и последствия восстания.  4. Закрепление нового материала.  5. Заключительный этап. Итоги урока. 6. Домашнее задание.  Ход урока: 3.1 Истоки возникновения общественных организаций Одной   из   наиболее   характерных   черт   послевоенного   царствования Александра  I    стало   нарастающее   общественное   движение.   Впервые   оно приобрело в России организованные формы. Бездействие и нерешительность властей   подталкивали     молодых,   образованных   и   нетерпеливых   дворян   к созданию   кружков   и   тайных   обществ.   Первые   тайные   общества   появились сразу после завершения заграничных походов русской армии. Приобщившись за границей к деятельности масонских организаций, молодые офицеры стали вынашивать планы реформ и преобразований в Росси. Массоны­ члены религиозно политической организации, которая своей целью провозглашает объединение человечества. Первичная масонская организация называется ложей. ?  классу:  Какие причины привели к движению и недовольству офицеров, передовой части русского общества? Примерный ответ учащегося: Участие в заграничном походе русской армии позволило   увидеть   свободную   жизнь   людей   в   Европе   и   русская действительность,   крепостное   право   теперь   воспринимались   солдатами особенно остро. После   Отечественной   войны   1812   года   в   России   обострились внутренние противоречия   ­ отсталость страны, крепостное право, палочная дисциплина в армии, отсутствие политических прав и свобод. Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой светской жизни звали офицеров к борьбе. Работа с документом:  Матвей   Муравьев  Апостол   писал:  «Мы  были  дети 1812 года. Принести в жертву все, даже саму жизнь, ради любви к Отечеству было нашим побуждением». ? классу: Как вы понимаете эти слова? Будущие   декабристы   искали   и   находили   ответы   на   свои   вопросы   в политических и философских сочинениях русских и западных мыслителей: Руссо,   Вольтера,   Монтескье.   Декабристы   были   современниками   крупных революционных   событий   в   Европе,   а   также   патриотами   своей   Родины, передовыми и образованными людьми своего времени. Все это повлияло на формирование общественного мнения. Таким   образом,   постепенно   в   эти   годы   складывалась   общность   людей, ставящих благо России выше личного блага, понимавших, что без коренных перемен,   без   свержения   самодержавия   и   уничтожения   крепостничества невозможно двигаться вперед. Первым   крупным   тайным   обществом   в  1816   году   в  Петербурге   стала организация – «Союз спасения», или «Общество истинных и верных сынов отечества».  В   нее   входили   такие   впоследствии   известные   деятели декабристского   движения,   как   А.   Н.   Муравьев,   С.   П.   Трубецкой,   братья Муравьевы­Апостолы,   Никита   Муравьев,   Иван   Якушкин­   всего   около   30 человек( показать портреты).  В 1818 году появился более мощный  «Союз благоденствия»,  для тактики которого   было   характерно   создание   передового   общественного   мнения посредством пропаганды. Затем предусматривалось уничтожение крепостного права и самодержавной власти, достижение этой цели они видели с помощью военного переворота. Работа   с   учебником   стр.   48.   благоденствия»?   Сравните  «Союзов   спасения»   и     «Союз Примерный ответ учащегося: Сходство  этих организаций в том, что они были тайными офицерскими организациями участников Отечественной войны 1812 года, имели тот же состав руководителей. Обе организации имели свои цели   и   задачи,   сформулированные   в   уставах   обществ.   Целью   обеих организаций было стремление к реформированию России, превращению ее в могущественную   державу.   Также   целью   этих   обществ   была   забота   об улучшении жизни и быта своего народа. Союзы были самораспущены. Различие  между   этими   организациями   в   том,   что   «Союз   спасения»­ заговорщическая организация, четкой программы и форм деятельности у нее не было. Главной целью «Союза спасения» было наделение русского народа Конституцией и гражданскими правами .«Союз благоденствия» носил более открытый характер, он имел сеть местных организаций во многих крупных городах.   «Союз   благоденствия»   пошел   дальше   по   пути   пропаганды   и   смягчения   и просветительской   деятельности, гуманизации нравов ­ все это являлось ближней целью деятельности общества.   благотворительности, Его члены должны были добиваться устранения жестокости, рукоприкладства и произвола в армии. Предполагалось также открывать школы для крестьян, внедрять   передовые   формы   земледелия.  