Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
9 кл
09.06.2017
Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)
Изучение особенности внешней политики на Дальнем Востоке на рубеже XIX - XX веков, выявление причин, хода и последствий русско-японской войны. Анализ условий Портсмуртского мирного договора. Изучение учебного материала через анализ различного вида исторических источников (международных договоров, статистических данных, фото документов, воспоминаний участников)Конспект урока по истории по теме "Русско-японская война" с приложениями.
Тема урока русско-японская.doc
Тема урока: Внешняя политика. Русско­японская война. (9 класс) Автор: Руднева Татьяна Владимировна, учитель истории ГКОУ «Волгоградский лицей­ интернат «Лидер» Образовательная цель: формирование исторического мышления ­ способности выявлять  причинно­следственные связи исторических событий, связанных с развитием внешней  политики России в начале XX века, понимать взаимосвязь событий на Дальнем Востоке и  влияние их на ход исторического развития Российского общества. Формировать знания у  учащихся о причинах, ходе и итогах русско­японской войны. Развивающая цель: формирование умения исторического анализа различных видов  источников: исторической информацией,  международных договоров, работа с  фотодокументами, воспоминаниями участников событий и другими историческими  источниками. Развитие способности видеть различные, противоположные стороны одной и  той же проблемы, освещенные в различных источниках информации, критически  осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать,  аргументировать свою позицию. Воспитательная цель: воспитание  российской гражданской идентичности: чувство  патриотизма гордости за героев русско­японской войны (Макаров С.О, Руднев В.Ф.),  осуждение бездарной политики и трусости антигероев (Куропаткин А.Н., Стессель А.М.) Основные понятия; «большая азиатская программа», агрессия, сфера влияния,  концессия.  План урока: I. Внешняя политика Николая 11 в первый период его царствования. Гаагская международная конференция. 2. Дальневосточная политика 3. Русско ­ японская война  (а) Причины русско­японской войны; б) Две точки зрения на проблему экспансии России в  Дальневосточном регионе; в) соотношение сил сторон в войне; г) Основные события войны;  д) Итоги русско­японской войны.) Тип урока: комбинированный.   ХОД УРОКА 1. российском обществе? (ответ ­ Модернизация — переход к индустриальному обществу,  где завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности и  соответствующих ей социальных и политических отношений. Для индустриального  общества характерно — высокий уровень доли промышленной продукции s национальном  доходе; ­ преобладание городского населения над сельским; ­ высокий уровень  грамотности. Были страны 1­го эшелона (Англия, Франция) и страны 2­го эшелона  (Германия, Япония, Россия) этап: ­ Почему модернизация вызвала обострение внутренних противоречий  в В России процессы монополизации и модернизации экономики начались позже, чем в  странах Европы, но они шли высокими темпами (в начале века на 5% заводах работало  54% всех наемных рабочих) В то же время российские промышленники, банкиры имели  меньше средств, чем монополии Запада­ Экономика была многоукладной (наряду с  крупными, средними предприятиями играли роль мануфактуры ремесленные  мастерские, кустарное и мелкотоварное производство). Ускорение темпов промышленного развития привело к изменениям в социальной  структуре. В экономике возросла роль крупных предпринимателей и банкиров. Но  реальной политической власти они не имели, не могли добиться соблюдения своих  интересов. Это усиливало недовольство политикой самодержавия. В стране быстро увеличивался класс рабочих, но их и экономическое и политическое  положение было плачевным. Оставался нерешенным крестьянский вопрос. Т.е. в  стране росло противоречие в обществе. ) ­ Да, перед Россией стояла проблема модернизаций т.