Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»
Оценка 4.7

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
22.03.2018
Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»
Настоящая разработка представляет собой варианты уроков по русскому языку в 9 классе с презентациями по теме «Сочинение-описание по воображению» (по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце» к учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской – 2013 год и по картине И.И.Шишкина «На севере диком…» к учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А,Ладыженской – 2017 год). Конспекты содержат краткие сведения о жизни и творчестве художников, примерный план сочинения (урок 1) и пример сочинения (вариант урока). Представленные материалы позволяют продолжить работу по развитию речи, способствуют развитию образного мышления, расширению кругозора учащихся. Конспекты составлены в соответствии с требованиями ФГОС.
Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе.docx
Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение­описание по воображению»    Автор – учитель русского языка и литературы ФГКОУ «СОШ № 16»                    Гаджимагомедова Лариса Николаевна 2017 год Аннотация: Настоящая разработка представляет собой варианты уроков по  русскому языку в 9 классе с презентациями по теме «Сочинение­описание по  воображению» (по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце» к учебнику  Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской – 2013 год и по картине И.И.Шишкина  «На севере диком…» к учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А,Ладыженской – 2017 год). Конспекты содержат краткие сведения о жизни и творчестве  художников, примерный план сочинения (урок 1) и пример сочинения  (вариант урока). Представленные материалы позволяют продолжить работу  по развитию речи, способствуют развитию образного мышления, расширению  кругозора учащихся. Конспекты составлены в соответствии с требованиями  ФГОС. Содержание 1. Тема, цели урока, формируемые УУД…………………………………..  3 2. Ход урока 2.1. Организационный момент………………………………………… 4 2.2. Актуализация опорных знаний……………………………………. 4 2.3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей  урока………………………………………………………………… 4 2.4. Работа по теме урока…………………………………………… 4­10 2.5. Рефлексия. Подведение итогов………………………………… .. 10 3. Дополнительный материал к уроку (презентация) Вариант урока 4. Тема, цели урока, формируемые УУД…………………………………..11 5. Ход урока 5.1. Организационный момент……………………………………….. 12 5.2. Актуализация опорных знаний……………………………………12 5.3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей  урока……………………………………………………………….  12 5.4. Работа по теме урока…………………………………………  12 ­15 5.5. Рефлексия. Подведение итогов………………………………… .. 15 5.6. Пример сочинения…………………………………………………15 6. Дополнительный материал к уроку (презентация) Тема. Сочинение­описание по воображению (по картине В.Г.Цыплакова  «Мороз и солнце») Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. Задачи: 1. Образовательная.  Познакомить с особенностями сочинения­ описания по воображению, обучать словесному описанию картины. 2. Развивающая. Развивать наблюдательность, развивать связную речь       учащихся, обогащая ее образно­выразительными средствами. 3.Воспитательная. Воспитывать любовь к искусству, к природе, к зиме, как  чудесному времени года, развивать  чувство прекрасного. Оборудование: интерактивная доска (эпиграф к уроку, портрет художника  В.Г.Цыплакова, пейзажные картины В.Г.Цыплакова), учебник. Тип урока: урок обучения умениям и навыкам. Форма урока: развитие речи. Методы: словесный, наглядный, метод практического обучения. Приемы: слово учителя, сообщение учащегося, аналитическая  беседа по  вопросам, подбор выразительных средств, выразительное чтение  стихотворений, презентация, описание картины. Планируемые результаты: умение подбирать материалы к сочинению, устно и письменно описывать произведение живописи, объяснять языковые явления. Подготовительная работа: сообщение о художнике В.Г.