Разработка урока "Поступок или проступок?" (6 класс, литература)

  • Карточки-задания
  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок построен с применением технологии проблемного обучения и в соответствии с требованиями ФГОС. Каждый ученик имеет возможность высказать свое мнение, сделать выбор. Итог урока - решение дилеммы: ученик-учитель/спасение- растление. Какие же уроки преподал нам писатель? Ищем ответ в рассказе В. Распутина.
Иконка файла материала методическая разработка Поступок или проступок.docx
Районный конкурс на лучшую разработку мероприятия,  посвященного 80 – летию со дня рождения В.Г. Распутина Номинация: «Мой лучший урок» Урок литературы в 6 классе «Поступок или проступок?» (урок – педсовет по рассказу В.Г.Распутина  «Уроки французского») с применением технологии проблемного обучения) Автор разработки:  Цымбалюк Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы 1МБОУ Шугурской СОШ (д. Шугур, ул. Школьная,8) «Поступок или проступок?» (урок – педсовет по рассказу В. Распутина « Уроки французского»)1  Цель урока: ­ понять идею произведения через внутренний мир героев. Педагогические задачи:     ­  обучающие:  понять  содержание   прочитанного  текста,   владеть  приёмами   отбора   и систематизации материала; раскрыть душевный мир главных  героев рассказа; обозначить нравственные   проблемы,   поднятые   писателем   в   рассказе;  помочь   раскрыть   красоту характера молодой учительницы и её место в жизни мальчика; ­ развивающие:  высказывать и аргументировать свою точку зрения;  развивать   умения самостоятельно   в   комплексе   применять   знания,   умения     и   навыки,   осуществлять   их перенос в новые условия ­ воспитательные: воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках; оказывать помощь товарищу, учиться сотрудничать, слушать другого, способствовать становлению активной нравственной позиции. Оборудование урока: презентация, организация учебного пространства, посылка  Ход  урока: 1. Создание проблемной ситуации, постановка проблемного  вопроса. ­Сегодня мы продолжим разговор о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского».  Итак,   «через   три   дня   Лидия   Михайловна   уехала…»     Что   же   произошло   за   эти   три   дня? (Предположения детей) Вывод:  учитель   и   ученик   совершили   поступок,   за   который   пришлось   нести   ответственность учителю. Вот об этом мы будем сегодня говорить. Тема нашего урока: «Поступок или проступок?» Понятны ли вам значения  этих слов? Поступок – совершенное кем.­н. действие  1 К уроку прилагается технологическая карта 2Проступок – поступок, нарушающий правила поведения, провинность   (Словарь С.И.Ожегова) ­ Ребята, а как вы думаете,  какая проблема скрыта в этом вопросе?  Формулировка проблемного вопроса: правильно ли поступила Лидия Михайловна? 2. Осознание проблемной ситуации учениками. ­ Почему Лидии Михайловне пришлось уехать? В чем вина учителя?   Давайте вспомним события. (Анализ эпизода: «Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич…….И он воздел руки над головой»)   ­ Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору? ­ Как автор передает внутренне состояние героини?  (Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не оправдывается. Её   растерянность   выдают   первые   секунды   после   разоблачения:   «она   медленно,   очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…» Длительность сцены достигается повтором. Лидия Михайловна ничего не стала объяснять директору. Он бы все равно   ничего   не   понял.   Оправдываться   ей   было   не   в   чем.   В   её   коротких   ответах проявляется чувство собственного достоинства. Этим она похожа на своего ученика.) В   этой   сцене   противопоставляется   доброта,   чуткость,   отзывчивость,   доверительное, уважительное отношение к детям, душевная щедрость Лидии Михайловны и черствость, невнимательность,   формализм,   бездушие   директора.   Директор   должен   был   знать   о бедственном положении своего воспитанника и постараться помочь ему. ­ Какими словами  назвал директор поступок Лидии Михайловны? ( «Ну знаете…­ директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь назвать ваш поступок. Это преступление…»).   ­Сегодня мы проведем тот педсовет, на котором обсуждался поступок Лидии Михайловны. (Приложение 1   )  «Сценарий педсовета»     P.S.Использование   материалов   предварительного   д/задания:   тексты     выступления   на педсовете согласно выбранной роли.  3. Поиск решения проблемы.  Продолжаем урок.    ­ Насколько вам во время педсовета удалось передать   отношение   к поступку Лидии Михайловны? Что вы чувствовали? ­ Правильно ли поступил директор? (При ответе учитывать историческое время, мораль советской школы). 3­ Какую оценку она дает своему поступку? («А ты учись спокойно. Никто тебя за этот дурацкий случай  не тронет. Тут виновата я…») ­ Поступок или проступок совершила Лидия Михайловна? Дает ли автор ответ на этот вопрос? (Чтобы   ответить   на   этот   вопрос,   дети   используют   знания,   полученные   на   предыдущих уроках: смысл названия рассказа (урок, «то главное и высшее, что мы выносим из событий нашей жизни» (В. Распутин);   Лидия Михайловна понимает, что знание предмета, которое дает учитель, ­ это ещё не всё. Самое главное – это нравственные качества. А научить нравственным   качествам   нельзя   –   можно   лишь   помочь   им   развиться,     но   для   этого необходим талант человечности, который и отличает настоящего педагога). 