Руппель Елена Геннадьевна
Конспект урока литературного чтения 4А класс
Тема урока: "Что есть красота?.." Николай Алексеевич Заболоцкий.
Лирическое стихотворение «Некрасивая девочка».
Цели урока: 1.Образовательные:
продолжить работу над произведениями в разделе "Штрихи к портрету;
познакомить с творчеством Н.Заболоцкого;
способствовать развитию умения определять настроение автора и
литературных героев
(через слушание, чтение и анализ произведения), умения выражать свои
чувства словом;
формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать
произведение;
2. Развивающие:
развивать умение анализировать текст, понимать замысел автора, выделять
главное,
обосновывать свои суждения;
способствовать развитию внимания, образного мышления, связной речи и
критического мышления;
3. Воспитывающие:
воспитывать чувства дружбы, любви,понимания, сострадания,
взаимного уважения к окружающим;
формировать понятие о нравственных ценностях, побуждать учащихся к
саморазвитию;
– формирование собственной нравственной позиции.
Форма организации:
коллективная работа,
индивидуальная работа.
Оборудование: АРМ учителя, ИКТ презентация, учебники по литературному чтению
для 4 класса, карточки с толкованием слов, чистые листы бумаги. Ход урока.
1. Организационный момент
(эмоциональный настрой на урок, приветствие гостей)
2.Объявление учителем темы урока.
Сегодня мы продолжаем работу над произведениями в разделе "Штрихи к портрету"
Давайте вспомнить авторов и названия произведений этого раздела.
Тема нашего урока "Что есть красота?.." (Слайд 1)
3. Обсуждение вопроса.
Прежде, чем мы познакомимся с новым произведением, мне хотелось бы, чтобы вы
задумались над вопросом "Что такое красота?" в вашем понимании (высказывания детей)
Резюме учителя
Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является
спорным. Для кого-то важное значение имеет внешность, другие же,
наоборот, ценят душевные качества и поступки людей.
Сегодня мы постараемся найти ответ на этот вопрос. Поможет нам в этом разобраться
одно стихотворение , которое написал прекраснейший поэт 20го века Николай Алексеевич
Заболоцкий.
Для начала мне хочется рассказать немного о жизни поэта.
4. Знакомство с биографией поэта.
(Портрет Н.А.Заболоцкого) (Слайд 2)
В этом году отмечалось 110 лет со дня рождения поэта Николая
Алексеевича Заболоцкого(1903-1958)
Родился Николай Заболоцкий 24 апреля 1903 года поблизости Казани.
Его отец Алексей Агафонович Заболотский работал управляющим, а
мать Лидия Андреевна — сельской учительницей. Поэзия в биографии
Николая Заболоцкого была основным увлечением уже с детства. В
третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный
журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в
Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией,
рисованием.В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он уехал
в Москву и поступил там на медицинский и историко-филологический
факультеты университета. Но проучился там недолго. Переехал в
Петроград, где обучался на отделении языка и литературы
пединститута имени Герцена. Затем проходил военную службу.
Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное
существование. В течение всей жизни он вёл напряженный духовный
поиск: он пытался разгадать тайны реального мира, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой
жизни, над истинной красотой мира и человека, прославляя высокие
чувства любви и дружбы
5. Знакомство со стихотворением «Некрасивая девочка». (Слайд 3)
Давайте познакомимся со стихотворением
1) Задание на развитие смысловой догадки, умения прогнозировать.
Прочитайте название стихотворения. Подумайте, о чём может
говориться в стихотворении с таким названием?
( высказывания учащихся)
В основе этого произведения лежит увиденная автором сцена из обычной
жизни, главной героиней которой является обычная девочка. Может быть
природа и не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее
возрасте.
2) Чтение текста учителем (наизусть). (Муз. сопровождение и слады)
НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Первичное восприятие
Как вы поняли, о каком событии рассказывает поэт в стихотворении? С каким
настроением он это делает?
приготовьтесь работать с текстом самостоятельно. Для начала давайте узнаем значение
некоторых слов, которые автор употребляет в своём произведении.
Словарная работа (слайды)
томитмучает состояние приятной расслабленности
ликуетвосторженно радуется
бытиереальность существования независимо от нашего сознания
худой умыселзаранее обдуманное чтото плохое
безмерно= очень
дурнушканекрасивая девочка
чистыйбез упрёка
плмень= пламя
тяжкий камень неуважение, недоброта, надменность
прельстить привлечь, очаровать
сквозитобнаруживается, видится
грация изящество
обожествляют сильно возвеличивают
мерцает рождает тепло и свет, всё живущее, естественное, выстраданное
3) Чтение текста учащимися просебя. С.123124
Задание: Приготовиться читать вслух и отвечать на вопросы.
Автор своё стихотворение условно разделил на две части: описание и
рассуждение. Начинается стихотворение с описания внешнего портрета
девочки
4) Деление текста на части, нахождение границ 1 и 2 частей.
6. Выразительное чтение 1 части текста учащимися.
Вопросы: 1.О чём рассказывается в 1 части?
2.Составьте словесный портрет девочки. Приведите
Доказательства из текста.
3. Чем привлекает вас девочка?