Цыплакове;  выразительное чтение наизусть стихотворений. Ход урока                                                                        Не то, что мните вы, природа,                                                                        Не слепок, не бездушный лик.                                                                        В ней есть душа, в ней есть свобода,                                                                        В ней есть любовь, в ней есть язык.                                                                                                                    Ф. Тютчев  I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Фронтальный опрос ­Что вам известно о стилях речи? ­ Назовите типы речи. ­ Что такое описание? Какова его роль? III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока Вступительное слово учителя  ­ Мир творчества разнообразен и ярок. Талантливые люди многолики и  многогранны. Но их объединяет одно: любовь к родине, любовь к природе,  любовь к жизни. По­разному выражается эта любовь. Кто­то выражает ее в  стихах, кто­то в музыке, кто­то в полотнах. Яркой плеядой звезд зажглись на  небосклоне вечности великие имена поэтов, композиторов, художников – тех,  кто донес до нас сквозь годы и столетия свою любовь в своих замечательных  произведениях литературы, музыки и живописи. ­ Сегодня мы будем описывать репродукцию картины художника   В.Г.Цыплакова  «Мороз и солнце», название которой так и хочется  продолжить стихотворными строками А.С.Пушкина. IV. Работа по теме урока 1. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее  утро» (заранее подготовленным учащимся) на фоне музыки.               Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный ­ Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела ­ А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. ­ Как созвучны эти слова с работой одного из художников, мастером своего  дела, Виктором Григорьевичем Цыплаковым. Описание зимнего пейзажа в  стихотворении как нельзя лучше характеризует то, что запечатлел на полотне  художник.  2.  Слушание «Художественной визитки» о жизни и творчестве      В.Г.Цыплакова (заранее подготовленным учащимся) Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 году в крестьянской семье, в  селе Бурминки бывшей Рязанской губернии, в «стране березового ситца», где  родился Сергей Есенин, поэт «золотой бревенчатой избы». Яркие деревенские впечатления остались  на всю жизнь в памяти художника. Они не всегда были  радостные, тем более в годы гражданской войны, да и позже, когда пришлось  испытать немало лишений, когда семья не знала, как и где прокормиться. И  все­таки восприятие деревенской жизни у Цыплакова всегда окрашивается  теплыми, светлыми тонами. Это весенние пейзажи, в которых с такой  тонкостью выражается особое состояние протаявшей, ожидающей тепла  земли. Не оставляют без внимания и летние картины. Пристально  вглядывается автор в осеннее золото. Художник любит ясные, предвесенние  дни, когда снега как бы расцветают, сияя под солнцем, впрочем, он так же  охотно пишет серенькие деньки с неярким серебристым светом низкого  облачного неба. В зимних пейзажах обращает внимание виртуозное  мастерство, с которым наносит художник красочный слой, то более плотный и весомый, то, напротив, как бы размытый воздухом, почти акварельный. Не  случайно этюд «Мороз и солнце» (1952), принадлежащий ныне  Государственной Третьяковской галерее, вызвал восхищение И.Э.Грабаря.  Цыплаков вспоминает, как тот, увидев этот этюд, просто прыгал от восторга,  восклицая: «Вот это русское искусство!» 3.Аналитическая беседа по картине «Мороз и солнце» ­ Рассмотрите  репродукцию картины. Она помещена и на страницах вашего  учебника ­ Что изображено на картине? (Зимний сельский пейзаж) ­ Что изображено на переднем плане картины? (Снежное царство,  зачарованные несметные сокровища снега, искрящиеся в лучах солнца, дорога, куст, ветки которого закованы инеем) ­ Обратите внимание на композицию картины. Дорога зрительно разделяет  картину на две части ­ Что вы видите слева от дороги? (Деревенские избы, ярко освещенные лучами солнца, телеграфные столбы с тонкими нитями проводов) ­  Какую сюжетную зарисовку вы видите в центре картины? (Крестьянин едет  в деревню на санях, в которые запряжена лошадь темной масти) ­ Эта же зарисовка изображена