Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Оценка 4.9
Документация
doc
чтение
1 кл
17.08.2018
Рабочая программа по «Литературному чтению» разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.Рабочая программа по «Литературному чтению» разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа по литературному чтению 1 класс.doc
Рассмотрено:
На методическом Совете
Протокол № 1
От «» «августа» 2018г
Согласовано:
Зам.директора по УР
_________М.А. Грогуленко
«» «августа» 2018г
Утверждаю:
Директор Школы
__________ О.М.Федоренко
Приказ № од
от«августа»2018г
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Андринская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета "Обучение грамоте. Литературное чтение."
для учащихся 1 класса
с 1 сентября 2018 года по 1 сентября 2019 года
Автор рабочей программы Емельянова Ольга Юрьевна
Квалификационная категория первая
Составлена на основе программы по литературному чтению и обучению грамоте 1 4 классы
общеобразовательных учреждений.
В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько
«Обучение грамоте», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Литературное чтение 14 классы.
Издательство Москва «Просвещение» 2016 г.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации М «Просвещение» 2011г
Учебник: Азбука. 1класс. Учебник для ОУ в двух частях. В.г.Горецкий, В.А.Кирюшкин,
Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Издательство Москва «Просвещение» 2016г.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации М «Просвещение» 2011г
Учебник: Литературное чтение 1 класс. Учебник для ОУ в двух частях. В.Г.Горецкий,
В.А.Кирюшкин, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Издательство Москва
«Просвещение» 2016г.
1 Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Количество часов в неделю 4 часа Количество часов в году 132 часа
г.п. Андра
20182019 учебный
2 Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………
2. Общая характеристика курса………………………………………………………..
3. Учебнотематический план ………………………………………………………...
4. Планируемые результаты овладения программой………………………………..
5. Содержание курса в 1 классе………………………………………………………
6. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся …………………………………
7. Учебнометодическое и материальнотехническое
обеспечение по русскому языку …………………………………………………….
3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Литературному чтению» разработана на основе Федерального
Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и авторской
программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого,
М. В. Головановой «Литературное чтение».
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с
учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных
особенностей младших школьников.
Рабочая программа сохраняет основное тематическое количество часов, предложенное
автором программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г.
Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» и реализуется в полном объеме включая
внеурочные занятия. Закрепление изученного материала в виде повторительнообобщающих
внеурочных занятий («Театрализованное представление. Прощание с Азбукой.», « Конкурс чтецов.
В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны») в рамках внеурочной деятельности.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего
школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует
общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения
обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с
русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором
обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного
языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения,
развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования»;
Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2010года № 889 «О внесении изменений в
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные
приказом Минобразования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312 « Об утверждении Федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Минобразования
РФ от 06.10.2009 года № 363);
Приказа МО РФ от 06.10.09г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ
Минобразования РФ от 22.12.2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта;
Приказ Министерства образования и науки от 27 декабря 2011 г. (зарегистрированный
Минюстом России 21 февраля 2012 г., регистрационный № 23290) «Об утверждении федеральных
4 перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе
в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
Информационное письмо «О применении в период введения федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования приказа Департамента образования и науки
ХантыМансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 №99 «Об утверждении
регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений ХантыМансийского автономного округаЮгры, реализующих программы общего
образования»» от 17.05.2011 № 3598/11
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного
стандарта.
Сборник рабочих программ 14 классы «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова М:
«Просвещение»,2011г.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение в начальной школе
отводиться 540 часов. В 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебных недели).
Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в
системе образования младших школьников;
• развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости
при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и
приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной
литературы.
Задачи:
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно читать,
участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания.
Новизна данной учебной программы, ее отличие от ранее действующей состоит в том, что:
в ней были конкретизированы требования к уровню усвоения предмета обучающимися по
окончанию 1 класса и детализированы дидактические единицы;
продифференцировано содержание программы на два уровня: обучающийся научится
(уровень стандарта), обучающийся получит возможность научиться.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
5 Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и
идёт параллельно с коммуникативноречевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь.
Общая с курсом «Русский язык» коммуникативнопознавательная основа накладывает своеобразный
отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном
курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.
Через приобщение в процессе чтения к духовнонравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с
героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание
художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как
двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому
при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов,
олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания
художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и
зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научнопопулярными произведениями,
имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный
образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научнопознавательных) создаёт условия
для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия
«культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и
изобразительным искусством, на понимание книги как культурноисторической ценности, развивает чувство
сопричастности с великой духовнонравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативнопознавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовнонравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»
ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативноречевой деятельности: умений читать и
писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях
общения.
Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого
являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать
уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог
и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах
речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся
ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание,
оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
6 Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения
учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание,
рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование
умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативнопознавательная деятельность».
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовнонравственная
деятельность» нацелен на развитие художественноэстетической деятельности, формирование нравственно
этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной
литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных
тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научнопонятийного и
художественнообразного мышления, осмысливать особенности художественного и научнопознавательного
произведений, создавать собственные тексты.
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной
литературы, но и с произведениями других видов искусства.
Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений
научнопознавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение
словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественнообразную форму всё богатство
окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно
нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения,
который строится по принципу «синтезанализсинтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком,
потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец,
главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественноэстетическую оценку.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ,
воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного
читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной
выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной
системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только
образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые
доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и
полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме
и проблематике художественного произведения, его нравственноэстетических ценностях, словесно
художественной форме и построении (композиции) произведения.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и
поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем,
что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от
его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им
опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание
художественных текстов при чтении.
7 В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся
приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных
линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувство
сопереживания и отзывчивости.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор
книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков
(художественные и научнопознавательные), произведения детской литературы современных писателей
России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской
литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественноэстетическая
направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно
эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного
возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает
внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми,
приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт
возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики
обогащает социальнонравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает
читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно
эстетического воспитания и духовнонравственного развития младших школьников.
Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских
способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая
культура учащихся.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие
коммуникативноречевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание
читательской компетентности и культуры чтения.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметов изучения является
художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние
на становление личности учащегося: духовнонравственное развитие, формирование основ гражданской
идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, народе,
обществе (любви к семье, народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.)
Межпредметные связи:
математика введение школьника в языковую и математическую действительность;
формирование умений учиться, а так же навыков чтения и счета;
труд – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой
деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения
результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и
способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности;
построение логически связных высказываний в рассуждениях,
обоснованиях,
формулировании выводов).
8
окружающего мира – развитие устной речи при построении высказываний по различным
темам уроков.
изо – развитие устной речи при выражении своего видениея мира в художественно
творческой деятельности, выражение своих чувств словом, использование речеведческих
знаний.
Методы обучения:
методы организации и осуществления учебной деятельности: словесные – рассказ,
объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные наблюдение, демонстрация;
практические устные и письменные упражнения, графические работы, самостоятельные
работы, тесты; репродуктивные и проблемный;
индуктивные и дедуктивные;
самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
методы стимулирования и мотивации учения: методы формирования интереса —
познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы
формирования долга и ответственности в учении — разъяснение общественной и
личностной значимости учения, предъявление педагогических требований;
методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, практические работы,
фронтальный и
машинный и безмашинный программированный контроль,
дифференцированный, текущий и итоговый.
Ведущий метод обучения – метод чтения, – рассматривания детских книг.
Формы контроля:
проверка техники чтения,
практическая работа,
тест,
пересказ.
№
Разделы, темы
Количество часов
Учебнотематический план 1 класса
Авторская программа
Рабочая программа
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
Обучение грамоте (добукварный,
букварный, послебукварный период)
чтение
Резерв
Внеурочная деятельность
Итого
Литературное чтение
Вводный урок
«Жили – были буквы»
«Сказки, загадки, небылицы»
«Апрель, апрель. Звенит капель!»
« И в шутку и всерьёз»
«Я и мои друзья»
«О братьях наших меньших».
90ч
2ч
92ч
40ч
1ч
7ч
7ч
5ч
6ч
6ч
5ч
91ч
1ч
92ч
40ч
1ч
7ч
7ч
5ч
7ч
6ч
6ч
9 8
9
Резерв
Внеурочная деятельность
3 ч
Итого
132ч
1ч
132ч
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОВЛАДЕНИЯ ПРОГРАММОЙ ПО ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ЗА 1 КЛАСС
Личностные результаты:
воспитание эмоциональноценностного отношения к русскому языку;
формирование умения учиться;
формирование чувства гордости за свою Родину и Российский народ;
формирование уважительного отношения к иному мнению и культуре других народов;
овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду,
к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для её решения;
сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия(23 шага) в
соответствии с поставленной задачей;
начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку
результатов своей учебной деятельности.
