Конспект урока по литературе на тему,,Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете. История создания и проблематика.

Конспект урока по литературе на тему,,Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете. История создания и проблематика.

Медиа
Разработки уроков
docx
Русская литература
СCУЗ, ВУЗ
11.03.2017
Урок №13 Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете. История создания и проблематика.Основные задачи урока: углубить знания учащихся об идеях Просвещения; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гете; углубить знания о драматическом жанре трагедии; раскрыть главную тему трагедии; развивать логическое мышление и монологическую речь; формировать этические взгляды на мир.Конспект урока
8 класс Урок №13 Гете. Жизнь и творчество.docx
Урок №13 Цель: Прогнозируем ые результаты: 8 класс Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете и одно из величайших произведений мировой литературы. История создания и проблематика. 1. углубить знания учащихся об идеях Просвещения; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гете; углубить знания о драматическом жанре трагедии; раскрыть главную тему трагедии; 2. развивать логическое мышление и монологическую речь; 3. формировать этические взгляды на мир. учащиеся знают о жизни и творчестве писателя, определяют жанровые и композиционные особенности трагедии «Фауст», проблематику произведения; демонстрируют логическое мышление при составлении опорных схем; развивают монологическую и диалогическую речь при работе в группе и усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков. Оборудование: портреты писателя, раздаточный материал для работы в «тройках» Тип урока: Ход урока I. Организацио нный момент II. Мотивация учебной деятельност Деятельность учителя Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой. -28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне у 18-летней жены имперского советника Катарины Элизабет Текстор-Гете родился ребенок без признаков жизни. Повитуха растирала новорожденного вином, пока ребенок не закричала. Если рождение человека связано с мифом, то миф о его рождении связан с выбором: он знал, что его миссия в этом мире тяжелая и бремя ответственности толкало его обратно. Именно таким был приход в жизнь выдающегося немецкого и европейского поэта - просветителя Иоганна Вольфганга Гете, о жизни и творчестве которого русский писатель Иван Тургенев сказал: «Жизнь и поэзия не распадаются в него на два отдельных мира: его жизнь была его поэзией, его поэзия была его жизнью». Сегодня мы начнем знакомство с обоими его мирами: жизнью и поэзией, которые подобно граням кристаллов поражают своим разнообразием и красотой. 1. Изучение материала о Гете и его трагедии «Фауст»  Сообщение о жизни и творчестве Иоганна Гете - Иоганн Вольфганг Гете, великий немецкий поэт, мыслитель и ученый, родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в богатой семье (дед Гете был избран главой города, а отец имел титул III.Работа над темой урока Деятельность учащихся Приветствуют учителя Жизнь и поэзия не распадаются в него на два отдельных мира: его жизнь была его поэзией, его поэзия была его жизнью. И. Тургенев Тему и эпиграф записывают в тетради Работа в «тройках». Каждый учащийся изучает свой материал, рассказывает своим одноклассникам. На основе
услышанного делаются записи в тетради в виде опорной схемы, конспекта имперского советника). Детство будущего поэта проходило в родном городе, где он получил хорошее образование. Продолжил обучение в Лейпцигском и Страсбургскому университетах. В Страсбурге Гете был членом литературного кружка «Буря и натиск», мечтал о новом немецком искусстве, свободном от иностранных влияний, об объединении государства. В 22 года защитил диссертацию и получил степень лиценциата. Стихи начал писать еще в детстве. Лирические стихи, драмы и особенно роман «Страдания юного Вертера» (1774) рано сделали имя Гете известным. В юношеские годы начал работать над трагедией «Фауст». В 1775 году восемнадцатилетний герцог Карл Август Саксен- Веймарский пригласил 26-летнего поэта к себе на службу. Гете стал тайным советником и членом государственного совета, три года возглавлял кабинет министров, руководил военными и государственными делами. Впоследствии сосредоточился на занятиях естественными науками, написал художественные произведения. Огромное литературное наследие поэта состоит из 143 томов. После 1788 года Гете удалился от общественной жизни, считая его мелочным и суетным, и целиком посвятил себя «вечному» - личному творческому совершенствованию. Смысл жизни поэт видит в том, чтобы развить в себе творческие способности, поделиться с людьми своей духовностью. Творчество он считал высочайшим свойством человека. Поэт подружился с Шиллером. Гете стал директором Веймарского придворного театра и ставил на сцене пьесы Шекспира, Лессинга, Шиллера, свои собственные. Он не переставал работать даже в тяжелые годы наполеоновской оккупации, более 13 лет был меценатом Веймарской кунсткамеры. Гете занимался не только литературой, много времени уделял естественным наукам: ботанике, зоологии, анатомии, геологии, оптике; круг его интересов составляли музыка, рисование и изучение языков - поэт знал 6 языков. В человеке поэт ценил целенаправленный характер. Он писал: «У человека на самом деле существует только издал научные труды,
