Конспект урока литературного чтения
Тема урока: «В.А. Осеева «Хорошее»
Цели: познакомить с рассказом В.А. Осеевой «Хорошее»; создать условия
для развития коммуникативных качеств личности в процессе формирования навыка
чтения на основе разнообразных упражнений; учить ориентироваться в тексте;
воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе
отношение к людям и животным.
Задачи:
Предметные:
совершенствовать навык чтения целыми словами;
учить правильно формулировать ответы на вопросы к тексту, развивать
внимание к слову;
развивать умение читать текст по ролям, стараясь передать нужную
интонацию;
развивать умение определять жанр произведения.
Метапредметные:
регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу под руководством
учителя, способствовать развитию навыков самоконтроля;
коммуникативные: развивать умения формулировать точные, полные
ответы;
познавательные:
способствовать формированию умения искать
информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;
личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться;
уважать мнение одноклассников; оценка жизненных ситуаций и поступков героев с
точки зрения общечеловеческих норм.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, словарь С. Ожигова,
пословицы в конвертах, солнышки и лучики с хорошими и плохими поступками,
клей, лист бумаги для письма, конверт.
План урока
Этапы урока
Орг. момент
Проверка
домашнего
задания
Вступительная
беседа.
Актуализация
Деятельность учителя и учеников
С каким произведением мы познакомились на
прошлом уроке? (На горке)
Кто автор это произведения? Николай Носов)
Что вам было задано на дом? (Разделиться на
группы и выбрать способ работы: чтение по
ролям, пересказ по картинкам)
Сегодня мы проведем исследование, т.е.
научную работу. В любом исследовании есть
высказывание, мысль, которую нужно доказать.
УУД
Личностные
Регулятивные опорных
знаний: работа
с пословицами.
Словарная
работа.
(слайд 1)
(слайд 2)
Работа с
заголовком.
(слайд 3)
Речевая
разминка.
(слайд 4,5,6)
Первичное
У вас на столах лежат конверты, в них слова.
Из данных слов составьте 3 пословицы и
объясните, как вы понимаете их значение.
Работать будете в парах.
Какие пословицы у вас получились? (за добро
добром и платят)
Как вы понимаете значение этой пословицы?
(Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с
тобой хорошо поступят)
Какую еще пословицу вы сложили? (Добрый
человек добру и учит)
Как вы понимаете значение этой пословицы?
(Если человек добрый, хороший, то он и учит
хорошему)
Какая еще пословица у вас получилась?
(Жизнь дана на добрые дела)
Как вы понимаете эту пословицу? (Вывесить
на доску сложенные пословицы)
Нам с вами в течении урока нужно доказать,
что это так, или доказать, что эти высказывания
не верны.
Какие добрые дела вы совершали?
Как вы понимаете слова безрадостный?
Как вы понимаете слова безнадежный?
Как вы понимаете слова бессовестный?
А что такое совесть? Совесть – это как бы
второе сознание, которое подвергается сомнению
и критике. Именно совесть, которая живет в
сердце каждого человека, показывает, как
правильно жить и правильно поступать. Каждый
человек имеет право на ошибку, главное уметь
вовремя найти правильное решение, исправить ее.
Как вы считаете, всегда ли должна быть у
человека совесть?
Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним
который
рассказом Валентины Осеевой,
называется «Хорошее».
По названию можно узнать, о чем или о ком
Оказалось ли наше
это произведение)
предположение верным?
Перед тем, как мы начнем читать, что мы
должны провести? (Речевую разминку)(110, А О
У И Е (2 раза), Не хочет косой косить косой,
говорит, коса коса.)
Познавательны
е
Личностные
Я начинаю, а вы внимательно следите, ктото Познавательны знакомство с
текстом.
(слайд 7)
Проверка
понимания
прочитанного.
е
Личностные
Познавательны
е
Личностные
Коммуникатив
ные
продолжит.
Подтвердились ли наши высказывания?
Произведение какого жанра вы прочитали и
докажите свое мнение? (рассказ, потому что
нет рифмы, волшебства)
Угадали мы, о чем этот рассказ?
А теперь возьмите карандаши, внимательно
прочитайте весь рассказ и подчеркните
карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?
(работа в парах)
Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале?
(Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее
спас)
Что вы можете сказать о его мечте: хорошая
она или плохая? (Хорошая)
О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню
волки напали, а я бы их застрелил)
Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если
б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
Итак, сделайте вывод, какие мечты были у
Юры? (Мечты у Юры были хорошие)
А теперь посмотрите на его поступки.
Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с
сестрой. Какой хороший поступок мог совершить
Юра для сестры? (Погулять с ней)
А он как поступил? (Он обидел сестру)
Как он обидел ее? (Грубо ее прогнал)
Что он сказал сестре, когда она попросила его
погулять с ней? (Уходи, не мешай думать)
Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
Прочитайте диалог Юры и няни. Какой
хороший поступок он мог совершить для няни?
