Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
05.11.2018
Предлагаю конспект урока по литературному чтению на тему:"Секрет счастья" по произведению Дж. Родари "Солнце и туча" с использованием технологии критического мышления, который будет интересен учителям начальных классов. На данном уроке ученики знакомятся с новым текстом. Данный материал поможет формированию у учащихся УУД, способствует их участию в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат его выполнения.
Откр. урок Солце и туча. ТКМ doc.docx
Тема: Секрет счастья (Дж. Родари «Солнце и туча»).
Тип урока: урок знакомства с новым текстом.
Цели:
формирование умения характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;
формирования умения передавать последовательность сюжета, описывать героев.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в группах.
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проигрывать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, опорными словами.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные УУД:
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Деятельность учащихся: Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Читать в слух целыми словами осознанно,
правильно , выразительно, используя интонацию, соответствующие тон и темп речи. Воспринимать учебное задание,
выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Этапы урока
1.Организационный
момент
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дороги
Захотели вновь прийти!
Деятельность учителя
Деятельность учеников
2. Стадия вызова
Как называется раздел, который мы изучаем?
Слайд1
«Самое обыкновенное чудо»
В произведениях какого жанра чаще всего встречается «чудо»?
В волшебных сказках.
Почему?
В них присутствуют колдуны,
чародеи, волшебные предметы,
происходит нечто необычное.
А вот Б. Заходер считает, что бывают и другие сказки, давайте прочтём его слова:
Слайд 2
«… В них как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни
чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи –
листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках
озаряются какимто волшебным светом и становятся близкими и понятными,
как будто они живые и родные нам».
Может к таким сказкам относится та, которую будем читать сегодня. Но прежде,
чем познакомиться с ней прочитайте и отгадайте загадки.
Слайд 3
1. Светит , сверкает, всех согревает.
Солнце
Туча
Составление кластера – 2. Нахмурится, насупится, в слёзы ударится, ничего не останется.
Подберите слова, которые помогут нам ярко представить образ солнца (эпитеты)
На доске:
тёпло
ласково
Солнце
добро
щедро
звезд
а
согревае
т
Выполните аналогичную работу на листочках в группах.
Подберите эпитеты к слову «туча» (время выполнения 2мин.)
Проверка. Названные слова записываются
на доску
хмура
я
тёмная
Туча
сера
я
зла
я
холодна
грозов
ая
Сравните эпитеты к словам «солнце» и «туча», что заметили?
Как называются такие слова?
Кто догадался, кто герои новой сказки?
определяют информационное
поле данной темы,
формулируют тему и цель.
Заполняют кластер на доске:
(фронтальная работа)
тёплое, ласковое, доброе,
щедрое, яркое, согревает,
звезда, огненный шар …
Работа в группах.
от каждой группы называют
по 1 слову, слова не должны
повторяться
Противоположные по смыслу
Антонимы
Солнце и туча
Слайд 4
Кто автор?
Кто герои?
Где происходят события?
О чём эта сказка? Что бы вы хотели узнать о произведении с названием «Солнце и туча»?
Как вы думаете, о каких качествах личности пойдёт речь на уроке?
А как вы считаете, в чём секрет счастья? Вопрос выносится на доску (в слайд 4)
В конце урока постараемся подтвердить или опровергнуть ваши предположения.
Вы определили для себя вопросы, т.е. составили план работы.
Давайте постараемся найти на них ответы через наше произведение.
Работа с учебником
Откройте с. 122
Прочитайте имя автора.
Какие произведения уже читали?
Дж. Родари написал много сказок, удивительных историй и стихов, которые вы
можете взять в библиотеке и прочесть.
Прочтите заголовок.
Рассмотрите наших героев, они уже перед вами.
Отличаются ли они от нашего описания?
Есть в этой иллюстрации чтото сказочное?
Это не просто сказка, а сказка ноктюрн – небольшое лирическое произведение.
Откуда родом Дж. Родари?
Где происходят события?
Предположите, что может произойти между солнцем и тучей?
Работа в группах по карточкам
о добре и зле, щедрости и
скупости.
