Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
1 кл
30.06.2017
План - конспект урока литературного чтения в первом классе по УМК "Школа России" авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение». Урок представлен в игровой форме и содержит задания проектной деятельности (урок открытия нового знания). Урок соответствует требованиям ФГОС. Может быть использован по любым УМК.
План-конспект урока литературного чтения.docx
Довбня Светланы Владимировны, учителя начальных классов
Планконспект урока
МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма
УМК «Школа России»
Предмет: литературное чтение.
Класс: 1.
Тема: Русские народные загадки.
Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 1 класс ч.2, 2012г
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Педагогические задачи: расширить знания об устном народном творчестве; познакомить с народными загадками; совершенствовать навык
смыслового чтения; обогащать лексический запас и грамматический строй речи; прививать любовь к чтению, интерес к отечественной
культуре, искусству, литературе.
Планируемые результаты обучения: – л и ч н о с т н ы е : понимают значение знаний для человека, испытывают потребность в чтении
художественной литературы, программных произведений, сориентированы на установку: много читающий ученик – много знающий,
успешный ученик, позиционируют свою этническую принадлежность и культурную идентичность на основе осознания «я» как защитника
России;
– м е т а п р е д м е т н ы е : регулятивные – умеют формулировать, принимать и сохранять учебную задачу, слушать в соответствии с целевой
установкой, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной учебной задачи (комплексной и аргументированной) – характеристики жанра устного народного творчества,
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания; коммуникативные – понимают на слух речь учителя,
одноклассников, осознанно строят понятное речевое высказывание, используют речь для регуляции своих действий, умеют формулировать
собственное мнение и позицию; познавательные – обдумывают и формулируют учебнопознавательную задачу, вопросы, на которые необходимо найти ответы для ее реализации, находят ответы и способы решения учебнопознавательной задачи; актуализируют
собственные знания при повторении, обобщении и использовании в открытии новых знаний, осуществляют поиск необходимой информации
для выполнения учебных заданий с использованием учебника и справочной литературы; владеют основами смыслового чтения произведений
детского народного творчества, умеют выделять существенную информацию из художественных текстов, анализировать, сравнивать
произведения устного народного творчества с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно
следственные связи;
– п р е д м е т н ы е : воспринимают на слух произведения устного народного творчества в исполнении учителя и учащихся, практически
осваивают термин «загадка», участвуют в конкурсах и играх загадок, «читают про себя», понимая содержание текста, проявляют смекалку,
находчивость при разгадывании загадок, сопоставляют тексты загадок с рисунками, сочиняют загадки (по желанию), выбирают книги по
заданной учителем теме, соотносят тексты и иллюстрации, ранжируют произведения малых фольклорных жанров.
Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемнопоисковый.
Технологии: технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология, технология проектов,
здоровьесберегающая.
Образовательные ресурсы: выставка книг с русскими народными загадками; интерактивная доска, учебник, компьютер.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность учся
УУД
Примечание
1. Мотивационный этап.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
Приветствуют учителя, проверяют
готовность к уроку, тихо садятся
на свои места.
Регулятивные:
волевая
саморегуляция Здесь затеи и загадки,
Игры, шутки, все для вас!
Я желаю вам удачи,
За работу, в добрый час!
Скажите, с каким настроением вы начинаете
урок?
Чего вы ожидаете от урока?
Начнём мы наш урок с речевой разминки
упражнение игра «Задание Слоговика»
С хорошим настроением.
Ждём, что будет интересно.
Узнаем чтото новое.
(напечатано на интерактивной доске)
Прочитайте по разному!
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Электронная физминутка для глаз «Нарисуй
буквы»
Дети читают медленно, только шевеля
губами (немое кино), шёпотом,
выразительно с разными
интонациями: весело, удивлённо,
сердито, обиженно.
На усмотрение
учителя работа
может быть как
индивидуально
организована,
так и хором. Как вы думаете, почему в начале урока вам
предложено сделать зарядку для глаз?
На уроке чтения мы много читаем,
напрягаем зрение, поэтому
необходимо делать зарядку для глаз.
2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Назовите, что изображено на картинках и
сформулируйте, о чём мы будем говорить на
уроке.
Эвристическая беседа
Какой он – мир устного народного творчества?
– Что вы знаете о творчестве народа?