(обсуждение вопроса, подтверждение ответа текстом) Она распахнута для радости существования. В ней отсутствуют чувства
зависти и мести, она способна испытывать чужую радость как свою
собственную: «Чужая радость так же, как своя томит ее и вон из сердца
рвется…». В ней «ликует и смеется» жизнь. За внешностью спрятана
духовная чистота человека, не знающего «ни тени зависти, ни умысла
худого», и это глубинное, духовное содержание заполняет все в ней
7. Выразительное чтение 2 части текста учащимися.
Беседа: О чём рассуждает автор в этой части текста?
Вопросы:
1. Что поймёт девочка, когда подрастёт?
2. Почему поэт надеется, что девочка преодолеет свою боль?
3. Что ей поможет в этом?
4. Что Заболоцкий говорит о красоте человека?
5. О какой красоте говорит поэт?
6. Что такое внутренняя красота?
Что вы по этому поводу думаете?
7. С чем её сравнивает поэт в стихотворении?
Объясните, как вы это понимаете?
Автор видит суровую реальную жизнь, которую не миновать, предчувствует
день, когда девочка вдруг увидит с ужасом, «что посреди подруг она всего
лишь бедная дурнушка!» . Поэт возлагает надежду, что внешняя красота
ничего не значит. Он надеется на твердость человеческого сердца, что оно не
«хрупкая игрушка». Красота и чистота чувств, естественность доброты и
любовь ко всему, что нас окружает, к людям, к жизни, к чужой
радости – вот что есть красота, которую обожествляют люди.
Поэт не дает готовых ответов на вопросы, заставляет нас задуматься над
тем, «что есть красота?», но он сделал главное: не оставил нас равнодушными
и заставил думать, размышлять об истиной красоте человека, о том какую
спасительную силу она несет в себе. И не случаен образ «огня, мерцающего в
сосуде», который является символом добра и человечности.
Пауза релаксации
Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева
- направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в
тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо. Светлое, с лёгкими
перьями облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша
картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё
вокруг. Вы зажмурились. И не заметно для себя открыли глаза.
8. Работа над формированием понятий человеческих ценностей.
Человек в жизни приобретает различные ценности. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.
Здесь перечислены разные ценности:
Ценности повседневной жизни: (слад)
Пунктуальность
Трудолюбие
Бережливость
Ответственность
Любовь к порядку
Ценности человеческих отношений:
Благодарность
Уважение
Терпение
Чуткость
Способность сопереживать
Милосердие
Значение каких слов вам непонятно?
(Милосердие в словаре В. Даля читаем: милосердие сердоболие, сочувствие, любовь на
деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность)
9. Практическая работа «Вверх по лестнице жизни».
1.Подготовительный этап к практической работе.
В нашем мире сам человек несёт ответственность за то, чтобы его решения, поступки
были мудрыми, достойными. Если не творить самому свою жизнь, то она как течение реки,
понесёт человека по своей воле. Жизнь как лестница, ведущая в будущее. Каждая
ступенька – наши желания и мечты. На каждой ступеньке человек должен побороть какой
то свой недостаток: зависть, гордость, лживость, болтливость. Каждая ступенька это
обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение,
скромность. Следуя этим советам, мы будем наполнять себя истинными ценностями, т.е.
будем саморазвиваться.
2. Практическая работа.
Задание для учащихся:
Учащимся предлагается на листе бумаги нарисовать « свою лестницу жизни». На каждой
ступеньке написать истинные ценности, которые вы хотели бы обрести.
3. Обмен мнениями.
10. Итоги урока.
Сострадание, любовь, мудрость – это движения души. Человек, внутренне не готовый страдать,
мучиться, поступаться хотя бы малым ради других, не сможет понять, что живёт среди людей.
Детство – такой период, когда всё ещё свежо наивно, открыто. Именно поэтому писатели и поэты
за простыми и ясными ответами идут в светлые времена детства.
Давайте представим такую ситуацию. Чтобы вы сказали автору сегодня? 11. Рефлексия урока.
• Как вы себя ощущали на уроке?
•
В чем испытывали трудность?
• Что не знали до этого урока?
• Что пожелаете себе?
• Пригодятся ли полученные знания этого урока в дальнейшем в жизни?
• Какие выводы сделали для себя?
(Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Антуан де СентЭкзюпери)
12.Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
По желанию выучить 1 или 2 часть наизусть.
Нарисовать портрет девочки по описанию автора или по представлению.
Советы учащимся, как воспитать у себя нравственные ценности. (памятка)
Надо критически оценивать своё поведение. Ты живёшь среди людей. Не забывай, что
каждое твоё желание, каждый твой поступок отражается на окружающих. Проверяй свой
поступок вопросом, не делаешь ли ты зла, не причиняешь ли неудобство другим людям.
Старайся всё делать так, чтобы тем, кто рядом с тобой, было хорошо. Научись платить
добром на добро.
Конспект урока по литературному чтению на тему "Что есть красота?" (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему "Что есть красота?" (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему "Что есть красота?" (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему "Что есть красота?" (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему "Что есть красота?" (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему "Что есть красота?" (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему "Что есть красота?" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.