Конспект урока по литературе на тему "В. Осеева "Хорошее" (2 класс)

  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Раздаточный материал
Иконка файла материала Конспект урока по теме В.Осеева - Хорошее.docx
Конспект урока литературного чтения Тема урока: «В.А. Осеева «Хорошее» Цели:  познакомить с рассказом В.А. Осеевой «Хорошее»; создать условия для развития коммуникативных качеств личности в процессе формирования навыка чтения   на   основе   разнообразных   упражнений;   учить   ориентироваться   в   тексте; воспитывать   честность   и   чувство   ответственности   за   свои   поступки,   доброе отношение к людям и животным. Задачи:  Предметные:  ­ совершенствовать навык чтения целыми словами; ­   учить   правильно   формулировать   ответы   на   вопросы   к   тексту,   развивать внимание к слову; ­   развивать   умение   читать   текст   по   ролям,   стараясь   передать   нужную интонацию; ­ развивать умение определять жанр произведения. Метапредметные: ­ регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу под руководством учителя, способствовать развитию навыков самоконтроля; ­   коммуникативные:  развивать   умения   формулировать   точные,   полные ответы; ­   познавательные:  способствовать   формированию   умения   искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию; ­   личностные:  освоение   личностного   смысла   учения,   желания   учиться; уважать мнение одноклассников; оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм. Оборудование:  ноутбук,   проектор,   презентация,   словарь   С.   Ожигова, пословицы в конвертах, солнышки и лучики с хорошими и плохими поступками, клей, лист бумаги для письма, конверт. План урока Этапы урока Орг. момент Проверка  домашнего  задания Вступительная беседа. Актуализация  Деятельность учителя и учеников ­ С каким произведением мы познакомились на  прошлом уроке? (На горке) ­ Кто автор это произведения?  Николай Носов) Что вам было задано на дом? (Разделиться на  группы и выбрать способ работы: чтение по  ролям, пересказ по картинкам) ­ Сегодня мы проведем исследование, т.е.  научную работу. В любом исследовании есть  высказывание, мысль, которую нужно доказать. УУД Личностные Регулятивныеопорных  знаний: работа с пословицами. Словарная  работа. (слайд 1) (слайд 2) Работа с  заголовком. (слайд 3) Речевая  разминка. (слайд 4,5,6) Первичное  ­ У вас на столах лежат конверты, в них слова.  Из данных слов составьте 3 пословицы и  объясните, как вы понимаете их значение.  Работать будете в парах. ­ Какие пословицы у вас получились? (за добро  добром и платят) ­ Как вы понимаете значение этой пословицы?  (Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с  тобой хорошо поступят) ­ Какую еще пословицу вы сложили? (Добрый  человек добру и учит) ­ Как вы понимаете значение этой пословицы?  (Если человек добрый, хороший, то он и учит  хорошему) ­ Какая еще пословица у вас получилась?  (Жизнь дана на добрые дела) ­ Как вы понимаете эту пословицу?    (Вывесить на доску сложенные пословицы) ­ Нам с вами в течении урока нужно доказать,  что это так, или доказать, что эти высказывания  не верны. ­ Какие добрые дела вы совершали? ­ Как вы понимаете слова безрадостный? ­ Как вы понимаете слова безнадежный? ­ Как вы понимаете слова     бессовестный? ­ А что такое совесть? Совесть – это как бы  второе сознание, которое подвергается сомнению  и критике. Именно совесть, которая живет в  сердце каждого человека, показывает, как  правильно жить и правильно поступать. Каждый  человек имеет право на ошибку, главное уметь  вовремя найти правильное решение, исправить ее. ­   Как   вы   считаете,   всегда   ли   должна   быть   у человека совесть? ­ Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним   который рассказом   Валентины   Осеевой, называется «Хорошее». ­ По названию можно узнать, о чем или о ком   Оказалось   ли   наше это   произведение) предположение верным? ­   Перед   тем,   как   мы   начнем   читать,   что   мы должны провести? (Речевую разминку)(1­10, А О У И Е (2 раза),  Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.) Познавательны е  Личностные  ­ Я начинаю, а вы внимательно следите, кто­то  Познавательнызнакомство с  текстом. (слайд 7) Проверка  понимания  прочитанного. е Личностные  Познавательны е Личностные Коммуникатив ные  продолжит. ­ Подтвердились ли наши высказывания? ­ Произведение какого жанра вы прочитали и  докажите свое мнение? (рассказ, потому что  нет рифмы, волшебства) ­ Угадали мы, о чем этот рассказ? ­ А теперь возьмите карандаши, внимательно  прочитайте весь рассказ и подчеркните  карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?  (работа в парах) ­ Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале?  (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее  спас) ­ Что вы можете сказать о его мечте: хорошая  она или плохая? (Хорошая) ­ О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню  волки напали, а я бы их застрелил) ­ Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если  б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил) Итак, сделайте вывод, какие мечты были у  Юры? (Мечты у Юры были хорошие) ­ А теперь посмотрите на его поступки.  Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с  сестрой. Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней) ­ А он как поступил? (Он обидел сестру) ­ Как он обидел ее? (Грубо ее прогнал) ­ Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не мешай думать) ­ Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал) ­ Прочитайте диалог Юры и няни. Какой  хороший поступок он мог совершить для няни?  (Убрать посуду) ­ А как он поступил? (Обидел няню) ­ Что он ей сказал? (Некогда мне) ­ А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас много дел) ­ Действительно ли у Юры было много дел?  (Нет, он просто сидел и думал) ­ Прочитайте, как Юра общался с Трезором.  Какой хороший поступок он мог совершить для  Трезора? (Дать ему попить) ­ А как мальчик поступил? (Прогнал Трезора) ­ Скажите, что же было хорошее в рассказе?  (Мысли и желания Юры)Работа в  группах. (слайд 8) Повторное  чтение  рассказа и  работа с  текстом Решение  проблемной  ситуации. ­ А  что же было не очень хорошее? (Поступки мальчика) Каким вы себе представляете Юру, был ли он  плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не  знал, как он может сделать хорошее) ­ В парах подумайте и письмо, где вы даете  совет Юре как нужно было поступить. (работа в  парах письменно) ­ А теперь найдите и прочитайте, какой совет  дала Юре мама. Сравните ваши советы. ­ А теперь объясните название рассказа  «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на  деле, а не в мыслях) ­ Прочитайте пословицу. (Лучше хорошо  поступить, чем хорошо говорить) ­ Объясните, как вы понимаете эту пословицу.  (Лучше меньше говорить о хороших поступках,  а делать их) ­ Подходит ли эта пословица к нашему  рассказу? Почему? (Потому, что такой совет  мы даем Юре) ­ Сколько действующих лиц в рассказе? (6:  автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор) ­ Как нужно читать мысли Юры?  (Мечтательно) ­ А слова, обращенные к сестре, няне и  Трезору? (Грубо, резко) Чтение по ролям. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА «СТАРУШКА» ­ А теперь я хочу прочитать еще один рассказ  Валентины Осеевой, а вы послушайте и скажите  почему я вам его прочитала сразу после рассказа  «Хорошее» По улице шли мальчик и девочка. А впереди  шла старушка. Было очень скользко. Старушка  поскользнулась и упала. ­ Подержи мои книжки! – крикнул мальчик,  передавая свой портфель, и бросился на помощь  старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: ­ Это твоя бабушка? ­ Нет, ­ ответил мальчик. ­ Мама? – удивилась подружка. Регулятивные  Личностные  Познавательны е  Регулятивные Личностные  Коммуникатив ные­ Нет! ­ Ну, тетя? Или знакомая? ­ Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это  просто старушка! ­ Как вы думаете, почему я его прочитала сразу после рассказа «Хорошее»? (Потому, что он  тоже о хорошем поступке) ­  Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы   Валентины   Осеевой?  (Они   учат   нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки) ­   Какие   хорошие   поступки   вы   можете совершать каждый день? ­   Будите   ли   вы   ждать   награды   за   свои поступки? ­ Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел   и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко. ­ Оно так и называется Доброта. ­ А теперь вам необходимо создать сое солнце Доброты,   лучики   находятся   в   конвертах. Приклейте     те   лучики,   которые   вы   считаете нужными.  ­ Давайте посмотрим на лучики нашего солнца. Показываю каждый лучик  Вежливые слова  Хорошие поступки  Уважение к людям  Доброе отношение к животным  Бережное отношение к природе  Бескорыстие ­ С каким произведением познакомились на  уроке? (В. Осеевой «Хорошее») ­ Итак,  мы с вами провели большую  исследовательскую работу. Согласны ли вы с  составленными вами пословицами? Почему?    ­ Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. ­ А сейчас оцените свою работу с помощью  цветовых сигналов: зеленый – понравилось, как  вы работали, желтый – хотелось бы лучше,  красный – совсем не понравилось. ­ Домашнее задание у вас будет не обычным. Выводы. (слайд 9) Работа в  группах (на доске  такое же  солнце, как и у  детей на  партах) Подведение  итога урока. Рефлексия. (слайд 10) Домашнее  Личностные  Личностныезадание. (слайд 11, 12) Вам   нужно   будет   разделиться   на   группы   и выбрать способ работы, это будет или чтение по ролям,   или   пересказ   по   рисункам,  либо   в  виде спектакля.