(Убрать посуду)
А как он поступил? (Обидел няню)
Что он ей сказал? (Некогда мне)
А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда
у нас много дел)
Действительно ли у Юры было много дел?
(Нет, он просто сидел и думал)
Прочитайте, как Юра общался с Трезором.
Какой хороший поступок он мог совершить для
Трезора? (Дать ему попить)
А как мальчик поступил? (Прогнал Трезора)
Скажите, что же было хорошее в рассказе?
(Мысли и желания Юры) Работа в
группах.
(слайд 8)
Повторное
чтение
рассказа и
работа с
текстом
Решение
проблемной
ситуации.
А что же было не очень хорошее? (Поступки
мальчика)
Каким вы себе представляете Юру, был ли он
плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не
знал, как он может сделать хорошее)
В парах подумайте и письмо, где вы даете
совет Юре как нужно было поступить. (работа в
парах письменно)
А теперь найдите и прочитайте, какой совет
дала Юре мама. Сравните ваши советы.
А теперь объясните название рассказа
«Хорошее». (Хорошее нужно совершать на
деле, а не в мыслях)
Прочитайте пословицу. (Лучше хорошо
поступить, чем хорошо говорить)
Объясните, как вы понимаете эту пословицу.
(Лучше меньше говорить о хороших поступках,
а делать их)
Подходит ли эта пословица к нашему
рассказу? Почему? (Потому, что такой совет
мы даем Юре)
Сколько действующих лиц в рассказе? (6:
автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)
Как нужно читать мысли Юры?
(Мечтательно)
А слова, обращенные к сестре, няне и
Трезору? (Грубо, резко)
Чтение по ролям.
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА «СТАРУШКА»
А теперь я хочу прочитать еще один рассказ
Валентины Осеевой, а вы послушайте и скажите
почему я вам его прочитала сразу после рассказа
«Хорошее»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди
шла старушка. Было очень скользко. Старушка
поскользнулась и упала.
Подержи мои книжки! – крикнул мальчик,
передавая свой портфель, и бросился на помощь
старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
Это твоя бабушка?
Нет, ответил мальчик.
Мама? – удивилась подружка.
Регулятивные
Личностные
Познавательны
е
Регулятивные
Личностные
Коммуникатив
ные Нет!
Ну, тетя? Или знакомая?
Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это
просто старушка!
Как вы думаете, почему я его прочитала сразу
после рассказа «Хорошее»? (Потому, что он
тоже о хорошем поступке)
Давайте сделаем вывод – чему же нас учат
рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас
говорить вежливые слова, совершать хорошие
поступки)
Какие хорошие поступки вы можете
совершать каждый день?
Будите ли вы ждать награды за свои
поступки?
Сегодня у нас на уроке прозвучало так много
хороших слов, хороших дел и поступков, что к
нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а
волшебное доброе солнышко.
Оно так и называется Доброта.
А теперь вам необходимо создать сое солнце
Доброты, лучики находятся в конвертах.
Приклейте те лучики, которые вы считаете
нужными.
Давайте посмотрим на лучики нашего солнца.
Показываю каждый лучик
Вежливые слова
Хорошие поступки
Уважение к людям
Доброе отношение к животным
Бережное отношение к природе
Бескорыстие
С каким произведением познакомились на
уроке? (В. Осеевой «Хорошее»)
Итак, мы с вами провели большую
исследовательскую работу. Согласны ли вы с
составленными вами пословицами? Почему? Я
желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и
поступки.
А сейчас оцените свою работу с помощью
цветовых сигналов: зеленый – понравилось, как
вы работали, желтый – хотелось бы лучше,
красный – совсем не понравилось.
Домашнее задание у вас будет не обычным.
Выводы.
(слайд 9)
Работа в
группах
(на доске
такое же
солнце, как и у
детей на
партах)
Подведение
итога урока.
Рефлексия.
(слайд 10)
Домашнее
Личностные
Личностные задание.
(слайд 11, 12)
Вам нужно будет разделиться на группы и
выбрать способ работы, это будет или чтение по
ролям, или пересказ по рисункам, либо в виде
спектакля.
Конспект урока по литературе на тему "В. Осеева "Хорошее" (2 класс)
Конспект урока по литературе на тему "В. Осеева "Хорошее" (2 класс)
Конспект урока по литературе на тему "В. Осеева "Хорошее" (2 класс)
Конспект урока по литературе на тему "В. Осеева "Хорошее" (2 класс)
Конспект урока по литературе на тему "В. Осеева "Хорошее" (2 класс)
Конспект урока по литературе на тему "В. Осеева "Хорошее" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.