мнения детей
Слайд 5
Ждани Родари
«
Приключения Чиполино»
«Солнце и туча»
нет
нет
из Италии
В Италии на побережье
Средиземного моря
поссорились
Работа в группах (5мин.)
Приём «Ключевые термины»
развивает воображение,
фантазию, активизирует
внимание. Закройте учебники, немного пофантазируем.
В группах, по ключевым словам на карточке №1 попробуйте восстановить сказку,
предварительно выполнив задания
Карточка №1 (Слайд № 6)
Прочитайте ключевые слова. Почему они разбиты на две группы?
Обсудите последовательность событий.
Восстановите сказку по ключевым словам.
солнце туча
лучи злилась
щедро ворчала
весело рассыпалась
Проверка выполнения задания по группам.
А вам интересно, как об этом написал автор? Проверим свои предположения.
Каждая группа называет свой
вариант (время 5 мин.)
3.Релизация смысла. 1.Первичное чтение. «Диалог с автором», словарная работа.
Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво.
(Колесница – это … Чем могло гордиться солнце?) Оно щедро разбрасывало лучи – во все
стороны. (Щедро –это…не скупясь, не жадничая)
И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. (Чем туча была
недовольна?) И неудивительно – у неё было грозовое настроение. (Вот почему она злилась!)
Транжира ты! (“Транжира” – это…..человек, который легкомысленно тратит и раздаёт
что либо.) – хмурилась туча. – Дырявые руки! (Интересно, как у солнца могут быть
дырявые руки – так говорят о человеке, у которого всё валится из рук.) Швыряйся,
швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься! (Что этим хочет сказать туча?
Как вы думаете, солнце останется без своих лучей? Найдём ответ читая дальше.)
А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой
травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались
заполучить свою частичку солнца. (Почему все старались получить частичку солнца?)
Ну, транжирь ещё, не унималась туча, транжирь своё богатство! Увидишь, как они
Слайд № 7
Колесница – деревянная двух
– или четырёх колёсная
повозка, в которую впрягались
одна или несколько лошадей.
предположения детей
Солнце – это тепло, жизнь. отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять! (Не доверяет окружающим – это
плохо)
Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои
лучи. (Сколько же получили её тепло?!)
Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте, смотрика, все
до одного! ( Подтвердилось наше предположение? Как же они вернулись обратно?)
Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в
неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём) А солнце бултыхнулось в море.
От него всё вокруг
пробуждается, поднимается
настроение, на душе
становится теплее.
2.Обобщающая беседа.
Чему удивилась туча?
Каким было солнце в конце дня?
А разве «добрый» и «щедрый» это не одно и тоже? Уточним их значения.
Тому, что к заходу солнца все
лучи у него оказались на месте.
Весёлым и счастливым,
добрым и щедрым.
Слайд 8
Добрый – тот, кто делает
добро другим, отзывчивый.
Щедрый – тот, кто охотно
помогает другим, тратится на
других, не скупой.
Какое определение для солнца самое точное? Выберите из перечисленных слов.
Слайд 9
Доброе, ласковое, счастливое, щедрое, милое, тёплое.
щедрое
Физминутка.
3.Подготовка к выразительному чтению.
Групповая работа по карточкам.
Возьмите карточку №2 Выполните задание в группе.
Карточка №2
Подчеркни слова и выражения, относящиеся к солнцу (1я,2я группа), к туче (3
я,4я группа)
Весело, горделиво, злилась, путешествовало, ворчала, хмурилась, раздаривало, не
унималась, разбрасывало, удивилась, продолжало катиться , рассыпалась,
бултыхнулось.
С какой интонацией будете читать эти строки?(плавно, напевно, сердито, зло, резко,
удивлённо, спокойно, радостно, насмешливо, с укоризной)
Проверка
1я группа называет , 2я проверяет – выражения, относящиеся к солнцу, с какой
интонацией читать?
4я группа называет, 3я проверяет – к туче, с какой интонацией читать?
4.Выразительное чтение.
5.Пересказ сказки близко к тексту. «Зигзаг»
Отслеживание событий с делением на части.
