Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
10.04.2018
Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс
Цель урока: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного. Планируемые результаты: предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение. метапредметные: Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать. Тип урока. урок открытия нового знания Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты стихотворений.
А.К.Толстой.docx
Урок № Предмет _________________________________________ Класс _________ Дата _____________________ Тема урока: «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства,  передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». Цель урока:  формирование у обучающихся  умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного. Планируемые результаты: предметные: совершенствование речи  обучающихся, отработка навыка выразительного  чтения, умения анализировать художественное произведение. метапредметные: Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися  стремления к постижению нового. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения,  осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза,  обобщения, систематизации. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации. личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно­ этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее  неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать. Тип урока. урок открытия нового знания Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты стихотворений. Этап урока Мотивационный  этап  Деятельность обуч­ся Слушают учителя. Формулируют цели  обучения. Деятельность учителя Приветствует. Мотивирует к обучению.  ­ Организует работу с эпиграфом (слайд  1): Не то, что мните вы, природа – Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.                                            Ф.И. Тютчев. ­ Прочитайте слова Ф.Тютчева. О чем они?  ­ Согласны ли вы с таким пониманием  природы? Организует беседу по постановке целей  урока ­ Опираясь на тему урока и эпиграф к нему,  определите цели нашей работы. Помогает в формулирование целей  обучения. 1)Организует беседу: ­ Что такое пейзаж? ­ Как можно создать пейзажную зарисовку в  разных видах искусства? Целеполагание  Актуализация  знаний  Участвуют в полилоге,  выполняют задания. Выполняют задания:  отвечают на вопросы,  вступая в диалог. Освоение нового  ­ Что важно передать в пейзажных  зарисовках? Включает учеников в учебную  деятельность с учетом индивидуальных  особенностей. 1. Слово учителя (сопровождается  слайдовой презентацией; слайды 2­6) Вторая половина XIX в. ознаменована в  поэзии такими именами, как Н. А. Некрасов,  А. А. Фет, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский,  А. К. Толстой, Ф.И.Тютчев. Не оставил  поэтического пера и И. С. Тургенев. И все же поэзия переживала кризис. Время требовало от поэтов живого участия в  поисках новых содержательных и  формальных возможностей слова для  выражения сложных переживаний личности.  И вскоре поэзия, причем не без влияния  прозы, вновь обрела себя. Поэтические  жанры наполнились актуальным  общественным содержанием. Немалую лепту  в развитие поэзии внесли сатирики и  юмористы, подвергнув едкой критике  устаревшие мотивы, лишенную  выразительности образность. А. К. Толстой и братья Жемчужниковы высмеяли туманность и книжную условность многих поэтов. Они  создали портрет Козьмы Пруткова, поэта  чиновника, покушавшегося на литературное  творчество. Постепенно выходя из кризиса, русская  поэзия осваивала современную ей жизнь.  Особенностью ее развития в 50­е и  последующие годы стало углубление  реализма, обращение к народной жизни. Природа   родной   страны   –   неисчерпаемый источник   вдохновения   для   поэтов   и музыкантов,   писателей   и   художников.   У художника – краски, у писателя – живописца –   слово,   у   музыканта   –   звук.   В   лирике   о природе поэты, писатели, как и художники­ пейзажисты, изображают природу, выражают свое   отношение   к   ней,   передают   свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При   этом   каждый   из   них   природу   родной страны видит и изображает по­своему.  На  уроке  мы   обратимся  к  стихам  Алексея Константиновича   Толстого.  А   также обратимся   к   полотнам   известных Слушают, делают записи  основных тезисов по  форме: Поэты Ф.И.Тютчев, А.А.Фет,  Я.П.  Полонский,  Н.А.  Некрасов,  А.К.Толстой Особенности  лирики Пластика,  живописность, общественное  содержание,  новые поиски  формы,  влияние  прозы,  углубление  реализма;  сатирические  ноты. Выполняют  физкультминутку. Самостоятельно работают в группе: распределяют  обязанности в группе;  читают, анализируют по  предложенному плану  стихотворения. Этап  самостоятельно й работы  художников­ пейзажистов. ­ Физкультминутка  Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно поклонилась, Три – нагнулась и присела, На четыре –улетела. 2. Исследовательская работа в группах 1 группа –Изучите информационную справку о поэте, расскажите о нем (Приложение). 