одна беда - это когда она увлекается идеей, что не имеет никакого отношения к реальной жизни или же отвлекает от труда». Вторая половина жизни поэта полна творческой активности. Он возглавлял энский университет, играл на клавесине и флейте, рисовал, танцевал, фехтовал, ездил верхом. Его дом стал местом паломничества просвещенных любителей искусства и науки. В 1827 году Гете был избран почетным членом Харьковского университета. Сделал значительный вклад в развитие медицины, ботаники, орнитологии, минералогии, педагогики, истории, этнографии. Единственная тайна мира, неподвластное ни разуму, ни воображению человека, по его мнению,- это тайна солнечного света. Гете объявил себя верующим солнцепоклонником. Весной 1832 года Гете очень простудился и 22 марта умер. Уже после того, как исчез пульс, его правая рука все еще двигалась, как будто пыталась что-то написать. Похоронен И. В. Гете в Веймаре в одном склепе с Шиллером.  Знакомство с трагедией «Фауст» История создания «Фауст» - наивысшее достижение Гете. Еще в молодые годы поэт увлекся средневековой легендой о маге и чародее Фаусте, которому в его нечестивых занятиях помогал черт, за что потом забрал душу Фауста в ад. Свою душу Фауст должен был отдать в обмен за овладение земной мудростью. И истина, которую проповедовали авторитеты древности и о которой говорится в святых книгах, не удовлетворила ученого. Чтобы постичь истину жизни, Фауст стремится углубиться в саму жизнь. В образе Фауста драматург предоставил привлекательные черты: ренессансную пытливость ума, стремление к осмыслению жизни. Существующий в литературе сюжет про ученого - мага Гете соединил с другим, довольно распространенным сюжетом: страстно влюбленный юноша соблазняет молодую, неопытную девушку; она ждет от него ребенка, а он малодушно бросает ее на произвол судьбы. Поэт нашел Запись в тетради Источники трагедии: народные легенды о • докторе, волшебника, чернокнижника; • распространенный сюжет: юноша соблазняет юную девушку и бросает ее; Книга Иова • (легенда о праведнике, которого искушал сатана с разрешения Бога). Библия, Запись в тетради Особенности композиции: • 2 прологи (завязка); • 1 часть - 25 сцен (1806) - не разбита на действия, как того форма драматического жанра; • 2 часть - 5 действий (1825 - 1831)- многовато для драматического произведения. Вывод: несценичная пьеса. требует
способ сочетания этих сюжетов: Мефистофель (черт) омолаживает ученого. Персонажами произведения Гете станут Бог, черт, человек, нечистая сила. Однако тема оказалась сложной для молодого поэта, и он прекратил работу над рукописью. Почти через двадцать пять лет Гете возвращается к работе над трагедией, и «Фауст» становится главным содержанием творческой жизни Гете.  Особенности композиции произведения В своем завершенном виде произведение состоит из «Посвящения», «Театрального вступления», «Пролога на небе» и двух частей. Первая часть закончена в 1806 году, вторая - 1831. Трагедия начинается двумя прологами. Первый из них - «Пролог в театре» - беседа поэта, актера и директора. Трое собеседников - будто три стороны личности автора. Поэт мечтает о высокой цели; актер призывает смелее черпать сюжеты из самой жизни, чтобы овладеть сердцами людей; директор - деловой, практический - трезво оценивает действительность, от разговоров зовет к делу, к реальному воплощению на сцене высоких поэтических замыслов. Второй пролог - «Пролог на небе». В нем принимают участие Бог, архангелы Рафаил, Михаил, Гавриил, впоследствии - Мефистофель. Этот пролог открывается гимном могучей природе, вечного движения и вечной гармонии, гимном Солнцу и Земле, а завершается спором Бога и Мефистофеля о сущности человека. В первой части произведения раскрывается история любви Фауста и юной горожанки Маргарита (Гретхен). Влюбленные всецело полагаются на природу. Для Фауста природа, любовь, счастье, Бог - неразделимы. Но природа не только величественная и прекрасная, она противоречивая и таинственная. Счастливая и прекрасная любовь заканчивается трагически. Вторая часть произведения похожа на странствия по чудесным островам. Фауст, живя во второй раз, пытается постичь новое и странное для него в жизни и принять в нем посильное участие. Прожив вторую жизнь, Фауст подводит её итог. Он убедился в Ученики объединяются в 3 группы. Каждая группа получает лист бумаги формата А-3 и маркеры для подготовки презентации. Выводы группы ученики кратко записывают в тетради.