– Мы входим в удивительный и прекрасный,
таинственный мир народной мудрости – мир
фольклора. В нем звучит сказка и песня, загадка
и пословица, считалка и потешка… Здесь можно
узнать очень многое, о многом подумать, многое
понять…
В древниедревние времена, когда люди еще не
умели писать, они передавали друг другу свои
знания о жизни, играя в игры, совершая обряды,
напевая песни…
У каждого народа были свои сказки, песни,
обряды, игры, загадки – свой фольклор.
Познавательные:
анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
аналогия; осознанное
и произвольное
построение речевого
высказывания.
Коммуникативные:
выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и
точностью; учет
разных мнений.
Песенку
русскую
народную
можно взять
любую (по
выбору
учителя)
На картинках изображены губы
(уста), люди (народ), разные виды
творчества (творчество).
Тема урока «Устное народное
творчество»
Мы знаем, что народ придумал
сказки, пословицы.
Дети слушают в записи русскую
народную песню «Во поле берёзка
стояла» Рассматривают картинки
Да
– Вы хотите узнать как можно больше о русском
фольклоре – фольклоре наших предков?
Это были красивые, добрые, сильные и смелые
люди. Они были очень внимательны к природе,
примечали каждое ее движение и по этим
приметам знали, что делать, как вести
хозяйство, когда ждать ненастной, а когда
хорошей погоды, и еще многое, многое другое…
Будьте и вы внимательны к окружающему вас
миру: к родной природе и к людям. Ведь все мы
дети одной планеты – Земля, все мы братья и
сестры на этой Земле, а потому должны жить в
мире и согласии. Будем трудолюбивы, бережны,
терпеливы, добры и сильны. Всему этому учит
народная мудрость – фольклор.
Продолжим наше знакомство с прекрасным
миром устного народного творчества.
3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала
– Какие виды устного народного творчества вы
знаете?
Дети приводят примеры пословиц,
поговорок, побасёнок, сказок.
Регулятивные:
прогнозирование, – Приходилось ли вам выбирать водящего или
других игровых персонажей при помощи
считалок? Что такое считалка?
Считалка – жанр устного народного
творчества, который использовался в реальной
жизни для помощи в распределении работы.
Сейчас считалка – детская игра, помогающая
распределять роли так, чтобы всем было весело
и никому не обидно.
– Какие вы знаете считалки?
– Как вы думаете, почему люди любят и берегут
все произведения народного творчества?
– Что они дают человеку?
– Очень красиво и точно написал об этом В.
Высоцкий:
Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
Физминутка
Упражнение – игра «Сорока»
– В давние времена народ придумывал много
разных игр, которые проводились на ярмарках,
праздниках. Давайте и мы сейчас поиграем в
игру «Сорока».
Приходилось с помощью считалок
выбирать водящего во время игры.
Дети рассказывают известные
считалки.
Они придуманы нашими предками,
уникальны, неповторимы.
Учащиеся образуют круг и стоят,
взявшись за руки. По считалочке
выбирают «сороку».
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три!
Начинаешь ты!
«Сорока» стоит в центре, показывает
движения и произносит слова,
умение
контролировать
результаты своей
деятельности и
деятельности
партнёра, вносить
коррективы,
определение границ
знания и незнания,
действие
взаимоконтроля,
самоконтроля,
взаимной оценки и
самооценки, общий
способ действия.
Познавательные:
выбор оснований
критериев для
сравнения объектов,
классификация
изобразительно
выразительных
средств, построение
речевых
высказываний.
Коммуникативные:
умение слушать
собеседника, вступать
в учебный диалог,
организовывать
совместную работу
Стихотворение
можно
предложить
прочитать
хорошо
читающему
ученику учащиеся повторяют движения за
«сорокой».
Ученики. Сорокасорока, где была?
(Идут по кругу.)
Сорока. Далеко.
(Останавливаются.)
Кашку варила,
Детушек кормила. (Имитируют
движения помешивания каши в
горшке.)
На порог скакала (прыжки на правой
ноге),
Гостей созывала (прыжки на левой
ноге).
Гости услыхали (прыжки на двух
ногах),
Быть обещали (кланяются).
Дети отвечают.
Могут
возникнуть
проблемы при
отгадывании
Догадайтесь, к какому виду устного народного
творчества можно отнести следующие строки:
1. Век живи – век учись
2. Выросла репка сладкá, крепкá, большая
пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет потянет,
вытянуть не может.
3. Эникибеники ели вареники
Эникибеники клёц!
Вышел весёлый матрос.
4. Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит
С каким видом устного народного творчества мы ещё не знакомились на уроке?
