Дидактическое обоснование
1. 1 класс. «Литературное чтение» Автор: А.Ефросинина
2. Тема урока: С.Есенин «Береза»
3. Дидактическая цель: создать условия для блока новой учебной деятельности
4. Тип урока: интегрированный
5. Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с основными этапами биографии и творчества поэта; показать своеобразие его лирики;
развивающая: развивать воссоздающее и творческое воображение детей, позволяющее адекватно воспринимать художественное произведение;
воспитывающая: приобщать детей к миру поэзии; воспитывать любовь к природе.
6. Методы обучения: словесные, наглядные, исследовательские, проблемные.
7. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.
8. Средство обучения для учителя: проектор, музыкальный центр, репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
для ученика: учебник «Литературное чтение».
Урок по С.Есенину.doc
ТЕМА: Сергей Есенин «Береза»
(1 класс)
Мастер класс
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ – СОШ №3 г. Маркса
Саратовской области Ералиева Розья Николаевна
Дидактическое обоснование
1. 1 класс. «Литературное чтение» Автор: А.Ефросинина
2. Тема урока: С.Есенин «Береза»
3.
4. Тип урока: интегрированный
5. Задачи:
Дидактическая цель: создать условия для блока новой учебной деятельности
образовательная: познакомить учащихся с основными этапами биографии и
творчества поэта; показать своеобразие его лирики;
развивающая: развивать воссоздающее и творческое воображение детей,
позволяющее адекватно воспринимать художественное произведение;
воспитывающая: приобщать детей к миру поэзии; воспитывать любовь к природе.
6. Методы обучения: словесные, наглядные, исследовательские, проблемные.
7. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,
групповая, индивидуальная, в парах.
8. Средство обучения для учителя: проектор, музыкальный центр, репродукция
картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
для ученика: учебник «Литературное чтение». Ход урока
Ⅰ. Мотивация учебной деятельности
(учитель поет)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кто слышал это музыкальное произведение?
А кто автор слов этого музыкального произведения?
Ⅱ. Постановка целей, задач и темы урока
Отгадайте название стихотворения С. Есенина, с которым мы сегодня
познакомимся.
«Это лиственное дерево с белой корой, черными кармашками, зелеными сережками.
Является символом России».
Озвучьте тему урока.
Ⅲ. Первичное усвоение новых знаний
1. Автобиография поэта (самопрезентация)
2. Чтение стихотворения учителем
К какому литературному жанру относится это
произведение?
Какие картины открылись вашему
мысленному взору при чтении мной
стихотворения?
Какие чувства вызывает эта картина у
рассказчика?
А у вас? 3. Повторное чтение и анализ содержания
Давайте вместе проанализируем его.
Какой увидел зимнюю березу поэт?
Почему она привлекла его внимание, ведь он
часто видел ее из окна? (зачитайте строки)
В какое время суток поэт увидел березу?
Подтвердите ответ чтением строк из
стихотворения.
Какое это было утро? (ясное, пасмурное,
солнечное)
Из каких строк это поняли?
Прочитайте первое четверостишие. С чем
автор сравнивает снег и почему?
(автор применяет изобразительное средство –
сравнение).
Как понимаете смысл «принакрылась»?
(незаконченность действия)
Почему поэт использовал в стихотворении
именно это слово, а не «укрылась»,
«накрылась»? (завершенность)
«Принакрылась снегом» на самом ли деле так может быть? (оживление неживых
предметов в литературе называется олицетворением)
Найдите в стихотворении еще олицетворения («горят снежинки», «обсыпает ветки»)
С чем сравнивает поэт ветви березы? Почему? (белая бахрома – тесьма для
обшивки чегонибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких
свисающих нитей, кистей у скатерти)
Как понимаете слова «горят снежинки»?
О каком золотом огне говорится в стихотворе
нии? (эпитет)
Прочитайте, как занимается заря зимой? (лениво)
Почему? Если бы вам предложили написать картину к этому стихотворению, то какие краски
вы бы использовали?
4. Беседа по репродукции с картины И.Грабаря «Февральская лазурь».
Художник восхищается русской природой и ее символом – могучим
великолепием ветвистой березы. Он изобразил ее сильными, контрастными
красками, стараясь применить чистые, несмешанные цвета: белый, синий,
зеленый, красный. А небо, чтобы показать его переливчатость, пишет резкими
синими полосами по белому фону. Ветви великолепных берез устремляются
вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечное морозное
утро.
Похожи ли березы, изображенные на картине
И.Грабаря и в стихотворении С.Есенина?
В чем сходство и различие?
Ⅳ. Первичное закрепление.
Каким должен быть темп чтения: быстрым, неторопливым или медленным?
(словосочетания «сонная тишина», «заря, лениво обходя кругом» подсказывают, что
стихи надо читать певуче, неторопливо).
1.Выстукиваем ручкой ритм стихотворения.
2.Выстукиваем интонационную паузу.
3.Групповая работа
(сочинительская деятельность)
АКРОСТИХИ – стихотворения, в
которых начальные буквы его строк образуют слово или фразу.
За что березу я люблю,
А это признак лета!
Россия – щедрая страна. Я песнь пою про это.
Зазвенела капель! А ведь это, братцы, апрель!
Речка Волга ждет ледохода.
Я же жду белоснежного парохода.
4. Разучивание музыкального произведения «Береза»
Слова С.Есенин, музыка О.Фельцмана
Многие стихи Есенина переложены на музыку:
«Отговорила роща золотая»
«Не жалею, не зову, не плачу»
«Над окошком месяц. Под окошком ветер…»
«Письмо матери»
«Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» 5. Прослушивание произведения в исполнении
Заслуженной артистки России Галины
Ненашевой.
V. Рефлексия
С творчеством какого поэта мы сегодня
познакомились?
( Я работал с …. настроением)
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что вам понравилось?
Сергей Есенин очень любил русскую природу, любил Русь и людей. «Оттого и
дороги мне люди, что живут со мною на земле», говорил поэт.
Конспект урока по литературному чтению 1 класс
Конспект урока по литературному чтению 1 класс
Конспект урока по литературному чтению 1 класс
Конспект урока по литературному чтению 1 класс
Конспект урока по литературному чтению 1 класс
Конспект урока по литературному чтению 1 класс
Конспект урока по литературному чтению 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.