е. переход к индустриальному обществу, где  будет завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности и соответствующих ей социальных и политических отношений, и перед Россией встал выбор реформа политической власти или революция. Это понимали и представители политической элиты, но среди  их не было единства. Какие взгляды тогда существовали? (ответ ­ Верхи российского  общества признавали необходимость перемен, но не все: Витте: ­ нельзя оставаться  глухими к нуждам народа (он созвал особое Совещание где рекомендовал уравнять  крестьян в правах с другими сословиями, ввести для крестьян частную собственность  на землю и др.); ­ говорил о том, что в стране нужна конституция, так как Россия,  как и Западные страны шла по пути капиталистического развития и это предполагает демократизацию общества. Но Плеве, его оппонент: считал, что необходимо сохранять самодержавие, так как у  России свой особый путь развития, хотя он не отрицал необходимость перемен  (одобрил инициативу Зубатова о создании под контролем полиции рабочих  организаций); ­ понимая, что в обществе растет недовольство выдвинул идею  «маленькой победоносной войны».) ­ Т.е. как видим в регулировании внутренних противоречий Плеве предлагал задействовать внешнеполитические возможности. 2. этап: 1.   Тема нашего урока. «Внешняя политика. Русско­японская война ».  Задачи: 1.Вспомнить основные направления внешней политики России в конце XIX в. ­ начале XXв. и переориентации внешнеполитического интереса на Дальний Восток; 2. Определить предпосылки и соотношение сил в русско­японской войне; 3. Раскрыть ход военных действий, условия Портсмунского мирного договора; В конце XIX ­ нач. XX вв. сложилась новая система международных отношений. В разряд  великих мировых держав наряду с Англией, Францией, Россией выдвинулись Германия, Италия,  США, Япония, Складывались два военно­политических союза — «Тройственный союз» и Антанта.  Великие державы поделили колонии и полуколонии на сферы политического влияния и вели борьбу  за экономический раздел всего мира. Начались локальные войны за передел сфер влияния (что  означают эти слова?) Россия активно участвовала в этой борьбе ­ Вспомните в каких направлениях развиваюсь внешняя экспансия Российской империи  в конце XIXвека! (ответ: Внешнеполитические задачи России разделились на две группы: 1. Европа: предотвратить военно­политическую гегемонию Германии, прекратить  экспансию Австро­Венгрия на Балканы и установить контроль над  средиземноморскими проливами. 2. Восточное остановить расширению влияния Англии в Персии и Китае, противостоять  японскому продвижению на континент, а затем установить господство в Персии, Северном  Китае и на тихоокеанском побережье Азии так называемая «Большая азиатская  программа», которая была приоритетной для России. Поэтому в Европейском направлении Россия в конце XIХ в. проводила миролюбивую  политику: так в 1899 г. по инициативе в Гааге прошла конференция по ограничению  вооружения, где Россия предлагала ­сократить европейские армии; ­ не применять  ядовитые газы и разрывные пули, ­ подымался вопрос условий содержания военнопленных.  Результаты конференции были небольшие ­ был учрежден Международный суд в Гааге.          Но особую значимость для Росси имело Восточное направление, в частности  ­Дальневосточное. Особую агрессивность здесь проявляла Япония, начавшая в 1894 году  войну с Китаем. Война показала превосходство Японии и в 1895 году был заключен  кабальный для Китая Симоносекский мир. По этому договору Китай признавал  независимость от него Кореи, уступал Японии остров Тайвань, Ляодунский полуостров {юг  Маньчжурии) и обязался выплатить огромную  контребуцию. Япония развернула экспансию в Корее, стремясь сначало поставить во главе страны своих  марионеток, а затем оккупировать весь Корейский полуостров. Для европейских стран экспансия Японии приветствовалась, т.к. они видели в ней  противовес «русской опасности». В конце XIX—начале XX вв. Россия начала строительство железнодорожного пути через  всю Сибирь — транссибирская магистраль. Т.