Дальней   целью   являлось   введение Конституции,   равенства   всех   перед   законом,   гласности   в   государственных делах   и   судопроизводстве,   уничтожение   крепостного   права,   рекрутчины   и военных поселений. Методом прихода к свободному правлению в стране они считали бескровный политический переворот. Первые   общества   не   достигли   своих   целей.   Но   движение   передовых дворян не угасло. В 1821­22 годах возникли 2 новых общества «Северное» в Петербурге и «Южное» на Украине. В Полтавской губернии независимо от них возникло «Общество соединенных славян» во главе с братьями Борисовыми, которое объединилось с «Южным обществом». Дополнительные   сообщения   2   учащихся:   Программы   «Северного»   и «Южного» обществ. ?  классу:  Программа     какого   общества   была   более   реальна   для осуществления в России? Примерный ответ учащегося:  Программа «Южного общества», так как она более   демократична,   но   она   слишком   радикальна,   так   как   в   ней предполагалось введение диктатуры и уничтожение царской семьи. Никита Муравьев   изучил   проекты   реформ   Сперанского   и   Новосильцева   все иностранные Конституции и создал наиболее приемлемый для России закон. «Конституция» Никиты Муравьева была более умеренна и реалистична для осуществления в крепостной России, чем «Русская правда». 3.2.Династический кризис.  Дата   переворота   была   назначена   на   лето   1826   года,   события развернулись иначе. Внезапно умер Александр I после недолгой болезни император в Таганроге 19 ноября 1825 г.  Будущие декабристы решили воспользоваться создавшимся положением и выступить в день принятия присяги Николаю Романову. Заговорщики решили использовать неожиданный момент и выступить против власти.   По   закону   о   престолонаследии     и   обычаю   армия   должна   была присягать   старшему   из   оставшихся   братьев­   Константину.   Но   Константин отказался   от   престола.   Нужно   было   срочно   произвести   «переприсягу» другому   брату­Николаю.   Декабристы   решили   Николаю   не   присягать,   а вынудить Николая I с помощью войск подписать революционный «Манифест к русскому народу», подготовленный «Северным обществом». В   этом   документе   объявлялось   о   свержении   самодержавия,   отмене крепостного права, сокращении срока солдатской службы. Провозглашались гражданские свободы. Предусматривался созыв Великого собора для решении вопросов о принятии конституции и о форме правления в стране.  Часть готовых к выступлению  войск под командованием  А. И. Якубовича должна   была   еще   затемно   захватить   Зимний   дворец   и   арестовать   царскую семью. Местом выступления была избрана Сенатская площадь в Петербурге. «Диктатором» восстания  был назначен С.П. Трубецкой. 3.3.Восстание 14 декабря 1825 г.  Утром  14 декабря   1825  года планы восставших были нарушены с первых шагов,   поскольку   диктатор   восстания   С.П.   Трубецкой   не   явился   на Сенатскую площадь. Это внесло смятение в ряды восставших. Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената. Для защиты   царя   было   приказано   привести   на   Сенатскую   площадь   конную гвардию. Генерал Милорадович не дождавшись верных правительству войск потребовал   коня   и   со   словами:     «­Я   сам   все   кончу»,   поскакал   к   каре восставших..Солдаты   любили   и   уважали   прославленного   генерала.   Он произнес: «Солдаты, кто из вас был со мной под Люценом, Кульмом. Вы­ пятно России, вы преступники перед царем, Отечеством и богом!» Это был момент,   когда   казалось   один   человек   может   переломить   ход   истории.   Но восставшие   заявили,   чтобы   он   отступил   и   дал   им   дорогу.   В   следующий момент   Ев.   Оболенский   ранил   генерала   штыком,   почти   одновременно смертельно   ранил   его   из   пистолета   Петр   Каховский.   Такова   была   судьба мужественного генерала, который уцелел в 50 сражениях с врагом, а был убит в  Петербурге  отставным   русским  офицером.  Выстрел  Каховского  был  той точкой,   после   которой   мирный   исход   выступления   был   невозможен.     В середине   дня   состоялась   также   попытка   захватить   Зимний   дворец,   ее осуществил   молодой   поручик   Никита   Панов.   Ему   удалось   сагитировать   и увлечь за собой на помощь восставшим 900 лейб­гренадеров. Они прорвались во внутренний двор Зимнего, где в это время находилась царская семья и наследник   престола.   Но   там   их   встретили   верные   Николаю   I   гвардейцы ­саперы, охранявшие дворец. Поэтому Панов повернул из Зимнего, с помощью штыков вместе с гвардией прорвался сквозь правительственное оцепление и присоединился   к   восставшим   на   Сенатской   площади.   Декабристы   были окружены правительственными восками. Восстание потерпело поражение. 