на фрагменте картины. Как вы думаете,  почему выделен именно этот фрагмент? (Никакой холод не устрашает  русского крестьянина, наоборот, он радуется морозу и зимнему солнцу, бодро погоняет лошадку) ­ Как вы думаете, куда ездил крестьянин? (В лес за дровами, в соседнее село  или город) Комментарий ­ В искусстве Цыплакова сильно выражается глубоко лирическое начало  радостной живописной гармонии. Пейзаж и жанровый рассказ составляют  нечто неразделимое. В пейзаже художнику удается проникнуть в глубины ее  потаенной, скрытой жизни. Природа всегда соотносится с внутренней жизнью  человека. Иногда она противостоит состоянию его души, а иногда выражает  высоту духовного подъема, прилива жизненных сил, сливаясь в едином  потоке, что мы и наблюдаем, глядя на эту картину. Вот почему Цыплаков в  центре своего полотна изобразил человека на лошади. ­ Что изображено справа,  вдали, у горизонта? (Справа принарядившиеся в  белые шубки деревья,  на заднем плане неохватные просторы заснеженных  полей, скованная  льдом  река, у горизонта темнеет лес, и над всем этим  простираются неохватные просторы неба) ­ Обратите внимание на общий колорит картины. Какие краски и тона  преобладают на картине?  ­ Какое настроение создает картина? ­ Какова цель художника? (Художник стремился передать величие родной  природы, красоту суровой русской зимы) ­ Вспомним строчки из других произведений великих поэтов, которые также  раскрывают содержание картины В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце» 4. Выразительное чтение наизусть отрывка из «Евгения Онегина»  А.С.Пушкина, стихотворений С.А.Есенина «Пороша», «Береза» (заранее  подготовленными учащимися) Зима!.. Крестьянин, торжествуя… Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как­нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно...            Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. Берёза Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.  5. Обобщающее слово учителя ­И поэты, и художник изображали одно и то же время года – зимний день при  этом каждый из них использовал разные художественные средства: поэт –  слово, художник – краски. Прочитав стихотворение, мы представляем этот прекрасный зимний день. Картину художника видим и понимаем, что такое  прекрасное произведение искусства мог написать человек, любящий свою  землю, родину. 6. Словарная работа    Тон – характер, оттенок красок цвета по яркости и колориту. Оттенок – разновидность одного и того же цвета. Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Композиция в живописи – определенное расположение изобразительных  элементов на картине, позволяющее с наибольшей полнотой и силой выразить  замысел. 7. Систематизация материалов к сочинению. План Примерный план сочинения: Вступление. Сведения о художнике Основная часть. Тема картины (образ мороза и сияющего солнца),  1) 2) средства ее раскрытия: а) общее впечатление от картины; б) образы мороза, солнца, снега и воздуха; в) описание улицы, берез, домов, лошадей с возницами, дали, леса, неба; г) гармония красок; д) тональность картины.  3)     Заключение. «Мороз и солнце» ­ картина пейзажного настроения. 8. Устное описание картины ­ Представьте, что вы живете в одном из тех домов, которые изображены на  картине. Вы подошли и увидели... ­ Опишите увиденное. V. Рефлексия. Подведение итогов ­ Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. Урок 2. Написание сочинения по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и  солнце» Вариант урока  Тема. Сочинение­описание по воображению (по картине И.И.Шишкина «На  севере диком…») Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Задачи: 1. Образовательная.  Познакомить с особенностями сочинения­ описания по воображению, обучать словесному описанию картины. 2. Развивающая. Развивать наблюдательность, развивать связную речь       учащихся, обогащая ее образно­выразительными средствами. 3.Воспитательная. Воспитывать любовь к искусству, к природе, к зиме, как  чудесному времени года, развивать  чувство прекрасного. Оборудование: интерактивная доска (эпиграф к уроку, портреты  М.Ю.Лермонтова, И.И.Шишкина, иллюстрации к произведениям  М.Ю.Лермонтова, репродукция картины И.И.