Познавательные УУД:
умение осознанно читать, строить речевые высказывания;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной форме;
начальное овладение способов решения задач творческого и поискового характера;
начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;
начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в
соответствии с содержанием учебного предмета
10
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
Познавательные УУД:
активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
умение определять общую цель и пути её достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения
(удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и
суждений, аргументации, иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание
различных видов текстов, выявлять их специфику под руководством учителя
(художественный, научнопопулярный, учебный, справочный), определять главную мысль и
герое произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по
услышанному учебному, научно популярному и художественному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения;
работать со словом под руководством учителя (распознавать прямое и переносное значение
слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл
прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения
героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными
нормами;
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или
собственный опыт;
читать по ролям литературное произведение;
использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать
причинноследственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении
действий; давать характеристику героя)
создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций
картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного
опыта под руководством учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
11
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его
поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
выделяя дватри существенных признака под руководством учителя;
отличать прозаический текст от поэтического;
распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки,
пословицы).
СОДЕРЖАНИЕ 1 КЛАСС
Вводный урок (1 час)
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие
золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки
современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанровотематическому
принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их
жизни и окружающего мира.
Жилибыли буквы (7 часов)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т.
Собакиным.
Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений.
Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.
Обучающийся научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение
читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации,
иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных
видов текстов, выявлять их специфику под руководством учителя (художественный, научно
популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и герое произведения, определять
последовательность событий, задавать вопросы по услышанному учебному, научно популярному и
художественному тексту.
Обучающийся получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение.
Сказки, загадки, небылицы (7 часов)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки.
Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Обучающийся научится:
работать со словом под руководством учителя (распознавать прямое и переносное значение слова,
его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
12
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам.
Апрель, апрель! Звенит капель (5 часа)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В.
Берестова, В. Лунина о русской природе.
Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста,
нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.
Обучающийся научится:
читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Обучающийся получит возможность научиться:
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение.
И в шутку и всерьез (6 часов)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г.
Кружкова, И. Пивоваровой.
Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в
контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя».
Обучающийся научится:
читать по ролям литературное произведение;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения.
13 Я и мои друзья (6 часов)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р.
Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их
взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.
Обучающийся научится:
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или
собственный опыт;
читать по ролям литературное произведение.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя
дватри существенных признака под руководством учителя.
О братьях наших меньших (5 часов)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В.
Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К.
Ушинского.
Сравнение текстов разных жанров.
Обучающийся научится:
использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно
следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать
характеристику героя)
создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин
художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта под
руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
отличать прозаический текст от поэтического;
распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Внеурочная деятельность(1ч)
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В 1 классе безотметочное обучение. При оценке результатов контроля используется символика.
П р о в е р к а н а в ы к о в ч т е н и я в 1 к л а с с е
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными
буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами
небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста
— 25—30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.
14 Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, на
чатой в букварный период.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников.
Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его
учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной
оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных
результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных
характеристик учащегося.
Оценочное суждение используется в
качестве заключения по существу работы,
раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения
недочетов и ошибок.
15 «Рабочая программа разработана_____________ Бастраковой Л.А.
«Рабочая программа с приложениями изучена и обсуждена на заседании ШМО протокол
№ 1 от «__ » августа 2017 года.
Руководитель ШМО _______________ Белоусова Лилия Ивановна
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение по русскому языку
№
п/п
1
2
Авторы
Название
А.А.Плешаков
Сборник рабочих программ
«Школа России»
14 классы
Азбука в 2х частях
В.Г. Горецкий,
В.А. Кирюшкин
Год
издани
я
2011
2011
Издательство
Москва
«Просвещение»
Москва
«Просвещение»
16 3
4
5
6
6
7
8
9
10
11
В.Г. Горецкий,
В.А. Кирюшкин
Обучение грамоте. 1 класс.
Электронное интерактивное
О.Н. Крылова
В.Г. Горецкий,
Н.А. Федосова
Л.Ф.
приложение к учебнику
Тесты по обучению грамоте (
в 2 частях)
Прописи №1, №2, №3, №4
Литературное чтение.
Климанова, В.Г.
Учебник в 2 частях. 1 класс
Горецкий
Г.С. Ковалёва,
О.Б. Логинова
Т.В.
Ковригина,
Е.А.
Виноградова
Т.А. Круглова
Е.Е.Жиренко,
Л.А.Обухова
Планируемые результаты
начального общего образования
Новые стандарты: учимся
работать.
Поурочное планирование по
обучению грамоте
Итоговая аттестация.
Типовые тестовые задания по
литературному чтению.
Поурочное планирование по
обучению грамоте
2011
2014
2014
2011
2010
2012
2011
Москва
«Просвещение»
Москва «Экзамен»
Москва
«Просвещение»
Москва
«Просвещение»
Москва
«Просвещение»
Волгоград
«Учитель»
Москва
«Экзамен»
2014
Москва «Вако»
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
Комплект интерактивного оборудования (интерактивная доска, ПК, аудиоустройство).
Для реализации программного содержания в 1 классе используются следующие учебники и
учебнометодические пособия:
17
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.