Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.
Оценка 4.8

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
22.05.2018
Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.
Тема: Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них. Тип урока: урок усвоения новых знаний Цель урока: знать виды подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Задачи:  обеспечить усвоение знаний о способах и последовательности присоединения придаточных предложений к главному с целью подготовки к сдаче ОГЭ;  развивать умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;  воспитывать уважение к мнению товарища при работе в парах. Методы работы: частично-поисковый, самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала, контрольно-оценочный метод. Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах.Тема: Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них. Тип урока: урок усвоения новых знаний Цель урока: знать виды подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Задачи:  обеспечить усвоение знаний о способах и последовательности присоединения придаточных предложений к главному с целью подготовки к сдаче ОГЭ;  развивать умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;  воспитывать уважение к мнению товарища при работе в парах. Методы работы: частично-поисковый, самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала, контрольно-оценочный метод. Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах.
СПП с несколькими придаточными.docx
МБОУ «СОШ №2» г. Югорска ХМАО­Югра Урок в 9 классе Учитель: Кохно Н.Н. Тема: Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них. Тип урока: урок усвоения новых знаний Цель   урока:  знать   виды   подчинения   в   сложноподчинённых   предложениях   с   несколькими придаточными. Задачи: ­   обеспечить   усвоение   знаний   о   способах   и   последовательности   присоединения   придаточных предложений к главному с целью подготовки к сдаче ОГЭ;  ­   развивать   умение   определять   способы   подчинения,   строить   схемы   СПП   с   несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;  ­  воспитывать уважение к мнению товарища при работе в парах.  Методы   работы:  частично­поисковый,   самостоятельная   работа   обучающихся   по   осмыслению   и усвоению нового материала, контрольно­оценочный метод.  Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах.  Наглядность урока: интерактивная доска, слайдовая презентация.  I. Организационный момент  (своевременное   начало,   требование   приветствия,   учёт   посещаемости, фиксация  опоздавших  на  урок,   оформление  доски,  требование  дневников  учащихся,  подготовленность учебных  принадлежностей )           Ход урока. II. Актуализация знаний. (Презентация) Задача: повторить изученный материал по теме «СПП» Блиц­опрос: 1) Какие предложения называются сложноподчиненными? 2) Верно ли утверждение, что придаточные предложения всегда стоят после главных? 3) На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?  4) Назовите виды придаточных предложений. 5) Как связываются простые предложения в составе СПП? 6) Как отличить союз от союзного слова?  7) Верно ли утверждение, что союз или союзное слово всегда подскажет, к какому  виду относится придаточное? Введение в тему урока:   Задача: ­   обеспечить   усвоение   знаний   о   способах   и   последовательности   присоединения   придаточных предложений к главному с целью подготовки к сдаче ОГЭ;  Учитель:  Перед вами демоверсия ОГЭ по русскому языку 2017 года (демоверсия взята с сайта ФИПИ).     Какие   задания   тестовой   части   направлены   на   проверку   знаний   синтаксических   норм? (предполагаемый ответ : задания 6­14) Учитель: Что необходимо знать, чтобы правильно выполнить задания: ­ № 7? (ответ: определение словосочетания и способы связи в нем); ­ №№8 и 11? (ответ: главные члены предложения и способы их выражения) ­ №12? (ответ: признаки ССП и СПП, сочинительные и подчинительные союзы) ­ № 13? (теоретически мы уже сталкивались с предложениями, в которых несколько придаточных предложений, но мы не умеем определять виды подчинения придаточных) Учитель: Сравните два предложения по способу связи простых предложений в составе сложного и по количеству грамматических основ.  1. Николай шёл из­за угла, где находился чёрный ход, и был также неприятно удивлён,  увидев брата. 2. И он подумал, что если Кеша Казарин отвесит ему шелобан, то это будет смешно. (1. Две грамматические основы с СПП: подчинённое находится в внутри главного. 2. Три грамматические основы в СПП: первое – главное, от него зависит второе, третье –  от второго). Действительно, до сих пор мы изучали с вами СПП с одним придаточным.  Тема   сегодняшнего   урока:  «Виды   подчинения   в   СПП   с   несколькими   придаточными   и   знаки препинания в них.» Итак, в  СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида подчинения:        ?                                                                    ?                                                                      ?                       