К. Сибирь была богата полезными  ископаемыми, но населения там было мало, разработка этих полезных ископаемых почти  не развита. Виной тому ­отсутствие надежных путей сообщения. Строительство этой  магистрали совпало с обострением противоречий на Дальнем Востоке. Правительство  решило использовать дорогу не только в хозяйственных целях, но и для усиления своих  стратегических позиций в Северном Китае. В 1896 году, в соответствии с русско­китайским союзным договором, Пекин разрешил  проложить восточную часть Транссибирской магистрали, через Маньчжурию. ) Т. е. с конца XIX века можно отметить миролюбивый характер внешней политики на  европейской арене (сближение с Францией, подчеркнутое уважительное отношение к Германии,  даже тогда, когда Англия предложила России разделить Турцию, Николай отверг это предложение,  т.к. во внешнеполитической доктрине большую значимость приобрело Дальневосточное  направление. 2.    Он реализовал «Большую азиатскую программу» по которой предполагалось расширение  русского влияния на Дальний восток: было начато строительство Транссибирской магистрали. В  1896 г. Россия добилась пересмотра Симоносекского договора и Ляодунский п­в  был возвращен  Китаю Японией. Россия предоставила Китаю крупный заем, и в этом же году подписала договор об оборонительном союзе и о постройке через территорию Маньчжурии КВЖД. В марте 1898 г. был заключен русско­китайский  договор об аренде на 25 лет Ляодунского п­ва с портами Дальний и Порт­Артур, где стали  строить военно­морскую базу. В 1900 г. в Китае вспыхнуло восстание и Россия приняла  активное участие в его подавлении после чего Маньчжурия оказалась сферой влияния  России. Кто же был соперникам у России в этом направлении? Найдите ответ в  учебнике на стр. 26 (Загладин Н.В. История Отечества XX  ­ нач. XXI векаМ.: «Русское  слово», 2005 г.) 3. а.  Итак кроме России, в Китае и Корее были интересы Японии, Обобщите ­ какие  причины развязать войну с Россией были у Японии? (Ответ: борьба за сферы  влияния, утвердиться в качестве великой державы) А какие причины вступить в  войну с Японией были у России? (Ответ: борьба за сферы влияния,)  В чем же  заключались противоречия между странами? (Ответ: экономические: КВЖД и  российская экономическая экспансия в Маньчжурии; аренда Россией Ляодунского п­ва и Порт­Артура. Политические: борьба за сферы влияния и ..)  Прочитайте документ в  Приложении 1.1 ­ Что еще толкало Россию к войне? (Ответ: война нужна была как  средство отвлечения от революционного движения в России)  (записываю противоречия на доске) 3. б. Прочитайте документ  1.2.  Сравните с документом  1.1 (приложение 1)  и  скажите в верхах все были едины в желтый начать войну с японцами? (нет) Правильно, вопреки возражению Витте, который совершил поездку на Дальний Восток и  вынес из нее твердое убеждение, что Россия к войне не готова, Николай же считал  азиатскую политику главной и не согласился с Витте. Агитацию за войну с Японией вела придворная группировка во главе с Безобразовым, ее  поддерживал Плеве, который считал, что эта война смягчит социально­ политический  кризис в стране. 3, в.  Давайте проанализируем так ли уж бесспорно эта война для Россми могла стать  маленькой и победоносной? Прочитайте документы 1.3. и ответе на вопрос о готовности к воине России и Японии ( ответы учащихся).  3. г. Прочитайте текст учебника на стр. 26­27 и заполните таблицу  № 1  (документ 1.4), при  этом отметьте на контурной карте основные сражения русско­японской войны (в конце  работы читают из таблицы) Какие причины военных неудач России вы можете  назвать?  (1. Не достаточно хорошее оснащение армии; 2. Удаленность центральных  районов откуда шло пополнение, вооружение, амуниция от тетра военных действий у  Японии все находилось рядом; 3. Не на высоте оказался генералитет России (не удалось выиграть ни одного сражения)        Гибель адмирала С.О. Макарова, Сдача крепости Порт­Артур, огромные потери в  сражениях при Ляоляне, на реке Шахе, особенно при Мукдене, и как итог военной  катастрофы – разгром Российской эскадры  в Цусимском проливе – вот вехи русско­ японской войны. Но за всеми сухими строчками стоят живые люди со своей судьбой и  фотографии как ничто другое хранит дух тех далеких дней. Посмотрите  в Приложении 2   фотографию 2.1.  (на о. Сикоку близ города Мацуяма во время войны с Россией был устроен лагерь для пленных. Большая партия пленных была  направлена сюда после Цусимы) Скажите в коей мере уважительное отношение  японцев к пленным было естественным проявлением гуманных чувств, а в коей  оно диктовалось пропагандистскими соображениями? На следующем фотодокументе (2.2.) ­  моряки «Варяга» и «Корейца» перешли на корабли  нейтральных государств, и затем кружными путями вернулись в Россию и 16 апреля 1904 г. парад, который принимал Николай II. Этот снимок имеет агитационное значение,  какое? Сравните эти два снимка: Кто вызывает большую симпатию ­ пленные  матросы или участники парада? Почему? Считаете ли вы правомерной такую  постановку вопроса?            Посмотрите на фотодокументы и иллюстрации  2.1 ­2.5  — сопоставьте: Какие из  них дают верное представление о сути русско­японской войны? Почему? Взгляните на рисунок 2.6.: Какую мысль стремился выразить автор рисунка, Можно  ли сказать, что этот рисунок унижает национальное достоинство русских?  3. д. В результате трагичных событий  военных  неудач моральный дух армии упал в  стране начиналась революция. Поэтому необходимо было срочно заключать мир.         23 августа 1905 г. был подписан мирный договор с Японией в г. Портсмуте (США)  Прочитайте в Приложении 3. фрагмент этого договора: Каковы условия мира? Почему  после подписания мира Витте, который возглавлял нашу делегацию стали  называть  граф Полусахалинский? Предположите к каким событиям это  поражение могло привести в Россию? (Ответ: к бунту, революции) — Это тема нашего  следующего урока. 111 этап: Дом, задание: 3, сообщение о Степане Осиповиче Макарове(командующего  тихоокеанским флотом); о Всеволоде Федоровиче Рудневе (командире крейсера «Варяг») Литература:  1.  Боханов А.Н. История России. XIX  век: Учебник для 8 класса основной школы. – М.:  «Русское слово», 2005  2.  Головатенко А., Мезенцев Е. Внешняя политика России на Дальнем Востоке в конце  XIX –  начале XX в. М. 1993 3.  Загладин Н.В. История Отечества XX  ­ нач. XXI века: учебник для 9 класса. ­М.:  «Русское слово», 2005   4.  Романов Б.А. Очерки дипломатической истории русско­японской войны. 1895 ­1907.  М.; Л, 1955                                                                                                            5.  Ушаков А.В. Справочник школьника но отечественной истории XIХ ­ XX веков. М. 2001 ПРИЛ ОЖЕНИЕ 1.  1.1.  Из мемуаров С. Ю. Витте <...> Плеве, уходя, сказал ему: — Алексей Николаевич (Куропаткин), — вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война. 1.2.  Из дневника А.Н. Куропаткина. 11 декабря 1903 г. Плеве   ...я   думаю,   мне   удалось   его   убедить,   что  война  с Японией  не  уменьшит  его забот  об успокоении  России. Что, напротив, если мы на первых порах потерпим неудачи, то внутри страны могут вспыхнуть серьезные волнения, что на нас, самое главное, может ополчиться весь мир, ибо, начав войну с Японией, мы дадим образчик возможных для нас столь же бессмысленных и стихийных действий и в будущем. На очередь, быть может, попадут Тибет, Индия, Персия.  Народы поймут опасность распоряжения 130 мил. людей одною самодержавною волею <...>         (Головатенко А., Мезенцев Е. Внешняя политика России на Дальнем Востоке в конце XIX –  начале XX в. М. 1993) 1.3 Русско­японская война 1904 ­1905 гг. Силы сторон Рост численности японской армии и русской армии на Дальнем Востоке Дата                                            Солдаты Офицеры Я п о н с к а я      а р м и я К1 января 1894 г.                        58 446 К1 января 1904 г.                       142 663 Р у с с к и е    в о й с к а К 1 января 1895 г*                       32 716 К 1 января 1904 г.                        94 586 2476 8082 1118 3249 Соотношение морских сил к началу русско­японской войны Россия Япония Всего кораблей Общий тоннаж, тыс. т.                                                              (выписка из кн.: Ушаков А.В. Справочник школьника  но отечественной 63 190 80 260 истории IХ ­ XX веков. М. 2001, с. 109) «В техническом отношении — армия начинала компанию с 8 пулеметами; пополнялась  полевой артиллерией, вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воотчию видеть гористый  характер будущего ­театра военных действий; не располагала точными картами, без  которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт­Артур начиная кампанию с  153 снарядами для 12­дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов  лежало 1037, и не было ни одного 12­дюймового орудия... Сухопутные войска насчитывали 100 тыс. человек... Япония к началу военных действий  имела сухопутную армию, считая и резервные силы, в 330 тыс. человек, на вооружении  армии имелись 1068 орудий разных калибров» (выписка из кн.: Романов Б.