Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
04.04.2017
Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)
Данный урок-интегрированный. В нём прослеживается связь с такими предметами как история и психология. Знания учащихся по истории помогают нарисовать мифологический образ Геракла. Для описания образов героев рассказа на уроке было дано такое понятие, как "характер" (психология). Большое внимание отведено средствам выразительности и лексической работе.
Урок. Фазиль Искандер. Тринадцатый подвиг Геракла.docx
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор и его роль в рассказе. Тип урока: интегрированный Вид урока: комбинированный Методы ведения урока: частично­поисковый, словесный, проблемный; путь  анализа литературного произведения ­ исследовательский Формы организации познавательной деятельности: фронтальный,  индивидуальный, в группах. Цели: Образовательные:  развивать понятие о способах создания комического, о герое – повествователе;  показать влияние учителя на формирование детского характера;  развивать чувство юмора, навыки характеристики героев, монологической речи; участвовать в коллективном диалоге;  повторить средства выразительности, используемые в художественном тексте;  провести лексическую работу с новыми терминами;  осуществить связь с другими предметами (история, психология) Развивающие:  совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизация мыслительной деятельности учащихся;  продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся,  лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся Воспитательные:  воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить  формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора, внимательное отношение к слову Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение героев в смешном  виде. Эпиграф: «Смешно сказать – великое дело и большое искусство» А.А.  Лебедев       ­ Ребята, к сожалению, урок отменяется. Вам всем необходимо пойти в  медицинский кабинет на прививку. С 1 апреля – Днём смеха!     Сегодня мы проводим урок по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг  Геракла». (слайд 1­ портрет писателя) Учащиеся разыгрывают сценку «На контрольной»  Бывало, во время контрольной работы оторвется от своих четок или книги и  говорит: — Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко. Сахаров встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не  понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к Авдеенко, который плохо  учится. — Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею. Авдеенко тупо смотрит на Харлампия Диогеновича, как бы не понимая, а может  быть, и в самом деле не понимая, почему он может сломать шею. — Авдеенко думает, что он лебедь, — поясняет Харлампий Диогенович. —  Черный лебедь, — добавляет он через мгновение, намекая на загорелое,  угрюмое лицо Авдеенко. — Сахаров, можете продолжать, — говорит Харлампий Диогенович. Сахаров садится. — И вы тоже, — обращается он к Авдеенко, но что­то в голосе его едва заметно  сдвинулось. В него влилась точно дозированная порция насмешки. — …Если,  конечно, не сломаете шею… черный лебедь! — твердо заключает он, как бы  выражая мужественную надежду, что Александр Авдеенко найдет в себе силы  работать самостоятельно. Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные  усилия ума и воли, брошенные на решение задачи.   ­ Почему учитель не делает замечания Авдеенко за списывание? (Списывающий   Авдеенко   в   неестественной   позе   выглядит   смешным, жалким   и   нелепым.   Поэтому   учитель   старается   пробудить   в   нем чувство собственного достоинства: уважающий себя человек не захочет попасть в смешное положение из­за собственной лени или нечестности).     ­ Одним из самых главных достоинств произведений писателя всегда был  юмор. Неслучайно эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку стали слова,  сказанные о творчестве Фазиля Искандера литературным критиком  Лебедевым А.А.: «Смешно сказать – великое дело и большое искусство».   (слайд 2)    ­Как в литературе называется изображение героев в смешном виде? (Юмор) Юмор (англ. humour “нрав”, “настроение”) – изображение героев в смешном  виде. (слайд 3)    ­Юмор – это очень серьезное оружие, и далеко не каждый писатель умеет  пользовать им. Юмор, помимо прочего, это еще и очень действенное  лекарство, способное поднять человеку настроение или обратить внимание на  какие­либо недостатки. Вот с таким многоликим юмором мы и встретимся в  рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».    Ребята, исходя из вышесказанного, сформулируйте тему сегодняшнего  урока (учащиеся формулируют тему урока). Тема: «Юмор в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»  ( слайд 4)   ­ Поставьте цели на этот урок (учащиеся формулируют цели)     Обратите своё внимание на название рассказа и постарайтесь выяснить,  почему он так назван.     Итак, обратимся к истории. Кто такой Геракл? Индивидуальное сообщение ученика о Геракле (Кудинов Миша) Геракл ­ величайший герой Греции. Его родители: бог Зевс и смертная женщина Алкмена.  Жена Зевса Гера преследовала героя с самого рождения. Зевс ожидал от  Алкмены сына – будущего великого героя, призванного властвовать над  всеми родственниками, ведущими свой род от сына Зевса Персея. Зевс решил возвеличить сына своего и сделать его бессмертным. И вот по  велению Зевса младенца Геракла подали Гере. Младенец понравился Гере,  она дала ему свою грудь, и несколько капель её молока сделали его  бессмертным. Но узнав, кого она кормит грудью, Гера тотчас отняла  младенца от груди. Побуждаемая гневом, наслала через открытые двери  в спальню Алкмены, где в колыбели лежал младенец Геракл, двух больших  ядовитых змей; они обвились вокруг шеи ребёнка. Но Геракл задушил обеих змей. Гера показана ревнивой, коварной, хитрой, мстительной, т.