Конспект урока по литературе 6 класс на тему А.П.Чехов " Толстый и тонкий"
Оценка 5

Конспект урока по литературе 6 класс на тему А.П.Чехов " Толстый и тонкий"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл—11 кл +1
04.03.2018
Конспект урока по литературе 6 класс на тему А.П.Чехов " Толстый и тонкий"
Данная разработка представляет собой конспект урока по ФГОС. Этот урок предназначен для изучения творчества Чехова. Конспект составлен по учебнику Коровиной.Эта разработка будет полезна начинающему учителю. Это урок освоения новых знаний. Данный материал можно использовать в классах с разным уровнем подготовленности.
konspekt_uroka_po_chehovu.docx

Урок по литературе 6 класс на тему:

«Анализ рассказа А.П.Чехова «Толстый и Тонкий»».

Цели урока: анализ рассказа «Толстый и Тонкий» А.П.Чехова

·        Образовательные: анализ эпического произведения,  смысловое чтение  текста (с выделением всех видов текстовой  информации).

·        Развивающие: излагать своё мнение в  учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

·        Воспитательные: на примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.

Планируемые результаты:

·        Личностные: оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев.

·        Метапредметные: развивать операции логического мышления, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, определять цели деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

  • Предметные: раскрыть мастерство стиля, детали;  уметь определять авторскую позицию в тексте.

 

Оформление и оборудование: презентация, учебник, таблицы для характеристики героев, документ-камера.

Ход урока:

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

           Сформулируйте тему урока и запишите.(3 мин)

Ученик: А.П.Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"

- Какую цель вы себе поставите?

(Запись на доске)

Цель: проанализировать рассказ А.П.Чехова «Толстый и Тонкий».

Учитель: А какие задачи необходимо себе поставить для достижения данной цели?

Задачи:

1. Изучить литературный портрет писателя

2. Познакомиться с рассказом «Толстый и Тонкий»

3. Проанализировать рассказ по плану

4. Сделать вывод

-Вспомним, что мы уже знаем о биографии Чехова. Для этого обратимся к домашнему заданию:

Минимальный уровень («3»): прочитать рассказ

Задание на «4» и «5» на выбор: найти факты биографии или провести словарную работу по рассказу.

-Обратимся к интересным фактам биографии, которые вам удалось найти (5 мин)

-Запишем ключевые слова, по которым можно создать литературный портрет Антона Павловича Чехова.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Антоша Чехонте, врач, писатель, юмор.

Учитель:  Что же это за рассказ и чем он так ценен?

Воспользуемся документ-камерой и проверим вторую часть вашего домашнего задания.

Словарная работа ( 3 мин)

херес - сорт дорогого вина;

флёрдоранж - цветочный одеколон;

лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;

Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;

Эфиальт -  (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;

приватно - неофициально;

коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;

статский советник - ранг чиновника среднего звена;

тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.

 

Учитель: Ребята, работаем в парах. Консультант и консультируемый. Выберите себе пару. (1 мин)

Обсудите по плану анализа рассказ «Толстый и Тонкий». (10 мин)

Анализ рассказа по плану:

1.История создания

Всего через  4 года по окончании гимназии, в 1883 году, А.П. Чехов пишет рассказ с названием «Толстый и тонкий», который позже печатает в журнале "Осколки".

2. Жанр (рассказ, повесть, поэма и др)

Жанр рассказ, так как представляет собой небольшое повествование о героях и событиях, произошедших с ними.

3. Тема и идея

Тема – о чем? Встреча двух одноклассников

Идея – для чего? - Что высмеивает Чехов? Над какими проблемами заставляет задуматься автор?

Высмеять такие качества человека как чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие.  

Как называется добрый смех?

Добрый смех- ЮМОР

Осмеяние – САТИРА (Запись понятий в тетрадь)

- Как выдумаете, этот рассказ юмористический или сатирический?

(Рассказ сатирический, так как автор высмеивает человеческие пороки)

4. Авторская позиция

-Каким предстает автор в произведении?

Автор дает читателю самому сделать выводы.

5. Система персонажей

Заполнение таблицы в парах, проверка через документ-камеру

 

Толстый

Тонкий

Имена

Михаил

Порфирий

Кличка в гимназии

Герострат

Эфиальт

Портрет

Толстый, пахло хересом и флердоранжем

Тонкий, пахло ветчиной и кофейной гущей.

Должность

Тайный советник

Коллежский асессор

Качества характера

Не любит чинопочитание.

Угодлив, подхалимничает.

 Вывод: герои противопоставляются друг другу – прием антитезы.

(Запись термина в тетрадь)

Антитеза – это противопоставление образов, картин, слов.

Учитель: -Кто еще из героев присутствует в рассказе? (Жена Тонкого Луиза и сын Нафанаил).

Какую роль они играют в повествовании? (Эти герои такие же как и Тонкий, они усиливают образ чинопочитателя и подхалима).

Физкультминутка. Встаньте из-за парт.  Попробуем обыграть эту ситуацию.

1 вариант представит себя в образе Толстого, а 2 вариант – в образе тонкого. Поприветствуйте друг друга.

Наклонитесь в сторону друг друга.

Улыбнитесь. (2 мин)

6.Композиционные особенности:

Нарисовать кульминацию рассказа:

Завязка – встреча двух школьных друзей.

Развитие действия - разговор на перроне.

Кульминация – новость о должности Толстого.

Развязка – расставание чужих друг другу людей.

7. Своеобразие художественного времени и пространства

Время? Обед

Где происходит? Вокзал Николаевской железной дороги.

8. Художественная деталь

Художественная деталь– изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета и т. П

Детали: «губы его, подернутые маслом», «худенькая женщина с длинным подбородком», «высокий гимназист с прищуренным взглядом», «пожал три пальца» и др.

9. Язык. Стилистическая окрашенность. Художественно-выразительные  средства.

Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля.

-Найдите разговорные слова.(«сколько зим, сколько лет», «душонок», «ну да Бог сним» и др.).

Эпитеты: «широчайшей улыбкой»

Метафоры: «лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры», «Сам он съежился, сгорбился, сузился…»

Сравнения: «губы его лоснились, как спелые вишни», «захихикал, как китаец», «милостивое внимание вашего превосходительства…вроде как бы живительной влаги..»

Олицетворение: «его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…»

10. Смысл названия

Уже в названии «Толстый и Тонкий» мы сталкиваемся с  приемом антитезы. Толстый и Тонкий. Богатый и бедный.

11. Место произведения в творчестве писателя и в истории русской литературы

Рассказ относится к раннему периоду творчества Чехова. Как и другие рассказы писателя,  данное произведение оставило огромный след в истории русской литературы.

Оцените друг друга(1 мин).

(Консультант называет свою отметку и консультируемого)

 -Проверим вашу оценку через фронтальный опрос. (17 мин)

(Фронтальный опрос в парах по плану анализа)

Учитель: Итак, мы еще шире приоткрыли дверь в мастерскую Чехова.

Чему же хотел научить Чехов вас своим рассказом?

Антон Павлович Чехов хотел, чтобы «люди были людьми и жили по-человечески".

Я хочу закончить урок словами писателя: "При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство"

Рефлексия: (2 мин) заполнение таблицы каждым учеником индивидуально

Что я знал

 

Что узнал

 

Что бы хотел узнать

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание: (1 мин)

Составить разноуровневые вопросы по рассказу «Толстый и Тонкий».


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок по литературе 6 класс на тему: «Анализ рассказа

Урок по литературе 6 класс на тему: «Анализ рассказа

Задачи: 1. Изучить литературный портрет писателя 2

Задачи: 1. Изучить литературный портрет писателя 2

Учитель: Ребята, работаем в парах

Учитель: Ребята, работаем в парах

Заполнение таблицы в парах, проверка через документ-камеру

Заполнение таблицы в парах, проверка через документ-камеру

Где происходит? Вокзал Николаевской железной дороги

Где происходит? Вокзал Николаевской железной дороги

Оцените друг друга (1 мин). (Консультант называет свою отметку и консультируемого) -Проверим вашу оценку через фронтальный опрос

Оцените друг друга (1 мин). (Консультант называет свою отметку и консультируемого) -Проверим вашу оценку через фронтальный опрос
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018