Шишкина «На севере  диком…»), учебник. Тип урока: урок обучения умениям и навыкам. Форма урока: развитие речи. Методы: словесный, наглядный, метод практического обучения. Приемы: слово учителя, сообщение учащегося, аналитическая  беседа по  вопросам, подбор выразительных средств, выразительное чтение  стихотворений, презентация, описание картины. Планируемые результаты: умение подбирать материалы к сочинению, устно и письменно описывать произведение живописи, объяснять языковые явления. Подготовительная работа: знакомство с биографией и творчеством  художника И.И.Шишкина, сообщение о художнике и его картине  (художественная визитка); выразительное чтение наизусть стихотворений. Ход урока                                                                        Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в   обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Дени Дидро                                                                     I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа ­Всем известно, что человек, любящий все красивое, называется эстет. И  идеальное место для таких людей, настоящих ценителей прекрасного, ­ музей. ­ Приходилось ли вам бывать в художественных галереях? ­ Кто такой экскурсовод? Какими качествами, по­вашему, он должен  обладать? ­ Я приглашаю вас на выставку замечательных художников (показ слайдов). ­ Узнали ли вы, к чьим произведениям были нарисованы эти иллюстрации? III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока Вступительное слово учителя  ­ «Каждый раз, как произносишь имя Лермонтова, думаешь, что это один из  самых гениальных людей, какие когда­либо рождались на земле». Так сказал о замечательном поэте Ираклий Луарсабович Андроников, русский советский  писатель, литературовед. ­ Сегодня мы будем описывать репродукцию картины художника  И.И.Шишкина «На севере диком…», используя стихотворение  М.Ю.Лермонтова «Сосна». IV. Работа по теме урока 1. Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова  «Сосна» (заранее подготовленным учащимся) на фоне музыки. (На экран  проецируется картина И.Шишкина «На севере диком…»)               Сосна На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт. 2. Слово учителя ­ Это стихотворение было написано Лермонтовым по просьбе князя  Вяземского в марте 1941 года незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это  был перевод стихотворения немецкого поэта Г.Гейне «Ein Fichenbaum» («Сосна»). Это стихотворение об одиночестве, о боли, о страдании, о  неразделенной любви, о несбывшихся мечтах… Это – стихотворение­тоска. Однако правильнее было бы назвать стихотворение Лермонтова  самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне, – уж слишком  много своего, собственной боли вложил в него Лермонтов. Через четыре месяца после создания этого стихотворения, 27(15) июля 1841  года, в неожиданно разразившуюся грозу, был убит на дуэли поэт Михаил  Лермонтов. 3. Слово ученика Мать­Россия, сколь много в веках твоих зла, сколько в душах холодных – гнетущего пыла! … Небывалого миру птенца родила, а когда он до неба поднялся, ­ убила…  (Г.Горбовский) ­ А теперь обратите внимание на репродукцию картины И.И.Шишкина «На  севере диком…» 4. Художественная визитка (рассказывает заранее подготовленный ученик) История создания этой картины началась с того, что к 50­летию со дня смерти М.Ю.Лермонтова (1891г.) петербургским издателем П.П.Кончаловским  готовилось иллюстрированное собрание сочинений великого поэта. Для  создания иллюстраций были приглашены художники  М.А.Врубель,  В.А.Серов, В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, И.И.Шишкин (их работы были  представлены вашему вниманию чуть ранее). Работа над рисунками очень захватила Шишкина, что он решил написать  картину маслом. Так родился шедевр живописи «На севере диком…», на  котором изображена одинокая сосна. Стихотворение «Сосна» художник выбрал не случайно. У Шишкина в то  время было похожее состояние одиночества. Душа его полна обиды на судьбу, унесшую близких ему людей. Зимой 1890­1891 г. художник часто бывал у дочери в Финляндии в усадьбе  Мери­Хови, затерявшейся среди леденящих холодом безжизненных скал на  берегу финского залива. Именно здесь, среди снежного царства, им и была написана картина. Полотно Шишкина, как и стихотворение Лермонтова, сразу поражает  пронизывающей тоской. Это не просто иллюстрация, а полное соответствие  той безысходности, которым проникнут лермонтовский стих. Одинокое  дерево в ночной тишине, зимой, под снегом, неожиданно выросшее на скале,  на которой оно возвышается. 