Мы не знакомились с загадкой.
4. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения.
Личностные:
побуждение к
деятельности,
смыслообразование,
обогащение
культурного опыта
обучающихся.
Познавательные:
построение речевого
высказывания,
сравнительный анализ
произведений,
обогащение словаря.
– Сегодня вы продолжите знакомиться с
произведениями устного народного творчества.
Для этого устного народного произведения
Требуется эрудиция и умственное напряжение.
Содержат они о чемто вопрос обязательно.
И над ответом подумать желательно:
Сравнить, сопоставить и догадаться,
В смекалке посоревноваться…
Скажитека хором все дружно, ребятки,
Такие произведения называют … (загадки).
– Сформулируйте учебную задачу нашего урока.
Что нам важно выяснить о загадках?
– Вам нравится загадывать друг другу загадки?
Когда впервые состоялось ваше знакомство с
загадками?
Кто вам их загадывал?
Какие загадки вы помните с дошкольного
возраста?
Трудно ли отгадывать загадки?
Увлекательное ли, интересное это занятие?
Загадки
Мы познакомимся с видом устного
народного творчества – загадкой,
будем учиться находить загадки.
Что такое загадка? Как отгадывать
загадки.
Нам нравится загадывать друг другу
загадки.
В детском саду нам загадывали
воспитатели загадки.
Есть загадки трудные, сложно
отгадывать.
Очень интересно отгадывать и
самому придумывать загадки.
«Книжкины задания»
– Понравились ли вам загадки?
– Какие из них уже знакомы?
Самостоятельно читают загадки на
с. 46 учебника.
Познавательные:
осознанное и
произвольное Соотнесение рисунковотгадок с загадками (с.
46–47).
– К каждой загадке справа есть отгадка в
рисунке. Прочитайте загадку и соедините ее
карандашной линией с рисунком, который
соответствует отгадке.
– Как вы соотнесли загадки с рисунками? О
предметах на рисунках говорится не прямо, а
косвенно: их сравнивают с одушевленными
предметами или с предметами, похожими на них
в действительности. О смысле слова, значении
слова или выражения, которое употреблено не в
буквальном, не в прямом значении, говорят, что
оно имеет переносное значение. Понимание
переносного смысла и значения в загадках
помогает их отгадывать. Поэтому загадки надо
внимательно слушать.
В некоторых загадках есть слова, которые
наводят на отгадку, – это подсказки. Например,
в загадке «не огонь, а жжется» мы сразу
припоминаем все предметы, кроме огня,
которые нас обожгут. Вскоре мы догадываемся,
что это крапива.
Найдите слова с переносным значением в
других загадках и подчеркните их.
Дети работают в паре.
Проверка выполняется
коллективно.
Догадались по признакам.
построение речевого
высказывания.
Коммуникативные:
учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве
разных позиций.
Самостоятельно подчёркивают,
ответы обсуждаются в парах.
6. Первичное закрепление нового знания.
Инсценировка «В гостях у Загадушки»
Учитель вводит персонажи девочки по имени
Загадушка и Мешок (мальчик с мешком),
заранее подготавливает учащихся к
Познавательные:
преобразование
информации из одной
формы в другую, исполнению ролей.
1. Шуточный конкурс «Кто кого перезагадает».
Утро доброе, милая Загадушка!
И тебя, Загадушка, мы радостно встречаем,
счастья и добра от всей души тебе желаем.
Не хочешь ли, Загадушка, наши загадки про
твою избу послушать?
использование
жизненного опыта
Коммуникативные:
организация учебного
сотрудничества.
Личностные:
проявление интереса к
языку, умение
чувствовать красоту и
выразительность речи,
эмоциональное
проживание текста,
выражение эмоций.
Загадушка:
Здравствуйте, гости дорогие!
Дай бог тому,
Кто в нашем дому, –
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем!
Загадушка:
Что же, ребятки, будем снова мы
друг друга потешать, да загадками
про все на свете занимать? (Ученики
отвечают.)
Ученики.
Стоит копна
Вся в дырках,
На копне гора,
Из горы дым идет. (Изба.)
Загадушка
Я отгадку эту знаю,
Но ее в загадке загадаю.
Вот и вам моя отгадка –
Про то же новая загадка:
Стоит бычище –
Проклеваны бочища.
Ученики.
Дарья да Марья
Друг на друга глядят. (Пол, Игра «С бубном».
Слышится чихание из мешка.
