Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».
Оценка 4.6

Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
20.03.2018
Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях  М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».
Цели: • Ознакомить учащихся со стихотворным наследием М. Ю. Лермонтова; • продолжить обучение чтению с вдохновением и анализу стихотворного текста; • углублять работу над понятием антитеза, способом определения стихотворных размеров; • подготовить к выполнению контрольной работы; • воспитывать эмоциональную сферу учащихся, стремление к дружескому общению. Задачи: - расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о путях развития русской баллады; - углубить знания о М.Ю.Лермонтове; - развивать умение интерпретировать и анализировать художественные тексты; - побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой. Планируемые результаты: Предметные: Ученик научится характе¬ризовать средства выразительности в стихотворениях поэта. Оценивать интерпретацию художественного текста. Метапредметные: Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Оборудование: компьютер, портрет М. Ю. Лермонтова, репродукции картин, презентация, раздаточный материал.
литература конспект лермонтов.docx
Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях  М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»». Цели:   Ознакомить учащихся со стихотворным наследием М. Ю. Лермонтова;     продолжить обучение чтению с вдохновением и анализу стихотворного текста;  углублять работу над понятием антитеза, способом определения стихотворных размеров; подготовить к выполнению контрольной работы;  воспитывать эмоциональную сферу учащихся, стремление к дружескому общению. 6 класс Задачи: ­ расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о путях развития русской баллады; ­ углубить знания о М.Ю.Лермонтове; ­ развивать умение интерпретировать и анализировать художественные тексты; ­  побудить   учащихся   задуматься   о   нравственных   проблемах   –   вопросах   смысла   жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой. Планируемые результаты:  Предметные: Ученик научится характеризовать средства выразительности в стихотворениях  поэта. Оценивать интерпретацию художественного текста. Метапредметные: Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать  текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах,  использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно­следственные связи.  Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями  диалогической речи. Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём  взаимопонимания Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Оборудование: компьютер,  портрет М. Ю. Лермонтова, репродукции картин, презентация,  раздаточный материал. Ход урока. I. Организационный момент . 1. Мотивирование к учебной деятельности Создание доброжелательной атмосферы, мотивация  на учёбу, создание ситуации успеха ­ Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? ­Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я  надеюсь  на вашу активную работу на уроке. 2.Опрос по домашнему заданию. ­ Домашним заданием прошлого урока было: выучить стихотворение «На севере диком…».  Кто прочитает нам это стихотворение вдохновенно? («Чтение с вдохновением» стихотворения  «На севере диком…» 2 чел.). ­Удалось ли вашим одноклассникам передать интонацией чувства и переживания поэта? ­Кому это удалось в большей степени? За счёт чего? II. Актуализация опорных знаний. ­ Проведём небольшую поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы  постараетесь узнать произведений и автора. ­ скажи­ка, дядя, ведь не даром//Москва, спалённая пожаром// Французу отдана? («Бородино») ­  белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус») ­    тучки небесные, вечные странники!...  («Тучи») ­ Кто же автор этих стихотворений? Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов. ­О чём он писал? Какие личные чувства он вкладывал в свои произведения? (­ О природе, об одиночестве, о Бородинском сражении. Поэт был очень одинок, он тонко  чувствовал природу , любил свою Родину.) ­Назовите произведения М. Ю. Лермонтова, которые вам понравились, или запомнились?  («Бородино», «Тучи», «Парус», «Листок», «Утёс») III. Постановка цели и задач урока. ­ Как вы думаете, случайно ли я вспомнила об этом удивительном поэте? О ком будет идти речь  на уроке?   ­ Подумайте, что поможет нам лучше разобраться в смысле, идее стихов поэта?( средства языка,  художественной выразительности). ­ Исходя из этого, скажите, какую работу мы проведём на сегодняшнем уроке?( ­ Будем читать  новые стихи поэта, рассмотрим, какие средства языка использовал М. Ю. Лермонтов.)                   ­Давайте сформулируем  тему. ­ Итак, тема урока: «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.  Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»». ­ Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? ­Правильно,   в   течение   этого   урока   мы   должны   ответить   на   вопрос:   каковы   особенности выражения темы одиночества  IV. Работа над темой урока. Слово учителя:  ­ Для того чтобы понять, что хотел сказать автор произведения и каким способом он этого  добился, любое произведение анализируют. С некоторыми элементами анализа мы с вами  ознакомились на протяжении предыдущих уроков. Уже знаем о том,  что для усиления  нравственного и эмоционального воздействия автор пользуется различными художественными  средствами; что он на одну и ту же тему может создать разные произведения с разными  образами.  ­ Приведите пример произведений и образов из них на тему «одиночество». (­ «Парус одинокий», «стоит одиноко на голой вершине сосна», «одна и грустна на утёсе  горючем прекрасная пальма растёт», «Одиноко он стоит, задумался глубоко»)  Анализ стихотворения. Я приглашаю вас заглянуть в мастерскую поэта, чтобы увидеть, услышать, почувствовать, как рождается образ. ­ Сегодня нам предстоит ознакомиться в системе с анализом стихотворного произведения. ­ Прослушаем стихотворение «Утёс».  Презентация. Охарактеризуйте утёс и тучку. Почему у вас сложилось такое мнение?  (­ Образ утёса­великана и золотой тучки. ­ Тучка – весёлая, маленькая, молодая, играет, умчалась. ­ Утёс – великан, старый, в морщине, грустный, плачет, одинокий.) ­ Почему плачет утёс? О чём он задумался? Найдите в стихотворении образы­противопоставления. ­утес – тучка, весело играя – тихонько плачет. Другими словами, «тучка золотая» и «утес» представляют собой  разные природные стихии:  летучая, быстрая и беспечная «тучка» во всем противопоставлена вечно неподвижному,  монолитному «утесу».    ­ Найдите в стихотворении незнакомые слова и определите, обратившись к словарю, их  значения. Утес – Высокая скала. Как утес стоит что­н. или кто­н. (твердо, непоколебимо). Каково же настроение? В стихотворении преобладает настроение грусти, даже страдания от одиночества. ­ Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения?  одиночество. ­ Назовите  средства художественной выразительности, которыми пользуется автор. Антитеза (противопоставление): весело играя – задумался, тихонько плачет Олицетворение: ночевала тучка, утес задумался, плачет Эпитеты: тучка золотая, утес­великан, весело играя,влажный след ­ Определите композицию стихотворения «Утес». Стихотворение состоит из двух строф, также построенных по одной модели: первая и  вторая строка пейзаж, а третья и четвертая – олицетворение в образе утеса человеческих чувств. Вывод: В стихотворении Лермонтова «Утес» два центральных образа: утес и  тучка. Они  противопоставлены. Есть и другие противопоставления: тучка умчалась,  весело играя – утес  стоит и тихонько плачет (олицетворение). Другими словами, «тучка золотая» и «утес» представляют собой  разные природные  стихии: летучая, быстрая и беспечная «тучка» во всем противопос­тавлена вечно неподвижному, монолитному «утесу».    В стихотворении есть слова, которые можно объединить в смысловую группу «Настроение  лирического героя»: одиноко… стоит,  плачет в пустыне.  В стихотворении преобладает  настроение грусти, даже страдания от одиночества. Поэтому по настроению легко определить  основную тему стихотворения: одиночество. Цветовую гамму стихотворения создают жизнерадостные, яркие цвета золота и лазури. Но  утес словно не видит праздника жизни  ­ он задумался.  Каменный исполин  ­ тихонько плачет  (антитеза), В стихотворении «Утес» поэт говорит не о конкретных людях, не о Нем и не о Ней. Здесь  образы природы являются поэтическими заместителями людей, т. е. символами. В  стихотворении говорится о непрочности человеческих отношений; о том, что несходство судеб,  принадлежность к разным стихиям не может объединить героев. Физкультминутка. Руки, как ветки, А мы, как деревья, Теперь мы как будто в лесу. Мы руки поднимем И руки опустим,  Так ветер сбивает росу. Чуть в стороны руки, И плавно покажем,  Так в небе летят журавли. И как они сядут, мы тоже покажем –  Крылья сложить мы должны. Как вы понимаете высказывание В.Белинского: «Лермонтов – новое могучее дарование». Хочу отметить, что В.Белинский сказал эту фразу после прочтения произведения «Три пальмы». ­   Запишем   название   произведения   и   год   написания.   