5. Беседа по картине ­ Что изображено на картине? В чем ее своеобразие? ­ Каков колорит картины? Какое значение он имеет? ­ Опишите передний план картины. ­ Опишите задний план картины. ­ Как соотносится картина со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Сосна»? ­ Какое настроение вызывает картина? ­ Какие картины этого художника вам известны? 6. Словарная работа (активизация словарного запаса) Подбор эпитетов к ключевым понятиям. Сосна одинокая, гордая, величественная, задумчивая, грустная,  терпеливая. Ночь лунная, тихая, загадочная, таинственная. Снег белый, пушистый, мягкий, искрящийся, нетронутый. Скала (утес) отвесная, крутая.    Небо огромное, бескрайнее, облачное, неведомое. Бездна (пропасть) страшная, глубокая, неизвестная. 7. Творческая работа Упражнение 74 стр.46.  ­ Представьте себе, что вы проводите экскурсию для младших школьников по  выставке картин Шишкина. Расскажите о картине, используя стихотворение  М.Ю.Лермонтова. Устное описание картины. V. Рефлексия. Подведение итогов ­ Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. Урок 2. Написание сочинения по картине И.И.Шишкина «На севере  диком…» Пример сочинения Добрый день, дорогие друзья! Хочу поприветствовать вас всех в  Художественном музее. Я буду вашим экскурсоводом сегодня, мы  познакомимся с работами И.И.Шишкина. Родина одного из самых известных,  даже культовых художников России – город Елабуга. Он родился в этом  провинциальном местечке 13 января 1832 года. В будущем стал известен, как  пейзажист, с фотографической точностью передающий мельчайшие детали  природы родного края. Вашему вниманию представлены замечательные  картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Берёзовая роща», «Рожь»,  «Вечер», «Зима», «Зима в лесу», и остановимся мы у картины, которая  получила название «На севере диком…». История её создания довольно  интересна и привлекательна. Дело в том, что художника очень вдохновило  стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сосна», которое начинается строчками  названия картины: На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она… Краски картины передают нам суровое зимнее время года. В самом центре, на  переднем плане, изображена одинокая сосна, упругие ветви которой  согнулись от выпавшего снега. Она, поникшая, стоит на вершине скалы, у  самого края бездны, роняя длинную тень на белое покрывало, и, вероятно,  изнемогает от тяжести снежного наряда, похожего на ризу священника.  Удивительно, что дерево выросло там, где жизнь кажется невозможной. Колорит картины представлен в бело­синих тонах с множеством различных  оттенков. Бескрайнее облачное небо нарисовано тёмными красками,  благодаря которым мы можем предположить, что на картине изображено  ночное время суток. Тихая ночь опустилась на спящую землю, пугая своим  безмолвием. Драматизма картине добавляет мрачное ущелье. Если мы обратим наше с вами внимание на линию горизонта, то увидим, что  она размыта иссиня­чёрными красками. Картина заставляет нас задуматься об одиночестве. Человек так же, как и  сосна, одинок в этом мире, где царит безразличие к судьбам друг друга. Но  мы видим таинственный лунный свет, падающий на сосну, который вселяет  надежду на лучшее будущее. Сосна продолжает стоять на краю пропасти под  толщей снега, грезя во сне о прекрасной пальме, значит, и человек должен не  унывать и верить, что всё наладится.  На мой взгляд, Иван Шишкин невероятно точно изобразил красками то, что  хотел сказать в своём стихотворении Михаил Лермонтов. Наша экскурсия подошла к концу. Большое спасибо за внимание.

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе «Сочинение-описание по воображению»

Методическая разработка уроков по русскому языку в 9 классе  «Сочинение-описание по воображению»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018