29   декабря   1825   года  руководители   «Южного   общества»   С.   Муравьев­ Апостол и М. Бестужев­Рюмин подняли к восстанию Черниговский полк. Он двинулся на Васильков и занял город. Восставшие попытались агитировать другие полки к восстанию, но безуспешно. Возникло намерение немедленно идти   на   Киев,   действовать   дерзко   и   решительно,   но   некоторые   из руководителей были сторонниками выжидательной тактики. 3 января 1826 года   полк   был   настигнут   карательным   отрядом   и   разгромлен.   Было арестовано 869 солдат и 5 офицеров. 3.4.Следствие и суд над декабристами. Участников   восстаний   арестовывали   в   полках   и   в   родительских   усадьбах, хватали на пути в Петербург, или Москву, при попытках перейти границу. Для   расследования   декабрьских   событий   высочайшим   повелением   была создана   Следственная   комиссия.   Всего   было   арестовано   579   человек, виновными   признали   289,   из   которых   121   предали   суду:61­из   Северного общества,   60—из   Южного.   Обстановка   допросов   была   тяжелой.   Царь Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно­доброжелательно, с другими оскорбленно­ строго. Декабристов   судили   как   уголовных   преступников.   Николай  I  лично участвовал   в   следствии   над   декабристами   и   отдавал   распоряжения: «Присылаемого   Рылеева   посадить   в   Алексеевский   равелин,   без   всякого сообщения с другими, дать ему бумагу и что будет писать приносить мне ежедневно. Бестужева по присылке, равно и Оболенского велеть заковать в ручные   железа   и   посадить   под   строжайший   арест.   Якушкина   заковать   в ножные и ручные железа, поступать с ним строго и не иначе содержать, как злодея.» Следствие длилось полгода. Объявление приговоров Верховного уголовного суда   происходило   с   12   до   3   часов   дня   12   июля   в   комендантском   доме Петропавловской крепости.  Суд разделил всех арестованных на 11 разрядов по   степени   виновности.  Пятерых   самых   опасных   преступников   ­   П.И. Пестеля,   К.Ф.   Рылеева,   С.И.   Муравьева­Апостола,   М.П.   Бестужева­ Рюмина,   П.Г.   Каховского  поставленных   вне   разрядов   приговорили   к четвертованию. Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти всем разрядам. Пятерым четвертование заменили на повешение. Приговор   привели   в   исполнение   13   июля   1826   года   на   кронверке Петропавловской   крепости.  У   каждого   на   груди   висела   доска   с   надписью «Цареубийца». Осужденные по первому разряду (Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, Иван Пущин, Евгений Оболенский, и др.) были приговорены к каторжным работам. На разные сроки каторги осудили около 111 обвиняемых; 9 офицеров были разжалованы в рядовые. Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, эполеты и ордена, сломали над их головами шпаги. Тяжелая участь ждала и других осужденных, но на самое бесчеловечное   наказание   обрекли   солдат:   178   человек   прогнали   через тысячный строй со шпицрутенами от 1 до 12 раз, многих избили палками и розгами. Немалое число солдат попали в действующую армию на Кавказ. В июле  1926 года осужденных начали небольшими группами  отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них­ таков был умысел царя. Но большой отклик людей вызвала печальная судьба декабристов, о которых мы помним до сих пор..  Тридцать лет провели декабристы в Сибири, близ Иркутска и Читы и за ними поехали   их   жены   Е.   Трубецкая,   М.Волконская,   А.Муравьева.   Так   было подавлено первое революционное выступление в России. ? классу: Могло ли восстание декабристов закончиться победой? Примерный ответ учащегося:  Восстание было обречено, так как не имело опоры в народе. 3.5.Историческое значение и последствия восстания Работа с текстом учебника стр.55­56 Действительно,   декабристы   «были   страшно   далеки   от   народа»,   но   их выступление показало наличие глубоких противоречий в русском обществе. Разрешить,   которые   можно   было   с   помощью   реформ.   Передовые   идеи декабристов не только всколыхнули общество, но и показали путь решения проблем. Долгие десятилетия имена заговорщиков будут на устах русских людей, как символ борьбы и свободы.  