Учащиеся научатся решать задачи на уменьшение числа в несколько раз; пользоваться таблицей умножения и деления; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково -символической форме.
Урок 2 4.
Тема Задачи на уменьшение числа в несколько раз
Цели: познакомить с задачами на уменьшение числа в несколько раз; закреплять
знание таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4; развивать умение
работать самостоятельно.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на уменьшение
числа в несколько раз; пользоваться таблицей умножения и деления; понимать
учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; создавать модели с
выделением существенных характеристик объекта и представлением их в
пространственнографической или знаковосимволической форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточки с заданиями.)
— Сделай схематический рисунок и схематический чертеж и реши задачу.
Дыня весит 3 кг, а арбуз в 4 раза больше. Найди массу арбуза.
— Сделай схематический рисунок и схематический чертеж и реши задачу.
Дыня весит 3 кг, а арбуз — на 4 кг больше. Найди массу арбуза. (Три ученика
работают у доски.)
— Заполни пропуски.
□ •5 = 2032:
□ □
= 8 :4 = 690 = 0
21 :
□ □
= 3 4= 162
□ □
=14 :7 = 4
— Реши уравнения.
х4 = 2814:х = 214x = 2
— Укажи порядок действий.
тa.b+cdт+(п —к) (d+ a)a — k+c — b — d:mm+(n — к — d + a)
a :b— cd к :тк:Ь + (а — с)—х
2. Устный счет
ОТВЕТ Зимородки выкапывают земляные норы на обрыве у реки или озера.
Птица с разлету долбит клювом землю, а затем ее,
уже разрыхленную, выбрасывает наружу. Таким образом, зимородок
выкапывает нору длиной до 1 м
III. Самоопределение к деятельности
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу. У Оли 5 конфет, а у Лены в
3 раза больше. Сколько конфет у Лены?
ооооо
ооооооооооооооо
Решение: 5 • 3 = 15 (к.). Ответ: у Лены 15 конфет.— Если у Лены конфет в 3 раза больше, то что можно сказать об Олиных
конфетах? (Их в Зраза меньше.)
— Как найти число Олиных конфет, если известно, что у Лены 15 конфет, а у Оли
в 3 раза меньше? (Ответы детей.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 38.
— Каким действием находят число, которое в несколько раз меньше данного?
(Делением.)
№ 1 (с. 38).
— Прочитайте задание 1. Что значит «в 3 раза меньше»? (Число разделили наЗ и
взяли одну часть.)
— Прочитайте задание 2. Что значит «на 3 меньше»? (Столько же, но без 3.)
2. Работа над задачей
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
У Лены 15 конфет, а у Оли в 3 раза меньше. Сколько конфет у Оли?
(Один ученик работает у доски.)
Примерные рассуждения ученика: у Лены 15 конфет рисуем 15 кругов. У Оли
в 3 раза меньше. Значит, нужно 15 кругов разделить на 3 равные части и взять
одну часть.
ООООО|ООООО|ООООО
ооооо
Решение: 15 : 3 = 5 (к.). Ответ: у Оли 5 конфет.
3. Работа по учебнику
№2 (с. 38).
— Прочитайте задание.— Что мы должны сделать, чтобы проверить, верны ли равенства и неравенства?
(Решить левую и правую часть и сравнить ответы.)
— Выполните задание. (Взаимопроверка. Взаимооценка.)
№3(с.38).
(Устное выполнение.)
— Какое уравнение отличается от других? (Второе, так как записано частное;
третье, так как значение х—любое число.)
V. Физкультминутка
Скачет шустрая синица,(Прыжки на двух ногах.)
Ей на месте не садится:(Прыжки на левой ноге.)
Прыгскок, прыгскок,(Прыжки на правой ноге.)
Завертелась, как волчок.(Покружиться.)
Вот присела на минутку,(Присесть.)
Почесала клювом грудку(Встать, наклоны головы влево и вправо.)
И с дорожки на плетень,(Прыжки на левой ноге.)
Тиритири,(Прыжки на правой ноге.)
Теньтеньтень!(Прыжки на двух ногах.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№51 (с. 24).
— Прочитайте задачу.
— Каким действием будете находить количество больших мячей? (Делением.)
— Как найти, сколько всего мячей купили? (Сложить количество больших и
маленьких мячей.)
— Запишите решение задачи.
— Прочитайте задание 2. Какую карточку вы раскрасите? (На 4мяча меньше.)
— Запишите решение этой задачи. №52 (с. 25).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Чему равен периметр? ((2 + 4) • 2 = 12 (см).) №54 (с. 25).(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— В каком из уравнений задания 1 самое большое значение переменной? (у: 4=
7,у = 28.)
— Чему равно самое маленькое значение переменной? (х = 4.)
— Найдите суму значений переменных. (4 + 5 + 28 = 37.)
— В каком из уравнений задания 2 значение переменной находили
сложением? (у 20[ = 47, у = 67.)
— В каких уравнениях значение переменной находили умножением? (Нет
таких.)
— Каким действием находили значение переменной в остальных уравнениях?
(Вычитанием.)
(Самооценка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 38). Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему новому научились на уроке?
— Кому и за что хотите сказать спасибо?
Домашнее задание
Учебник: № 4, 5 (с. 38).