Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
05.11.2018
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления  на тему: "Секрет счастья"  (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Предлагаю конспект урока по литературному чтению на тему:"Секрет счастья" по произведению Дж. Родари "Солнце и туча" с использованием технологии критического мышления, который будет интересен учителям начальных классов. На данном уроке ученики знакомятся с новым текстом. Данный материал поможет формированию у учащихся УУД, способствует их участию в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат его выполнения.
Откр. урок Солце и туча. ТКМ doc.docx
Тема: Секрет счастья  (Дж. Родари «Солнце и туча»). Тип урока: урок знакомства с новым текстом. Цели: ­ формирование умения характеризовать особенности прослушанного художественного произведения; ­ формирования умения передавать последовательность сюжета, описывать героев. Формирование УУД Познавательные УУД: 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД: 1. Развивать умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в группах. Регулятивные УУД: 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проигрывать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, опорными словами. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные УУД: 1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Деятельность учащихся: ­ Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. ­ Читать в слух целыми словами осознанно,  правильно , выразительно, используя интонацию, соответствующие тон и темп речи. ­ Воспринимать учебное задание,  выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Этапы урока 1.Организационный  момент Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дороги Захотели вновь прийти! Деятельность учителя Деятельность учеников 2. Стадия вызова ­ Как называется раздел, который мы изучаем? Слайд1 ­ «Самое обыкновенное чудо» ­ В произведениях какого жанра чаще всего встречается «чудо»? ­ В волшебных сказках. ­ Почему? ­ В них присутствуют колдуны, чародеи, волшебные предметы, происходит нечто необычное. ­ А вот Б. Заходер считает, что бывают и другие сказки, давайте прочтём его слова: Слайд 2 «… В них как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни  чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи –  листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках  озаряются каким­то волшебным светом и становятся близкими и понятными,  как будто они живые и родные нам». ­ Может к таким сказкам относится та, которую будем читать сегодня. Но прежде,  чем познакомиться с ней прочитайте и отгадайте загадки. Слайд 3 1. Светит , сверкает, всех согревает. ­ Солнце ­ Туча Составление кластера – 2. Нахмурится, насупится, в слёзы ударится, ничего не останется. ­ Подберите слова, которые помогут нам ярко представить образ солнца (эпитеты) На доске: тёпло ласково Солнце добро щедро звезд а согревае т ­ Выполните аналогичную работу на листочках в группах.  ­ Подберите эпитеты к слову «туча» (время выполнения 2мин.) ­Проверка. Названные слова записываются   на доску     хмура я тёмная Туча сера я зла я холодна грозов ая ­ Сравните эпитеты к словам «солнце» и «туча», что заметили? ­ Как называются такие слова? ­ Кто догадался, кто герои новой сказки? определяют информационное  поле данной темы,  формулируют тему и цель. Заполняют кластер на доске: (фронтальная работа) ­ тёплое, ласковое, доброе,  щедрое, яркое, согревает,  звезда, огненный шар … ­Работа в группах. ­ от каждой группы называют  по 1 слову, слова не должны  повторяться ­ Противоположные по смыслу ­ Антонимы Солнце и туча Слайд 4 ­ Кто автор? ­ Кто герои? ­ Где происходят события? ­ О чём эта сказка? ­Что бы вы хотели узнать о произведении с названием «Солнце и туча»? ­ Как вы думаете, о каких качествах личности пойдёт речь на уроке? ­ А как вы считаете, в чём секрет счастья? Вопрос выносится на доску (в слайд 4) ­ В конце урока постараемся подтвердить или опровергнуть ваши предположения. ­Вы определили для себя вопросы, т.е. составили план работы. ­Давайте постараемся найти на них ответы через наше произведение. Работа с учебником ­ Откройте с. 122 ­ Прочитайте имя автора. ­ Какие произведения уже читали? ­ Дж. Родари написал много сказок, удивительных историй и стихов, которые вы  можете взять в библиотеке и прочесть. ­ Прочтите заголовок. ­ Рассмотрите наших героев, они уже перед вами. ­ Отличаются ли они от нашего описания? ­ Есть в этой иллюстрации что­то сказочное? ­ Это не просто сказка, а сказка ноктюрн – небольшое лирическое произведение. ­ Откуда родом Дж. Родари? ­ Где происходят события? ­ Предположите, что может произойти между солнцем и тучей? Работа в группах по карточкам ­ о добре и зле, щедрости и  скупости. ­ мнения детей Слайд 5 ­ Ждани Родари  « Приключения Чиполино» ­ «Солнце и туча» ­нет ­ нет ­ из Италии ­ В Италии на побережье  Средиземного моря ­ поссорились Работа в группах (5мин.)  