Домашнее   задание:   § 9   учебника;   вопросы   и   задания   в конце   параграфа; задания и вопросы к документам в конце параграфа; задания к § 9 из рабочей тетради Дополнительный материал: Сообщение   военного   министра   А. И. Татищева   командующему   2­й армией фельдмаршалу П. X. Витгенштейну:  Декабря 14­го поутру Государь император извещен был начальником штаба Гвардейского корпуса, что несколько рот лейб­гвардии Московского полка отказались   от должной   Его   Величеству   присяги   и,   завлеченные   буйством своих капитанов, овладевши знаменами, принесенными к полку для присяги, изранили своего бригадного командира генерал­майора Шеншина и полкового командира   генерал­майора   Фредерикса,   что   толпа   сия   в величайшем неистовстве   взяла   направление   к Исаакиевской   площади,   увлекая   силою встречающихся   офицеров,   но   другая   часть   полка   осталась   покорная   и в порядке.  Государь император, дав повеление генерал­майору Нейдгарту велеть лейб­ гвардии Семеновскому полку немедленно идти унять бунтующих, а Конной гвардии — быть готовой по востребованию, сам изволил сойти на дворцовую главную гауптвахту, где караул был от лейб­гвардии Финляндского полка, и приказал   им   зарядить   ружья   и   занять   главные   ворота   дворца.   Между   тем доходили до Государя императора сведения, что роты бунтовавшие были 5­я и 6­я Московского полка, что они уже вошли на площадь против Сената и что при них находится толпа разных людей в самом буйственном виде. Государь император   изволил   приказать   тогда же   первому   баталиону   лейб­гвардии Преображенского полка немедленно прийти к Его Величеству на Дворцовую площадь, что им и исполнено в неимоверной скорости, — тогда же прибыл к Государю   императору   военный   генерал­губернатор   Милорадович с известием, что толпа произносит крик и восклицания «Ура, Константин!» и что он полагает, что сие иное не может быть как предлог к самым пагубным намерениям, для которых нужно без отлагательства взять строжайшие меры.  Тогда послано от Его Величества повеление прибыть 3­м ротам лейб­гвардии Павловского   полка,   свободным   от караула,   и   лейб­гвардии   Саперному баталиону,   которому   занять   Зимний   дворец,   а   третьему   баталиону   лейб­ гвардии   Преображенского   полка   прибыть   немедленно   к Его   Величеству. Между тем сам Государь император с первым баталионом Преображенского полка   пошел  навстречу   бунтующим,  дабы   предупредить   всякое   покушение на дворец,   в коем   изволили   находиться   их   императорские   величества Государыни императрицы и прочие члены императорской фамилии. Прибыв против дома княгини Лобановой, государь император услышал выстрелы, и тогда же   донесено   Его   Императорскому   Величеству,   что   военный   генерал­ губернатор   граф   Милорадович   ранен   смертельно   бунтовщиками;   в то же время прибыл к Государю императору Конно­гвардейский полк и вслед за ним три роты лейб­гвардии Павловского полка, вскоре потом и его высочество Михаил   Павлович   привел   баталион   лейб­гвардии   Московского   полка, который с большим усердием просил позволения смыть кровию бунтующих срам   и   бесчестие   мундиру   своему   нанесенное,   но   Государь   император, не желая   проливать   крови,   предпочел   меры   кротости   и   увещания,   но ни уважение   Его   Величества,   ни присутствие   митрополита,   ни угрозы не могли склонить их к сдаче.  Напротив   того,   буйство   приметно   возрастало   и   к шайке   прибыли   разные толпы   лейб­гвардии   Гренадерского   полка   солдат   с тремя   офицерами   и знаменем оного и тогда же начали стрелять из среды шайки. Посему решено было Его Величеством прибегнуть к мерам строгости, тем необходимейшим, что чернь, подкупаемая деньгами и подносимым вином, начинала приставать к бунтующим...   Прежде,   однако   ж,   нежели   приступить   к последним   мерам строгости,   Государь   император   изволил   повелеть   лейб­гвардии   Конному   и Кавалергардскому   полкам   сделать   покушение   устрашить   бунтовщиков атакою,   весьма   трудною,   впрочем,   по тесному   месту   и   выгодному расположению мятежной шайки, усиленною уже большею частью баталиона Гвардейского экипажа, но сия мера не имела желаемого успеха, мятежники стояли   твердо   и,   пользуясь   выгодою   своего   места,   продолжали   свое неистовство,   тогда   Его   Величество   решился   с душевным   прискорбием вывести против мятежной толпы четыре орудия, приказав зарядить картечью, послав  в последний  раз  им  сказать,  чтоб  они  предались  милости  Государя императора,   но,   получив   решительный   отказ,   повелел   начать   стрельбу. По второму выстрелу шайка рассыпалась...  Цит. по: Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. — Л., 1989.  Из воспоминаний декабриста генерал­майора М. А. Фонвизина:  13 декабря   казалось,   что   все   было   приготовлено   тайным   обществом к решительному действию: оно считало на гвардейские полки, в которых было много   членов,   ручавшихся   за успех,   как   один   член   Союза,   адъютант начальника   гвардейской   пехоты   генерала   Бистрома,   поручик   Ростовцев,   а   испуганный   мыслию   о междоусобном не из корыстных   видов, кровопролитии,   идет   во дворец   и   открывает   великому   князю   Николаю намерения и надежды тайного общества воспрепятствовать его восшествию на трон.   