1) последовательное                               2) параллельное                                        3) однородное  Погружение в тему урока. Задача: ­   развивать   умение   определять   способы   подчинения,   строить   схемы   СПП   с   несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;  Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.  ­   Прочитайте   предложения,   найдите   главные   и   придаточные   части   предложения.   Составьте   схемы предложений. Попробуйте определить особенности построения предложений. Предложения упражнения проецируются на экране 1 ряд 1 предложение.  Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет, не помирившись с ним. (Л.Н.Толстой) [___=,= о том], (что ___=),(как = ___), (если___=,д.о.] Определяем виды придаточных предложений: 1­е отвечает на вопрос о чем?, значит оно – изъяснительное, 2­ое на вопрос что?, оно тоже изъяснительное, 3­е на вопрос при каком условии? оно обстоятельственное условия.  Учитель: заметьте, главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. Такой способ подчинения  называется ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ 2 ряд 2     предложение.  Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади… ожидали его уже четвертые сутки. (А.С.Пушкин) [___=, (куда=), и =], (что ___=). Определяем виды придаточных предложений: 1­ое отвечает на вопрос о чем?, оно изъяснительное 2­ ое на вопрос что? Учитель: заметьте, оба придаточных относятся к одному главному предложению. В   данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от разных его членов. Такой способ подчинения называется ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ  3 ряд 3 предложение. По милости Пугачева я имел добрую лошадь, с которой я делился скудной пищей и на которой ежедневно езжал я за город перестреливаться с пугачевскими наездниками. (А.С.Пушкин) [__=], (с которой ___=) и (на которой=___). 1   и   2   придаточные   отвечают   на   один   и   тот   же   вопрос:   какую?   И   являются   придаточными определительными.  Учитель: заметьте, придаточные предложения в данном СПП являются предложениями одного типа, относятся   к   одному   и   тому   же   члену   главного   предложения   или   всему   главному   в   целом,   то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.одинаковый вопрос мы задаем от одного и того же слова к двум придатоным. Такой способ подчинения называется ОДНОРОДНЫМ.  ЗАДАНИЕ Опираясь на пунктуационные разборы, выполненные по рядам, и теоретический материал п. 28 ( с. 103­108),  сделайте вывод о видах подчинение в СПП с несколькими придаточными. Расскажите о видах подчинение в СПП с несколькими придаточными своему соседу по парте. Учитель:  Хороший   помощник   в   освоении   СПП   с   несколькими   придаточными   –   упражнения, выполнение   которых   поможет   закрепить   полученные   знания.   При   этом   лучше   действовать   по алгоритму.  Составьте   алгоритм   определения   вида   подчинения   в   СПП   с   несколькими придаточными. Алгоритм (Презентация) Внимательно  прочитать предложение,  обозначить в нем грамматические  основы и  указать границы предикативных частей (простых предложений). Исключите простые предложения, БСП, ССП (сочинительные союзы). В   СПП   найдите  подчинительные   союзы   и   союзные   слова.  Отсеките   СПП   с   одним придаточным. Ищите СПП  с двумя и несколькими СПП. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(­ым).  Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.  Вывод:  Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные   выше   особенности   этой   синтаксической   конструкции   обеспечат   правильное выполнение предлагаемых заданий.  Практическая часть:  Тест. (Задания составлены учителем) Распределите СПП по способам подчинения: (ответ: с последовательным ­2,3;  с параллельным – 1,4,7; с однородным – 5.) Какие предложения у вас не названы и почему (ответ 6 и 8, так как в них совмещены разные способы подчинения:   последовательное   и   однородное   подчинение,   предл.   №6;     паралелльное   и последовательное, предл. №8) (Предложения также проецируются на экране) 1.Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и покрытый инеем. 2. То, что увидел он, было так неожиданно, что он испугался.  3. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери, так как был уже не в силах дышать затхлым 1. 2. 3. 4. и кислым воздухом, в котором жили хозяева.  4. Если завтра увидите его, то попросите. Чтобы он ко мне заехал на минутку.  5.Кто же, наконец, это неуловимый, таинственный Варламов, о котором так много говорят, которого презирает Соломон и который нужен даже красивой графине?  6. Рассказывали также, что раза два в год графиня давала бал, на который приглашались дворяне и чиновники со всей губернии и приезжал даже Варламов…  7.Как  будто  от  того,  что  траве   не  видно  в  потемках  своей  старости,  в  ней   поднимается  весела. Молодая трескотня, какой не бывает днем…  8. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому­то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!»  Ключ:  Последовательное  23   Подчинение  Параллельное 147 однородное 5 Шкала самооценки: «5»­ 8б, «4» 6­7б, «3» ­ 5б. ПРОВОКАЦИЯ. Я увидел, как солнце село за горизонт и жнецы потянулись с полей. Комментарий.   