А. Очерки дипломатической  истории русско­японской войны. 1895 ­1907. М.; Л, с. 303) 1.4. Задание: заполните таблицу № 1  Ход русско­японской войны: Борьба за господство  на море в 1904 г. Сражения на суше в  ходе военных  действий 1904 г. Крах самодержавия в войне (1905 г.) Окончание войны и  ее итоги 1 2 3 4 ПРИЛ ОЖЕНИЕ 2 Фотодокумент 2.1. Раненые матросы в японском госпитале. (На о. Сикоку около г. Мацуяма был устроен лагерь для  пленных русских моряков. Большая партия пленных была направлена сюда после Цусимского боя  14­15 мая 1905. (всего в плен попало после «Цусимы» около 6 тыс русских) Фотодокумент 2. 2. Николай II принимает парад команды «Варяга» на Дворцовой площади в Санкт­Петербурге (апрель 1904 г.) (Уничтожив свои корабли, моряки «Варяга» и «Корейца» перешли на корабли  нейтральных государств и вернулись на Родину. Когда они прибыли в Санкт­Петербург им была  устроена торжественная встреча, состоялся парад, который принимал  Николай II)                                                                                                                                Фотодокумент 2.3. Сражение под Ляояном, 1904 год. Иллюстрация  2.4. Атака казаков под Вафангоу. (с картины Н. Владимирова) Иллюстрация 2.5. Гибель броненосца «Суворов» в Цусимском бою ( с картины И. Владимирова) Рисунок 2.6. Аллегорический рисунок, изображающий победу японского оружия.                                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Мирный договор, подписанный Россией и Японией в Портсмуте (Фрагменты) Ст. 1. Мир и дружба пребудут отныне между их  величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными. Ст. 2. Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам  руководства, покровительства и надзора, кои императорское правительство могло бы почесть необходимыми принять в Корее <...> Ст. 3. Россия и Япония взаимно обязуются: 1) Эвакуировать  совершенно  и  одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на  которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям  дополнительной 1 ст., приложенной к сему договору… 2) Возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части  Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками, или которые находятся под  их надзором, за исключением вышеупомянутой территории. <...> Ст.   5.   Российское   императорское   правительство  уступает   императорскому   японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт­Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендою   или   составляющие   ее   часть,   и   уступает   равным   образом   императорскому   японскому правительству   все   общественные   сооружения   и   имущества   на   территории,   на   которую распространяется вышеупомянутая аренда. Обе   высокие   договаривающиеся   стороны   взаимно  обязуются   достигнуть   упоминаемого   в вышеуказанном постановлении согласия китайского правительства. Императорское   японское   правительство   заверяет  со   своей   стороны,   что   права   собственности русских. подданных на вышеупомянутой территории будут вполне уважены. Ст. 6. Российское императорское правительство  обязуется уступить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан­чун (Цуань­чэн­цзы) и Порт­Артуром и все ее разветвления. <...>   Ст.   9.   Российское   императорское   правительство   уступает   императорскому   японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова  Сахалина   и   все   прилегающие   к последней   острова,  равно   как   и   все   общественные   сооружения   и   имущества,   там   находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступленной территории.  Точная граничная   линия   этой   территории  будет  определена  согласно  постановлениям   дополнительной   2 статьи, приложенной к сему договору.

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)

Конспект урока по истотрии России на тему "Русско-японская война" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017