Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
10.04.2018
Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс
Цель урока: • знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.А.Ахматовой, формирование представления о понятии «лирический герой» ; • проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас. • развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления. Планируемые результаты: предметные: выразительное чтение стихотворения, определение роли изобразительно- выразительных средств; выражение личного отношения к художественному произведению, аргументация своей точки зрения. метапредметные: регулятивные УУД: применение метода информационного поиска; формулирование проблемы (темы) и цели урока; способность к целеполаганию; определение степени успешности своей работы и работы других. познавательные УУД: умение выделять и формулировать познавательную цель; сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. коммуникативные УУД: формирование умения выступать перед другими умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. личностные: положительное отношение к учебной деятельности; умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Оборудование: компьютер,раздаточные листы, репродукции картин, презентация, аудиозаписи.
А.Ахматова.docx
Предмет       русский язык Класс           6­Б, 6­А, 6­В Дата            03.04.2018г. Урок № 80 Тема урока: «А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной  природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической  героини. Наизусть». Цель урока:    знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.А.Ахматовой, формирование  представления о понятии «лирический герой» ; проанализировать   стихотворение   А.Ахматовой   «Перед   весной   бывают   дни   такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать   выводы;   формировать   представление   о художественных   образах   произведения; обогащать словарный запас. развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического  мышления. Планируемые результаты: предметные: выразительное чтение стихотворения, определение роли изобразительно­  выразительных средств; выражение личного отношения к художественному произведению,  аргументация своей точки зрения. метапредметные:  регулятивные УУД: применение метода информационного поиска;  формулирование проблемы  (темы) и цели урока; способность к целеполаганию;  определение степени успешности своей  работы и работы других.  познавательные УУД: умение выделять и формулировать познавательную цель; сопоставление,  сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем,  нахождение причинно­следственных связей.    коммуникативные УУД: формирование умения  выступать перед другими  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение  монологической и диалогической формами речи. личностные:  положительное отношение к учебной деятельности; умение  чувствовать  красоту и выразительность   речи,  стремиться  к   совершенствованию   собственной   речи;   потребность   в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Оборудование: компьютер,раздаточные листы, репродукции картин, презентация, аудиозаписи. Ход урока. 1. Организационный момент. Организация внимания учащихся, проверка готовности к уроку  ­Здравствуйте,   кто,   может   быть,   не   выспался.   Здравствуйте   те,   у   кого   плохое   настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. Не сомневаюсь, что у нас сегодня состоится хороший, плодотворный урок! ­Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и  радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов! 2. Актуализация знаний и постановка темы и цели урока. ­ О каком поэте XX века мы узнали на прошлом уроке? Давайте вспомним, какой поэт показал нам  красоту русской природы, Родины и России на прошлом уроке? (С.А.Есенин) ­ Какие стихи С.А.Есенина мы изучали на прошлом уроке? ( «Мелколесье. Степь и дали…  "Пороша"). Опрос домашнего задания. Оценивание чтения наизусть учащимися стихотворения С. Есенина.  Тест по творчеству С.А. Есенина    1. Укажите годы жизни С.А. Есенина   а) 1895­1925 гг.   б) 1890­1921 гг.   в) 1893­1930 гг.   г) 1868­1936 гг. 2. С.А. Есенин был родом из   а) Таганрога   б) села Константиново Рязанской губернии   в) села Багдади   г) Москвы 3. Укажите, как назывался первый сборник стихов С.А. Есенина, вышедший в 1916 году?   а) «Явь»   б) «Персидские мотивы»   в) «Москва кабацкая»   г) «Радуница» 4. Назовите тему, ставшую основной в творчестве С.А. Есенина   а) тема любви   б) тема Родины, России   в) тема красоты и гармонии природы   г) тема революции 5. Определите художественный приём в выделенной строке   Куст волос золотистый вянет.         а) гипербола         б) олицетворение          в) метафора          г) аллегория   Взаимопроверка Ответы:  1. а, 2. б , 3. г, 4. б, 5. в    ( 0 ошибок­«5»,1­2 ошибки­«4», 3­4­«3»,более 4 ошибок­ «2»). На протяжении урока вы будете заполнять рабочий лист, который в конце урока каждый сдаст. 