Конспект урока по литературе«Недоросль». Основной конфликт и проблематика.8 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аннотация к уроку по литературы в 8 классе Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика. Цели: 1. Выявление особенностей конфликта пьесы, сущности второстепенных персонажей. 2. Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, работы с таблицей. 3. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова резонер.
Иконка файла материала ФОНВИЗИН открытый урок..docx
1 Аннотация:  урок литературы  в 8 классе Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика. Цели: 1.  Выявление особенностей конфликта пьесы, сущности второстепенных персонажей. 2.  Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, работы с таблицей. 3.  Формирование   нравственно­эстетических   представлений   учащихся   в ходе выявления лексического значения слова резонер. Ход урока – 18 век – особое время в истории России. Его принято называть эпохой Петра  I,   временем   преобразований,   утверждением   мощи   государства Российского. В   послепетровскую   эпоху   наступает   новое   время   и   для   русской литературы.   Она   бережно   хранила   великие   завоевания   своих предшественников,   и   прежде   всего,   это   относится   к   сохранению   идеи патриотизма.   Сегодня   мы   будем   говорить   с   вами   о  комедии   Д.И.   Фонвизина «Недоросль». Давайте же вспомним, что мы уже знаем об этой пьесе, и как в ней отражены основные черты литературы той эпохи. Ответы   учащихся  (    написал   Д.И.   Фонвизин,   это   комедия   о   дворянстве,   основными   темами     тема крепостного права, тема отечества и служения ему, тема воспитания и тема придворного являются:   дворянства). ­ Скажите, а что еще вы знаете о литературе 18 в. ? Ответы учащихся ( для литературы этого периода характерно так называемое «обмирщение»,т.е. она становится менее религиозной и все больше светской, то общественной; также в 18 веке возникло такое лит. направление как КЛАССИЦИЗМ). ­   Что   такое   классицистическая   комедия?   Каким   требованиям   она должна была соответствовать? Оформление признаков классицистической комедии в виде кластера  (по группам).Готовые варианты прикрепляются на доску. Обсуждение  работы и выявление признаков в пьесе.  (Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня, и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа2 Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сынок». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Отличие системы образов от традиционной проявляется в том, Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которых сложно отнести к положительным либо к отрицательным (Еремеевна, Тришка, Цыфиркин, Кутейкин, Вральман).) ­   Сегодня   мы   с   вами   подробно   остановимся   на   героях   этого произведения. В   основу   сюжета   «Недоросля»,   согласно   традиции   классицизма, положена любовная интрига. ­ Какова она в комедии? С кем из героев связана? Сообщение о Софье. У   Софьи,   племянницы   Стародума,   есть   возлюбленный   (Милон), которому   она   обещала   руку   и   сердце,   но   Простакова   прочит   ей   в   мужья своего   брата   Скотинина.   Из   письма   Стародума   Простакова   и   Скотинин, узнают,   что   Софья   богатая   наследница   и   теперь   к   ней   сватается   еще   и Митрофан. София   в   переводе   с   греческого   означает   «мудрость».   Она   умна, насмешлива, искренна, чувствительна и добра. Софья происходит от честных дворян, которые дали ей образование. Она считает, что почет и богатство должны доставаться трудами. По ходу действия рушатся преграды к браку Софьи с Милоном, а имение Простаковой попадает под опеку властей. Но история Софьи является лишь фоном, на котором разыгрывается главный   конфликт   пьесы   –   общественно­политический,   конфликт   между крепостниками   и   просвещенными   дворянами.   Чтобы   проследить   развитие этого конфликта, необходимо обратиться к сюжету. В   комедии   несколько   сюжетных   линий,  в  каждой   их   них   обозначена определенная   проблема.   Одной   из   ключевых   проблем   является  проблема воспитания. ­ С какими же образами комедии связана эта тема? ­ Кто играет роль учителей в комедии? Сообщение о Вральмане . Учитель­проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая   лени   Митрофана   и   пользуясь   полным   невежеством   Простаковой. Вральман   –   резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун Слово учителя. Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на   иностранных   учителей,   многие   из   которых   были   не   только   никуда   не годными педагогами, но и оказывались плутами. Сообщение о Цыфиркине. Отставной   солдат   Цыфиркин   —   человек,   имеющий   ряд   хороших   качеств.   Он   трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги   подвести»,   а   «на   досуге   ребят   обучает».   (Фонвизин   нарисовал   образ   Цыфиркина   с   явным сочувствием. Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики.3 Слово учителя. На   примере   Цыфиркина   показано,   как   ценятся   заслуги   воинов, отдавших 25 лет жизни службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование. Сообщение о Кутейкине.  Это   недоучившийся   семинарист,   вышедший   из   первых   классов   духовной   семинарии,   «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,­ вынесенные им из духовной среды и духовной школы. Слово учителя Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» ­ церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей. ­ Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами? (Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетаются комическое и трагическое.) ­ Как Простакова относится к воспитанию своего сына? Выразительное чтение по ролям Д.3, явл.7  Она искренне убеждена, что науки не нужны, и стремиться оградить сына от напрасных усилий. Слово учителя В комедии сталкиваются 2 типа воспитания: «старинное» и «новое», послепетровское.   Идеал   Простаковой   –   духовный   застой.   Защищая   свою жестокость и самодурство, Простакова  говорит: «Разве я не властна и в своих   людях?».   Ей   возражает   благородный,   но   наивный   Правдин:   «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ­то о вольности дворянства?». Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!» Сообщение «историка» о законе «О вольности дворян…»(1762). Манифест о вольности дворянства4 01 марта 1762 г. 18 февраля (1 марта) 1762 г. Пётр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Закон расширил сословные права и привилегии русских дворян, а также отменил обязательную гражданскую или военную службу, введённую Петром I. Основные положения Манифеста были подтверждены в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г. Согласно Манифесту Петра III, все дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы; состоявшие на государственной службе могли выходить в отставку, кроме офицеров в военное время. Дворяне получили право беспрепятственно выезжать за границу, но обязаны были по требованию правительства, «когда нужда востребует», возвращаться в Россию. В Манифесте были и определённые ограничения, которые касались дворян, находившихся на военной службе и не дослужившихся до офицерского звания: увольнение могли получить только те, кто прослужил на действительной службе не менее 12 лет. Единственной сословной обязанностью провозглашалось получение достойного образования: дома, в российских или европейских учебных заведениях. Манифест объявлял службу почётным долгом дворянства и призывал её продолжать. Однако, воспользовавшись разрешением, многие дворяне сразу после обнародования документа подали прошения об отставке. За десять лет с момента опубликования манифеста с государственной службы уволилось около 7,5 тыс. человек, причём основную массу отставных составили военные. Большинство дворянства поняли этот закон как полную, безотчетную власть над крепостными. Но   были   и   такие   люди,   которые   совершенно   иначе   смотрели   и   на крепостное право, и на образование, и на права и обязанности Человека. Есть ли такие люди в пьесе? Противостоят   Простаковой,   Скотинину   положительные   герои Стародум, Правдин, Милон. Слово учителя Стародум – герой­резонер. Резонер – персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий). Не   принимающий   активного   участия   в   развитии   действия,   но   призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные – с точки зрения автора – суждения.­ Когда появляется Стародум в комедии? В   комедии   Стародум   появляется   в   Д.3   явл.1,   когда   конфликт   уже   обозначен   и   окружение Простаковой выявило себя. 5 ­ В чем заключается роль героя?  Роль   Стародума   заключается   в   том,   чтобы   избавить   Софью   от   тиранства   Простаковой,   дать надлежащую   оценку   ее   поступкам,   воспитанию   Митрофана   и   провозгласить   разумные   принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и просвещения.   ­   Чтобы   лучше   понять   этого   героя,   его   взгляды   на   общество   и   я   предлагаю   вам   провести   небольшую жизненные   принципы, исследовательскую работу. Для этого нам необходимо заполнить таблицу.    Исследовательская работа с текстом. (работа в парах. Таблица у каждого на парте.) Работа с таблицей План  Родословная Стародума Воспитание Стародума На военной службе. Отставка  Рассуждения            о О подлинной знатности Примеры  «Отец мой у двора Петра Великого...» «Отец мой непрестанно мне твердил одно и   то   же:   имей   сердце,   имей   душу,   и будешь человек во всякое время» «Многие   случаи   имел   я   отличить   себя. Раны   мои   доказывают,   что   я   их   и   не пропускал.   Доброе   мнение   обо   мне начальников   и   войска   было   лестною наградою   службы   моей,   как   вдруг получил   я  известие,  что   граф,  прежний мой   знакомец,   о   котором   я   гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я,   я,   лежавший   тогда   от   ран   в   тяжкой болезни. Такое неправосудно растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку» современной жизни «Одно   почтение   должно   быть   лестно человеку   —   душевное;   а   душевного почтения   достоин   только   тот,   кто   в чинах   не   по   деньгам,   а   в   знати   не   по чинам» О воспитании молодого дворянина   «Чтоб   в   достойных   людях   не   было недостатку, прилагается ныне особливое старание   о   воспитании...   Оно   должно6   благосостояния   быть государства» залогом О добродетели и благонравии как нравственных основах личности О крепостном праве «Прямое достоинство в человеке есть душа… Главная цель всех знаний человеческих – благонравие…Без благонравия никто не сможет выйти в люди» «Угнетать   рабством   себе   подобных   ­ беззаконно» ­ Нужны ли государству такие люди, как Стародум? Государство не нуждается в людях, подобных Стародуму, оно отличает лишь «случайных», то есть попавших в случай «любимцев». Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами. Сообщение о Милоне и Правдине. Милон развивает идеи просвещения и «добродетели» применительно к военной   области.   Для   него   важны   не   столько   личная   слава,сколько   слава отечества. Правдин  появляется   в   доме   Простаковых   как   чиновник,   имеющий повеление «объехать здешний округ». Предназначение Правдина – не просто осудить порок с высоты представлений о долге дворянина, но наказать его силой данной ему власти. Итоги урока Комедия «Недоросль» — произведение русского классицизма. тем не менее   она   уже   находится   у   истоков   русской   реалистической   литературы. Великая   заслуга   Фонвизина   в   том,   что   он,   ограниченный   рамками классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, (и подробно об этом мы поговорим на следующем уроке), создал произведение глубоко   новаторское   как   по   содержанию,   так   и   по   своей   художественной форме.   Завершая   наш   разговор,   попробуем   ответить   ещё   на   несколько вопросов: ­ Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии? Это идеи самого автора. Каким должен быть истинный дворянин ­ и отвечает ли русское дворянство  своему назначению? Необходимость просвещения, образования ­ отсутствие их. Бесправие крестьян и  произвол помещиков. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства. ­ Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого,  проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются  столь дорогие Фонвизину идеи?­ Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служение Отечеству, столь любимые классицистами? Д.з.  1.Заполнить таблицу 2.Найти в комедии признаки классицизма и несоответствие им. 7

Посмотрите также