Конспект урока по литературе В.П. Астафьев "Васюткино озеро"
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе В.П. Астафьев "Васюткино озеро"

Оценка 4.6
Работа в классе +1
doc
русская литература
5 кл
12.04.2018
Конспект урока по литературе В.П. Астафьев "Васюткино озеро"
Цели урока: Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности. Учить аналитическому пересказу и составлению аналитического комментария художественного текста. Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений. Развивать навыки групповой работы. Развивать умение составлять план фрагмента текста. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.
Васюткино озеро.doc
Тема урока:  В.П. Астафьев «Васюткино озеро»  4.04.2018г Цели урока:   Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес  к  его  личности. Учить аналитическому пересказу и составлению аналитического  комментария  художественного текста.                                                                                           Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения,  подготовки сообщений.  Развивать навыки  групповой работы.  Развивать умение  составлять план фрагмента текста.  Развивать умение высказывать своё мнение о  прочитанном. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как  пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий  эмоциональный отклик у юных читателей.                                                      Тип урока:   урок изучения нового материала. Словарная работа:  автобиографическая проза, (слова и выражения характерные из  текста, характерные для стиля Астафьева) Ход урока I. II. III. Организационный этап.  Сообщение темы и целей урока.  Запись темы в тетради. Сегодня на занятии мы приступим к интересному  знакомству с писателем В.П. Астафьевым и его рассказом  «Васюткино озеро».  Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе.  IV. Изучение нового материала.   Презентация "В.П.Астафьев. Жизнь и творчество"( Картинки по произведению,  рисунки ребят, портрет Астафьева на доске) 1. Сообщение учащихся  Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее.   К самому берегу подступает вековая тайга.  В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и  не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь  предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».  Под  стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал  много книг о  войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой  человеческой души. Произведения, вышедшие из­под пера  писателя, хорошо известны в  нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал»,  «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь­ рыба». В.П. Астафьев – искренний и правдивый писатель. В подтверждение этому  обратимся к словам А.Михайлова: « … хочется сказать, что он … много испытал и  выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном».  А жизнь великого сына земли красноярской  была нелёгкой. Сообщение учащегося о детстве писателя (реализация индивидуального домашнего  задания) Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её  он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось  Вите  быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.       Из родных мест ушёл  в 1942 году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал  писателем.  Слово учителя:   В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951  году  он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его  первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии. Я надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью,  стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к  работе над рассказом «Васюткино озеро» и проверке ваших знаний рассказа, кто же из вас самый внимательный читатель? Сначала  проведем викторину Кто получит больше фишек, конечно же за правильные ответы. V. а)Викторина ( все отвечают, даю жетоны)       б)«Вставь слова вместо пропусков».  ( индивидуально, двое)  Заслушиваем ответы VI. Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро»  а) Работа по учебнику   Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с историей создания рассказа.    Самостоятельно прочитайте статью в учебнике – хрестоматии «Судьба рассказа «Васюткино озеро» (страница 136) б) Беседа. На доске: Объясните как вы понимаете значение термина «автобиографическая  проза».              Впервые писательские умения стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, много позже легли в основу рассказа для детей «Васюткино озеро». В детдоме написал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро. Сочинение было признано лучшим и опубликовано в школьном журнале. Много лет спустя вспомнил об этом сочинении и написал рассказ для ребят. Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика  автобиографичны и говорят о становлении характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.   в).    Работа в тетради  Задания составить памятки: «Советы идущему в лес»,  «Если ты  Заблудился?» ­ слушаем, проверяем ( по вариантам), заслушиваем и оцениваем Понравился ли вам рассказ? Какой был Васютка? Скажите свое мнение. Значит можно бороться со страхом и робостью Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Обучение аналитическому пересказу.  Ребята,  для работы мы возьмём эпизод из произведения на странице 139  – 140 учебника – хрестоматии автора – составителя Т.Ф. Курдюмовой и др.,  начиная со слов: «открытие было настолько простым и  потрясающим» до «Живём!».  VII. Беседа по тексту. 1. Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?  2. Чьи слова Васютка  вспомнил, когда ему стало плохо?  3. Что он сделал в первую очередь? 4. Как  мальчик  приготовил себе еду?  5. В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?  6. Какие черты характера обнаружились в мальчике?  б) Словарная работа:  Ребята,  обратите  внимание на слова и выражения, характерные для стиля В.Астафьева:  таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешённо  подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха­бородача; монотонно зудя; пылающие  головни; дурило.  Подумайте над их  значением и   постарайтесь использовать  в своём пересказе. ( если останется время) Пересказ Подведение итогов урока. (  тестами) Итоговая беседа. Комментирование деятельности учащихся. IV. V. VI. Почему же рассказ В.П.Астафьева называется «Васюткино озеро?» Назовите запомнившиеся события из  жизни В.П. Астафьева.  Были  ли с вами истории, подобные  Васюткиной?   VII. Домашнее задание. Написать письмо Васютке Как вы нашли выход из ситуации? Перечитать понравившиеся эпизоды, составить план рассказа.

Конспект урока по литературе В.П. Астафьев "Васюткино озеро"

Конспект урока по литературе В.П. Астафьев "Васюткино озеро"

Конспект урока по литературе В.П. Астафьев "Васюткино озеро"

Конспект урока по литературе В.П. Астафьев "Васюткино озеро"

Конспект урока по литературе В.П. Астафьев "Васюткино озеро"

Конспект урока по литературе В.П. Астафьев "Васюткино озеро"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018