потолок.)
Загадушка
Ой, да это те два братца,
Которые глядятся,
А вместе не сойдутся!
Ученики.
Набита пухом,
Лежит под ухом. (Подушка.)
Загадушка
Ах, отгадка мне ясна,
Слушайте же, вот она:
Два брюшка,
Четыре ушка.
Кто будет играть в интересную игру,
а в какую – не скажу? Солнце
разгорается, игра начинается.
Загадушка
Кто начнет из вас играть? Считалкой
сможем мы узнать!
Считалку учащиеся произносят
хором, а Загадушка указывает, кому
начинать игру.
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен?
Тот загадку скажет нам.
Ученик, на котором
остановились, загадывает загадку, Загадушка, а что в мешке у тебя?
Нам поведай об этом не тая.
Открывает мешок. Он пуст.
учитель с удивлением показывает мешок.
Поклажей твой мешок не густ…
Глядите, да ведь он же … (пуст).
остальные учащиеся отгадывают
ее.
Загадушка
Ой, наверное, ктото студеной
водицы напился
И чихает теперь, простудился…
(Чихание повторяется.)
Да, это ж мешок мой волшебный
проснулся!
Поиграть с вами хочет, вот и очнулся.
Загадушка
Что за чудо – скок да скок –
Гляньте, тронулся мешок!
Мешок шагает на середину класса.
Эй, ребята, хватайте его! Ловите!
Волшебный мешок поскорее держите!
А кто ловок да удал?
Кто б мешок нам развязал?
Вы, друзья, мне помогите,
Поскорей мешочек развяжите.
Что в мешке моем лежит?
Почему мешок молчит?
Мешок. Загадку вашу услыхал и за
отгадкой прискакал.
Учащиеся загадывают загадки.
Загадушка складывает отгадки
картинки или предметы в мешок.
Толстый, пузатый стоит и пыхтит.
Если захочет, тебя напоит. (Самовар.)
Загадушка:
Сверху – дыра, снизу – дыра
А посередине – огонь да вода!
(Кладут самовар в мешок.)
У нее есть рот и нога,
Но совсем слеповата она,
В свой рот суп всегда набирает,
Только сама этот суп не глотает,
Немного его остужает,
И в другой рот выливает. (Ложка.)
Загадушка
Что за урод – нога и рот.
Ничего не вижу, ртом таскаю жижу,
Сама не глотаю, а выливаю.
(Кладет ложку в мешок.)
Никогда не ленятся:
И ночь работают,
И день работают. (Часы.)
Загадушка
Вот они:
Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень.
Кладет часы в мешок.
Мешок кивает, «благодарит»,
прощается с учениками.
Спасибо, Загадушка, позабавила ты ребят
народными загадками.
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Мини – проект.
Предлагаю вам разделиться на группы и
составить свою загадку. Затем вместе мы
сделаем книжку малышку «Наши – загадки».
( На столах у детей словари. Они находят
значение слова загадки).
Дети делятся на группы, составляют
загадку, рисуют к ней рисунок.
Защита проекта, оформление книжки
– малышки.
Дети предлагают,
выглядеть обложка.
как должна
Если у детей
появляются
затруднения,
учитель
предлагает
воспользоваться
словами –
помощниками
Регулятивные:
действие оценки.
Личностные:
установление
обучающимися
значения результатов
своей деятельности,
нравственно
этическая ориентация.
Коммуникативные:
организация учебного
сотрудничества.
8. Включение в систему знаний и умений.
Опрос – итог
– Дайте определение понятию «загадка».
– Что понравилось и запомнилось на уроке?
В чём были затруднения?
Загадка – короткое произведение
устного народного творчества, в
котором вместо предмета или
явления называются его признаки или
действия. По ним нужно найти
отгадку.
Играли, отгадывали загадки,
сделали книжку малышку.
Придумать загадку сложно.
Личностные:
Оценивание
усваиваемого
содержания.
Коммуникативные:
Умение выражать
свои
мысли
9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. На «Часиках эмоций» покажите, с каким
настроением у вас закончился урок.
На «Часиках эмоций» дети
показывают свое настроение на уроке.
Дети записывают в дневники задания
Внеурочная самостоятельная деятельность:
прочитать загадки на с. 48; нарисовать к ним
отгадки; подготовить другие загадки к конкурсу.
Личностные:
Внутренняя позиция
ученика; самооценка
на основе критерия
успешности
Познавательные:
Контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русские народные загадки".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.