2 группа – Выразительно прочитайте  стихотворение(я). 3 группа – 3. Проанализируйте  стихотворение: ­ охарактеризуйте пейзажную зарисовку  через описание зрительных, звуковых  образов; ­ определите настроение, передаваемое в  стихотворении; ­ определите средства художественной  выразительности, их роль в стихотворении. Актуализирует ведущие способы  аналитической, исследовательской,  мыслетворческой деятельности. ­ Представление работы в группах. 1. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого. А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же   после   рождения   сына   родители расстались, и шести недель отроду мальчик был   увезен   матерью   в   ее   имение   на Черниговщине   ,   там   он   воспитывался   до десятилетнего   возраста   в   кругу   семьи Перовских, родных со стороны матери.   Поэт   вырос   на   просторах   русских   и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все   больше   понимаешь   :   за   всем   этим разнообразием   сменяющихся   картин   лесов, полей сквозит что­то единое и самое важное ­ это   любовь   к   родной   земле.   Он   изобразил родную природу , сопровождающей человека Защищают проделанную  работу. на   всех   стадиях   его   жизни,   чуткой   к   его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна,   а   красота   имеет   свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека. Стихотворения   А.Толстого   отличаются необычной   музыкальностью,   ритмичностью. Недаром   ко   многим   стихотворениям А.Толстого   лучшими   композиторами написана   музыка.   Самое   известное   из   них «Колокольчики мои…»   «Толстой   ­   неисчерпаемый   источник   для текстов   под   музыку,   это   один   из   самых симпатичных   мне   поэтов»,   ­   признавался Чайковский. Давайте же обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…»  1. Чтение   стихотворения   «Где гнутся над омутом лозы…»                   3. Беседа: ­Какой   пейзаж   изображен   А.Толстым   ? (Изображен   летний   пейзаж:   омут, окруженный   ивовым   кустарником,   горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.) Словарная работа: Омут­ водоворот на реке, образуемый встречным течением. ­Чем   это   стихотворение   отличается   от других   стихотворных   пейзажей   ?(Это стихотворение­сценка,   большая   часть занимает   прямая   речь   –   песня   стрекоз   , заманивающих   ребенка,   усыпляющих   его осторожность.) ­Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая   мелодия   песни   создается анафорой обращениями,   (одинаковым   началом   строк),   мерным, плавным , ласковым ритмом.)   повторами,   А. К. Толстой (1817–1875 гг.). Пейзажная   лирика   поэта   окрашена или   мотивом   удали   и   широты («Колокольчики   мои»),   или   радостью, восторгом   («Громче   жаворонка   пенье…»). Лирического   героя   А.   К.   Толстого   можно назвать «очарованным странником». Позже   в   лирике   поэта   начинают преобладать элегические тона. Основной   прием   А.   К.   Толстого   – параллелизм природных и душевных явлений. Он убежден, что мир души человека и мир природы   отражаются   друг   в   друге,   потому что   все   сливается   в   общий   закон   жизни и любви. Стихотворение   «Где   гнутся   над омутом лозы…». С л о в а р н а я   р а б о т а : Омут – водоворот на реке, глубокая яма на дне реки или озера (омут опасен, так как в нем можно утонуть). Лоза – длинный гибкий стебель ивы. Отлогий   берег –   не   крутой,   спускающийся под небольшим уклоном. А н а л и з   с т и х о т в о р е н и я . Это стихотворение­сценка. Лирический   герой   наблюдает   за   полетом стрекоз  на берегу реки.  Он слышит  песню­ призыв   этих   стрекоз.   Песня   убаюкивает героя,   он   уже   не   видит   опасности;   эта плавная мелодия – обман. Художественные   приемы,   создающие ощущение   колыбельной   песни: повторы, обращения, ассонанс, анафора, ритм. природы.   В  стихотворении  поэт  рисует  образ  русской   Тональность стихотворения   определяется   национальным характером и национальной судьбой. Предлагает задания на применение   способов  действий,  вызвавших   затруднения, повторение  и  закрепление   ранее  изученного  и  подготовку  к   изучению следующих разделов курса. Организует дифференцированную работу  в парах (взаимооценивание): ­  Р.р. Творческая работа «Удивительный  мир природы глазами поэтов» (5­10  предложений). ­ Сопоставление стихотворений о природе с  иллюстрациями (репродукциями картин) в  учебнике. Создает условия для коллективной и  индивидуальной работы с учетом  индивидуальных «зон выпадения». Предлагает задание «Неоконченное  предложение» ­ Сегодня на уроке я узнал…./ мне осталось  непонятным…./ открыл для себя …. Этап включения  в систему знаний  и повторения (8  мин.) Этап рефлексии  (3 мин.) Домашнее  задание   Выполняют задания по  выбору. Фиксируют  степень   соответствия   поставленной  цели  и   результатов деятельности; оценивают собственную  деятельность на уроке

Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». ( 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018
Посмотрите также: