Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Знакомство с народным костюмом»
Оценка 4.7

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Знакомство с народным костюмом»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
13.05.2017
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Знакомство с народным костюмом»
Цель: Ознакомление с народным русским костюмом. Дать понятие об ансамбле костюма. Задачи: открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлением жизни. Обогатить знания учащихся сведениями из истории местного народного костюма. Способствовать умению строить композиционный замысел, и прорабатывать основные части композиции костюма, разрабатывать фрагменты украшений; формировать эстетическое восприятие учащихся к ансамблю русского народного костюма под воздействием устного, музыкального и изобретательного фольклора; развивать умение связывать композицию костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве.Каким же он был народный костюм? В народном костюме и быт народа, и его духовный опыт, культура. В народном костюме как бы зашифрована информация, хранившаяся нашими предками многие века и дошедшая до нас через композицию костюма.
Знакомство с народным костюмом.docx
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Знакомство с народным костюмом» Учитель: Егорова Елена Алексеевна МБОУ «Стычновская СОШ»  Цель: Ознакомление с народным русским костюмом. Дать понятие об ансамбле  костюма. Задачи: открыть содержательный смысл художественного образного языка декаротивно­ прикладного искусства, его связь с явлением жизни. Обогатить знания учащихся сведениями из  истории местного народного костюма. Учить строить композиционный замысел, учить  прорабатывать основные части композиции костюма, разрабатывать фрагменты украшений;  формировать эстетическое восприятие учащихся к ансамблю русского народного костюма под  воздействием устного, музыкального и изобретательного фольклора; развивать умение связывать композицию костюма с народной архитектурой и орнаментом в  народном искусстве, развивать умения акварелью.  Ход урока: 1. На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составили  крестьяне. Они вели хозяйство, обеспечивали себя всем необходимым, включая одежду. Самой  судьбой свой неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его  отвечая особенностям Российского климата. В одежде выразились миропонимание, обычаи,  характер, вкус, внутренняя суть коренного русского человека. Вот отчего в течение долгих  веков прежде всего крестьянство являлась хранителем национальных традиций в костюме. 2. Каким же он был народный костюм? Очутившись 100 лет назад на крупной ярмарке где­нибудь в Макарьеве или Ирбите, вы бы  поразились разнообразию нарядов, особенно женских: и двух одинаковых нее сыскать! Более  всего разнились костюмы северных и южных губерний, своеобразно одевались сибирячки Традиционный женский наряд русского севера часто называют «сарафанным комплектом». Основные его части ­ рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен ­ это подтверждается множеством связанных с ней поверий, например, собственную сорочку не  продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе  люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? В XIX веке кое­где до самой  свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. В старину рубаху шили из льняного или конопляного холста домашнего изготовления из прямых  полотнищ, от ворота до подола. В ХУШ в ­ начала XIX века рубаха шилась из 2 частей. Верхняя  называлась ­ рукава ­ делалась из тонкого холста и более дорогих, привычных тканей, а нижняя  ­подставка ­ из домашнего грубого холста, обычной домотканины. В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Готовя  нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и  ворот, не закрытые сарафаном, подол расшивали красными, золотыми нитями. Вышивка  достигала от 30 до 60 см. Наряду с геометрическими мотивами часто встречаются растительные, зооморфные и полиморфные сюжеты, птицы­павы, кони, барсы. Типично для северной  орнаментики, ромбы с точками вышивали на подоле рубахи или юбки символизирующим  засеянную пашню. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые  символизировали подземно­подводный мир. Расположение орнамента не случайны, они несут  большую смысловую нагрузку, защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра.  Берегиня ­ так называли изображение женщин с поднятыми руками. Это почитаемое божество  олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян. Древо  жизни ­ символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода.  Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях либо  цветами с плодами. Конь ­ крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших обрядов солнца, движение солнца по небу, символом крепости крестьян, жизни. Птицы ­ изображение птиц были особенно разнообразными и красивыми, с удивительными  гребнями, хвостами и узорчатыми перьями ­ птицы ­ счастье, символ весны, тепла, света.  Цвет тоже имел символическое значение: черный ­ символизировал землю желтый ­ солнце  красный ­ жизнь. Сарафан ­ само слово восточного происхождения, означало «одетый с головы до ног» и  относится к обозначению мужской одежды. Древний тип женского сарафана ­ шушпан со  сплошным переднем полотенцем. Но уже в прошлом веке молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на металлические перовицы. Из­за большого числа клиньев, он получил  название клиник, встречались и другие названия ­ по ткани, покрою: кумашник, кабоешник,  штофник, дольник, косталан, клиник. В конце XIX века появляется прямой сарафан на лямках.  На Руси никогда не ходили распоясной, без пояса. И не возможен русский народный костюм без  него. Он считался предметом саркальным, давался при крещении, он оберегал от бед. Ходить без пояса считалось неприличным, особенно молиться Богу. В зависимости от назначения пояс  подвязывался под грудью или под животом. Если сарафан был сшит из дорогих тканей, пояс  завязывали на рубахе под ним. Женщины носили на поясе кошельки, мужчины подвешивали  кисеты, гребни. Пояса были тканые, вязаные, плетеные. Головной убор завершая весь ансамбль.  