Приём «Ключевые термины» ­  развивает воображение,  фантазию, активизирует  внимание. ­ Закройте учебники, немного пофантазируем. ­ В группах, по ключевым словам на карточке №1 попробуйте восстановить сказку,  предварительно выполнив задания Карточка №1 (Слайд № 6) Прочитайте ключевые слова. Почему они разбиты на две группы?  Обсудите последовательность событий. Восстановите сказку по ключевым словам. солнце             туча лучи                злилась щедро            ворчала весело            рассыпалась ­ Проверка выполнения задания по группам. ­ А вам интересно, как об этом написал автор? Проверим свои предположения. ­ Каждая группа называет свой вариант (время 5 мин.) 3.Релизация смысла. 1.Первичное чтение. «Диалог с автором», словарная работа.      Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво.  (Колесница – это … Чем могло гордиться солнце?) Оно щедро разбрасывало лучи – во все  стороны.  (Щедро –это…не скупясь, не жадничая)      И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. (Чем туча была  недовольна?) И неудивительно – у неё было грозовое настроение. (Вот почему она злилась!)   ­ Транжира ты! (“Транжира” – это…..человек, который легкомысленно тратит и раздаёт что либо.) – хмурилась туча. – Дырявые руки! (Интересно, как у солнца могут быть  дырявые руки – так говорят о человеке, у которого всё валится из рук.) Швыряйся,  швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!  (Что этим хочет сказать туча? Как вы думаете, солнце останется без своих лучей? Найдём ответ читая дальше.)      А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой  травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались  заполучить свою частичку солнца.  (Почему все старались получить частичку солнца?) ­ Ну, транжирь ещё, ­ не унималась туча, ­ транжирь своё богатство! Увидишь, как они  Слайд № 7 Колесница – деревянная двух  – или четырёх колёсная  повозка, в которую впрягались  одна или несколько лошадей. ­предположения детей ­ Солнце – это тепло, жизнь. отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять! (Не доверяет окружающим – это  плохо)     Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. (Сколько же получили её тепло?!)      Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте, ­ смотри­ка, все  до одного! ( Подтвердилось наше предположение? Как же они вернулись обратно?)     Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в  неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём) А солнце бултыхнулось в море. От него всё вокруг  пробуждается, поднимается  настроение, на душе  становится теплее. 2.Обобщающая беседа. ­ Чему удивилась туча? ­ Каким было солнце в конце дня? ­ А разве «добрый» и «щедрый» это не одно и тоже? Уточним их значения. ­ Тому, что к заходу солнца все лучи у него оказались на месте. ­ Весёлым и счастливым,  добрым и щедрым. Слайд 8 Добрый – тот, кто делает  добро другим, отзывчивый. Щедрый – тот, кто охотно  помогает другим, тратится на  других, не скупой. ­ Какое определение для солнца самое точное?  Выберите из перечисленных слов. Слайд 9 Доброе, ласковое, счастливое, щедрое, милое, тёплое. ­щедрое Физминутка. 3.Подготовка к выразительному чтению. Групповая работа по карточкам. ­ Возьмите карточку №2 ­ Выполните задание в группе. Карточка №2    Подчеркни слова и выражения, относящиеся к солнцу (1­я,2­я группа), к туче (3­ я,4­я группа) Весело, горделиво, злилась, путешествовало, ворчала, хмурилась, раздаривало, не  унималась, разбрасывало, удивилась, продолжало катиться , рассыпалась,  бултыхнулось. С какой интонацией будете читать эти строки?(плавно, напевно, сердито, зло, резко,  удивлённо, спокойно, радостно, насмешливо, с укоризной) ­Проверка 1­я группа называет , 2­я проверяет – выражения, относящиеся к солнцу, с какой  интонацией читать? 4­я группа называет, 3­я проверяет – к туче, с какой интонацией читать? 4.Выразительное чтение. 5.Пересказ сказки близко к тексту. «Зигзаг» Отслеживание событий с делением на части. ­ Все ребята дружно встали ­ Все у кого жёлтые кружки – сели за стол №1 ­ У кого синие – за стол №2 ­ Зелёные – за стол №3 ­ Красные – за стол №4 ­ В новых группах вы должны подготовиться к пересказу сказки близко к тексту по  плану, составленному из ваших рисунков.  ­ Для удобства разделим сказку на части. ­ Работает с двумя последними абзацами, где речь идёт о заходе солнца и туче  разразившейся градом. Что нарисуете? 