Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)
Оценка 5

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Оценка 5
Карточки-задания +1
docx
русская литература
6 кл
02.04.2017
Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)
Урок построен с применением технологии проблемного обучения и в соответствии с требованиями ФГОС. Каждый ученик имеет возможность высказать свое мнение, сделать выбор. Итог урока - решение дилеммы: ученик-учитель/спасение- растление. Какие же уроки преподал нам писатель? Ищем ответ в рассказе В. Распутина.
методическая разработка Поступок или проступок.docx
Районный конкурс на лучшую разработку мероприятия,  посвященного 80 – летию со дня рождения В.Г. Распутина Номинация: «Мой лучший урок» Урок литературы в 6 классе «Поступок или проступок?» (урок – педсовет по рассказу В.Г.Распутина  «Уроки французского») с применением технологии проблемного обучения) Автор разработки:  Цымбалюк Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы 1 МБОУ Шугурской СОШ (д. Шугур, ул. Школьная,8) «Поступок или проступок?» (урок – педсовет по рассказу В. Распутина « Уроки французского»)1  Цель урока: ­ понять идею произведения через внутренний мир героев. Педагогические задачи:     ­  обучающие:  понять  содержание   прочитанного  текста,   владеть  приёмами   отбора   и систематизации материала; раскрыть душевный мир главных  героев рассказа; обозначить нравственные   проблемы,   поднятые   писателем   в   рассказе;  помочь   раскрыть   красоту характера молодой учительницы и её место в жизни мальчика; ­ развивающие:  высказывать и аргументировать свою точку зрения;  развивать   умения самостоятельно   в   комплексе   применять   знания,   умения     и   навыки,   осуществлять   их перенос в новые условия ­ воспитательные: воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках; оказывать помощь товарищу, учиться сотрудничать, слушать другого, способствовать становлению активной нравственной позиции. Оборудование урока: презентация, организация учебного пространства, посылка  Ход  урока: 1. Создание проблемной ситуации, постановка проблемного  вопроса. ­Сегодня мы продолжим разговор о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского».  Итак,   «через   три   дня   Лидия   Михайловна   уехала…»     Что   же   произошло   за   эти   три   дня? (Предположения детей) Вывод:  учитель   и   ученик   совершили   поступок,   за   который   пришлось   нести   ответственность учителю. Вот об этом мы будем сегодня говорить. Тема нашего урока: «Поступок или проступок?» Понятны ли вам значения  этих слов? Поступок – совершенное кем.­н. действие  1 К уроку прилагается технологическая карта 2 Проступок – поступок, нарушающий правила поведения, провинность   (Словарь С.И.Ожегова) ­ Ребята, а как вы думаете,  какая проблема скрыта в этом вопросе?  Формулировка проблемного вопроса: правильно ли поступила Лидия Михайловна? 2. Осознание проблемной ситуации учениками. ­ Почему Лидии Михайловне пришлось уехать? В чем вина учителя?   Давайте вспомним события. (Анализ эпизода: «Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич…….И он воздел руки над головой»)   ­ Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору? ­ Как автор передает внутренне состояние героини?  (Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не оправдывается. Её   растерянность   выдают   первые   секунды   после   разоблачения:   «она   медленно,   очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…» Длительность сцены достигается повтором. Лидия Михайловна ничего не стала объяснять директору. Он бы все равно   ничего   не   понял.   Оправдываться   ей   было   не   в   чем.   В   её   коротких   ответах проявляется чувство собственного достоинства. Этим она похожа на своего ученика.) В   этой   сцене   противопоставляется   доброта,   чуткость,   отзывчивость,   доверительное, уважительное отношение к детям, душевная щедрость Лидии Михайловны и черствость, невнимательность,   формализм,   бездушие   директора.   Директор   должен   был   знать   о бедственном положении своего воспитанника и постараться помочь ему. ­ Какими словами  назвал директор поступок Лидии Михайловны? ( «Ну знаете…­ директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь назвать ваш поступок. Это преступление…»).   ­Сегодня мы проведем тот педсовет, на котором обсуждался поступок Лидии Михайловны. (Приложение 1   )  «Сценарий педсовета»     P.S.Использование   материалов   предварительного   д/задания:   тексты     выступления   на педсовете согласно выбранной роли.  3. Поиск решения проблемы.  Продолжаем урок.    ­ Насколько вам во время педсовета удалось передать   отношение   к поступку Лидии Михайловны? Что вы чувствовали? ­ Правильно ли поступил директор? (При ответе учитывать историческое время, мораль советской школы). 3 ­ Какую оценку она дает своему поступку? («А ты учись спокойно. Никто тебя за этот дурацкий случай  не тронет. Тут виновата я…») ­ Поступок или проступок совершила Лидия Михайловна? Дает ли автор ответ на этот вопрос? (Чтобы   ответить   на   этот   вопрос,   дети   используют   знания,   полученные   на   предыдущих уроках: смысл названия рассказа (урок, «то главное и высшее, что мы выносим из событий нашей жизни» (В. Распутин);   Лидия Михайловна понимает, что знание предмета, которое дает учитель, ­ это ещё не всё. Самое главное – это нравственные качества. А научить нравственным   качествам   нельзя   –   можно   лишь   помочь   им   развиться,     но   для   этого необходим талант человечности, который и отличает настоящего педагога). 