Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
20.03.2018
Цели:
• Ознакомить учащихся со стихотворным наследием М. Ю. Лермонтова;
• продолжить обучение чтению с вдохновением и анализу стихотворного текста;
• углублять работу над понятием антитеза, способом определения стихотворных размеров;
• подготовить к выполнению контрольной работы;
• воспитывать эмоциональную сферу учащихся, стремление к дружескому общению.
Задачи:
- расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о путях развития русской баллады;
- углубить знания о М.Ю.Лермонтове;
- развивать умение интерпретировать и анализировать художественные тексты;
- побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
Планируемые результаты:
Предметные: Ученик научится характе¬ризовать средства выразительности в стихотворениях поэта. Оценивать интерпретацию художественного текста.
Метапредметные:
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: компьютер, портрет М. Ю. Лермонтова, репродукции картин, презентация, раздаточный материал.
литература конспект лермонтов.docx
Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях
М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».
Цели:
Ознакомить учащихся со стихотворным наследием М. Ю. Лермонтова;
продолжить обучение чтению с вдохновением и анализу стихотворного текста;
углублять работу над понятием антитеза, способом определения стихотворных размеров;
подготовить к выполнению контрольной работы;
воспитывать эмоциональную сферу учащихся, стремление к дружескому общению.
6 класс
Задачи:
расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о
путях развития русской баллады;
углубить знания о М.Ю.Лермонтове;
развивать умение интерпретировать и анализировать художественные тексты;
побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни,
назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
Планируемые результаты:
Предметные: Ученик научится характеризовать средства выразительности в стихотворениях
поэта. Оценивать интерпретацию художественного текста.
Метапредметные:
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать
текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах,
использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинноследственные связи.
Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями
диалогической речи.
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: компьютер, портрет М. Ю. Лермонтова, репродукции картин, презентация,
раздаточный материал.
Ход урока.
I.
Организационный момент .
1. Мотивирование к учебной деятельности Создание доброжелательной атмосферы, мотивация
на учёбу, создание ситуации успеха
Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я
надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2.Опрос по домашнему заданию.
Домашним заданием прошлого урока было: выучить стихотворение «На севере диком…».
Кто прочитает нам это стихотворение вдохновенно? («Чтение с вдохновением» стихотворения
«На севере диком…» 2 чел.).
Удалось ли вашим одноклассникам передать интонацией чувства и переживания поэта?
Кому это удалось в большей степени? За счёт чего? II. Актуализация опорных знаний.
Проведём небольшую поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы
постараетесь узнать произведений и автора.
скажика, дядя, ведь не даром//Москва, спалённая пожаром// Французу отдана? («Бородино»)
белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус»)
тучки небесные, вечные странники!... («Тучи»)
Кто же автор этих стихотворений?
Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов.
О чём он писал? Какие личные чувства он вкладывал в свои произведения?
( О природе, об одиночестве, о Бородинском сражении. Поэт был очень одинок, он тонко
чувствовал природу , любил свою Родину.)
Назовите произведения М. Ю. Лермонтова, которые вам понравились, или запомнились?
(«Бородино», «Тучи», «Парус», «Листок», «Утёс»)
III. Постановка цели и задач урока.
Как вы думаете, случайно ли я вспомнила об этом удивительном поэте? О ком будет идти речь
на уроке?
Подумайте, что поможет нам лучше разобраться в смысле, идее стихов поэта?( средства языка,
художественной выразительности).
Исходя из этого, скажите, какую работу мы проведём на сегодняшнем уроке?( Будем читать
новые стихи поэта, рассмотрим, какие средства языка использовал М. Ю. Лермонтов.)
Давайте сформулируем тему.
Итак, тема урока: «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.
Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».
Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
Правильно, в течение этого урока мы должны ответить на вопрос: каковы особенности
выражения темы одиночества
IV. Работа над темой урока.
Слово учителя:
Для того чтобы понять, что хотел сказать автор произведения и каким способом он этого
добился, любое произведение анализируют. С некоторыми элементами анализа мы с вами
ознакомились на протяжении предыдущих уроков. Уже знаем о том, что для усиления
нравственного и эмоционального воздействия автор пользуется различными художественными
средствами; что он на одну и ту же тему может создать разные произведения с разными
образами.
Приведите пример произведений и образов из них на тему «одиночество».
( «Парус одинокий», «стоит одиноко на голой вершине сосна», «одна и грустна на утёсе
горючем прекрасная пальма растёт», «Одиноко он стоит, задумался глубоко»)
Анализ стихотворения.
Я приглашаю вас заглянуть в мастерскую поэта, чтобы увидеть, услышать, почувствовать, как
рождается образ.
Сегодня нам предстоит ознакомиться в системе с анализом стихотворного произведения.
Прослушаем стихотворение «Утёс».
Презентация.
Охарактеризуйте утёс и тучку. Почему у вас сложилось такое мнение?
( Образ утёсавеликана и золотой тучки.
Тучка – весёлая, маленькая, молодая, играет, умчалась.
Утёс – великан, старый, в морщине, грустный, плачет, одинокий.)
Почему плачет утёс? О чём он задумался?
Найдите в стихотворении образыпротивопоставления. утес – тучка, весело играя – тихонько плачет.
Другими словами, «тучка золотая» и «утес» представляют собой разные природные стихии:
летучая, быстрая и беспечная «тучка» во всем противопоставлена вечно неподвижному,
монолитному «утесу».
Найдите в стихотворении незнакомые слова и определите, обратившись к словарю, их
значения.
Утес – Высокая скала. Как утес стоит чтон. или ктон. (твердо, непоколебимо).
Каково же настроение?
В стихотворении преобладает настроение грусти, даже страдания от одиночества.
Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения?
одиночество.
Назовите средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.
Антитеза (противопоставление): весело играя – задумался, тихонько плачет
Олицетворение: ночевала тучка, утес задумался, плачет
Эпитеты: тучка золотая, утесвеликан, весело играя,влажный след
Определите композицию стихотворения
«Утес». Стихотворение состоит из двух строф, также построенных по одной модели: первая и
вторая строка пейзаж, а третья и четвертая – олицетворение в образе утеса человеческих чувств.
Вывод: В стихотворении Лермонтова «Утес» два центральных образа: утес и тучка. Они
противопоставлены. Есть и другие противопоставления: тучка умчалась, весело играя – утес
стоит и тихонько плачет (олицетворение).
Другими словами, «тучка золотая» и «утес» представляют собой разные природные
стихии: летучая, быстрая и беспечная «тучка» во всем противопоставлена вечно неподвижному,
монолитному «утесу».
В стихотворении есть слова, которые можно объединить в смысловую группу «Настроение
лирического героя»: одиноко… стоит, плачет в пустыне. В стихотворении преобладает
настроение грусти, даже страдания от одиночества. Поэтому по настроению легко определить
основную тему стихотворения: одиночество.
Цветовую гамму стихотворения создают жизнерадостные, яркие цвета золота и лазури. Но утес
словно не видит праздника жизни он задумался. Каменный исполин тихонько плачет
(антитеза),
В стихотворении «Утес» поэт говорит не о конкретных людях, не о Нем и не о Ней.
Здесь образы природы являются поэтическими заместителями людей, т. е. символами. В
стихотворении говорится о непрочности человеческих отношений; о том, что несходство судеб,
принадлежность к разным стихиям не может объединить героев.
Физкультминутка.
Руки, как ветки,
А мы, как деревья,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И руки опустим,
Так ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки,
И плавно покажем,
Так в небе летят журавли.
И как они сядут, мы тоже покажем –
Крылья сложить мы должны.
Как вы понимаете высказывание В.Белинского: «Лермонтов – новое могучее дарование». Хочу
отметить, что В.Белинский сказал эту фразу после прочтения произведения «Три пальмы».
Запишем название произведения и год написания. Перед вами лежат карточки с этим стихотворением. Подумайте, какую роль играет подзаголовок – «Восточное сказание»? (автор
определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает
о восточном, экзотическом происхождении сказания.)
Прослушайте, посмотрите презентацию стихотворения «Три пальмы».
Словарная работа. Роптать. Негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.
А теперь попробуем составить план этого стихотворения.
Возможный план.
А) Жизнь гордых пальм в пустыне.
Б) Их обращение к Богу.
В) Появление каравана.
Г) Пальмы встречают гостей.
Д) Гибель «питомцев столетий».
Е) «Все дико и пусто кругом».
Ребята, давайте вспомним стихотворение относится к какому роду литературы. (Лирика).
Обратим внимание, здесь присутствует сюжет? (Да)
А сюжет характерен для какого рода литературы? (Эпос)
Значит, это стихотворение и лирическое, и эпическое. Данный тип произведений называются
лироэпическими.
Один их лироэпических жанров – это баллада. К нему и относится «Три пальмы». Ведь
баллада – это один из жанров лироэпической поэзии, стихотворение с драматическим или
печальным развитием сюжета.
Следующий пункт анализа – это изобразительновыразительные средства.
Скажите, что изображено в центре произведения? (пальмы).
Как изображены пальмы? Какой прием лежит в основе их изображения?
Отмечаем карандашом в тексте примеры олицетворения.
Кроме олицетворения какие изобразительные средства вы видите? (Эпитеты)
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный…
Обратим внимания на следующие строки
И шел, колыхаясь, как в море челнок….
Что это за средство? (сравнение)
Первая и последние строфы – антитеза.
Проблемы стихотворения
Ребята, скажите пальмы о чём говорят? (они недовольны жизнью, потому что бесполезно стоят
пустыне).
Кого они напоминают? (Людей)
Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем
начало стихотворения:
Три гордые пальмы высоко росли…
Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они
хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?
(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не
назовешь.)
Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели. Так как же надо жить?
Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии.
Какой ответ дает Лермонтов?
Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень
трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей
жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.
Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!
Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.
Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя
из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций.
Ценность жизни – это тоже философская тема…
К кому обращаются пальмы? (к Богу)
Он слышит их и выполняет их желание. Религиозная проблема.
Люди губят природу – проблема взаимоотношений человека и природы.
Вывод: Тема – о пальмах – о людях, которые хотят «высокую жизнь», не довольствуются тем,
что есть, и жертвуют собой.
Идея (воспроизводят дети).
Мы с вами рассмотрели двухсложные размеры стихотворения, когда изучали поэму «Мцыри».
Сейчас рассмотрим размер данного стихотворения.
Амфибрахий.
V. Рефлексия. Итоги урока.
Организовывает работу в группах на тему "Мои впечатления от урока".
Дополните начало одного или нескольких предложений.
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял(а) задания и …
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я задумался(ась), о том…
Я научился(ась)…
В заключении мне хочется произнести слова В. Воскобойникова «Михаил Юрьевич
Лермонтов прожил совсем немного лет – двадцать семь. И всётаки он успел написать такие
прекрасные стихи и поэмы, что и сегодня, если вы их прочитаете, вам может показаться, что он
написал про вас. А всё потому, что стихи эти – словно разговор души с душою, словно рассказ о
жизни души вашей, моей и того человека, который жил до вас и будет жить после вас. И такие
стихи всегда вечны».
Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
VI. Домашнее задание
Выучите наизусть стихотворение «Утёс».
.
Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».
Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».
Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».
Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».
Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».
Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.