Перед   вами   лежат   карточки   с   этим стихотворением. Подумайте, какую роль играет подзаголовок – «Восточное сказание»? (автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий,    предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.) ­  Прослушайте, посмотрите презентацию стихотворения «Три пальмы». Словарная работа. Роптать. Негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. ­ А теперь попробуем составить план этого стихотворения. Возможный план. А) Жизнь гордых пальм в пустыне. Б) Их обращение к Богу. В) Появление каравана. Г) Пальмы встречают гостей. Д) Гибель «питомцев столетий». Е) «Все дико и пусто кругом». ­ Ребята, давайте вспомним стихотворение относится к какому роду литературы. (Лирика). ­ Обратим внимание, здесь присутствует сюжет? (Да) ­ А сюжет характерен для какого рода литературы? (Эпос) ­ Значит, это стихотворение и лирическое, и эпическое. Данный тип произведений называются лиро­эпическими.   Один   их   лиро­эпических   жанров   –   это   баллада.   К   нему   и   относится   «Три   пальмы».   Ведь баллада  –   это  один   из жанров лиро­эпической поэзии,   стихотворение   с   драматическим   или печальным развитием сюжета. Следующий пункт анализа – это изобразительно­выразительные средства. ­ Скажите, что изображено в центре произведения? (пальмы). Как изображены пальмы? Какой прием лежит в основе их изображения? Отмечаем карандашом в тексте примеры олицетворения. ­ Кроме олицетворения какие изобразительные средства вы видите? (Эпитеты) И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный… ­ Обратим внимания на следующие строки И шел, колыхаясь, как в море челнок…. Что это за средство? (сравнение) Первая и последние строфы – антитеза. Проблемы стихотворения ­ Ребята, скажите пальмы о чём говорят? (они недовольны жизнью, потому что бесполезно стоят  пустыне).  ­ Кого они напоминают? (Людей) ­ Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем  начало стихотворения: Три гордые пальмы высоко росли… Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они  хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»? (Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не  назовешь.) Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели. Так как же надо жить? Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии. Какой ответ дает Лермонтов? Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень  трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей  жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.  Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить! Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова. Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя  из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций.  Ценность жизни – это тоже философская тема… ­ К кому обращаются пальмы? (к Богу) ­ Он слышит их и выполняет их желание. Религиозная проблема. Люди губят природу – проблема взаимоотношений человека и природы. Вывод: Тема – о пальмах – о людях, которые хотят «высокую жизнь», не довольствуются тем, что есть, и жертвуют собой. Идея (воспроизводят дети). ­ Мы с вами рассмотрели двухсложные размеры стихотворения, когда изучали поэму «Мцыри». Сейчас рассмотрим размер данного стихотворения. Амфибрахий. V. Рефлексия. Итоги урока. Организовывает работу в группах  на тему "Мои впечатления от урока". Дополните начало одного или нескольких предложений. Сегодня я узнал(а)…  Было интересно… Было трудно… Я выполнял(а) задания и … Я понял(а), что… Теперь я могу… Я задумался(ась), о том… Я научился(ась)… В заключении мне хочется произнести слова В. Воскобойникова «Михаил Юрьевич  Лермонтов прожил совсем немного лет – двадцать семь. И всё­таки он успел написать такие  прекрасные стихи и поэмы, что и сегодня, если вы их прочитаете, вам может показаться, что он  написал про вас. А всё потому, что стихи эти – словно разговор души с душою, словно рассказ о  жизни души вашей, моей и того человека, который жил до вас и будет жить после вас. И такие  стихи всегда вечны». ­ Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. VI. Домашнее задание Выучите наизусть стихотворение «Утёс». .

Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».

Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях  М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».

Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».

Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях  М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».

Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».

Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях  М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».

Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».

Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях  М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».

Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».

Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях  М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».

Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».

Урок литературы на тему: "Тема урока : «Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях  М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы»».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018
Посмотрите также: