Урок по литературе 6 класс на тему:
«Анализ рассказа А.П.Чехова «Толстый и Тонкий»».
Цели урока: анализ рассказа «Толстый и Тонкий» А.П.Чехова
· Образовательные: анализ эпического произведения, смысловое чтение текста (с выделением всех видов текстовой информации).
· Развивающие: излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
· Воспитательные: на примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.
Планируемые результаты:
· Личностные: оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев.
· Метапредметные: развивать операции логического мышления, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, определять цели деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
Оформление и оборудование: презентация, учебник, таблицы для характеристики героев, документ-камера.
Ход урока:
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
Сформулируйте тему урока и запишите.(3 мин)
Ученик: А.П.Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"
- Какую цель вы себе поставите?
(Запись на доске)
Цель: проанализировать рассказ А.П.Чехова «Толстый и Тонкий».
Учитель: А какие задачи необходимо себе поставить для достижения данной цели?
Задачи:
1. Изучить литературный портрет писателя
2. Познакомиться с рассказом «Толстый и Тонкий»
3. Проанализировать рассказ по плану
4. Сделать вывод
-Вспомним, что мы уже знаем о биографии Чехова. Для этого обратимся к домашнему заданию:
Минимальный уровень («3»): прочитать рассказ
Задание на «4» и «5» на выбор: найти факты биографии или провести словарную работу по рассказу.
-Обратимся к интересным фактам биографии, которые вам удалось найти (5 мин)
-Запишем ключевые слова, по которым можно создать литературный портрет Антона Павловича Чехова.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Антоша Чехонте, врач, писатель, юмор.
Учитель: Что же это за рассказ и чем он так ценен?
Воспользуемся документ-камерой и проверим вторую часть вашего домашнего задания.
Словарная работа ( 3 мин)
херес - сорт дорогого вина;
флёрдоранж - цветочный одеколон;
лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;
Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;
Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;
приватно - неофициально;
коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;
статский советник - ранг чиновника среднего звена;
тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.
Учитель: Ребята, работаем в парах. Консультант и консультируемый. Выберите себе пару. (1 мин)
Обсудите по плану анализа рассказ «Толстый и Тонкий». (10 мин)
Анализ рассказа по плану:
1.История создания
Всего через 4 года по окончании гимназии, в 1883 году, А.П. Чехов пишет рассказ с названием «Толстый и тонкий», который позже печатает в журнале "Осколки".
2. Жанр (рассказ, повесть, поэма и др)
Жанр рассказ, так как представляет собой небольшое повествование о героях и событиях, произошедших с ними.
3. Тема и идея
Тема – о чем? Встреча двух одноклассников
Идея – для чего? - Что высмеивает Чехов? Над какими проблемами заставляет задуматься автор?
Высмеять такие качества человека как чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие.
Как называется добрый смех?
Добрый смех- ЮМОР
Осмеяние – САТИРА (Запись понятий в тетрадь)
- Как выдумаете, этот рассказ юмористический или сатирический?
(Рассказ сатирический, так как автор высмеивает человеческие пороки)
4. Авторская позиция
-Каким предстает автор в произведении?
Автор дает читателю самому сделать выводы.
5. Система персонажей
Заполнение таблицы в парах, проверка через документ-камеру
|
Толстый |
Тонкий |
Имена |
Михаил |
Порфирий |
Кличка в гимназии |
Герострат |
Эфиальт |
Портрет |
Толстый, пахло хересом и флердоранжем |
Тонкий, пахло ветчиной и кофейной гущей. |
Должность |
Тайный советник |
Коллежский асессор |
Качества характера |
Не любит чинопочитание. |
Угодлив, подхалимничает. |
Вывод: герои противопоставляются друг другу – прием антитезы.
(Запись термина в тетрадь)
Антитеза – это противопоставление образов, картин, слов.
Учитель: -Кто еще из героев присутствует в рассказе? (Жена Тонкого Луиза и сын Нафанаил).
Какую роль они играют в повествовании? (Эти герои такие же как и Тонкий, они усиливают образ чинопочитателя и подхалима).
Физкультминутка. Встаньте из-за парт. Попробуем обыграть эту ситуацию.
1 вариант представит себя в образе Толстого, а 2 вариант – в образе тонкого. Поприветствуйте друг друга.
Наклонитесь в сторону друг друга.
Улыбнитесь. (2 мин)
6.Композиционные особенности:
Нарисовать кульминацию рассказа:
Завязка – встреча двух школьных друзей.
Развитие действия - разговор на перроне.
Кульминация – новость о должности Толстого.
Развязка – расставание чужих друг другу людей.
7. Своеобразие художественного времени и пространства
Время? Обед
Где происходит? Вокзал Николаевской железной дороги.
8. Художественная деталь
Художественная деталь– изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета и т. П
Детали: «губы его, подернутые маслом», «худенькая женщина с длинным подбородком», «высокий гимназист с прищуренным взглядом», «пожал три пальца» и др.
9. Язык. Стилистическая окрашенность. Художественно-выразительные средства.
Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля.
-Найдите разговорные слова.(«сколько зим, сколько лет», «душонок», «ну да Бог сним» и др.).
Эпитеты: «широчайшей улыбкой»
Метафоры: «лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры», «Сам он съежился, сгорбился, сузился…»
Сравнения: «губы его лоснились, как спелые вишни», «захихикал, как китаец», «милостивое внимание вашего превосходительства…вроде как бы живительной влаги..»
Олицетворение: «его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…»
10. Смысл названия
Уже в названии «Толстый и Тонкий» мы сталкиваемся с приемом антитезы. Толстый и Тонкий. Богатый и бедный.
11. Место произведения в творчестве писателя и в истории русской литературы
Рассказ относится к раннему периоду творчества Чехова. Как и другие рассказы писателя, данное произведение оставило огромный след в истории русской литературы.
Оцените друг друга(1 мин).
(Консультант называет свою отметку и консультируемого)
-Проверим вашу оценку через фронтальный опрос. (17 мин)
(Фронтальный опрос в парах по плану анализа)
Учитель: Итак, мы еще шире приоткрыли дверь в мастерскую Чехова.
Чему же хотел научить Чехов вас своим рассказом?
Антон Павлович Чехов хотел, чтобы «люди были людьми и жили по-человечески".
Я хочу закончить урок словами писателя: "При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство"
Рефлексия: (2 мин) заполнение таблицы каждым учеником индивидуально
Что я знал
|
Что узнал
|
Что бы хотел узнать
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание: (1 мин)
Составить разноуровневые вопросы по рассказу «Толстый и Тонкий».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.