Это  сложное  предложение  с  тремя  грамматическими  основами.  Союз  «как»  указывает на придаточное   изъяснительное.   Но   от   главного   «   я   увидел»   вопрос  что?  Задаём   не   только   к предложению с союзным словом «как», но и к следующему («жнецы потянулись с полей»). Если однородные придаточные прикрепляютс к главному одим и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных ( но при этом союз легко можно восстановить). Вывод: перед нами СПП с однородным параллельным подчинением придаточных. Закрепление.  Проба сил  Разбор заданий ОГЭ по теме «СПП с несколькими придаточными» (задание № 13)  (Карточки с заданиями находятся на каждой парте) 1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Ю.Яковлев) 2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (А.Гайдар) 3. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)  Селевин   глянул   в   сторону   —  и  вдруг   дикая   радость   охватила   его:   невдалеке   ехал проводник, ведя на поводу второго верблюда. (2) И тотчас радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и появился уже значительно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и беспомощно   рылся   в   них.   (6)   Он   вспомнил,   что   в   кармане   у   него   есть   два   патрона, которые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубашку в колодец. (7) С трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (М.Зверев) 4. Среди   предложений   1­6   найдите   сложноподчинённое   предложение  с   параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.  (1) Осенью вся совиная семья разбрелась по лесу. (2) Каждая сова облюбовала себе для охоты часть леса и поселилась в ней. (3) Ночью неясыти бесшумно облетали дозором свои владения. (4) Если другая сова залетала к ним в лес, они набрасывались на нее и били когтями и клювами до тех пор, пока враг не спасался бегством. (5)  Тут уже они не разбирали, не приходится ли им другая сова дочерью, сестрой или матерью. (6) Они были свирепые хищники, жили каждая в одиночку и никому не давали пощады. (В.Бианки) 5. Среди предложений 1­6 найдите сложноподчинённое предложение  с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.  (1) Медведь был так увлечен своим делом, что совершенно не обращал внимания на то, что делается вокруг. (2) Толстой когтистой лапой он брался за сухую длинную дранку, оттягивал ее на себя, а потом отпускал. (3) Ударившись о пень, дранка дребезжала и издавала звук, похожий на аплодисменты. (4) Зверю это, видимо, очень нравилось. (5) Маленькими  глазками,  похожими на  недоспелую  черную  смородину,  он  поглядывал   на поющую дранку то справа, то слева, наклонялся к ней ухом. (6) А когда она замолкала, он снова, с ещё большим усердием тянул ее на себя, откидываясь назад. (В.Савин) 6. Среди   предложений   1­6   найдите   сложноподчинённое   предложение  с   однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.  ((1) Я не мог оторвать взгляда от реки. (2) Зею тут не узнать ­ стала недоступная, чужая. (3) С глухим рокотом рвётся она из­за скалы, бросается всей массой голубой воды на оскаленные перекаты. (4) Сквозь радужную пыль видно, как бьются тугие струи о груди непокорных валунов, как кипит, бушует вода и, высоко вздымаясь, снова падает на них. (5) И так, неудержимыми скачками, Зея проносится мимо обрыва, прыгает влево, за утёс.   (6)   И   оттуда,   будто   из   преисподней,   доносится   непокорный,   угрожающий   рёв одичавшего потока. (Г.Федосеев) Рабочий лист: 2 1 3 Ключ:  1 4 Шкала самооценки: «5»­ 6 б, «4» ­5­4 б, «3» ­ 3б. 2 5 3 6 4 4 4 5 5 1 6 6 4 Подведение итогов.  Фронтальная беседа.  ­ Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете? ­ В чём различие между однородным и параллельным подчинением? ­ Могут ли быть сочинительные союзы в СПП с однородным подчинением придаточных? Контроль ЗАДАНИЕ. 1. Прочитать схемы. 2. Письменно по схеме определите виды подчинения в предложениях. 3. Составить предложение по схеме. Схема  Вид    яяяяяяяяяяяя   1б Пример                   1б [     1     ], (       2 ), (   3  ). 1б 1б (       1 ),  [   2       ], (    3 ).           [    1 ], (    2), (   3  ). яяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя яяяяя              1б 1б Ключ:  Схема  [    1    ], (      2 ), (   3  ). (    1 ), [  2    ],  ( 3 ).           [    1 ], (    2), (   3 ). Вид подчинения   1б     Последовательно е        Пример                   1б Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце 1б Параллельное     1б Когда   наступит   весна,   я   услышу,   как запоют птицы.     1б Однородное  1б Я даже не заметил, как село солнце, как  ста­         ло смеркаться. Шкала самооценки: «5»­ 6 б, «4» ­5 б, «3» ­ 4б. ОЦЕНКА: *+*+*     3     = «?» Рефлексия   Сегодня я узнал об СПП…  Об СПП с несколькими придаточными в дальнейшем хочу узнать…  Интересной была мысль о…  Выставление оценок за урок Домашнее задание: повторить теорию п.28, выполнить упр. 173

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Конспект урока по курсу "Русский язык" в 9 классе на тему Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2018