е. в ней  проявляются черты, характерные для обычной земной женщины. Жестокая Гера наслала на Геракла безумие, и он в припадке бешенства  убил своих детей. Придя в себя, в ужасе и раскаянии Геракл удалился в  изгнание, где оракул велел ему служить Эврисфею 12 лет, совершить 12  подвигов, после чего он обретёт бессмертие. Алкид – изначальное имя, Гераклом его назвали на службе у Эврисфея,  что означает «благодаря Гере». Мужество, храбрость, стойкость, выносливость, настойчивость,  уважение к воле богов, чувство справедливости, смекалка и ум помогают  Гераклу совершить 12 подвигов. (слайд 5, 6)    ­Найдите несоответствие между услышанной историей о Геракле и  названием рассказа.  (Речь идёт о 13­м подвиге Геракла, а он совершил­12)    ­Геракл совершил подвиги, обладая лучшими качествами. А всякий ли  поступок можно назвать подвигом? Подвиг­– героический, самоотверженный поступок (слайд 7)   ­Слова самого Ф. Искандера: «Юмор делает серьезное еще более  серьезным». Как можно связать их с этим рассказом? (Искандер с юмором пишет о серьезных вещах, и это делает поднимаемые проблемы еще более серьезными)    ­Описывая образы главных героев рассказа, мы затронем науку под  названием «психология».     Каждый человек индивидуален и отличается от других как внешним видом,  так и характером.    Характер – это совокупность наиболее стойких индивидуальных  психологических особенностей личности, которые всегда проявляются в ее  деятельности и общественном поведении, а также в системе отношений.  (слайд 8)    Характер определённого лица и все его особенности проявления качеств –  это следствие воспитания и условий проживания в социальном обществе.    Когда человек рождается, практически с первых дней проявляет свои  индивидуальные особенности.     А какими индивидуальными особенностями обладали герои рассказа  Искандера? Попытаемся выяснить. Групповая работа Класс делится на 3 группы. Каждой группе на карточке даётся задание. Через  некоторое время, которое отводится на подготовку, заслушиваются  выступления учеников. Группа 1. Каким был учитель Харлампий Диогенович? Какие его черты  вызывают уважение? Почему он выставляет своих учеников в смешном свете?  Выпишите из текста слова и выражения, характеризующие учителя. Группа 2. Каким вы представляете рассказчика? Выпишите из текста слова и  выражения, которые раскрывают душевное состояние рассказчика на уроке  математики и проследите за реакцией класса. (слайд 9, 10, 11) Состояние главного героя Реакция класса 1 В воздухе запахло какой­то  1 Смотрел на меня и ждал опасностью. 2 Захлопнулся маленький  капканчик. 3 Сердце моё с размаху влепилось в спину. 4 Голос мой подымается прямо из живота. 5 Казнь 6 От ужаса и отвращения. 2 Ждал, что я буду проваливаться 3 Хотел, чтобы я проваливался,  как можно медленнее и  интереснее  4        Сдерживал хихиканья 5        Смеялся 6 Хохотал Звонок – погребальный колокол. Как называется приём, который  помогает ярче описать состояние  героя? Троп этот – метафора. Обратите внимание на слова:  сдерживал хихиканья, смеялся,  хохотал. Что вы заметили? (с каждым разом  смех становится сильнее) Автор использует градацию. (слайд  8) Вывод: смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает  совесть.  Группа 3. Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Выпишите из текста слова и выражения, характеризующие их. Почему каждый герой рассказа запоминается надолго? (слайд 12) Шурик Авдеенко Отличник Сахаров Адольф Комаров Загорелое угрюмое лицо; показывая мощные  усилия ума и воли; стоял у доски с  яростным и угрюмым  лицом; длинный, нескладный  самый мрачный человек в классе; чёрный лебедь  (сравнение) Умное добросовестное  лицо; Опрятный, худой и  тихий; во время смеха не перестал  быть отличником; (ирония) привычка держать  руки на промокашке; считался способным  троечником; волосы светлые; веснушки. его редко ругали, но  ещё реже хвалили. Адольф стал  Аликом. Вывод: каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор  выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и  делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко,  благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.       ­Как вы понимаете слова «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые  детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с  достаточным чувством юмора»? (Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть  собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой)    ­ Какими способами автор вызывает у читателей смех? (Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые  называются художественными средствами: одним из таких средств в  рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония») Ирония ­ (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка  предмета или явления через его осмеяние) (слайд 13)    (Учитель догадался о трусости мальчика, и иронично называет его  поступок тринадцатым подвигом Геракла. (Ирония (от греч. еironeia –  притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления  через его осмеяние)    Назовите другие средства выразительности, которые использует автор  для создания ярких образов героев. (Сравнение (с бусами, жёлтыми, как  кошачьи глаза), метафора (чёрный лебедь), эпитет (мощные усилия). Творческое задание для групп Ответ должен состоять из 4 ­6 предложений. Группой определяется  выступающий.  ­ Прав ли учитель, поставив ученику двойку?  Заслужил ли мальчик такую оценку?  Какой урок на всю жизнь получил рассказчик? Вывод: итак, по мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка,  которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить  горькую правду о себе и не сбиться в пути. Рефлексия Оцените свою работу на уроке.   Какую бы оценку вы поставили себе?  О чём заставил задуматься вас этот урок? Какая прививка вам была сегодня поставлена? Домашнее задание: напишите юмористический рассказ «Случай,  произошедший со мной».

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)

Конспект урока по литературе на тему "Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" (6 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017