3.Постановка темы и целей урока.  Работа с эпиграфом урока.  Учащиеся читают и  объясняют высказывание:  «Человек — это тростинка, самое слабое в природе  существо, но это тростинка мыслящая». (Паскаль Блез)  ­ В этих словах известного ученого заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем  мы будем говорить?   ­ Ответы учащихся. ­ Учитель резюмирует сказанное и четко формулирует тему, отмечая, что разговор будет посвящен  человеку и природе. ­ Определив тему занятия, учащиеся с помощью учителя пробуют сформулировать цели  работы. (1. Определить, в каких взаимоотношениях находятся человек и природа. 2. Изучить произведение(я),  посвященные взаимоотношению человека и природы.) Учитель подводит итоги, записывает тему и цели работы на доске.  4. Работа по реализации целей урока. ­ Ребята, попробуйте объяснить в каких взаимоотношениях находятся человек и природа.  Человек – часть природы, а раз это так, то он должен чувствовать природу, откликаться на все  изменения в ней.  При этом учитель предлагает учащимся доказать данную мысль с помощью произведения Вивальди  «Времена года». Учитель включает отрывок из этого  произведения, а учащиеся должны определить, какому времени года он соответствует. Нужно не только назвать время года, но и  указать, по каким музыкальным  приметам они его определили. ­ Звучит отрывок. ­ Ответы учащихся.  Учитель продолжает урок, говоря о том, что о взаимоотношениях человека и природы размышляли  в своих произведениях многие писатели и поэты, не является исключением и  А.А. Ахматова. Знакомство с биографией А.А. Ахматовой. Рассказ об Ахматовой с показом её портретов и мест, связанных с её именем. ­ Учащиеся выписывают те факты из биографии поэтессы, которые показались наиболее важными.  ­ Чтение стихотворения «Перед весной бывают дни такие». История создания стиха. Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает  завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с  натяжкой, но все же считала своей подругой. Это – надежда Чулкова, супруга известного русского  литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Именно с этой  женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей  стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Поводом для написания этого произведения стал давний спор между Ахматовой и Чулковой, во  время которого супруга литератора предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной  лирики, чтобы объективно оценить свой творческий потенциал. Чулкову смущал тот факт, что  Ахматова, будучи замужней женщиной, пишет стихи о любви к другим мужчинам, которые  существуют лишь в ее воображении. Поэтому ранней весной 1915 года, находясь в имении  Слепнево, которое принадлежало семье Николая Гумилева, супруга поэтессы, Ахматова решила  последовать совету своей подруги. Однако она не посчитала нужным описывать процесс  пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые  она испытывала, глядя на Лу, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело­сухие» деревья,  шумящие от малейшего порыва ветра. В такие дни, как призналась поэтесса, ее мировосприятие становится совершенно иным, словно бы  она по­новому ощущает все то, что ее окружает. «И легкости своей дивится тело, и дома своего не  узнаешь», — отмечает Ахматова. Именно такие изменения в душе, а отнюдь не теплый и ласковый  ветер, являются верным признаком наступающей весны, которая словно бы обновляет поэтессу  изнутри, наполняя непонятной радостью и ожиданием чуда. Именно в такие дни Ахматова чувствует себя иной и понимает, что жизнь делает очередной виток,  а прошлое уходит без сожаления. И даже старая песня, «что прежде надоела», теперь звучит совсем по­новому и наполняется совершенно другим смыслом, которые созвучен настроению и  ощущениям. Для Ахматовой весна, в первую очередь, ассоциируется с глубокими душевными  переживаниями, в которых есть место осознанию быстротечности жизни, переосмыслению  собственных поступков, новым идеям и надеждам. И именно это дает ей силы для того, чтобы жить дальше, не оглядываясь назад и не укоряя себя в тех ошибках, которые уже невозможно исправить. 1.Какова композиция стихотворения? Какой смысл выявляется при сопоставлении первой и второй строф и в том, что они не разделены пробелом?   2. Какие слова и выражения рисуют нам картину весны и состояние человека? Почему человек  ощущает эту радостную картину и приподнятое состояние души «перед весной», т. е. тогда, когла  она ещё не наступила?   3. Почему человек сильнее чувствует весну, когда она ещё не наступила? Подтвердите свой ответ  цитатами из стихотворения.   4. Какие мысли о гармонии мира звучат в стихотворении Ахматовой? Приведите примеры из  стихотворения. Слушая стихотворение, учащиеся размышляют думают, кто является героем (героями)  стихотворения. ­ Ответы учащихся.  ­ Учитель подводит итог, говоря, что в стихотворении два героя: человек и природа.  