Конспект урока по кубановедению во 2 классе
Оценка 4.9

Конспект урока по кубановедению во 2 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
классное руководство
2 кл
10.04.2018
Конспект урока по кубановедению во 2 классе
Цель урока систематизировать и обобщить знания учащихся о народных ремеслах Кубани. формировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров; познакомить с народными промыслами: гончарным производством, кузнечным делом, ткацкими промыслами, овощеводством, виноградарством; воспитывать интерес учащихся к историческому прошлому своего народа.
ремесла на кубани.docx
Конспект урока по кубановедению во 2 «А» классе Тема: Ремёсла на Кубани. Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о народных ремеслах Кубани.  формировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров; познакомить с народными промыслами: гончарным  производством, кузнечным делом, ткацкими   промыслами,   овощеводством,   виноградарством;   воспитывать   интерес учащихся к историческому прошлому своего народа. Предметные результаты:обучающиеся научатся: воспринимать на слух рассказ о     ремёслах     и   промыслах   казаков;   отвечать   на   вопросы   учителя   по   содержанию беседы; видеть разницу в современном промыслах и промыслах кубанских Казаков; обучающиеся   получат   возможность   научиться:  осмысливать   эстетические   и нравственные   ценности   быта   кубанского   казачества   и   высказывать   собственное суждение;  Метапредметные результаты: Личностные УУД:  выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют   терпение   и   доброжелательность,   доверие   к   собеседнику   (соучастнику) деятельности. Регулятивные   УУД:  планируют   решение   учебной   задачи:   выстраивают последовательность   необходимых   операций   (алгоритм   действий);   осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Познавательные УУД: общеучебные – владеют методом познания окружающего мира   –   наблюдением;   воспроизводят   по   памяти   информацию,   необходимую   для решения учебной задачи; логические–устанавливают причинно­следственные связи. Коммуникативные   УУД:  оформляют   свои   мысли   в   устной   форме;   в коммуникации строят понятные для товарищей высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет. Т   ехнологии:  ­ здоровьесберегающие; ­ развивающее обучение; ­ сотрудничество.         Оборудование:  мультимедийное оборудование, компьютерная презентация. ХОД УРОКА Слайд 1. I. Организационный момент  Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Хорошо запоминать. II. Мотивация учебной деятельности. ­ Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в далёкое прошлое нашего края.  Слайд 2.  ­ Прежде чем отправиться в путешествие поработаем в парах. ­Составьте  кубанские пословицы. ­ «Дело мастера боится» ­ «Работа сама за сэбэскаже» ­ «Умилыйчоловиквозьмэтся, в його руках и снигзаймэтся». ­ О ком эти кубанские пословицы?  ­ Конечно о мастерах своего дела, умельцах! ­ Подумайте и скажите какова тема нашего урока, на какие вопросы хотите получить  ответы. III.  Актуализация знаний, сообщение темы и постановка цели урока. Слайд 3. ­ Для того чтобы начать говорить о промыслах и ремеслах Краснодарского края,  давайте заглянем в терминологический словарь и узнаем, что обозначают эти слова. • Ремесло –это изготовление каких­либо изделий ручным способом. Люди ,  которые занимаются ремеслом называются ­ ремесленниками. • Промысел – это добыча чего­либо или охота. Это то, что можно взять у  природы. Люди, которые занимаются промыслом называются –  промысловиками. ­ И чего только не умеют кубанские мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы   и   соломки,   резка   по   дереву,   роспись   и   гончарное   дело,   кузнечное   дело, художественная ковка и ткацкое производство… Знать народные ремесла, имена народных мастеров­умельцев – это значит лучше понимать свой народ. В средние века ремесленники селились в городах по цехам (ремеслам): гончары, ткачи, кузнецы, сапожники, перчаточники … У каждого цеха было свое знамя, а на домах висели вывески с изображением тех изделий, которые изготавливались в цехах и мастерских: на доме сапожника висел сделанный из металла сапог, перчаточника – перчатка. Улицы тоже называли по роду ремёсел и занятий людей. В Москве до сих пор   есть   улица   Мясницкая,   Кузнечный   мост.   В   других   городах   можно   пройти   по Гончарной, Аптекарской и др. IV.  Первичное   усвоение.   Объяснение   нового   материала   в   форме   рассказов подготовленных детей беседы  ­ Итак, отправляемся в прошлое. Слайд 4,5,6. ­ Знаете ли вы кто такой ГОНЧАР? ­ Для ведения личного хозяйства нужна была различная посуда. На помощь пришли ГОНЧАРЫ.   Они   свою   посуду   развозили   по   селам   и   станицам   и   выменивали   за пшеницу.   ГОНЧАРОВ   на   Кубани   называли   горшечниками.   Глиняная   посуда   была очень нужна в хозяйстве. В КРЫНКАХ, ГЛЕЧИКАХ хранили варенье всю зиму. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму.   В   кувшинах   поменьше   хранили   молоко,   масло,   творог.   Их   посуда   стала пользоваться   спросом.   Именно   по   кувшинам   судили   об   искусстве   гончара.   Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец. Слайд 7,8. ­ На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань –  кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами.   Они   создавали   настоящие   художественные   произведения   из   металла: козырьки, решетки на окна, ворота, парадные лестницы, ограды, флюгера, фонари. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Они плели кружева из металла. В каждой   кубанской   станице   с   конца   19   века   работали   до   пяти   кузнец.   Здесь изготавливалось все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги, подковы. А человек нашедший  подкову считался счастливым. В кузнице всегда темно. Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки. Кубанскаяковань   является   уникальным   памятником   народного   декоративно­ прикладного искусства.  Слайд 9. – Распространенным на Кубани было плетение из соломы, из лозы и листьев початков  кукурузы.  – Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Каких только не плели и  большие и маленькие, крошечные. Из листьев початков кукурузы плели кошельки,  корзинки, из соломы – большие шляпы. Плели из камыша, тростника – колыбели для  детей, столы, стулья, дворовые ограды – ПЛЕТЕНЬ. Для хранения зерна плели КОШЕЛКИ. ФизминуткаЯ буду называть предметы , а вы изобразите как его изготавливают крынка, решетки на окна, глечик,парадные лестницы, салфетки.кувшин,ворота,  ограды,рушники, (полотенца), скатерти. Слайд 10. ­ Наиболее развитыми видами народного  декоративно­ прикладного искусства  на Кубани были вышивка, кружево, ткачество. Народные мастера вышивали рушники, (полотенца), скатерти, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др. В основном вышивка выполнена цветной и белой гладью, крестом красного и  черного цвета, тамбурным швом. Большинство изделий имеют растительный орнамент. Кружево выполнялось в основном крючком для украшения рушника, подзора,  наволочки. Сегодня нам известны многие мастера вышивки на Кубани, которые  продолжают традиции. Слайд 11. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7­9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали  приготовить   для  себя приданое из нескольких  десятков  метров  полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Слайд 12. ­ Природа Кубани всегда была богата. Птица, зверь, рыба в изобилии водилась в реках и лесах. Поэтому и промышляли наши предки охотой, рыбной ловлей, добычей меда, сбором ягод, лесных орехов. Но, конечно же, не везде. А только в тех районах края, где это было возможно.  Промысловое значение рыболовство имело лишь на морском побережье Черного и   Азовского   моря   и   берегам   лиманов.   Казаки   ловили   рыбу   преимущественно   для собственного потребления в одиночку, семьей или объединялись с соседями, а потом делили   улов   на   равные   части.   В   кубанской   области   издавна   разводили   все   виды домашних животных: лошадей, овец, свиней, птиц. Цены на скот были сравнительно высокими.   Скот   продавали   на   станичных   и   городских   ярмарках   или   сдавали   его скупщикам. Слайд 13. Пчелиный промысел был, по существу охотой за медом. Человек занимался ею  на протяжении многих столетий. Сначала он находил дупло диких пчел и забирал весь  мед, не задумываясь о том, что будет с разоренной пчелиной семьей. Позднее  охотники за медом стали метить найденные деревья с пчелами и считать их дупла  (бортни) своей собственностью. Чтобы пчелы не погибли, они им оставляли им на  зиму часть меда. Затем бортники научились сами делать дупла в деревьях, куда  заселялись пчелы. Так на смену дикого пчеловодства пришло бортничество. На  Кубани в 19 веке преобладали ульи украинского типа – выдолбленные из липы, ольхи  или вербы, вертикально поставленные колоды с дном и крышкой. В некоторых  особенно в предгорных районах Лабинска и Майкопа, которые богаты медоносными  травами, пчеловодство в начале 20 века приобрело промышленный характер. Мед  является одним из самых лучших лекарств, которое дает нам природа.             Слайд 14.          Первые виноградники появились в Тамани около двух с половиной тысяч лет  назад. Виноградную лозу привезли греки и научились выращивать прекрасные гроздья  солнечной ягоды. Позднее разведением винограда стали заниматься адыги, а затем  русские переселенцы. Темрюкский и Анапский районы стали крупными  производителями винограда, винодельческими регионами. Слайд 15. Широкое развитие получили на Кубани садоводство, огородничество,  бахчеводство. К концу 19 века здесь было уже более 25 тысяч фруктовых садов. В это  же время начались пробные посадки сахарной свеклы и риса, получивших широкое  распространение в 20 веке.  Постепенно наш край стал настоящей житницей России. Этому способствовала  высокая культура хозяйствования и неутомимая деятельность трудолюбивых  Кубанских земледельцев. Слайд 16. V.  РЕФЛЕКСИЯ. ­ что вам понравилось на уроке больше всего? ­ какова была тема нашего урока? ­ достигли ли мы поставленной цели? ­ ответили ли мы на интересующие нас вопросы? ­ оцените сою работу с помощью сигнальных карточек. ­ спасибо вам за работу, мне очень приятно было с вами работать! VI. ИТОГ УРОКА. ­Как вы можете объяснить разницу между словами «промысел» и «ремесло» ­Какие виды декоративно – прикладного искусства  есть на Кубани? ­Почему изделия народно – прикладного искусства называют памятниками культуры  нашего народа?

Конспект урока по кубановедению во 2 классе

Конспект урока по кубановедению во 2 классе

Конспект урока по кубановедению во 2 классе

Конспект урока по кубановедению во 2 классе

Конспект урока по кубановедению во 2 классе

Конспект урока по кубановедению во 2 классе

Конспект урока по кубановедению во 2 классе

Конспект урока по кубановедению во 2 классе

Конспект урока по кубановедению во 2 классе

Конспект урока по кубановедению во 2 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018