4. "Ага­реакция" — выбор оптимального решения проблемного вопроса. ­ Лидия Михайловна уехала, но через некоторое время Валя получил посылку. Инсценировка фрагмента «Посылка» с зачитыванием письма от Лидии Михайловны (индивидуальная творческая актерская  работа «Письмо из посылки») Презентация, слайд 3  ­ Предположим, что и Валя написал ответ Лидии Михайловне.  Инсценирование данной возможной ситуации  (индивидуальная творческая актерская работа «Письмо учителю») Презентация, слайд 3  В   послесловии   два   предложения   обращают   на   себя   внимание:   «И   больше   я   её никогда не видел» и « Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они». Какой смысл скрыт в этих фразах? (Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир,   показала   другую   жизнь,   где   люди   могут   доверять   друг   другу,   поддерживать   и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал и о том, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь). 5. Применение нового знания и рефлексия.  ­ Сегодня мы пытались понять идею произведения «Уроки французского» через понимание внутреннего мира героев.  Я верю, что и вы, как и герои Валентина Распутина, способны   совершить   благородный,   бескорыстный   поступок,   готовы   прийти   на   помощь. Посмотрите ­ на доске изображен земной шар ­ это наша жизнь, он окружен добром и злом,  каждый человек имеет внутренний мир, живя в мире внешнем. Я предлагаю вам   из   произведения   «Уроки   французского». набор   карточек   со   словами   и   фразами   4Распределите   карточки   соответственно   предложенной   схеме.   Выбор   можете прокомментировать. (Учитель помогает в выборе).Приложение «Работа с карточками» Внешний мир д о б р о з л о Внутренний мир Карточки: тяга к знаниям, нравственность, милосердие, зависть, голод, одиночество, корысть, гордость, нужда, сострадание, самопожертвование, гуманность, доброта,   отзывчивость,   бездушие, чуткость, формализм, любовь, доверие, учительница,  дядя Ваня,   черствость, жители деревни, Птаха, Вадик, тетя Надя и ее  дети, директор,   жители   райцентра,   мать,   игра   в   «пристенок»,   драться,   игра   в   «чику», нравственная стойкость, чувство благодарности. О чем вас заставляет задуматься полученный результат?  (Жизнь   –   это   противоположности,   Благородство   соседствует   с   трусостью,   жадность   с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием. Жизнь  преподносит нам разные   испытания.   Герою   противопоставлен   автор,   об   этом   уже   упоминалось   в   начале урока, противоположны и образы ученика и учительницы. С другой стороны, у героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему,  для   него  важна  лишь   видимость  честности  и  справедливости.   Окружающих  героя людей   (внешний   мир)   можно   условно   разделить   на   две   группы:   добрых,   участливых, сопереживающих,   бескорыстных   (   это   мать   мальчика,   дядя   Ваня,   жители   деревни)   и безразличных,   завистливых,   порочных   (   жители   райцентра,   тетя   Надя   и   её   дети, одноклассники). Внутренний мир героя терзают  другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством. В произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения   которых   происходят   не   во   внешнем   мире,   а   в   сердце   каждого   человека   в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую   жизнь   решается   главный   вопрос:   на   какой,   светлой   или   тёмной,   стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру?  Нас окружают разные люди. У каждого свои духовные ценности, люди совершают поступки и проступки. Очень важно, чтобы в трудный момент рядом оказался человек, который поможет, поддержит тебя, рискуя потерять комфортность в своей жизни. Главное – помочь тому, кому трудно, не требуя взамен ничего.   На пути к добру человек часто делает ошибки, но в добре смысл его жизни. Истинное добро бескорыстно). 5А сейчас оцените свою работу на уроке. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на слайде  (Приложение – презентация) 6На память об этом уроке я хочу подарить вам эмблемки ­ сердце в ладонях  (Приложение – презентация) Литература: Литература. 6 класс : рабочая программа по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной/ авт. – сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2015. Лобова, В. М. «Через три дня Лидия Михайловна уехала». Почему? Урок­педсовет по рассказу   В.   Распутина   «Уроки   французского».   VI   класс   [Текст]   /   В.   М.   Лобова   // Литература в школе. – 2007. ­ № 11. – С. 40 – 41 Давыдова, Е. "Нет в мире должности прекрасней..." : (урок по повести В.Г. Распутина "Уроки французского") / Е. Давыдова // Литература. ­ 2007. ­ № 14. ­ С. 35­36. Ахмадуллина, Р. Читаем рассказ Валентина Распутина. "Уроки французского"  /  Р. Ахмадуллина // Литература. – 2008. – № 21. – С. 7­11. Интернет ­ ресурсы http://www.uchportal.ru/_ld/133/13301_Rasputin.rar http://marbibl.narod.ru/baner1_5.htm http://mysoch.ru/sochineniya/raspytin/_story/uroki_francuzskogo/kakim_ia_uvidel_glavnogo_ge roia01/ http://pedsovet.su/problemnoe_obuchenie/6365_medody_problemnogo_obuchenia

Посмотрите также