Учитель и  ученики, опираясь на текст стихотворения строят схему, которая подтверждает наличие в  стихотворении двух героев (выписывают словосочетания, предложения). Природа: отдыхает луг;  шумят деревья; ветер нежен и упруг. Человек: легкость тела; старую песню поет, как новую; не  узнает дома . Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что человек откликается на все  изменения в природе.  ­ А. Ахматова наблюдательна и точна в описании природы и человека. Для этого она использует  средства выразительности. Учащимся предлагается заполнить таблицу.(слайд 11)  Эпитеты Олицетворения ? И теплый…. И легкости… И дома….   Примеры эпитетов и олицетворений учащиеся выбирают из текста самостоятельно. Совместно с  учителем знакомятся с термином Повторение (анафора). 5. Подведение итогов  урока. Рефлексия ­ Подводя итог, педагог еще раз отмечает, что человек­часть природы, поэтому он живет по ее  законам. Завершая урок, учитель возвращается к целям, которые ставили ученики в начале урока.  Ребята сами определяют уровень достижения поставленных целей (достигли, не достигли, частично достигли).  сегодня я узнал…  было интересно…  было трудно…  я выполнял задания…  я понял, что…  теперь я могу…  я научился…  у меня получилось … ­ Завершается работа синквейном, который начинается словами: ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК. (Пример: Природа и человек. Сильные, связанные. Живут, взаимодействуют, влияют. Связь. 6. Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой. ­ Ребята, я вам желаю, чтобы такое настроение у вас было всегда. Урок окончен! Правила построения синквейна   Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и  обязательно существительным. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это  должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.    В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются  действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова. Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой  составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как  предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица,  поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы. Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще  всего это просто синоним к теме стихотворения. Синквейн. Есенин Великий, талантливый. Думает, страдает, любит. Чувства добрые пробуждает. Гений. Приложение. Стихотворение А.Ахматовой состоит из восьми строчек. Оно несет в себе сложное поэтическое  настроение. Лирический герой радуется наступлению весны, видит ее особые приметы. В начале  стихотворения изображаются конец февраля и начало марта. Луг, отдыхающий под плотным  снегом.  Какие поэтические приемы использует автор? С какой целью?  – Луг «отдыхает» – олицетворение, «шумят» – олицетворение, деревья «весело – сухие» –  метафора. Эти поэтические приемы позволяют поэту представить и луг, скрытый под снегом, и  голые деревья, ожидающие наступление весны.  – Чем отличаются первое и второе четверостишия? Как удалось автору передать это?  – В первом четверостишии выражается настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек  преобладает повествовательная интонация. Резкий перелом в настроении лирического героя  становится заметным во втором четверостишии: и легкости своей дивится тело (глагол «дивится» – высоко – поэтическое) в сочетании с существительным «легкость» (от прилагательного «легкий») и нейтральным «тело» создают особое настроение умиротворения.  – Четыре строчки начинаются с союза «и», играющего не только сочинительную, но и усилительную роль. Этот прием называется анафорой. Еще какие настроения рождаются в душе поэта?  – «И дома своего не узнаешь» – в значении «все обыденное воспринимается как новое».  – В следующих двух строчках поэт продолжает развивать мысль, настроение, наметившиеся в  начале второго четверостишия.  – Что еще волнует душу поэта?  – Знакомая песня, которая воспринимается им как новая.  – Какие слова помогают выразить состояние души поэта? –  – «С волнением поешь».  Для стихотворения характерна сдержанно­радостная интонации. Такая интонация определяет  звучание многих стихотворений Анны Ахматовой. В этом своеобразие её восприятия мира,  самобытность поэтического мира. Подведем итог. Итак, о чем же размышляет автор в своем  стихотворении? Какое настроение оно передает? Каким чувством оно пронизано? Объясните  значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; легкости своей дивится тело. Какую роль  они играют? Что нового открыли вы для себя на уроке? Какие выводы сделали? Погасим свечу –  символ поэзии. Надеюсь огонь, зажженный в ваших душах Ахматовой будет согревать вас всегда. Вы правы, она научила нас не сдаваться, жить по совести, не терять человеческого ни при каких  обстоятельствах и видеть мир во всем его многообразии.

Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс

Конспект урока по литературе на тему "«А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. Наизусть».». ( 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018
Посмотрите также: