УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 23»
Урок математики в 3 классе
по теме
«Решение уравнений»
Автор:
Степанова Юлия Владимировна
Мытищи
2017
УМК: Школа 2100
Предметная область: Математика (Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких) 3 класс
Тема: Решение уравнений
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: научиться решать составные уравнения, получить возможность научиться решать задачи с помощью составных уравнений.
Задачи урока:
· Сформировать умение решать составные уравнения.
· Отрабатывать навыки решения уравнений на нахождение компонентов арифметических действий.
· Тренировать вычислительный навык, умение анализировать уравнения.
· Составить алгоритм решения составных уравнений.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
1.Создание условий для проявления познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам.
2. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
3.Формирование толерантности (уважительного отношения к мнению одноклассников).
Регулятивные УУД:
1.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
2.Проговаривать последовательность действий на уроке.
3.Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
4.Работать по коллективно составленному плану.
5.Оценивать правильность выполнения действия.
6.Высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
1.Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя).
2.Добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
3.Создавать алгоритм деятельности, использовать знаково-символические средства.
4.Строить логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные УУД:
1.Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
2.Слушать и понимать речь других.
3.Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
4.Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Используемые технологии: технология развития критического мышления.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник «Математика» (2 часть), памятки, карточки с заданиями, алгоритм.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Доброе утро, мои маленькие друзья, доброе утро, уважаемые коллеги! Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
I. Актуализация знаний
- Год назад в нашей стране произошло грандиозное мировое событие. А какое, вы узнаете, если расшифруете слово.
1. Расшифруйте слово.
13х3 – Л 15х6 – Д 49 : 7 – А
24 : 12 – П 9х4 – И 7х12 – М
56 : 8 – А 42 : 7 – О 6х6 – И
Ключ:
6 |
39 |
36 |
84 |
2 |
36 |
7 |
90 |
7 |
О |
Л |
И |
М |
П |
И |
А |
Д |
А |
- Олимпийские игры – важнейшее событие в международной спортивной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты. Под олимпийскими знаменами собираются спортсмены всех континентов, потому что спорт сближает людей, помогает народам лучше понять и познать друг друга. Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм.
Сегодня вместе с нами на уроке Белый медведь, Леопард и Зайка – талисманы зимних Олимпийских Игр в Сочи. Талисман – это символ игр, приносящий удачу. Хочется верить, что эти герои тоже нам принесут сегодня удачу.
Постановка проблемы
- Красная Поляна — популярный центр горнолыжного спорта. На склонах гор появились следы от лыж известных горнолыжников и сноубордистов. Задание Леопарда. Найди среди записей уравнение. Обоснуй свой выбор.
14 * х = 28 (ур)
17 – а > 3 (нерав)
15 – у = 9 (ур)
х : 5 = 6 + 9 (ур)
8 + 12 = 16 (равенство)
d – с (буквенное выраж)
(Уравнением называется равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти)
- Как называются оставшиеся записи?
- Какие из данных уравнений мы можем решать? (1 и 3)
- Прочитайте каждое уравнение с названием компонентов и результатом действия.
- Чем представлен каждый компонент в 1 и 3 уравнениях? (Компоненты и результаты действий в каждом из уравнений представлены числами или буквами)
- Уравнения, в которых каждый компонент и результат действия представлен числом или буквой называются простыми. (Пример 1 и 3 уравнение)
- Что значит решить уравнение? (Это значит найти все его корни или убедиться, что их нет)
- Подняться на вершину горы мы сможем по канатной дороге. А чтобы нам ничего не помешало это сделать, нам необходимо вспомнить алгоритм.
- Давайте вспомним алгоритм решения простого уравнения.
Алгоритм
1. Прочитай уравнение.
2. Определи, что неизвестно.
3. Примени правило.
4. Вычисли (упрости правую часть).
5. Сделай, если нужно, проверку.
- Мы поднялись на вершину горы. Нам, как будущим спортсменам, тоже необходимо оставить свой след.
- Решим данные простые уравнения, следуя алгоритму.
- Открываем тетрадь и записываем число и классную работу, и начинаем решать. (Один у доски)
- Есть ли среди представленных уравнений те, которые вы не умеете решать? (х : 5 = 6 + 9)
- Чем оно отличается от простых уравнений? (Частное представлено суммой)
- Уравнение, в которых один из компонентов (или оба компонента) или результат действия представлен выражением, называются составными.
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Дети пытаются сформулировать тему урока)
Открытие нового
- Задание Зайки.
- Запишите новое уравнение в тетрадь.
- Как вы думаете, как надо решать это уравнение? (Предположения детей)
- Сначала найдем значение выражения, записанного в правой части равенства, т.е. сумму 6 и 9. мы получили уравнение х : 5 = 15. Эта запись вам знакома? (Это простое уравнение)
- Решите уравнение самостоятельно в тетради. (Дальнейшая проверка на слайде)
- Могли бы вы научить других детей решать такие уравнения?
- Как бы вы им объяснили, с чего надо начинать?
- Составьте алгоритм решения уравнения нового вида. Работаем в парах. Каждой паре на стол дается в разрезанном виде шаги алгоритма. Вам необходимо восстановить последовательность действий.
- Прочитайте получившийся алгоритм. (Каждому ребенку дается памятка с алгоритмом)
Алгоритм
1. Прочитайте уравнение.
2. Назови, чем выражен результат.
3. Упрости правую часть.
4. Запиши полученное простое уравнение.
5. Реши простое уравнение.
Физкультминутка
Первичное закрепление
- Белый мишка. Мы попадаем на олимпийский стадион, где проходят соревнования по биатлону.
Учебник с.89, № 4. [2;89]
- Посмотрите внимательно на уравнения. На что вы обратили внимание? (1 столбик – простые уравнения, 2 и 3 – составные)
- Давайте сначала решим уравнения из 1 столбика, а далее из 2 и , проговаривая алгоритм решения. (Решаются по очереди у доски с комментариями).
1) х + 179 = 239
х = 63
2) в : 4 = 320
в = 1280 320 * 4 = 32 дес. * 4 = 128 дес. = 1280
3) a * 2 = 80 * 4
a = 160 320 : 2 = 32 дес. : 2 = 16 дес. = 160
4) 176 + у = 200 + 39
У = 63
5) s : 4 = 400 – 80
S = 1280
6) с * 2 = 8 * 40
С = 160
Учебник, с. 88, № 3. [2;88]
На одной чаше весов лежит купленный мамой арбуз и гиря 5 кг, а на другой чашке весов гиря 2 кг и 15 кг. Чему равна масса арбуза?
х + 5 = 15 + 2
х = 12
12 (кг) – масса арбуза.
Ответ: 12 кг масса арбуза.
Самостоятельная работа
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1 |
Подчеркни зеленым карандашом простые уравнения, а красным составные.
х * 6 = 18 45 : х = 23 – 14 5 + х = 24 : 4 х : 4 = 12 |
Подчеркни зеленым карандашом простые уравнения, а красным составные.
4 * х = 45 – 9 8 + х = 48 44 : х = 4 6 + х = 38 : 2 |
2 |
Реши уравнение.
34 + х = 45 * 2 |
Реши уравнение.
х – 25 = 54 : 3 |
3 |
Составь уравнение по рисунку.
|
Составь уравнение по рисунку.
|
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите карандаши и проверьте решения по слайду.
Итог урока
- Сегодня на уроке мы погрузились в неповторимую атмосферу Олимпийских игр, преодолели много трудностей и препятствий. Подошел к завершению наш урок.
Домашняя работа
- Каждый участник соревнований, одержав победу, поднимается на пьедестал почета, чтобы получить заслуженную медаль. Сегодня вы тоже одержали победу, победу над собой. И тоже получаете медали за работу на уроке. На обратной стороне медали записаны 3 вида домашнего задания. 1задание необходимо выполнить всем, остальные задания выполнить по желанию.
Рефлексия
- Возьмите каждый свой магнитик и поместите на ту ступеньку пьедестала, на которой вы находитесь
1 ступень – ничего не понял.
2 ступень – понял, но все же есть затруднения.
3 ступень – все понял.
(На доске изображение пьедестала, дети подходят и по очереди прикрепляют свой магнитик)
- Я благодарю вас, дети, за работу на уроке, за помощь друг другу, мне!
Резервный материал
Задача № 5а, с. 89 [2;89]
- Прочитайте задачу.
- Выделите необходимую информацию в условии.
- Предложите модель для записи условия.
(Схема).
- Как в схеме изобразить рисунки Майи? (Одна часть).
- А Лики? (В 3 раза больше – 3 такие части).
- Сколько всего рисунков за лето сделали девочки?
- Расскажите задачу по схеме.
- На какой вопрос надо ответить?
- Составьте план решения задачи.
- Решите задачу.
( 1). 1 + 3 = 4 (части) – всего; 2). 120 : 4 = 30 (рис.) – сделала Майя;
3). 30 ∙ 3 = 90 (рис.) – сделала Лика; или 3). 120 – 30 = 90(рис.)
Список использованной литературы
1. Дидактический материал к учебнику «Математика», 3 класс. Козлова С. А., Гераськин В. Н., Волкова Л. А. – М.: БАЛАСС, 2015.
2. Математика, 3 класс, 2 часть. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких. – М.: БАЛАСС, 2012.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.