высочайшей ценности реального бытия и деятельности жизни человека и понимает, что должен передать познанную истину потомкам, то воплотить ее, построив город. Фауст понял, что человека оправдывают высокая цель, неутомимый труд, активность души и пожизненная борьба за жизнь и свободу. Фауст получает на небе полное прощение. 2. Аналитическое чтение «Пролога на небе» (прослушивание Задание для групп 1) Проработать «Пролог на небе»; 2) Составить схему системы образов «Пролога на небе». 3) Определить идейное и композиционное содержание «Пролога...». 4) Проанализировать отношение к миру и человеку участников «Пролога...». Образец ответа аудиозаписи) 3. Работа в группах Вывод: в “Прологе на небесах” намечен основной конфликт произведения: между покоем (отрицание, Ничто) и действием, поиском истины (Нечто); конфликт между Мефистофелем, цель которого заставить Фауста “остановить мгновение”, т.е. захотеть покоя, и Фаустом, до который своего жизненного последнего мгновения должен искать и бороться. Вывод: «Пролог на небе» выполняет роль завязки. Здесь Запись в тетради • Драматическая поэма; • философская трагедия
высказываются различные точки зрения: Бога, рассудительного и уверенного в своей правоте и исключительности его творения - человека и Мефистофеля, наделенного критическим умом и уверенного в низости человека. Заключается пари, объектом исследования становится человек - Фауст, в котором Бог уверен: «Он пока что во мраке бродит, / И я укажу ему до правды вход, / Ибо знает садовник, как деревце лелеет, / какой от него будет цвет и плод... Я согласен, попробуй его стошнит, / Пока он живет на земле; / Кто идет вперед, тот всегда блудит...». (Здесь и далее - перевод М. Лукаша.) Основной вопрос трагедии - спор Бога и Мефистофеля: «Кто такой человек? Игрушка стихий, рабыня собственных страстей, никчемное и слабое существо, которое покорно, бездумно существует и следует за прелестями внешних сфер, несчастная страждущее существо, сломана стремлением к невыполнимых и бессмысленных мечтаний? Или, возможно, она - бог на земле, пылкий искатель, способный на создание гармонии прекрасного, неутомимый приверженец и творец истины?» Когда же этот вопрос решается во имя и славу человека, возникает еще одно, не менее важное: «Что такое истина? В чем заключается предназначение человека?» 4. Прием «Микрофон» Вопросы к классу  Что из услышанного о жизни и творчестве писателя вам больше всего запомнилось или поразило?  Назовите источники, из которых Гете заимствовал сюжет "Фауста".  Что вы можете сказать об особенности композиции пьесы?  Определите жанр произведения и свяжите с его тематикой. После обсуждения результатов работы учащихся делается обобщение. проблемы признаки
IV.Рефлекси я Домашнее задание Поиск ответов на вопрос: «Какова роль человека на земле? В чем смысл его бытия? Какие законы объясняют развитие природы, общества?» Завершите предложение: «Сегодня на уроке я узнал (удивился, почувствовал, возомнил)...». Острый и непримиримый конфликт из- разрешить невозможности за противоречия (главный герой решает неразрешимые задачи, и это углубляет, обостряет конфликт) Подтвердить цитатами 1. Кто победил в борьбе за душу Фауста – Бог или Мефистофель? 2. Характеризовать образы Фауста, Мефистофеля и Маргариты 3. Из дополнительной литературы узнать об отношении к женщине во времена Гете в Германии и в других странах. Делают записи в тетради Записывают задание домашнее
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)