Великий   князь   в ту же   ночь   созывает   во дворец   начальников гвардейских   полков   (в  числе   их   был   один   член   тайного   общества   генерал Шипров) и льстивыми убеждениями, обещаниями наград и т. п. преклоняет их к присяге императору Николаю I, зная, что этим они свяжут совесть своих солдат.   Этой   счастливой   проделкой   Николай   Павлович   удачно   избегает опасности, ему угрожавшей. Тайное общество могло тогда считать на части лейб­гвардии Московского и Гренадерского   полков   и   на баталион   Гвардейского   морского   экипажа, которые   твердо   решились   стоять   за права   великого   князя   Константина, полагая,   что   жизнь   его   в опасности.   Декабря   14­го   на рассвете   этот малочисленный   отряд,   над которым   приняли   начальство   военные   члены тайного   общества,   собирается   на Сенатской   площади   в уверенности,   что гвардия его поддержит.  Но гвардейские полки, так недавно связанные присягою, данною Николаю I, хотя   не с большим   усердием,   а   по приказанию   начальников,   идут   против отряда,   собравшегося   на Сенатской   площади,   к которому   присоединилась большая   толпа   народа.   Император   посылает   уговаривать   солдат   положить оружие.   Неустрашимый   генерал­губернатор   граф   Милорадович   с тем же намерением скачет к отряду, но в ту же минуту, смертельно раненный пулей, падает. Трепеща от страха, петербургский митрополит Серафим в угождение царю,   окруженный   своей   свитой,   подходит   к отряду,   начинает   убеждать солдат,   но   напрасно   теряет   слова.   Конная   гвардия   идет   в атаку на инсургентов, и они опрокидывают ее батальонным огнем.  Наконец подвозят шесть батарейных орудий (ultima­ratio — последний довод) и несколько картечных выстрелов с близкого расстояния расстраивают ряды инсургентов   и   заставляют   их   рассеяться.   Если   б   отряд,   вышедший на Сенатскую   площадь,   имел   предприимчивого   и   отважного   начальника   и, вместо того чтобы оставаться в бездействии на Сенатской площади, он смело повел бы o его до прибытия гвардейских полков ко дворцу, то мог бы легко захватить   в плен   всю   императорскую   фамилию.   А   имея   в руках   таких заложников,   окончательная   победа   могла бы   остаться   на стороне   тайного общества.  Цит. по: Гордин Я. А.Указ. соч. Из воспоминаний А. X. Бенкендорфа:  Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие   части   управления,   и   убедился   из внезапно   открытого   заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного,   который   окончательно   более   бдительного   надзора, стекался бы   в одно   средоточие;   государь   избрал   меня   для   образования высшей полиции, которая бы  покровительствовала  утеснимым  и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными. Число последних возросло до ужасающей   степени   с тех   пор,   как   множество   французских   искателей приключений,   овладев   у нас   воспитанием   юношества,   занесли   в Россию революционные начала своего отечества и еще более со времени последней войны через сближение наших офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили   нас   наши   победы.   Никогда   не думав   готовиться   к этому   роду службы, я имел о нем лишь самое поверхностное понятие, но благородные и благодетельные побуждения, давшие повод к этому учреждению, и желание быть   полезным   новому   нашему   государю   не позволили   мне   уклониться от принятия образованной им должности, к которой призвало меня высокое его доверие. Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов. Всю   империю   разделили   в сем   отношении   на семь   округов;   каждый   округ подчинен генералу, и в каждую губернию назначено по одному штаб­офицеру; дальнейшее же   развитие   и   образование   нового   установления   было предоставлено времени и указаниям опыта. Учрежденное в то время Третье отделение   собственной   Его   Императорского   Величества   канцелярии представляло под моим начальством средоточие этого нового управления и вместе высшей секретной полиции, которая в лице тайных агентов должна была помогать и способствовать действиям жандармов...  Цит. по: Шильдер Н. К. Император Николай I.

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ

Конспект урока по истории с использованием ИКТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018