Без него костюм русской крестьянки просто немыслим. По древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой ­ это считалось грехом. Девушки могли не покрывать  волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки ­ перевязка,  оставляющая верх головы незакрытым. Формы уборов разнообразны (показ иллюстрированный  каропольского кокошника, Архангельской губернии, Новгородской и Тверской губерниях). Что  еще дополняло основной костюм? Зимой и осенью поверх рубахи сарафана надевалась для тепла парчовая душегрея, собранная на спине красивыми складками. Обязательным элементом был  передник, он крепился крепился выше груди, выполнял чисто декоративную задачу: закрывал  неукрашенные части костюма, защищал одежду от загрязнения. Ну и в праздник ­ красивый  платок или шаль. Костюм южных губерний заметно отличался от него. И по составу и по материалам. Назывался  он поневный комплекс». Здешние крестьяне жили беднее и не покупали дорогих тканей, а по  стилю южно ­ русский костюм ярче и пестрее, причина климат и соседство степных народов. Основу костюма составляет древняя поясная понева. Это домотканая клетчатая, черная или  синяя юбка из шерсти. Это старинная расшитая понева. Полы не сходятся и в просвете видна  рубаха. Глухая явилась позже когда прореху стали закрывать полотенцем другой матрешки ­  прошвой. К поневе прилагался передник украшенный образами земли и воды ­ ромбы, волнистые линии, древо жизни, птицы. Берегиня он оберегал живот. Для женщин живот основой жизни ­ символ продолжения рода . По  праздникам по верх надевали набершник из нарядной ткани, украшенный вышевкой,  туникаобразного покроя. А вот о головном уборе замужней женщины ­ кичке следует сказать особо. Это целое  сооружение, по весу достигавшая до 7 кг. Кое­где ее называли «сорокой» ­ напоминающей птицу  с крыльями. В передней части ее не редко возвышались рога. Видимо они связаны с древними  представлениями. Поверх кички надевали расшитые золотом или бисером налобник, сороку,  наушники. Как не странно русские женщины долго не могли расставаться со всем этим.  Известная народная частушка: «Рязанские рога не кину не когда: буду есть, одну мякину, а рога  свои не кину!» Своеобразен Сибирский костюм. Русские люди переселялись в Сибирь из самых разных мест  Европейской России. Со временем их привычные наряды менялись в новых природных условиях. Переселенцы заимствовали у местных народов особенно теплую одежду и обувь. Так в низовьях  Оби мужчины и женщины носили Ненецкую малищу из оленьего меха шерсть внутрь с  капюшоном и рукавчиками. Осваивали новые ткани, которые привозили из Китая. Однако в  целом традиционный костюм сохранился в Сибири и даже обрел неповторимые черты, народ  свято хранил обычаи отечественной старины. Состав мужской одежды был всюду одинаков, а вот о пестряди с которым на ровня с холстом  шили рубахи и порты стоит рассказать. Это клетчатая или полосатая ткань из крашеной пряжи.  Расцветка и узор порой восхитительны ­ не даром деревенские щеголихи носили сарафаны  пестрядники. Клетка шла на рубахи , а полоска на штаны, которые так и назывались сине  ­полосые. На конец обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревни все ходили в лаптях. А ведь их насилии  преимущественно в центрально­черноземных губерниях, где сильнее сказалось крепостное право.  Тут даже венчали и хоронили в лаптях. Зато степняки, поморы, сибиряки их вовсе не знали. На  севере лапти плели для работы, на покосе или жатве они незаменимы: удобные, легкие и ногу не  наколешь. В праздники же надевали обувь кожаную ­ сапоги, полусапожки, башмаки. Коты с красной оторочкой ­ что­то вроде туфель по просторнее чтобы нога в шерстяном чулку  вошла. Вязаные чулки до колен с узорной опиской носили и мужчины и женщины. Кажется самая  не замысловатая деталь костюма, а сколько тут выдумки! Обороты которыми привязывали обувь  к ноге часто плели из черной шерсти. Красота и польза никогда не расходились в народном  костюме со смыслом. Вспомним узоры на рубахах, передниках. Ученые доказали что все они  выражают идею плодородия матери­земли, близкую душе земледельца. Верхняя часть костюма  была связана с идеей неба. Название головных уборов напоминает птиц: сорока, курица, по  старому «кокоши», лебеди «кичет». Одетая в свой многослойный наряд русская крестьянка  представляла собой образ всей вселенной, так ее трудолюбие представляли. Выглядела величаво, представительно; выступала торжественно. Самостоятельная работа. Сегодня мы с вами выполняем эскиз народного костюма, вам нужно построить композиционный  замысел, проработать основные части костюма, разработать фрагменты украшений. Итог урока: В народном костюме и быт народа, и его духовный опыт, культура. В народном костюме как бы  зашифрована информация, хранившаяся нашими предками многие века и дошедшая до нас через композицию костюма. Можно лишь восхищаться тонким вкусом, чувством меры, умением  черпать вдохновение из окружающей природы, неистощимой фантазией простых русских  женщин, изготовивших эти шедевры. Крестьянка ­ одетая в красивый костюм как бы являла  собой образ мира. Закрепление знаний:  Вопросы 1) 2) 3) 4) 5) Из каких частей состоял традиционный костюм русского крестьянина? О чем может рассказать нам русский народный костюм Назовите составные части женского костюма русского севера.  Охарактеризуйте художественное выражение, средств ансамбля этого костюма. Назовите составные части женского костюма южных областей России. Охарактеризуйте  его художественно­выраженные средства. Как украшали русские женщины свои праздничные костюмы?  Задание на дом: Продумать и выполнить эскиз народного костюма.

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Знакомство с народным костюмом»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Знакомство с народным костюмом»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Знакомство с народным костюмом»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Знакомство с народным костюмом»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Знакомство с народным костюмом»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Знакомство с народным костюмом»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Знакомство с народным костюмом»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Знакомство с народным костюмом»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017