Все ребята дружно встали
Все у кого жёлтые кружки – сели за стол №1
У кого синие – за стол №2
Зелёные – за стол №3
Красные – за стол №4
В новых группах вы должны подготовиться к пересказу сказки близко к тексту по
плану, составленному из ваших рисунков.
Для удобства разделим сказку на части.
Работает с двумя последними абзацами, где речь идёт о заходе солнца и туче
разразившейся градом. Что нарисуете?
4я группа
3я группа
Слайд №10
Работа в группах
Солнце – радостно,
торжественно.
Туча надменно, насмешливо,
с укоризной.
солнце, упавшее в море и
тучу рассыпавшуюся градом
злобную тучу и солнце с
миллиардами лучей Следующие два абзаца, со слов, ну транжирь ещё … Что можно нарисовать?
2я группа
Следующий абзац, о том, где все были рады солнцу. Что можно нарисовать?
1я группа
Вам остаётся всё остальное. Что можно нарисовать по этой части?
виноградинку, травинку,
паучка, капельки воды
колесницу, тучу, которая
встретила солнце
работа в группах
Нарисуйте иллюстрации к своей части, ответьте на вопросы на карточках,
подготовив пересказ.
Вопросы на карточках № 3:
1я группа 2я группа
на чём путешествовало солнце? как туча называла солнце?
как оно выглядело? что туча просила сделать с лучами?
как разбрасывало лучи? что ловило лучик солнца?
кто злился? кто старался заполучить частичку солнца?
какое настроение было у тучи?
3я группа 4я группа
Что говорила туча? когда происходят события?
что делало солнце? что сделало солнце и в чём убедилось?
сколько было лучей? как повела себя туча?
что делало с ними солнце? что сделало солнце?
Проверка
Части иллюстративного плана вывешиваются на доску в определённом порядке.
Пересказ сказки близко к тексту (работа в группах сменного состава)
Сейчас ребята дружно встали, взяли листочки с вопросами и вернулись каждый в
свою группу.
Ваша задача пересказать ту часть сказки, которую вы готовили.
Все остальные внимательно слушаем, чтобы потом пересказать сказку полностью.
вывешивают рисунки
работа в группах
4.Рефлексия.
Проверка (пересказ сказки) Кто ребята попробует пересказать сказку?
Заключительная беседа.
На чьей стороне симпатии автора?
А кто не нравится вам? Почему?
Кого напоминают солнце и туча своими действиями и речью?
Кто же был счастливее солнце или туча?
вернёмся к началу нашего урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые
задавали?
Слайд № 11
Кто автор?
Кто герои?
Где происходят события?
О чём эта сказка?
В чём секрет счастья?
1 человек пересказывает
сказку
солнца
туча, жадная, злая,
недоверчивая
людей, которые бывают
щедрыми, как солнце и
жадными, как туча
солнце
да
какой же секрет счастья открыл для вас Дж. Родари?
ответьте при помощи синквейна (если останется время, то по группам, если мало, то
коллективно)
Синквейн
1я стр. – 1 существительное
2я стр. – 2 прилагат.
3я стр. – 3 глагола
4я стр. – мнение о теме синквейна (что для нас это значит)
5я стр. – заключение в форме сущ. (ассоциация с первым словом, отражает суть
явления, предмета, о котором говориться в синквейне)
Зачитайте свои сиквейны.
Составление синквейна:
Слайд №12
1.Счастье.
2.Заботливый, добрый.
3.Обогащает, помогает, дарит.
4.Будь щедрым к людям!
5.Радость.
читают сиквейны Вывод: Слайд №13
Древнегреческий философ Платон сказал: «Счастье приносят добрые дела и
помощь другим людям.»
Человек от этого не беднеет, а становится духовно богаче.
Домашнее задание
Слайд №14
1.Пересказать сказку «Солнце и туча» самостоятельно или с опорой на ключевые
слова.
или
2.Сочинить сказку «Роза и шипы.»
«Вода и огонь.»
«Море и звёзды.»
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии критического мышления на тему: "Секрет счастья" (Дж. Родари «Солнце и туча»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.