4. "Ага­реакция" — выбор оптимального решения проблемного вопроса. ­ Лидия Михайловна уехала, но через некоторое время Валя получил посылку. Инсценировка фрагмента «Посылка» с зачитыванием письма от Лидии Михайловны (индивидуальная творческая актерская  работа «Письмо из посылки») Презентация, слайд 3  ­ Предположим, что и Валя написал ответ Лидии Михайловне.  Инсценирование данной возможной ситуации  (индивидуальная творческая актерская работа «Письмо учителю») Презентация, слайд 3  В   послесловии   два   предложения   обращают   на   себя   внимание:   «И   больше   я   её никогда не видел» и « Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они». Какой смысл скрыт в этих фразах? (Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир,   показала   другую   жизнь,   где   люди   могут   доверять   друг   другу,   поддерживать   и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал и о том, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь). 5. Применение нового знания и рефлексия.  ­ Сегодня мы пытались понять идею произведения «Уроки французского» через понимание внутреннего мира героев.  Я верю, что и вы, как и герои Валентина Распутина, способны   совершить   благородный,   бескорыстный   поступок,   готовы   прийти   на   помощь. Посмотрите ­ на доске изображен земной шар ­ это наша жизнь, он окружен добром и злом,  каждый человек имеет внутренний мир, живя в мире внешнем. Я предлагаю вам   из   произведения   «Уроки   французского». набор   карточек   со   словами   и   фразами   4 Распределите   карточки   соответственно   предложенной   схеме.   Выбор   можете прокомментировать. (Учитель помогает в выборе).Приложение «Работа с карточками» Внешний мир д о б р о з л о Внутренний мир Карточки: тяга к знаниям, нравственность, милосердие, зависть, голод, одиночество, корысть, гордость, нужда, сострадание, самопожертвование, гуманность, доброта,   отзывчивость,   бездушие, чуткость, формализм, любовь, доверие, учительница,  дядя Ваня,   черствость, жители деревни, Птаха, Вадик, тетя Надя и ее  дети, директор,   жители   райцентра,   мать,   игра   в   «пристенок»,   драться,   игра   в   «чику», нравственная стойкость, чувство благодарности. О чем вас заставляет задуматься полученный результат?  (Жизнь   –   это   противоположности,   Благородство   соседствует   с   трусостью,   жадность   с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием. Жизнь  преподносит нам разные   испытания.   Герою   противопоставлен   автор,   об   этом   уже   упоминалось   в   начале урока, противоположны и образы ученика и учительницы. С другой стороны, у героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему,  для   него  важна  лишь   видимость  честности  и  справедливости.   Окружающих  героя людей   (внешний   мир)   можно   условно   разделить   на   две   группы:   добрых,   участливых, сопереживающих,   бескорыстных   (   это   мать   мальчика,   дядя   Ваня,   жители   деревни)   и безразличных,   завистливых,   порочных   (   жители   райцентра,   тетя   Надя   и   её   дети, одноклассники). Внутренний мир героя терзают  другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством. В произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения   которых   происходят   не   во   внешнем   мире,   а   в   сердце   каждого   человека   в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую   жизнь   решается   главный   вопрос:   на   какой,   светлой   или   тёмной,   стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру?  Нас окружают разные люди. У каждого свои духовные ценности, люди совершают поступки и проступки. Очень важно, чтобы в трудный момент рядом оказался человек, который поможет, поддержит тебя, рискуя потерять комфортность в своей жизни. Главное – помочь тому, кому трудно, не требуя взамен ничего.   На пути к добру человек часто делает ошибки, но в добре смысл его жизни. Истинное добро бескорыстно). 5 А сейчас оцените свою работу на уроке. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на слайде  (Приложение – презентация) 6 На память об этом уроке я хочу подарить вам эмблемки ­ сердце в ладонях  (Приложение – презентация) Литература: Литература. 6 класс : рабочая программа по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной/ авт. – сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2015. Лобова, В. М. «Через три дня Лидия Михайловна уехала». Почему? Урок­педсовет по рассказу   В.   Распутина   «Уроки   французского».   VI   класс   [Текст]   /   В.   М.   Лобова   // Литература в школе. – 2007. ­ № 11. – С. 40 – 41 Давыдова, Е. "Нет в мире должности прекрасней..." : (урок по повести В.Г. Распутина "Уроки французского") / Е. Давыдова // Литература. ­ 2007. ­ № 14. ­ С. 35­36. Ахмадуллина, Р. Читаем рассказ Валентина Распутина. "Уроки французского"  /  Р. Ахмадуллина // Литература. – 2008. – № 21. – С. 7­11. Интернет ­ ресурсы http://www.uchportal.ru/_ld/133/13301_Rasputin.rar http://marbibl.narod.ru/baner1_5.htm http://mysoch.ru/sochineniya/raspytin/_story/uroki_francuzskogo/kakim_ia_uvidel_glavnogo_ge roia01/ http://pedsovet.su/problemnoe_obuchenie/6365_medody_problemnogo_obuchenia

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017