4­я группа 3­я группа Слайд №10 ­ Работа в группах ­  Солнце – радостно,  торжественно. ­Туча­ надменно, насмешливо,  с укоризной. ­ солнце, упавшее в море и  тучу рассыпавшуюся градом ­ злобную тучу и солнце с  миллиардами лучей ­ Следующие два абзаца, со слов, ну транжирь ещё … Что можно нарисовать?  2­я группа ­ Следующий абзац, о том, где все были рады солнцу. Что можно нарисовать? 1­я группа ­ Вам остаётся всё остальное. Что можно нарисовать по этой части? ­ виноградинку, травинку,  паучка, капельки воды ­ колесницу, тучу, которая  встретила солнце ­работа в группах ­ Нарисуйте иллюстрации к своей части, ответьте на вопросы на карточках,  подготовив пересказ. Вопросы на карточках № 3: 1­я группа                                                            2­я группа ­ на чём путешествовало солнце?                ­ как туча называла солнце? ­как оно выглядело?                                      ­ что туча просила сделать с лучами? ­ как разбрасывало лучи?                             ­ что ловило лучик солнца? ­ кто злился?                                                  ­ кто старался заполучить частичку солнца? ­ какое настроение было у тучи? 3­я группа                                                           4­я группа ­Что говорила туча?                                          ­ когда происходят события? ­ что делало солнце?                                         ­ что сделало солнце и в чём убедилось? ­ сколько было лучей?                                      ­ как повела себя туча? ­ что делало с ними солнце?                            ­ что сделало солнце? Проверка ­ Части иллюстративного плана вывешиваются на доску в определённом порядке. Пересказ сказки близко к тексту (работа в группах сменного состава) ­ Сейчас ребята дружно встали, взяли листочки с вопросами и вернулись каждый в  свою группу. ­ Ваша задача пересказать ту часть сказки, которую вы готовили. ­ Все остальные внимательно слушаем, чтобы потом пересказать сказку полностью.  ­ вывешивают рисунки ­работа в группах 4.Рефлексия. Проверка (пересказ сказки) ­ Кто ребята попробует пересказать сказку? Заключительная беседа. ­ На чьей стороне симпатии автора? ­ А кто не нравится вам? Почему? ­ Кого напоминают солнце и туча своими действиями и речью?  ­ Кто же был счастливее солнце или туча? ­ вернёмся к началу нашего урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые  задавали? Слайд № 11 ­ Кто автор? ­ Кто герои? ­ Где происходят события? ­ О чём эта сказка? ­ В чём секрет счастья? ­ 1 человек пересказывает  сказку ­ солнца ­туча, жадная, злая,  недоверчивая ­ людей, которые бывают  щедрыми, как солнце и  жадными, как туча ­ солнце ­ да ­ какой же секрет счастья открыл для вас Дж. Родари? ­ ответьте при помощи синквейна  (если останется время, то по группам, если мало, то коллективно) Синквейн  1­я стр. – 1 существительное 2­я стр. – 2 прилагат. 3­я стр. – 3 глагола 4­я стр. – мнение о теме синквейна (что для нас это значит) 5­я стр. – заключение в форме сущ. (ассоциация с первым словом, отражает суть  явления, предмета, о котором говориться в синквейне) ­Зачитайте свои сиквейны. ­ Составление синквейна: Слайд №12 1.Счастье. 2.Заботливый, добрый. 3.Обогащает, помогает, дарит. 4.Будь щедрым к людям! 5.Радость. ­ читают сиквейны Вывод: Слайд №13 Древнегреческий философ  Платон сказал: «Счастье приносят добрые дела и  помощь другим людям.»   ­ Человек от этого не беднеет, а становится духовно богаче. Домашнее задание Слайд №14 1.Пересказать сказку «Солнце и туча» самостоятельно или с опорой на ключевые  слова. или 2.Сочинить сказку «Роза и шипы.»                                  «Вода и огонь.»                                   «Море и звёзды.»

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления  на тему: "Секрет счастья"  (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления  на тему: "Секрет счастья"  (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления  на тему: "Секрет счастья"  (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления  на тему: "Секрет счастья"  (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления  на тему: "Секрет счастья"  (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления  на тему: "Секрет счастья"  (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления  на тему: "Секрет счастья"  (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления  на тему: "Секрет счастья"  (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления  на тему: "Секрет счастья"  (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления  на тему: "Секрет счастья"  (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018